Организация вахтенной службы на судне. Права и обязанности вахтенного начальника и вахтенного моториста, рулевого.
Вахтенная служба. Общие положения.
Вахтенная служба (вахта) на судах является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте. Члены судового экипажа, находящиеся на вахте, именуются вахтенными
Ответственность, а организацию вахтенной службы возлагается на капитана, а непосредственное руководство - на первого штурмана (первого помощника капитана) и механика.
Ответственность за надлежащее несение вахты возлагается на лиц, несущих вахту.
К несению вахты допускаются лица, получившие отдых не менее 4 ч.
Судовые вахты разделяются на ходовые и стояночные. При стоянке на якоре экипаж несет вахты по ходовому расписанию. При стоянке на швартовых периодичность и продолжительность стояночных вахт устанавливает капитан, исходя из конкретных обстоятельств.
При стоянке судна на швартовых капитан, механик и электромеханик вахты не несут при наличии в штате судна третьего штурмана, третьих помощников механика и электромеханика, а так же при соблюдении в период стоянки нормальной продолжительности рабочего времени для остальных лиц командного состава.
Очередная вахтенная смена предупреждается о заступлении на вахту не позднее, чем за 30 мин.
Вахтенная смена должна прибыть к месту несения вахты заблаговременно и до заступления на вахту ознакомиться с условиями плавания и режимом работы технических средств.
Лица командного состава являются на вахту не позднее, чем за 10 мин, а лица рядового состава - не позднее, чем за 5 мин до начала вахты.
Старший по вахте(вахтенный начальник) не должен сдавать вахту заступающему, если он полагает, что последний, по-видимому, не может должным образом выполнять свои обязанности. В таком случае он обязан уведомить об этом капитана (механика).
Старшие лица по вахте обязаны убедиться в том, что весь состав, заступающий с ним на вахту, способен выполнять свои обязанности.
Сменившаяся вахта используется в случае необходимости для временного усиления вахты или подмены отдельных вахтенных.
Без разрешения или приказания вышестоящего по вахте начальника вахтенный не имеет права оставлять вахту или передавать кому-либо исполнение своих обязанностей.
Допуск посторонних лиц на судно производиться с разрешением вахтенного начальника.
Вахтенные во время тревоги занимают свои места, предусмотренные расписаниям по тревогам, только после передачи своего поста лицам заступающим на вахту согласно расписанию по тревогам.
Вахтенный моторист.
Вахтенный моторист при заступлении на вахту обязан:
получить у сдающего вахту моториста сведения о состоянии и режимах работы обслуживаемых технических средств, о замеченных неисправностях в их работе и ознакомиться с распоряжениями, передаваемыми по вахте;
проверить исправность обслуживаемых технических средств, чистоту и порядок в машинном отделении;
доложить вахтенному механику о замеченных недостатках;
Во время вахты вахтенный моторист обязан:
находиться на своем посту и вести контроль за работой вверенных ему технических средств и осуществлять управление ими;
соблюдать инструкции по обслуживанию технических средств энергетической установки;
выполнять указания вахтенного механика по обеспечению бесперебойной работы механизмов на заданных режимах, а также и другие его распоряжения;
при возникновении неполадок технических средств, пожара или поступления забортной воды внутрь корпуса немедленно доложить об этом вахтенному механику и действовать по его указанию;
поддерживать чистоту и порядок в машинном отделении.
Вахтенный рулевой.
Принимая вахту на руле, рулевой обязан принять от сменяющегося курс, выяснить, как судно слушается руля, и доложить вахтенному начальнику о принятом курсе (по ориентирам или курсоуказателю).
Вахтенный рулевой обязан выполнять команды только капитана, вахтенного начальника или лоцмана (команды последнего только по разрешению капитана или вахтенного начальника), предварительно продублировав их.
Перед отходом судна с места стоянки вахтенный рулевой обязан убедиться в исправности действия рулевого устройства путем перекладки руля с борта на борт и доложить об этом вахтенному начальнику.
Вахтенный рулевой не является наблюдателем в то время, когда он управляет рулем, используя курсоуказатель.