Идам джнанам упашритйа мама садхармйам агатах

сарге ‘пи нопаджайанте пралайе на вйатханти ча

упашритйа – найдя прибежище в; идам – этом; джнанам – знании; агатах – они стали; садхармйам – наделенными такой же природой; (как) мама – Моя; апи – даже; сарге – во время сотворения; на упаджайанте – они не рождаются; ча – и; на вйатханти – не знают беспокойств; пралайе – во время разрушения.

Найдя прибежище в этом знании, мудрецы достигают сарупья-дхамы и обретают божественную природу, как у Меня Самого. Так они перестают рождаться даже во время сотворения мира, и их не тревожит смерть во время его разрушения.

Бхаванувада

Слово садхармйам указывает на мукти, которому присуща сарупья дхарма (обретение облика, подобного облику Верховного Господа). А слова на вйатханти означают, что эти мудрецы не страдают.

Пракашика-вритти

Постигнув атма-гьяну (трансцендентное знание о своем «я»), садхака-джива обретает такие же качества, как у Бхагавана. Это значит, что многие из ее качеств становятся схожими с качествами Господа (отчасти равными им). Даже обретя мукти и избавившись от круговорота рождений и смертей, душа не утрачивает своего индивидуального бытия и становится спутником Верховной Личности Бога. Она утверждается в своей сварупе и обретает вечную према майи севу, полное любви служение лотосным стопам Господа. Бхакты не расстаются со своей сварупой – служением Господу – даже после освобождения из материального плена. Суть наставлений Господа Шри Кришны заключается в том, что дживатма не сливается с Параматмой и не становится с Ней равной во всех отношениях. Шуддха-сварупа (чистый образ) дживы продолжает существовать отдельно от сварупы Шри Бхагавана, и в этом чистом образе джива неизменно с любовью служит Господу. Великие ачарьи, такие, как Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур и Шрила Шридхара Свами, утверждали, что слово садхармйа означает только сарупья-мукти. В четвертой прамее своей книги «Прамея-ратнавали» Шрила Баладева Видьябхушана пишет, что слова самйа в Мундака Упанишад (3.1.3) и садхармйа в «Гите» (14.2) следует понимать как указание на то, что даже на уровне освобождения, или мокши, между дживой и Ишварой сохраняется различие. Он объясняет, что оборот брахмаива в тексте брахма-вид брахмаива бхавати означает «подобно Брахману». Слово эва (брахмаива = брахма-эва) использовано здесь, чтобы указать на подобие. Таким образом, брахмаива означает «обрести такие же качества, как у Бхагавана, то есть, перестать рождаться и умирать». Однако это вовсе не означает, что джива может, подобно Бхагавану, творить материальные вселенные.

Обсуждаемый стих «Гиты» (14.2) Шрила Баладева Видьябхушана комментирует так: «Когда исполненная веры джива, поклоняясь духовному учителю и практикуя садхану на пути бхакти, обретает описанную здесь гьяну, она обретает качественное равенство в восьми свойствах Бхагавана и спасается из круговорота рождений и смертей. Шрути утверждают, что джива сохраняет свою индивидуальность даже на уровне мокши. Она никогда не «растворяется» в Брахмане. Иными словами, всегда существует больше одной дживы. Тад вишнох парамам падам сада пашйанти сурайах. Освобожденные души, пребывая на уровне мукти, всегда созерцают обитель Шри Вишну. Слово самйа встречается и в Мундака-шрути: йада пашйах пашйате рукма-варнам … ниранджанах парамам самйам упаити, а также в «Шримад-Бхагаватам» (11.5.48), тат-самйам апух – «Они достигают такого же положения, как Он (в Его вечной божественной обители)».

Рила Бхактивинода Тхакур приводит от имени Кришны такие пояснения: «Обычно гьяна является сагуной. Ниргуна-гьяну именуют уттама-гьяной (высшим знанием). Найдя прибежище в ниргуна-гьяне, душа обретает Мою садхармью, или качества, подобные Моим. Менее разумные люди полагают, что джива, избавившись от материальных качеств, материального тела и материального бытия, утрачивает какие бы то ни было качества, облик и бытие и перестает существовать как личность. Эти люди не знают, что так же, как в материальном мире все предметы обладают своими характерными особенностями (вишеша), в Моей обители, Вайкунтха-дхаме (вишуддха-вишеша-дхаме), которая лежит за пределами материального мира, все исполнено разнообразия чистых духовных качеств. Эти чистые, неповторимые качества (вишуддха-вишеша) создают многообразие вечных духовных образов и бытия, именуемого Моей ниргуна-садхармьей (сарупьей, находящейся за пределами влияния гун). С помощью ниргуна-гьяны душа вначале выходит из под влияния материального мира (сагуны) и достигает уровня ниргуна-брахмана. Тогда в ней проявляются ее духовные качества, и с этих пор джива больше не рождается в материальном мире».

Текст 3

мама йонир махад брахма тасмин гарбхам дадхамй ахам

самбхавах сарва-бхутанам тато бхавати бхарата

бхарата – о Бхарата; мама – Мой; махат – великий; брахма – дух (в виде материальной природы); (является) йоних – чревом; тасмин – в котором; ахам – Я; дадхами – зачинаю; гарбхам – плод (зародыш); (и) татах – тем самым; самбхавах – рождение; сарва-бхутанам – всех живых существ; бхавати – происходит.

О Бхарата, Моя пракрити (махад брахма) – это чрево, которе Я оплодотворяю пограничными по природе дживами. Все существа рождаются только из махад брахмы.

Бхаванувада

Причина материального рабства дживы кроется в ее соприкосновении с гунами, которые, в свою очередь, являются следствием ее невежества, возникшего с незапамятных времен. Желая объяснить это, Верховный Господь описывает, как рождаются кшетра и кшетра-гья. «Махад брахма, великий Брахман является чревом, которое Я оплодотворяю (мама йонир)». То, что не поддается делению во времени и пространстве и что неизмеримо, именуется махат (великим). А слово брахма здесь относится к пракрити, потому что материальное творение – это экспансия Брахмана. Так образуется словосочетание махад брахма.

В шрути слово брахма тоже иногда используется для обозначения пракрити. Дадхами означает «Я помещаю гарбху (семя в виде дживы) в эту пракрити и тем самым оплодотворяю ее». Итас тв анйам пракритим виддхи ме парам джива-бхутам (Бг. 7.5). Это утверждение указывает на источник живых существ – джива-пракрити как пограничную энергию (татстха-шакти) и жизнь всего живого. В комментируемом стихе появление живых существ на свет описано словом гарбха (зачатие, оплодотворение). Татах означает: «Все существа (сарва-бхутанам) начиная с Брахмы рождаются от производимого Мной зачатия».

Пракашика-вритти

В материальном мире все рождается из сочетания кшетры и кшетра-гья, или тела (именуемого дехой) и дживатмы, которую еще называют дехи.

Это сочетание пракрити (материальной природы) и пуруши (дживы) возникает только по воле Парамешвары. Скорпион откладывает яйца в рисе. И люди обычно говорят, что скорпионы рождаются из риса, но на самом деле, не рис является источником рождения скорпионов, а отложенные в нем яйца. Точно так же, джива рождается не из пракрити. Это Господь помещает дживу (как семя) в чрево материальной природы, а люди думают, будто она родилась из пракрити. Каждая джива получает тело, которое соответствует ее прошлым поступкам. Пракрити лишь создает эти тела под надзором Господа. А дживы отождествляют себя с телом и, повинуясь закону кармы, испытывают радости или страдания. Следует хорошо усвоить, что Парамешвара является изначальной причиной появления джив в материальной вселенной.

Шрила Бхактивинода Тхакур приводит от имени Кришны такие слова: «Первейшая истина о пракрити (махад брахме) состоит в том, что пракрити является источником возникновения вселенной. Я оплодотворяю пракрити (брахму), и тогда все существа появляются из нее на свет. Материальная ипостась Моей пара пракрити (духовной природы) проявляется как брахма (материальная природа), которую Я оплодотворяю семенами татастхи, дживами. Все существа, начиная с Брахмы, рождаются только таким путем».

Текст 4

сарва-йонишу каунтейа муртайах самбхаванти йах

тасам брахма махад йонир ахам биджа-прадах пита

каунтейа – о сын Кунти; махат брахма – великая материальная природа; (является) йоних – (материнским) чревом; тасам – для тех; муртайах – тел; йах – которые; самбхаванти – родились; сарва-йонишу – средир представителей всех видов жизни; (а) ахам – Я; биджа-прадах – дающий семя; пита – отец.

О Куантея, махад брахма, природа, является матерью, из чрева которой рождаются все виды живых существ, а Я – оплодотворяющий ее отец.

Бхаванувада

«Пракрити является матерью всех существ, а Я – их отец, и эти отношения существуют не только во время сотворения мира, но они есть всегда. Я – вечный отец. Для всех, кто появляется на свет среди движущихся или неподвижных существ – от пролубогов до мельчайшей травинки, – махад брахма (пракрити) является чревом, или дарующей рождение матерью, а Я даю ей семя. Я – оплодотворяющий ее отец».

Пракашика-вритти

В этом стихе ясно сказано, что Господь Шри Кришна – изначальный отец всех живых существ. Именно Он оплодотворяет пракрити, и живые существа появляются из нее на свет, как из материнского чрева. Дживы есть повсюду: на земле и под землей, в воде и в небе, на семи высших и семи низших планетных системах. Они есть и на Вайкунтхе, и на Голоке, и в других обителях. В мире Вайкунтхи обитают мукта-дживы, спутники Господа, а материальный мир населяют баддха-дживы, пребывающие в разных состояниях сознания – аччхадита (скрытое), санкучита (ограниченное), мукулита (пробуждающееся), викасита (расцветающее) и пурна-викасита (цветущее).

Текст 5

саттвам раджас тама ити гунах пракрити-самбхавах

нибадхнанти маха-бахо дехе дехинам авйайам

маха-бахо – о могучерукий Арджуна; гунах – три опутывающие силы; саттвам – благость; раджах – страсть; (и) тамах – невежество; ити – которые; пракрити-самбхавах – рождаются из материальной природы; нибадхнанти – сковывают; авйайам – вечную; дехинам – воплощенную душу; дехе – в теле.

О могучерукий, существует три гуны природы – саттва, раджас и тамас, – которые опутывают живущую в теле вечную душу.

Бхаванувада

Описав, каким образом дживы рождаются из пракрити, Верховный Господь теперь объясняет, что такое гуны и как они порабощают соприкасающуюся с ними дживу. Господь использует слово дехе, чтобы описать положение дживы, которая причисляет себя к проявлениям пракрити и, обитая в материальном теле, становится пленницей гун. На самом деле, джива нетленна, неизменна и не смешивается с материей, но гуны порабощают ее из-за того, что она соприкасается с ними. Это соприкосновение вызвано невежеством дживы, существующим с незапамятных времен.

Пракашика-вритти

Три гуны природы – саттва, раджас и тамас – рождаются из пракрити, чтобы выполнять три основных действия: создание, подержание и уничтожение вселенной. Пока гуны находятся в равновесии, пракрити остается непроявленной. В это время ничего не возникает, не поддерживается и не уничтожается.

Наши рекомендации