О существовании обитаемых земель.
Предисловие
Представленная читателю книга выдающегося шведского учёного и великого духовидца XVIII века Эммануила Сведенборга может вызвать неоднозначную реакцию у современного читателя. В своей работе автор утверждает, что ни одна из планет не является необитаемой, а населена не только большим количеством духов, но и реальных людей. Однако в наш век технического прогресса, когда космические корабли стали реальностью и побывали на некоторых планетах, не обнаружив там жизни подобной нашей, многие люди могут возразить, что планеты нашей солнечной системы необитаемы. Ведь ни на Луне, ни на Венере, ни на Марсе посланные туда летательные аппараты не обнаружили не то, что ни одного жителя, но и вообще никаких признаков жизни, таковых, какими они являются в нашем представлении. Секрет состоит в том, что их невозможно увидеть нашими плотскими человеческими глазами.
Жизнь на других планетах тоже материальна, но состояние материи там совершенно отлично от нашего. Количество состояний материи также бесконечно, как бесконечно число звёзд во Вселенной. Известные нам магнитное, электрическое, а также признанное в последнее время наукой биополе тоже являются состояниями материи, хотя ни один из природных органов чувств человека не способен воспринимать эти поля, а тем более видеть их. Поэтому жители других миров существуют для нас как бы в другом, параллельном, измерении и не видимы ни для наших глаз, ни для любых приборов нашего мира.
Но совершенно иная картина наблюдается в мире духовном, где жители всех миров могут не только видеть друг друга, но и общаться между собой. Наблюдать всё это может также и любой человек нашего мира, но только в том случае, если его внутренние начала, то есть внутренние начала его духа, будут открыты Господом. Только зрением своего духа, или духовным зрением, человек нашей земли, даже живя в своём земном теле, способен увидеть не только духов и ангелов, происходящих от людей нашего мира, но также духов и даже жителей других миров. Именно это было дано видеть по Божественному милосердию Господа Э. Сведенборгу, который изложил свой богатый опыт по данному вопросу в работе, предлагаемой вашему вниманию.
Д. Васильев.
Юпитер, его духи и жители.
46. С духами и ангелами планеты Юпитер мне было дозволено более продолжительное общение, чем с духами и ангелами других планет. Поэтому я могу рассказать многое, как о них, так и о жизни обитателей этого мира. Духи, с которыми я встречался, действительно происходили оттуда. Об этом я мог заключить по многим признакам. Кроме того, мне прямо было сказано об этом с неба.
47. Правда, сама планета Юпитер не видна духам и ангелам. Да и вообще в духовном мире ни одна планета не видна сама, но только происходящее с нее духи и ангелы. Уроженцы Юпитера видны впереди, на некотором расстоянии слева, притом постоянно на одном и том же месте (см. п. 42 выше). Впрочем, там же, по мнению духов и ангелов, должна находится и самая планета. Духи всякой планеты остаются вблизи своего мира, потому, что они раньше жили в нем. Всякий человек после смерти становится духом, но сохраняет все свои прежние свойства. Поэтому, будучи одной с жителями их мира природы, они могут общаться c ними, а также помогать им.
48. Духи Юпитера рассказали мне, что на той планете, которую они населяли при жизни, живет огромное количество людей. Почва едва может прокормить их всех. Земля их плодородна и обильна. Никто не испытывает недостатка в жизненных благах. Никто там не заботится ни о чем, кроме предметов первой необходимости. Вот почему население ее так многочисленно. По их словам, их главная забота состоит в воспитании детей, которых они нежно любят.
49. Далее они рассказали, что разделяются на племена, роды и дома. Каждая семья живет отдельно. Время они всегда проводят вместе со своими родными. Никто никогда не желает благ другого. Никому не приходит в голову мысль овладеть чужим имуществом, еще менее - отнять его с помощью хитрости, еще менее - путем грабежа и насилия. Они считают это преступлением, противным человеческой природе и ужасным злом. Я хотел рассказать им, что на нашей земле бывают войны, разбой и убийства. Но они возмутились и отказались слушать. Ангелы сказали мне, что и на нашей земле древнейшие люди жили таким образом. Они были разделены на племена, роды и дома. Все были в то время довольны своей участью. Никто и не думал обогащаться на счет других, или господствовать над ними, любя только самого себя. Поэтому древние времена, а особенно древнейшие, были более угодны Господу, чем последующие. Среди людей тогда господствовала невинность, соединённая с мудростью. Каждый тогда желал добра ради добра и справедливости ради справедливости. Никто не понимал, что возможно творить добро и справедливость ради почестей и выгод. Все говорили одну только правду, причём делали это не столько ради самой правды, сколько из-за доброты, стало быть, не от одного разума, а от воли, соединенной с разумением. Вот каковы были древнейшие времена. И вот почему ангелы тогда могли общаться с людьми. Они возносили их души, не отягощённые телесными, материальными вопросами, на небо, позволяли им странствовать по нему, показывали им великолепие и блаженство, и даже делились с ними небесной радостью и счастьем. Древние писатели знали об этих временах. Их называли Золотым Веком, или Царством Сатурна.
Эти времена были таковы именно благодаря тому, что люди были разделены на племена, племена на роды, роды на дома, и каждый дом проживал отдельно. Никому не приходило тогда в голову захватывать наследие ближнего с целью приобрести таким образом богатство и власть. Любовь к себе и к миру была им неизвестна. Каждый довольствовался тем, что имел, и радовался счастью другого не меньше, чем своему собственному. Но это состояние продолжалось недолго. Со временем все изменилось до наоборот, когда людские души охватила жажда власти и богатства. Тогда род человеческий для самозащиты объединился в царства и империи. Когда законы совести и милосердия, начертанные раньше в сердцах людей, перестали действовать, ради обуздания насилия пришлось учредить другие законы. В них наградою служат почести и выгоды, а наказанием - лишение таковых. После этого само небо стало удаляться от человека все больше и больше. Наконец, в наше время многие уже вообще не знают о существовании рая и ада, или отрицают его. Всё это было рассказано мне для того, чтобы показать состояние жителей Юпитера, их честность и мудрость. Об этом будет сказано в дальнейшем.
50. После долгого общения с духами Юпитера я твердо убедился в том, что они более честные и прямые, чем жители многих других планет. Их появление, поведение, излучение, исходящее от них - все столь мягко и кротко, что нельзя выразить никакими словами. Свойства всякого духа в другой жизни познаются по его воздействию. В нем же проявляются его наклонности. Праведность выражается в мягкости и кротости. Она кротка, потому что боится навредить, а мягка потому, что стремится делать благо. Я вполне ясно отличал кротость и мягкость воздействия, происходящего от добрых духов нашей земли, от мягкости и кротости влияния духов Юпитера.
Они сказали, что если между ними возникает какое-нибудь небольшое разногласие, то тотчас появляется нечто вроде тонкого мерцающего луча. Он бывает похож на блеск молний. Иногда появляется также и лента, усыпанная мерцающими и блуждающими звездами. Но всякое разногласие между нами быстро улаживается. Мерцающие и в то же время блуждающие звезды означают ложь. Но блестящие неподвижные звезды означают правду. Поэтому первые соответствуют разногласиям.
51. О присутствии духов Юпитера я узнавал не только по нежному и мягкому воздействию, которое ощущалось при их появлении, но и по тому, что их воздействие очень сильно отражалось на моём лице. Оно становилось радостным и улыбающимся, и оставалось таким на протяжении всего времени их присутствия. Они сказали, что точно так же воздействуют на лица жителей их планеты, желая таким образом придать им покой и сердечную радость.
Эти же чувства покоя и радости они внушали и мне. Они заметно наполняли мои грудь и сердце. Вместе с тем исчезали алчность и заботы о будущем, которые причиняют беспокойство и недовольство, и волнуют дух различными страстями. Отсюда я мог заключить, каков быт обитателей планеты Юпитер. В самом деле, по духам можно заключить и о природе жителей. Каждый умирающий уносит с собой свою жизнь и продолжает ее, будучи духом. Я заметил, что они пребывали в состоянии особенно глубокого счастья и блаженства. Заметил я это еще и потому, что их внутреннее зрение было не замкнуто, но открыто и обращено к небу. А чем больше внутреннее зрение всякого бывает открыто к небу, тем более он способен воспринимать Божественное Благо, принятие которого всегда сопровождается внутренним счастьем и блаженством. Иначе бывает у тех, которые не живут согласно с небесным порядком. У них внутреннее закрыто, а внешнее - открыто по направлению к миру.
52. Мне показали также каковы лица обитателей Юпитера. Самих жителей я так и не видел, зато я видел духов, сохранивших тот же самый вид, что и при жизни. Перед демонстрацией этого явился один из ангелов их мира, позади сияющего облака, чтобы дать мне разрешение видеть этих духов. Тогда я увидел два лица. Они походили на лица людей нашей земли, были белы и красивы. Они блистали искренностью и скромностью. Пока вблизи меня находились духи Юпитера, лица людей нашей земли казались мне меньше обыкновенного. Это происходило из-за влияния представлений духов Юпитера о том, что случается с их лицами после смерти. Пока они жили на своей планете, они думали, что после смерти их лица увеличатся и округлятся. Эта мысль запечатлена у них на лицах. Там она и остается. Вот почему, когда они становятся духами, их лица кажутся больше. Они думают так потому, что, по их мнению, лицо не есть тело, так как им они видят, слышат, говорят и выражают свои мысли. Поэтому мысль как бы просвечивает через лицо. Лицо они считают как бы внешним покровом мысли. Кроме того, они знают, что по окончании своей земной жизни они станут более мудрыми. Отсюда они делают тот вывод, что покров мысли, т.е. лицо, станет на том свете шире. Они полагают также, что после смерти будут ощущать некоторый огонь, который будет согревать их лица. Думают они так потому, что, как известно самым мудрым из них, в духовном смысле огонь означает любовь, любовь есть огонь жизни, и от ее огня ангелы получают жизнь. Некоторые из них живут в небесной любви. Такие наслаждаются всем тем, чего они желали при жизни. При этом они чувствуют, что их лицо согревается. Тогда любовь проникает в их самые сокровенные помыслы, поэтому жители этой планеты тщательно моют и украшают свое лицо. Кроме того, они защищают его от загара. Они носят покрывала из голубого лыка, которые надевают на голову или завешивают ими лицо. Через мои глаза они видели жителей нашей земли. Но лицо последних показалось им безобразным, так как вся его красота заключалась только во внешних чертах, а не во внутренней одухотворённости. Они были очень удивлены тем, что лица некоторых были испещрены бородавками и нарывами, или другим образом изуродованы. С ними самими никогда подобного не случается. Несмотря на это, некоторые лица им понравились. Это были те, которые веселы и радостны, а также те, которые обладали несколько выступающими губами.
53. Мне было объяснено, почему им так понравились лица с выступающими губами. Сами они по большей части выражают свои мысли с помощью лица. Главным образом, они пользуются для этого той частью его, которая расположена вокруг губ. Кроме того, они никогда не притворяются, но говорят всегда то, что думают. Поэтому они не напрягают своих лиц, но позволяют им свободно выражать свои чувства. Иное дело с теми, которые с детства привыкли лукавить. Их внутреннее состояние не отражается в их лицах. Мысли не могут таким образом выдавать себя. Они ничем внешне не проявляются. Лицо всегда готово принять нужное выражение, когда этого потребует расчет. О степени искренности всегда можно заключить по напряжению в губах и окружающих частях лица. В этих местах много переплетающихся и соединяющихся маленьких мышц. Они созданы не только для движения рта во время еды, артикуляции при разговоре, но также для выражения помыслов духа.
54. Мне было показано и то, каким именно образом мысли отражаются в лице. Наклонности, относящиеся к любви, проявляются в особенностях взгляда и в его изменениях, а мысли проявляются в изменениях внутреннего расположения. Здесь нет возможности описать это подробно. Жители планеты Юпитера пользуются также вербальной речью. Однако она не столь звучная и громкая, как наша. Один способ общения дополняет другой. Язык выражений лица придают живость языку слов.
Я узнал от ангелов, что первоначально люди во всех мирах разговаривали при помощи языка выражений лица. Главное участие в этом принимали губы и глаза. Такой язык возникает раньше других, потому что лицо для того и создано, чтобы отражать мысли человека и его желания. Поэтому лицо называют зеркалом и отражателем души. Кроме того, в древнейшие времена господствовала искренность. Человек не думал и не хотел думать ничего такого, что он боялся бы выдать выражением лица. Наклонности духа, а отсюда и мысли, могли выражаться на лице живо и полно. Поэтому они появлялись перед глазами во всём многообразии, сразу все вместе. Этот язык господствовал над языком слов в той же степени, в которой зрение господствует над слухом. Одно дело - видеть какую-нибудь местность, а другое - слышать и воспринимать ее словесное описание.
Они прибавили, что такой язык совпадал с речью ангелов, с которыми люди в то время могли общаться. В самом деле, когда лицо говорит, или когда мысль говорит через лицо, все это ничто иное, как ангельская речь у человека в ее природном образе. Но наша словесная речь не является таковой. Всякий может понять, что у древнейших людей язык слов не мог существовать. Ведь слова любого языка не содержатся изначально в предметах, которые они обозначают. Необходимо сначала изобрести их, а затем применить к предметам. Для этого необходимо некоторое время.
Такой язык продолжал существовать некоторое время. С его помощью в человеке поддерживались искренность и прямота. Но в последствие люди приучились мыслить одно, а говорить другое. Это началось с тех пор, когда человек стал любить самого себя, а не ближнего. После этого словесный язык стал преобладать. Лицо либо совсем перестало изображать мысли, либо научилось лгать. С тех пор внутреннее состояние лица изменилось. Оно стало напряженным, грубым и почти лишилось жизни. Только его внешний образ воспламенен огнем любви к себе. Он кажется людям живым. Скрытая под ним безжизненность незаметна людям. Но ангелы видят ее, так как их зрение проникает внутрь.
Вот какими стали лица тех, которые думают одно, а говорят другое. Вот какое впечатление производят притворство, лицемерие, хитрость и обман. Все это в наши дни заменяет благоразумие. В другой жизни иначе. Там не дозволено думать одно, а говорить другое. В каждом слове там легко обнаружить неискренность. В ком она обнаружена, того тотчас изгоняют из общества и наказывают. Затем различными способами его заставляют говорить так, как он думает, а думать так, как он желает. Этим добиваются того, чтобы мысль его была едина и нераздельна. Если он добр, он должен желать добра, а отсюда и мыслить и говорить доброе. Если он зол, он должен желать зла, а отсюда мыслить и говорить злое. Лишь после этого добрый может быть вознесен на небо, а злой ввергнут в преисподнюю. Это потому, что в преисподней есть только зло и происходящая от него ложь, а в раю есть только добро и происходящая от него истина.
55. Кроме того, духи - уроженцы Юпитера сообщили мне кое-что об обитателях этой планеты. Они говорили об их способе передвижения, их жизни, жилищах. Вот что я узнал об их способах передвижения. В отличии от людей нашей земли и многих других планет, они ходят не в вертикальном положении, но и не на четвереньках, как животные. При ходьбе они помогают себе, опираясь на кисти рук, и с каждым шагом наполовину поднимаются на ногах. Во время ходьбы через каждые три шага они поворачивают лицо в стороны и назад. В то же время они несколько наклоняют тело. Это они делают очень быстро, так как считают неприличным, чтобы кто-нибудь другой увидел их иначе, чем лицом к лицу. Во время ходьбы они всегда поднимают лицо, как это делаем и мы. Благодаря этому они получают возможность смотреть не только на землю, но и на небо. Они не ходят, уставившись в землю, так как считают это достойным осуждения. Только самые худшие из них поступают так. И если они не приучаются поднимать лицо, то их изгоняют из общества.
Когда они сидят, то держат верхнюю половину тела прямо, подобно людям нашей земли. Но сидят обычно, скрестив ноги “по-турецки”. Не только при ходьбе, но и сидя, они очень заботятся о том, чтобы их видели не сзади, а только лицом к лицу. Они всегда предпочитают видеться лицом к лицу, так как в нем отражаются их мысли. Никогда выражение лица у них не расходится с мыслью, да и не может расходиться. Таким образом, каждый может явно видеть намерения другого по отношению к себе, поскольку никто их не скрывает, особенно видно, искренне ли его внешнее дружелюбие или наигранное. Все это мне продемонстрировали духи этой планеты и подтвердили их ангелы. Поэтому и духи, происходящие из жителей этой планеты выглядят не ходящими вертикально, но напоминают пловцов помогающих своему продвижению кистями рук, и смотрят время от времени во все стороны вокруг себя.
56. Те из них, которые живут в теплых странах, ходят голыми, одевая лишь набедренные повязки. Они не стыдятся своей наготы, потому что их мысли целомудренны. Они любят только своих супругов и избегают прелюбодеяния. Они были очень удивлены тем, что духи нашей земли, услышав о том, что они ходят таким образом и притом голые, смеялись над ними и питали похотливые мысли, а также тем, что их нисколько не интересует жизнь на небесах, а лишь вещи плотского порядка. “Это доказывает”, - сказали духи Юпитера, - “Что люди Земли больше заботятся о плотском и земном, чем о небесном , и что их мысли изобилуют непристойностями”. Они также сказали, что нагота не смущает и не порочит тех, кто живет в состоянии целомудрия и невинности, но только тех, кто живет в разврате и бесстыдстве.
57. Когда жители этой планеты ложатся в кровать, они поворачиваются лицом к комнате, а не к стене. Это мне рассказывали их духи, говоря, что они верят, что делая так, они обращают лицо к Господу. В противном же случае, отворачиваясь, они отвращались бы от него. Подобные мысли посещали меня раньше, когда я ложился в кровать, но до этого я не знал откуда они возникают.
58. Они любят долгие трапезы. Это происходит не столько от любви к еде, сколько к приятной беседе, которой сопровождается трапеза. Приходя к столу, они садятся не на стулья или скамьи, ни на кровати или земляные насыпи, и не на траву, а на листья одного дерева. Они не хотели было говорить, что это за листья. Тогда я стал перечислять деревья одно за другим. В конце концов они подтвердили, что это листья смоковницы. Кроме того они сказали мне, что готовя пищу не с целью сделать её вкусной, но в первую очередь думают о её полезности, заметя, что полезная пища всегда вкусна для них.
По этому вопросу между ними началось обсуждение. Они сказали, что это полезно для человека, так как происходит от сердечного желания иметь здоровый дух в здоровом теле. Иначе с теми, кто выше всего ставит вкус. От этого тело болеет, или, по крайней мере, испытывает внутреннее недомогание, которое передается также и душе. Состояние души зависит от внутреннего состояния связанных с нею принимающих органов тела. Подобно тому, как зрение и слух зависят от состояния глаз и ушей. Поэтому безрассудно находить все удовольствия жизни в разврате и сладострастии. Все это делает мысль и рассудительность неуклюжими, и придает ловкость только в плотских и светских делах. Такие люди подобны грубым животным, с которыми их сравнивают не без основания.
59. Духи Юпитера показали мне также свои жилища. Они невысокие, сделаны из дерева, а внутри отделаны пробкой или корой светло-голубого цвета. Все стены и потолок вокруг усыпаны звездами, чтобы напоминало небо. Они стремятся создать подобие видимого неба со светилами, которые они считают обитателями ангелов. Есть у них также палатки, закругленные сверху и вытянутые в длину, также усыпанные внутри звездочками на голубом фоне. Днём они прячутся туда, чтобы уберечь свои лица от загара. Эти палатки устраиваются и отделываются очень тщательно. Их также используют для того, чтобы в них принимать пищу.
60. Когда духи Юпитера смотрели на лошадей нашей земли, лошади казались мне меньше обыкновенного, хотя были очень крепкими и крупными. Но такое впечатление производили наши лошади на этих духов и оно внушалось мне. Они говорили, что у них тоже есть лошади, но гораздо более крупные. Они дикие и бегают по лесам. Вид их приводит жителей Юпитера в ужас. На самом же деле они не причиняют никакого вреда, но это чувство страха у них врожденное.
Я стал размышлять о причинах такого страха. В самом деле, ведь лошадь, в духовном смысле, означает рассудочные способности, происходящие от фактических знаний. А духи Юпитера опасаются воспитывать эти способности с помощью знаний, полученных от мира. Вот отчего происходит их страх. Из дальнейшего будет видно, что науки, основанные на человеческом разумении, не пользуются их уважением.
61. Духи этой планеты избегают общества духов нашей земли, так как отличаются от них своими нравами и наклонностями. Они считают, что духи нашей земли хитры, ловки и искусны в изобретении зла, но мало знают и думают о добре. Кроме того, духи планеты Юпитер значительно превосходят духов нашей земли своей мудростью. Наших духов они считают многоречивыми и малодумающими, а поэтому не способными иметь хоть какое-нибудь внутреннее восприятие, даже восприятия того, что есть добро. Из этого они заключают, что люди нашего мира очень внешние и поверхностные.
Однажды некоторым злым духам нашей земли было попущено поупражняться в своих злобных выходках с тем, чтобы досаждать духам Юпитера, находившимся в то время рядом со мной. Те долгое время мирились с этим, но, в конечном счёте признались, что больше не могут этого выдерживать. Они не могли поверить, что существуют ещё более злобные духи, чем эти, поскольку они настолько извращали и искажали их воображение и даже мысли были, что они казались себе связанными без единой надежды освободиться, кроме как только с Божьей помощью. Когда я читал из Писания главы о страданиях Спасителя, некоторые духи из Европы, происходившие из Христиан, пришли в страшное негодование, пытаясь убить или каким-либо образом повредить духам Юпитера. Было произведено исследование, с целью узнать, кем они были и чем занимались при жизни в мире. Оказалось, что некоторые из них были проповедниками, а большая часть принадлежала к так называемому Обществу Господню, т.е. к ордену иезуитов. Я рассказал, что при своей земной жизни своими проповедями о страданиях Господних они умели растрогать до слез простых людей. Причина этого заключалась в том, что в мире они говорили одно, а думали другое. Но такие обманчивые речи теперь уже стали невозможны для них, так как все, становясь духами, вынуждены говорить так же, как и мыслить. Духи Юпитера были крайне удивлены тем, что в человеке может существовать такое разногласие между внутренним и внешним бытием. Они не понимали, как это возможно, говорить одно, а думать другое. Сами они на это совершенно неспособны.
Они были крайне поражены, когда услышали, что некоторые обитатели нашей земли совсем непохожи на виденных ими, и что часть из них даже становится ангелами. Они, напротив, думали, что все на нашей земле подобны тем, которых они видели. Но им объяснили, что есть много людей совсем другого рода. Есть и такие, чьи мысли направлены к добру, а не ко злу, в отличии от первых. Те, чьи мысли направлены к добру, после смерти становятся ангелами. Дабы внушить им это, с неба были ниспосланы, один за другим, несколько хоров. Они все состояли из ангелов нашей земли и в полном согласии и гармонии славили Господа. Эти хоры очень понравились духам Юпитера, находившимся вблизи меня. Они сами почувствовали себя как бы вознесенными на небо. Прославление хорами длилось около часа, и мне было дано ощутить тот восторг, который испытывали духи Юпитера. Они обещали рассказать об этом своим друзьям, которых в тот момент не было рядом.
62. По мнению жителей планеты Юпитера, мудрость заключается в добрых и чистых мыслях обо всём, что случается в жизни. Эту мудрость они усваивают с самого детства от своих родителей и передают ее по наследству детям. Они не знают и знать не хотят ни одну из наук, существующих у нас на земле. Все эти науки они называют мраком, сравнивая их с облаками, которые закрывают солнце. Об этих науках они составляли себе представление по некоторым духам нашей земли, которые хвастались перед ними своей мудростью, которую они получили от наук. Это были духи тех, которые видели мудрость в простом загромождении памяти. Они заполняли ее языками, в особенности еврейским, греческим и латинским, а также опытами, описанными в литературе, критикой, экспериментальными данными, техническими терминами, а особенно философскими вопросами и т.п. Они считали эти познания сами по себе мудростью, а не средством к ее достижению. Эти науки не служили для них средством для воспитания в себе разумных способностей, в другой жизни у них практически отсутствует способность к внутреннему восприятия. В самом деле, они видят только технические термины и рассуждают только при помощи них, и для тех, кто больше ничего не видит, такие вещи представляются как пыль или облака, затемняющие зрение разума (см. п. 38 выше). Те же, которые гордятся такого рода ученостью, становятся ещё менее восприимчивыми, в то время как те, которые пользовались науками, как средствами для подрыва и уничтожения верований церкви, совершенно теряют рассудок. Подобно совам, они видят во мраке одну лишь ложь вместо правды и зло вместо добра. После разговора с подобными духами, духи Юпитера пришли к заключению, что науки погружают во тьму и ослепляют. Но им объяснили, что на нашей земле науки служат для того, чтобы открывать зрение разума, которое зависит от небесного света. Но из-за господства предметов, относящихся только к природной жизни, жизни телесных чувств науки служат им средствами к безумию, такому как превознесение природы превыше Бога и мира выше неба. Затем им объяснили, что науки сами по себе суть духовные богатства. Обладающий ими подобен тому, кто обладает мирскими богатствами. Они также могут приносить пользу человеку, владеющему ими, его ближнему и родине, но могут служить тому, кто обратит их во зло. Кроме того, науки подобны одежде. Она также может служить как для пользы и украшения, так и быть предметом гордости того, кто хочет быть уважаем и почитаем в мире. Духи Юпитера отлично поняли все это. Но они удивились тому, что, будучи людьми, эти духи больше всего заботились о средствах, ведущих к мудрости, чем о самой мудрости. Как они могли не замечать того, что погружать мысль в мир науки и не возвышаться над ним - значит погружаться во мрак и ослепление.
63. Некий дух прибыл с нижней земли, и, приближаясь ко мне, сказал, что слышал мою беседу с другими духами, но ничего не понял из того, что было сказано о духовной жизни и духовном свете. Я спросил его, хочет ли он, чтобы его просветили по этой теме, но он ответил, что явился не с этой целью. Из этого я заключил, что он ничего и не мог бы понять, так как был чрезвычайно глуп. Ангелы сказали мне, что когда он жил в мире, то был знаменит своей ученостью. Он был холоден, что сразу чувствовалось издали. Это было признаком чисто природного света при полном отсутствии света духовного, так как он использовал своё знание наук не с тем, чтобы открыть, а с тем, чтобы закрыть себе путь к небесному свету.
64. Духи планеты Юпитер приобретают разум другим способом, чем духи нашей земли. Они отличаются от них и своим образом жизни. Поэтому они не могут долго находиться в общении с этими духами. Они или избегают их, или отсылают их от себя. Существуют так называемые духовные сферы, или ауры, постоянно исходящие от каждого духа и наполняющие все пространство, его окружающее. Они происходят от его наклонностей, мыслей, следовательно, от самой его жизни. Всякие знакомства в другой жизни завязываются с помощью этих сфер. Те, чьи ауры сходны между собою, сближаются благодаря согласию между ними. Те же, чьи ауры различны, отталкиваются из-за их разногласия.
Духи и ангелы, происходящие с планеты Юпитер, в Большом человеке соответствуют способности мышления к воображению, т.е. деятельности внутреннего мышления. Напротив, духи нашей земли имеют отвечают различным функциям внешних частей тела. Когда данные функции господствуют, тогда мысленное воображение не может оказывать своего влияния изнутри. Отсюда происходит нестыковка между аурами духов Юпитера и Земли.
65. Теперь о том, что касается их богослужения. Их главный догмат – это признание Господа нашего Всевышним Правителем неба и земли. Они называют Его Единым Господом. Так как в плотской жизни они признают и почитают Его, то в другой жизни ищут его и находят. Он есть никто иной, как наш Господь. Я спросил их, знают ли они о том, что их Единый Господь был человеком. На что они ответили, что всем известно, что Он есть Человек, так как многие жители их планеты не раз видели его, как человека. Они знают, что Он учит истинам, хранит их и дает жизнь вечную тем, кто, будучи внутренне добр, почитает Его. Они также сказали, что Бог открыл им, как следует жить и во что верить. Это откровение переходит из поколения в поколение. Таким способом учение распространяется по всем семьям и таким образом по всему роду, происходящему от одного общего прародителя. Им кажется, будто это учение запечатлено у них в сознании. Они приходят к такому заключению потому, что они мгновенно чувствуют и узнают правильно ли кто-нибудь говорит в их присутствии о жизни на небесах.
Они не знают того, что их Единый Господь вочеловечился на нашей земле. По их словам, этому они не придавали значения. Им довольно было знать, что Он есть Человек и что Он правит Вселенной. Я сказал им, что на нашей земле Его называют Иисус Христос. Христос означает Помазанник или Царь, а Иисус означает Спаситель. Но они ответили, что почитают Его не как Царя, так как царство есть нечто мирское, но почитают Его как Спасителя.
Некоторые духи нашей земли выразили сомнение в тождестве их Единого Господа с нашим Господом. Но они рассеяли это сомнение воспоминанием о том, что они видели Его на солнце, и признали, что это именно Он был на нашей земле (см. п. 40 выше). Другой раз некоторые духи Юпитера, находившиеся вблизи меня, были охвачены сомнением в тождестве их Единого Господа с нашим Господом. Но это сомнение возникло в них только на миг и рассеялось оно также мгновенно. Это сомнение было внушено им некоторыми духами нашей земли. Я был растроган тем, до какой степени они устыдились своего сомнения, хотя оно длилось всего лишь мгновение. Они просили меня никому об этом не рассказывать, боясь, что их обвинят в неверии, хотя на самом деле они пребывают в вере гораздо более, чем другие.
Эти духи были очень тронуты и довольны, когда им было сказано, что только Единый Господь есть человек, и что только от Него все мы получаем свою человечность, а также, что все мы являемся людьми лишь в той степени, в какой соответствуем Его образу, и настолько, насколько мы любим Его и любим ближнего, то есть насколько пребываем в добре. Ибо образ и подобие Господа есть ни что иное, как благо любви и веры.
66. Когда я читал главу 17 Евангелия от Иоанна о любви Господа и его прославлении, некоторые духи Юпитера находились в это время недалеко от меня. Услышав содержание этой главы, они были растроганы его святостью и признали, его Божественность. Там же присутствовали некоторые духи нашей земли, которые были неверующими. Они возмущались, говоря, что Он был рожден как ребёнок, жил как человек, выглядел как любой другой человек, был распят на кресте и т.п. Однако духи планеты Юпитер не обращали никакого внимания на все эти поклёпы. Они сказали, что эти духи напоминают им их дьяволов, к которым они питают отвращение, добавив при этом, что их души лишены чего бы то ни было небесного, но в них одно только земное, что они назвали шлаком. В этом они еще больше, по-видимому, убедились, услышав о том, что когда духи Земли узнали об их обыкновении ходить по своей планете голышом, их мысли наполнились непристойными образами. А также когда увидели, что они нисколько не думают о небесной жизни, о которой им было также сказано впоследствии.
67. Совершенное восприятие в духовных вопросах, присущее духам Юпитера, проявилось в их представлениях о том, как Господь превращает дурные наклонности в хорошие. Они изображали разумную душу в прекрасном образе и снабжали её деятельностью, соответствующей природе её любви. Делали они это настолько искусно, что невозможно описать словами, настолько, что получили похвалу от ангелов. При этом присутствовали некоторые ученые с нашей земли, которые при жизни в мире погружали свой разум в научную терминологию, писали и думали много о форме, субстанции, материальном и нематериальном, и о прочем, тому подобном без какого-либо приложения всего этого к жизни. Они были неспособны понять даже представление идеи в виде картины или наглядного образа.
68. В этом мире (имеется ввиду Юпитер) огромное внимание уделяется тому, чтобы не допустить того, чтобы кто-нибудь утвердился в ложных представлениях о Едином Господе. Если кто-нибудь начинает думать о Нем ложно, того сначала убеждают, затем угрожают, а если не поможет, то наказывают, чтобы остановить его. Духи сказали, что от семей, в которых утверждаются ложные представления о Едином Господе, избавляются. Это происходит не потому, что соотечественники выносят приговор и казнят её членов. Духи, заглушая дыхание человека, прекращают его жизнь. На этой планете духи часто беседуют с жителями. Они наказывают тех, которые соделали зло, или хотя бы намеревались сделать его. Я вернусь к рассмотрению этого вопроса позднее. Те, которые худо мыслят о Господе и не раскаиваются в этом, приговариваются к смерти. Таким образом поддерживается почтение к Единому Господу, которого они считают Верховным Божеством.
69. Мне сказали, что праздников у них нет. Но каждое утро при восходе солнца и каждый вечер при его закате в своих палатках они проводят богослужение и поклоняются Единому Господу. При этом они также поют Ему различные своего рода гимны.
70. Затем я узнал, что на этой планете есть особого рода люди. Они сами себя называют святыми. Они стараются набрать как можно больше слуг, и под страхом наказания заставляют их называть себя богами. Запрещают им почитать Бога Вселенной. Себя они называют Богами-Посредниками, которые способны передать их мольбы Богу Вселенной. Бога Вселенной, т.е. нашего Господа, они называют не Единым Богом, а Всевышним Богом. Это именно потому, что себя они также считают богами. Солнце их мира они называют Ликом Всевышнего Бога. Они уверяют, что там находится Его обитель. Поэтому они также поклоняются солнцу. Все другие жители не любят их и не хотят с ними разговаривать. Это потому, что они солнцепоклонники, а также потому, что заставляют своих слуг поклоняться им как богам-посредникам. Духи показали мне головной убор, который носили эти люди, это был цилиндр тёмного цвета.
В другой жизни они обычно бывают видны слева, на некоторой высоте. Там они восседают как истуканы. Сначала слуги, которые жили у них, по-прежнему обожают их, но затем смеются над ними. Меня удивил огненный блеск их лица. Он происходит оттого, что они мнят себя святыми. Но хотя их лицо кажется огненным, в действительности они ощущают холод и очень хотят согреться. Следовательно, тот огонь, которым горит их лицо, есть огонь любви к себе. В желании согреться им кажется, они пилят брёвна. В это время они видят под брёвн<