Контроль за использованием и охраной земель. Учет недр и ведение государственного кадастра земель. Мониторинг земель

Государственный контроль за использованием и охраной земель является составной частью контроля в области природопользования и охраны окружающей среды и заключается в проверке уполномоченными органами соблюдения установленных правил пользования и охраны земель, а также правильности деятельности соответствующих органов по предоставлению и изъятию земель.

Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется в целях соблюдения всеми гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами установленного порядка пользования землями, земельными участками, а также иных правил и норм, предусмотренных законодательством об охране и использовании земель.

Учет земель ведется в форме государственного земельного кадастра. Государственный земельный кадастр состоит из:

1) единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь;

2) единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

3) реестра цен на земельные участки;

4) регистра стоимости земельных участков;

5) реестра земельных ресурсов Республики Беларусь.

К земельно-кадастровой документации относятся (ст. 85 КоЗ):

регистрационные книги;

регистрационные дела;

кадастровые карты;

журналы регистрации заявлений;

базы данных регистров (реестров) государственного земельного кадастра;

каталоги геодезических координат поворотных точек границ земельных участков;

статистические отчеты;

аналитические обзоры;

иные документы, содержащие сведения о состоянии и использовании земель, земельных участков.

В целях наблюдения за состоянием земель в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь ведется мониторинг земель, порядок ведения которого определен Советом Министров Республики Беларусь.

Мониторинг земель является видом мониторинга окружающей среды.

Объектом мониторинга земель являются земли Республики Беларусь.

Организация проведения мониторинга земель осуществляется Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь за счет средств республиканского бюджета.

Порядок проведения мониторинга земель и использования его данных устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

58.Правовые формы использования земель: право собственности на землю; право пожизненного наследуемого землевладения; право землепользования; сервитут; аренда, концессия.

Право собственности на землю как юридическая категория представляет собой закрепление нормами права принадлежность земли различным субъектам земельных отношений.

Земля не является результатом человеческой деятельности и не может присваиваться как обычные вещи, она всегда выступает как общечеловеческий ресурс.

В объективном значении, т. е. как правовой институт – право собственности на землю есть совокупность правовых норм, которые регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению землей. Право собственности на землю является основополагающим земельно-правовым институтом, так как лежащие в его основе отношения определяют характер земельного строя.

Право собственности на землю формируется как комплексный правовой институт за счет норм различных отраслей права: конституционного, административного, гражданского, земельного.

Право собственности на землю в субъективном смысле (как субъективное право) представляет собой закрепленную за собственником возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком в пределах, установленных законом.

Собственность на землю, земельные участки может быть государственной и частной. Земли, земельные участки, не находящиеся в частной собственности граждан, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь и в собственности иностранных государств, международных организаций, находятся в собственности государства.

Земельный участок может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам.

Земельные участки могут находиться в частной собственности граждан Республики Беларусь, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, собственности иностранных государств, международных организаций.

Земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, являющихся родственниками наследодателя, в случае получения ими по наследству земельных участков, предоставленных наследодателю в частную собственность, если иное не установлено законодательными актами.

Земельные участки могут предоставляться в частную собственность гражданам Республики Беларусь для:

* строительства и (или) обслуживания жилого дома;

* обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

* ведения личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах, поселках городского типа – зарегистрированным по месту жительства в этих населенных пунктах;

* коллективного садоводства;

* дачного строительства.

Негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в частную собственность по результатам аукциона.

Без проведения аукциона земельные участки могут предоставляться негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на приобретаемых ими в частную собственность земельных участках, а также в иных случаях, определенных Президентом Республики Беларусь.

подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки, относящиеся к землям следующих категорий и видов:

земли сельскохозяйственного назначения;

земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения;

земли лесного фонда;

земли водного фонда;

земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями;

земли общего пользования.

Не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки:

на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в государственной собственности;

на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население);

Правовые формы использования земель представляют собой закрепленные в законодательстве способы реализации прав на землю, посредством которых осуществляется использование земли различными субъектами земельных отношений. Посредством правовых форм использования земель устанавливается единая система прав на землю, в которой все права регулируются единообразно.

Правовые формы использования земель различаются по следующим признакам:

• имеющие гражданско-правовую природу и не имеющие таковой;

• вещные и обязательственные права;

• по срокам — срочные и постоянные (бессрочные) права;

• по субъектам — собственники и несобственники; государство, юридические и физические лица;

• по целям использования земельных участков.

Объектом прав на землю являются индивидуально-определенные земельные участки, предоставленные (переданные) гражданам и юридическим лицам для определенных целей и в установленных размерах. Цели использования земельных участков устанавливаются применительно к определенной форме использования земель законодательством или органом, который предоставляет земельный участок.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие правовые формы использования земель:

право частной собственности на землю;

право пожизненного наследуемого землевладения, право постоянного и временного землепользования,

аренда,

сервитут.

Право частной собственности рассмотрено в вопросе «Право собственности на землю».

Земельные участки могут предоставляться в пожизненное наследуемое владение гражданам Республики Беларусь:

*для строительства и обслуживания жилого дома – в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь, когда земельные участки предоставляются без проведения аукциона;

* для обслуживания принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании жилого дома, зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме;

* для ведения личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах, поселках городского типа – зарегистрированным по месту жительства в этих населенных пунктах;

* для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

* для коллективного садоводства;

* для дачного строительства;

* для традиционных народных промыслов (ремесел).

Право землепользования может быть постоянным (ст. 15 КоЗ) и временным (ст. 16 КоЗ). Постоянное землепользование не ограничено сроками. Законодательством могут устанавливаться случаи предоставления земельных участков в постоянное пользование отдельным субъектам (например, сельскохозяйственным организациям, садоводческим товариществам, дачным кооперативам и др.). Временное землепользование может быть краткосрочным – до 3 лет, и долгосрочным – от 3 до 10 лет.

Аренда земель (ст. 17 КоЗ РБ) представляет собой основанное на гражданско-правовом договоре временное возмездное пользование земельным участком. Аренда земли относится к обязательственным правам на землю. Срок аренды земельных участков не должен превышать 99 лет, а аренда земельных участков для сельскохозяйственного использования не может быть менее 5 лет.

Арендодателями земельных участков, находящихся в государственной собственности, являются государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией.

Земельный сервитут– право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливаемое для обеспечения прохода, проезда, прокладки и эксплуатации газопроводов, нефтепроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, связи и других подобных сооружений, обеспечения водоснабжения и мелиорации, размещения геодезических пунктов, а также для иных целей, которые не могут быть обеспечены без предоставления такого права (ст. 1 КоЗ).

Землепользователь вправе требовать от землепользователя соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от землепользователя иного земельного участка установления земельного сервитута.

Правовая охрана земель.

Правовая охрана земель представляет собой систему правовых мер, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предотвращение их необоснованного изъятия из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда.

Охрана земель– система мероприятий, направленных на предотвращение деградации земель, восстановление деградированных земель.

Землепользователи должны осуществлять в границах предоставленных им (находящихся у них) земельных участков следующие мероприятия по охране земель:

* благоустраивать и эффективно использовать землю, земельные участки;

* сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель;

* защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий;

* предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками;

* сохранять торфяно-болотные почвы при использовании сельскохозяйственных земель, предотвращать процессы минерализации торфяников;

Финансирование мероприятий по охране земель осуществляется за счет собственных средств землепользователей, средств республиканского и местных бюджетов, направляемых на эти цели в соответствии с законодательством, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Для оценки состояния земель устанавливаются в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемическом благополучии населения, об охране окружающей среды нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ в почве.

Особенности охраны земель отдельных категорий и видов земель определяются в соответствии с законодательством.

Наши рекомендации