Специальные орфографические упражнения

Для формирования умения применять правила правописания используют специальные и неспециальные орфографические упражнения.

К специальным упражнениям относят списывание и разные виды диктантов (кроме творческого и свободного).

Списывание как специальное орфографическое упражнение опирается на зрительный и моторный виды памяти. Определенную роль в формировании умения играет естественное проговаривание (во внутренней речи), поэтому в младших классах следует ориентировать детей на обязательное послоговое орфографическое проговаривание записываемого. Это приучает к самоконтролю.

Списывание существует в двух формах: неосложненное (вырабатывает умение находить орфограммы и обозначать условия выбора написания) и осложненное (учит выбору правильного написания из ряда возможных).

Осложненное списывание существует в нескольких вариантах:

а) с дополнительным заданием (выделить орфограммы, указать проверочное слово, определить грамматическую форму и т.д.);

б) с изменением текста (дописать слово, вставить буквы, части слов или слова, пропущенные в тексте, изменить грамматическую форму слова и т.д.);

в) выборочное (выписать слова с указанными орфограммами);

г) списывание по вопросам (в знакомом тексте ученики должны найти ответы на вопросы и выписать фрагмент этого текста).

Осложненному списыванию обычно предшествует зрительная, словесная или зрительно-словесная подготовка.

Диктант как специальное орфографическое упражнение основывается на слуховой, зрительной и моторной памяти. Диктант – это вид письменной работы, при котором учитель диктует текст, а ученики самостоятельно его записывают. Диктанты бывают контрольные и обучающие.

Контрольный (проверочный) диктант проводится с целью проверки прочности знаний и навыков учащихся по изученному разделу орфографии и пунктуации. Текст диктанта должен отвечать следующим требованиям: быть интересным и понятным детям; по характеру орфограмм и пунктограмм соответствовать программе и разделам, пройденным к моменту проведения диктанта; должны быть включены не только орфограммы на последние изученные правила, но и слова, вызвавшие затруднения в предыдущих письменных работах; насыщенность орфограммами должна быть равномерной на разных участках текста; объем диктанта, количество орфограмм, пунктограмм, словарных слов должны строго соответствовать нормам, предусмотренным для данного класса.

В начале урока учитель медленно и выразительно читает текст диктанта. Ученики в момент чтения должны внимательно слушать, чтобы понять содержание. Затем озвучивается предложение целиком, а после по фразам (синтагмам) для записи. После записи предложение снова прочитывается для проверки. На последнем этапе работы учитель воспроизводит текст диктанта целиком, чтобы ученики могли еще раз проверить написанное. После этого тетради собираются.

Программой предусмотрено 2 контрольных диктанта в четверти (количество контрольных словарных диктантов в это число не входит). Проведению проверочного диктанта должна предшествовать специальная подготовка, которая может занимать целый урок обобщения и систематизации знаний (повторения), а может включаться в структуру урока в качестве его фрагмента.

Объем диктантов

Вид работы 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
Диктант (к-во слов), орф-м, пунк-м, слов. сл.   90-100   до 3 до 5   100-110 до 4 до 7   110-120 до 5 до 7   120-150 до 10 до 10   150-170 до 15 до 10   180-190 до 15 до 10   180-190 до 15 до 10

Обучающие диктанты имеют две формы подготовки: зрительную и словесную. Зрительная заключается либо в предварительном чтении всего текста предстоящего диктанта по учебнику, либо отдельных слов из текста диктанта, которые записываются на доске, а во время диктанта стираются. Для диктантов со зрительной подготовкой в учебнике помещены специальные упражнения. Словесная подготовка – это обоснование выбора орфограмм на основе применения правила. Подготовка может осуществляться до записи диктуемого (предупредительный диктант), во время записи (комментированное письмо), после записи (объяснительный диктант).

В школьной практике наибольшее распространение получили следующие виды диктантов: 1) объяснительный, 2) предупреди­тельный, 3) комментированное письмо; 4) комбинированный, 5) выборочный, 6) распределительный, 7) выборочно-распределит­ельный, 8) зрительный, 9) «Проверяю себя», 10) письмо по памяти (разученный диктант).

Объяснительный диктант предполагает запись текста, предложения или словосочетания и объяснение орфограмм и пунктограмм после записи.

Предупредительный диктант подразумевает объяснение орфограмм и пунктограмм до записи диктуемого. Это упражнение является наиболее частотным в школьной практике, поскольку лучше предупредить ошибку, нежели исправить ее после записи.

Комментированное письмо отличается от объяснительного и предупредительного диктантов тем, что орфограммы объясняются непосредственно во время записи диктуемого.

Комбинированный диктант совмещает в себе элементы предупредительного, объяснительного и комментированного письма. Проведение такого вида диктанта целесообразно на уроках повторения.

Выборочный диктант предполагает запись не всего текста, а лишь тех частей (слов или словосочетаний), в которых встречаются изучаемые орфограммы.

Распределительный диктант требует от учеников распределить слова или словосочетания в зависимости от написания.

Выборочно-распределительный диктант совмещает в себе выбор из текста слов или словосочетаний с изучаемой орфограммой и одновременное распределение в зависимости от написания.

Зрительный диктант состоит в том, что ученик, прежде чем записать какой-либо текст, внимательно читает его и объясняет орфограммы. Затем текст диктуется учителем или записывается учеником по памяти. Такой вид диктанта иногда называют самодиктантом.

Целью диктанта «Проверяю себя» является развитие у школьников навыка строго и систематически контролировать себя во время письма. Каждому ученику предоставляется возможность задавать вопросы во время письма, чтобы устранить сомнения в написании того или иного слова. Следует, однако, отметить, что подобная форма работы возможна в классе с хорошей дисциплиной. Диктант-самопроверка может проходить и в другой форме: ученики записывают диктант, а затем проверяют себя по образцу, представленному на доске или в учебнике. Своеобразным вариантом этого типа диктанта является диктант-взаимопроверка, во время которой каждый ученик проверяет не свою работу, а одноклассника; при этом учитель должен обязательно предложить тот или иной образец проверки и указать, каковы нормы оценки работы.

Для усвоения ряда орфограмм, запоминание которых основывается на зрительном восприятии, целесообразно использовать письмо по памяти, или разученный диктант. Дома школьники учат текст упражнения наизусть, разбирая его с орфографической точки зрения. Подготовленный текст записывается учениками на уроке по памяти.

Наши рекомендации