Обязанности и права вахтенного механика при заступлении и сдаче вахты.

Вахтенный механик является начальником всего состава машинной вахты и подчиняется непосредственно вахтенному начальнику, а в части специальных вопросов эксплуатации технических средств – механику.

Вахтенный механик при заступлении на вахту обязан:

  1. лично проверить состояние работающих технических средств механической установки (в том числе состояние рулевой машины);
  2. просмотреть машинный журнал и проверить соответствие записей в нем собственным наблюдением;
  3. получить у сдающего вахту вахтенного механика сведения о способе управления главными двигателями, состоянии и режимах работы всех технических средств, замеченных неисправностях в их работе, о проводимых работах по техническому обслуживанию и ремонту, а также ознакомиться со всеми поступившими замечаниями и распоряжениями;
  4. принять доклады о заступлении на вахту от лиц машинной команды, произвести запись в машинном журнале о приеме вахты и доложить о заступлении на вахту вахтенному начальнику.

Вахтенный механик обязан:

  1. обеспечивать установленный режим работы судовых технических средств, соблюдение правил их технической эксплуатации, инструкций и указаний механика по их обслуживанию, контролировать выполнение правил безопасности труда и пожарной безопасности при работе членов экипажа в машинных помещениях;
  2. о всех обнаруженных неисправностях технических средств немедленно докладывать механику и принимать меры к их устранению;
  3. обеспечивать постоянную готовность к действию средств борьбы за живучесть судна;
  4. обеспечивать подачу электроэнергии, воды и пара потребителям;
  5. следить за правильным расходованием во время вахты топлива, смазочных, обтирочных и других материалов;
  6. не допускать скопления подсланевых вод в машинных помещениях и своевременно производить откачку их в цистерну сбора подсланевых вод; следить за тем чтобы загрязненная вода и мусор машинных помещений не удалялись за борт;
  7. по распоряжению вахтенного начальника производить прием, откачку и перекачку балласта и топлива, а также откачку воды из отсеков;
  8. обеспечить поддержание должного порядка и чистоты в машинных помещениях.

При возникновении каких – либо сомнений, касающихся несения вахты, или необходимости оказания технической помощи ( консультации) вахтенный механик обязан вызвать в машинное отделение механика.

Присутствие механика в машинном отделении не снимает с вахтенного механика ответственности за несение вахты до тех пор, пока механик не возьмет управление энергетической установкой на себя.

Пробные пуски и проворачивание главных двигателей после выполнения технического обслуживания вахтенный механик имеет право производить с разрешения вахтенного начальника в присутствии первого помощника механика.

В случае необходимости остановить главный двигатель, изменить режим работы механизмов, заданный с мостика, или же отключить технические средства ответственного назначения вахтенный механик обязан доложить об этом вахтенному начальнику и механику.

При непосредственной угрозе аварии или опасности для жизни людей вахтенный механик имеет право остановить главный двигатель или любой другой механизм и немедленно доложить об этом вахтенному начальнику и механику.

При обнаружении пожара или поступления внутрь корпуса судна забортной воды вахтенный механик обязан немедленно доложить об этом вахтенному начальнику и организовать тушение пожара или борьбу с водой, используя для этого все возможные и эффективные меры.

На ходовой вахте вахтенный механик обязан:

  1. находиться на посту управления двигателями и обеспечивать их работу; при необходимости произвести обход работающих технических средств в машинных помещениях оставлять за себя на посту управления вахтенного моториста;
  2. строго соблюдать назначенный с мостика режим работы главных двигателей, не допуская его изменения;
  3. исполнять команды и распоряжения поступающие с мостика. Если выполнение команды (распоряжения) связанно с угрозой аварии или опасностью для жизни людей, немедленно доложить об этом вахтенному начальнику и механику, а при повторном приказании с мостика выполнять последнюю команду (распоряжение), произведя соответствующую запись в машинном журнале;
  4. при управлении главными двигателями с мостика и необходимости срочно покинуть машинное отделение быть готовым в любой момент немедленно прибыть на пост управления и принять управление главными двигателями;
  5. не менее одного раза за вахту проверять работу рулевого устройства.

На стояночной вахте вахтенный механик обязан:

  1. неотлучно находиться на судне и обеспечивать установленный режим работы технических средств; покидая машинное отделение, сообщить вахтенному мотористу о месте своего пребывания;
  2. обеспечивать подачу электроэнергии, воды и пара для производственных и хозяйственно-бытовых нужд. При получении электроэнергии и пара с берега (с другого судна) обеспечивать необходимые подключения;
  3. обеспечивать надежное несение вахт в машинных помещениях и присутствовать при смене вахт.

2.4. Обслуживание двигателей во время работы. Обслуживание котельной установки во время работы.

Наши рекомендации