Обязанности вахтенного помощника при плавании судна в районе промысла.

1. В дополнение к обязанностям, при плавании судна в прибрежных водах и в условиях ограниченной видимости, вахтенный помощник капитана должен:

• обеспечивать нормальную производственную деятельность судна, заданный режим промысловой работы и осуществлять по указанию капитана промысловое судовождение и маневрирование;

• учитывать навигационно-промысловую, гидрометеорологическую обстановку, наличие и род занятий других судов, находящихся в промысловом районе, близость и расположение границ буферных зон, территориальных вод, рыболовных зон иностранных государств и запретных для промысла районов. Расхождение судов, занятых промысловыми операциями, • производить в строгом соответствии с МППСС-72 и Руководством по организации совместного плавания при ведении промысла судами рыбопромыслового флота в территориальном море и исключительной экономической зоне ;

• особо тщательно контролировать местоположение судна при ведении промысла вблизи границ территориальных вод, рыболовных и запретных зон иностранных государств, а также при ведении промысла в зонах иностранных государств по лицензиям;

• наиболее точным в данных условиях способом определять место постановки и подъема орудий лова и отражать это в судовом и промысловом журналах;

• обеспечивать безопасное промысловое судовождение вблизи морских буровых установок, уделяя особое внимание установленным зонам безопасности;

• следить за надежностью крепления палубного груза, промыслового вооружения, грузовых стрел. При спуске и подъеме орудий лова следить за выполнением правил постановки и подъема орудий лова, соблюдением правил техники безопасности;

• учитывать отрицательное воздействие специфических сил, возникающих при промысловых операциях, выборке и обработке улова, необычных состояниях моря и погодных условиях, уменьшающих остойчивость и высоту надводного борта.

Вызов капитана на мостик

2.9.1. Вахтенный помощник капитана обязан немедленно известить капитана при наступлении следующих обстоятельств:

• потере места судна либо больших невязках при его определении;

• подходе к режимным буферным зонам, запретным для плавания районам

и зонам разделения движения;

• внезапном резком увеличении высоты уровня льяльных вод;

• увеличении интенсивности заливаемости палубы в штормовую погоду;

• обнаружении дрейфа судна во время стоянки на якоре;

• ухудшении или ожидании ухудшения видимости, а также при резком изменении погоды, направления и силы ветра, волнения;

• изменении периода бортовой качки;

• если условия плавания или перемещение отдельных судов вызывают опасения;

• когда возникает затруднение в сохранении заданного курса;

• когда сохранение заданного курса становится небезопасным;

• когда на пути судна встречаются лед или другие препятствия, представляющие опасность для плавания;

• если в рассчитанное время не обнаружены берег, навигационные знаки или ожидаемые глубины;

• когда неожиданно открылся берег, навигационный знак или произошло неожиданное изменение глубин;

• в случае выхода из строя главного двигателя, рулевого устройства или технических средств навигации;

• подхода любого патрульного судна;

• необходимости крепления палубного груза;

• сцеплении орудиями лова или их задевании за грунт;

• обнаружении сигналов бедствия с других судов;

• падении человека за борт;

• при аварийном разливе нефтепродуктов;

• при аварийной утечке (прорыве) хладагента;

• когда в штормовую погоду наблюдается ухудшение управляемости судна, его чрезмерная заливаемость, явление слемминга либо возникают другие факторы, влияющие на безопасность судна;

• если возникает опасность штормовых повреждений и в любых экстренных случаях, а также в обстановке, вызывающей сомнения.

Несмотря на извещение капитана в указанных выше случаях, вахтенный помощник должен, если потребует обстановка, незамедлительно принять своевременные меры для обеспечения безопасности судна, людей и груза.

СТОЯНОЧНЫЕ ВАХТЫ

Организация вахты

91. Вахту на палубе, когда судно находится в порту, следует организовывать так, чтобы постоянно:

1) обеспечивалась охрана человеческой жизни, безопасность судна, порта и окружаю­-
щей среды, и безопасная эксплуатация всех механизмов, связанных с грузовыми
операциями;

2) соблюдались международные, национальные и местные правила; и

3) поддерживались порядок и нормальная деятельность судна.

92. Капитан судна определяет состав вахты и ее продолжительность в зависимости от усло­-
вий стоянки, типа судна и характера обязанностей.

93. Если капитан сочтет это необходимым, ответственным за вахту на палубе назначается ква­-
лифицированное лицо командного состава.

94. Необходимое оборудование должно быть так устроено и размещено, чтобы обеспечить
надлежащее несение вахты.

95. Старший механик, проконсультировавшись с капитаном, должен обеспечить, чтобы орга­-
низация машинной вахты соответствовала требованиям по несению безопасной машинной вах­-
ты в порту. При решении вопроса о составе машинной вахты, которая может включать соответ­-
ствующих лиц рядового состава машинной команды, следует принимать во внимание, в том чис­-
ле, следующие факторы:

1) на всех судах с мощностью главной двигательной установки 3000 кВт и более всегда
должен быть вахтенный механик;

2) на судах с мощностью главной двигательной установки менее 3000 кВт, по усмотре­-
нию капитана и по согласованию со старшим механиком, может не быть вахтенного
механика; и

3) вахтенные механики не должны выполнять какие-либо обязанности, которые могли бы помешать им нормально выполнять обязанности, связанные с наблюдением за работой судовых машин и механизмов.

Принятие вахты

96. Вахтенные помощники капитана или вахтенные механики не должны передавать вахту сме­-
няющему их вахтенному лицу командного состава, если они имеют основания полагать, что пос­-
ледний явно не способен должным образом выполнять свои обязанности; в этом случае капитан
или старший механик, соответственно, должны быть информированы. Заступающее на вахту лицо
командного состава должно убедиться в том, что весь персонал вахты полностью способен эф­-
фективно выполнять свои обязанности.

97. Если в момент передачи вахты осуществляется важная операция, она должна быть завер­-
шена передающим вахту лицом командного состава, за исключением случая, когда капитан или
старший механик отдали иное приказание.

Принятие палубной вахты

98. До принятия вахты сменяющий вахтенный помощник должен быть информирован вахтен­-
ным помощником капитана в отношении:

1) глубины у причала, осадки судна, уровня и времени полной и малой воды; состояния
швартовов, положения якорей и количества вытравленной якорь-цепи, а также о
других особенностей стоянки, важных для безопасности судна; состояния главных
двигателей и возможности их использования в аварийной ситуации;

2) всех работ, производящихся на судне; характера, количества и размещения груза, по­-
груженного и оставшегося на судне, и любых остатков груза после выгрузки судна;

3) уровня воды в льялах и балластных танках;

4) сигналов или огней, выставленных на судне или подаваемых звуковыми средствами;

5) количества членов экипажа, которым необходимо быть на борту, и присутствия по­-
сторонних лиц на судне;

6) состояния противопожарных средств;

7) любых специальных портовых правил;

8) распоряжений по вахте и специальных указаний капитана;

9) линий связи, действующих между судном и береговым персоналом, включая порто­
вые власти, на случай возникновения аварийной ситуации или необходимости полу­-
чения помощи;

10) любых других обстоятельств, важных для безопасности судна, его экипажа, груза или

охраны окружающей среды от загрязнения; и

11 ) процедур оповещения соответствующих властей о любом загрязнении окружающей

среды, произошедшем в результате деятельности судна.

99. Заступающие на вахту лица командного состава до принятия вахты должны удостоверить­-
ся в том, что:

1) швартовы или якорь-цепь надлежащим образом закреплены;

2) соответствующие сигналы или огни должным образом выставлены или подаются
звуковыми сигнальными средствами;

3) меры безопасности и правила противопожарной защиты выполняются;

4) они знают характер любых вредных или опасных грузов, которые грузятся или вы­-
гружаются, и готовы предпринять соответствующие действия в случае какого-либо .
инцидента или пожара;

5) нет никаких внешних условий или обстоятельств, угрожающих судну, и его собствен­-
ное судно не создает угрозы для других.

Несение палубной вахты

102. Вахтенный помощник капитана должен:

1) совершать обходы судна через соответствующие промежутки времени;

2) обращать особое внимание на:

1) состояние и крепление трапа, якорь-цепи и швартовов, особенно при смене
приливного течения или в местах стоянки с большими подъемами и спадами
воды, и, если необходимо, принимать меры, обеспечивающие нахождение их
в нормальных рабочих условиях;

2) осадку, запас воды под килем и состояние судна, исключающее опасный крен
или дифферент во время погрузочно-разгрузочных работ или балластировки;

3) состояние погоды и моря;

4) выполнение всех правил, связанных с соблюдением мер безопасности и про-
тивопожарной защиты;

5) уровень воды в льялах и танках;

6) наличие людей на судне и их местонахождение, особенно тех, которые нахо­-
дятся в удаленных или закрытых помещениях; и

7) несение сигналов и огней и, при необходимости, подачу звуковых сигналов;

3) в плохую погоду или при получении штормового предупреждения принять необхо­-
димые меры для защиты судна, людей на борту и груза;

4) принять все меры, обеспечивающие предотвращение загрязнения окружающей сре­-
ды судном;

5) в аварийной ситуации, угрожающей безопасности судна, объявить тревогу, извес­-
тить капитана, принять все возможные меры, предотвращающие нанесение ущерба
судну, его грузу и людям на судне, и, если необходимо, запросить помощь у берего­-
вых властей или соседних судов;

6) знать состояние остойчивости судна, с тем, чтобы в случае пожара береговые по­-
жарные власти могли получить сведения о приблизительном количестве воды, кото-
рое можно будет подать на судно без угрозы для остойчивости;

7) предлагать помощь судам или отдельным лицам, терпящим бедствие;

8) принимать необходимые меры по предотвращению аварийных случаев или повреж­-
дений при проворачивании винтов; и

9) заносить в журнал все важные события, касающиеся судна.

Наши рекомендации