Чтобы узнать чем каждый является, необходимо познать собственное начало.
***
Посетитель: Есть ли разница между духовностью и различительной способностью? Махарадж: Различение означает выбирать те слова и значения, которые нам подходят. Тем не менее, нет и не может быть слов, подходящих для описания нашей истинной природы и естественного для нас состояния.
Из кучи зерна вы отбираете хорошие зерна для потребления, а камушки и плохие зерна отбрасываете. Подобным образом используется и различение.
В настоящий момент вы отождествляете себя с телом и умом. Следовательно, в начальной стадии своей духовной практики вы должны отбросить отождествлённость, усвоив, что "Я Есть" является только жизненным дыханием вместе с сознанием, а вовсе не телом и умом. В последующих стадиях, дыхание жизни и сознание - то есть, знание "Я Есть" - сливаются в окончательной природе, в точности как мысли профессора или пандита погружаются в него, когда он идёт спать. Человек в грубоком сне не осознаёт себя, поскольку даже чувство собственного Бытия слилось с ним.
Когда вы постигаете то, что вы не тело и не ум, тогда вы остаётесь незатронутым никакими ментальными модификациями. В том состоянии, вы - живое вселенское сознание, таковым вы и должны оставаться.
Удовольствие, боль и страдания чувствуются лишь до тех пор, пока удерживается идентификация с телом и умом. Предположим, корабль затонул посреди океана с тысячами пассажиров на борту. Могут ли их личности пережить бедствие в отсутствие их тел и умов? Далее, могут ли жертвы знать о себе после подобной трагедии, когда их тела полностью устранены? В подобных обстоятельствах, даже их выжившие родственники неспособны будут визуализировать состояние несчастных пассажиров. Чтобы установить наличие личности, необходимыми факторами являются тело, дыхание жизни и Бытие.
П: Сострадание, прощение, покой и привязанность относятся к сфере человеческого существования. Прав ли я, говоря это?
М: Эти качества имеют значимость лишь до тех пор, пока Бытие присутствует, как результат функционирования тела и дыхания жизни. Когда эти принципы действуют сообща, всё есть, в противном случае ничего нет.
Духовность означает обитать в Я. Когда вы обсуждаете или рассуждаете о каком-либо вопросе, о таких как, например, способность к различению или духовность, вы изучаете этот вопрос предметно и фракционно. Однако я делаю это субъективно и тотально, указывая на все-охватывающий Принцип, Самость. Поймите Я, будьте Я.
Пока ваше тело, ваше жизненное дыхание и ваше существование имеют место, вы знаете, что "вы есть". Когда дыхание жизни уходит, тело отпадает и существование гаснет, этот процесс называют "смерть". Тот, кто мёртв, не может знать ничего. Мертвец не знает, что "он есть" или что "он был". Потому нет регистрации существования такого "мертвеца" - ни в нас, ни в нём.
Следуйте к корню вашего существования. В этом процессе Бытие будет превзойдено и лишь "Вы" останетесь в конце, без этой осведомлённости, что "вы есть".
Это окончательное состояние известно как вишранти, что значит полный покой, совершенное расслабление, тотальная тишина и т.д.
Другое значение, которое можно получить, слегка разделив слово, это вишара-анти - забыть себя в конце. Это значит, в окончательном состоянии, "вы-естьность" забывается абсолютно. И "Я Есть", и "Я не Есть" - оба забываются. Это высочайший покой - парама-вишранти. Не следует смиренно соглашаться с тем, что я говорю. Если есть сомнения, обязательно задавайте вопросы. Но если некто собирается задавать вопросы, они неизбежно придут с уровня тела-ума, а ум означает всё то, что этот некто подобрал снаружи. Это не его собственное. Итак, спрашивайте лишь о том, что обсуждается тут, а также с правильной
позиции.
П: Как пережить Высочайшее Состояние?
М: Здесь нет вопроса о переживании. Вы и есть только само это состояние.
П: Все переживания приходят через чувства.
М: Да, но "Вы", окончательный переживающий, не являетесь всего лишь суммой всех опытов.
Просыпаясь, вы знаете, что "вы есть" - это ваша осведомлённость, ваше знание. До этой осведомлённости, чем бы вы ни были тогда, вы точно не были осведомлённостью.
П: Имеет ли это какое-то отношение к Высшему?
М: Титулов много, как и аттрибутов, однако до всех этих аттрибутов - "Вы" есть.
П: У нас уже есть реализация?
М: Это всё просто идеи. Окончательное состояние, тем не менее, за пределами хватки слов. Из одной идеи рождаются другие, всё это происходит с концепциями и посредством концепций. Следовательно, кладовая набита идеями. Но когда основной концепции положен конец, где же тогда место всем последующим?
П: Это "я" - раздуто из ничего, просто преувеличение? Или нет?
М: Сколько вам лет?
П: Шестьдесят один год.
М: Возвращаясь назад во времени на один день до начала этих шестидесяти и одного годов вашей жизни, знали ли вы, что собираетесь родиться?
П: Очевидно, нет. Я и понятия не имел, что собираюсь принять рождение перед тем, как родился.
М: А теперь, родившись, вы когда-либо задумывались почему вы вообще были рождены? Ранее, этого "Я Есть" перед рождением не было.
П: Я не знаю ни когда я был рождён, ни когда я умру.
М: Но за все эти дни, почему вы так и не исследовали это? Теперь у вас есть это знание, что "вы есть", как же вы пришли к нему? Учитывая, что родились вы неосознанно, подобно человеку, который по пробуждении обнаружил у себя огромный фурункул. Не станет ли он вопрошать: "О, когда я же заполучил этот фурункул?"
П: Я исследовал.
М: И с кем вы исследовали? И какой же ответ вы получили?
П: Но я не получил никакого ответа.
М: Как и почему это знание "Я Есть"? Это вы должны знать. Как это знание "Я Есть" появилось из состояния не-знания?
П: Понятия не имею.
М: Вы должны знать это. Что за толк во всей этой информации разного рода? Тысячи людей утонули с кораблём. Какую информацию вы дадите об их текущем состоянии?
П: Смерть.
М: Очевидно, никакой. Может ли тот, кто ничего не знал ни о смерти, ни о рождении, узнать вдруг о своей смерти?
П: Об этом нам нужно будет расспросить мёртвого.
М: Вы собираетесь допрашивать мертвецов?
Бессознательно появилась эта осведомлённость "Я Есть". Как? Из "Ничего-йности" возникла "Я-Естьность". Как? До вашего рождения вы когда-либо испытывали "Я Есть"?
П: Вероятно, нет.
М: Почему "вероятно"?
П: Определённо, нет. Сбор любой информации относительно состояния "не-знания" - это тщетная работа.
М: Так почему же вы так обвились вокруг этого знания сейчас, если известно, что вы совершенно определённо встретите смерть? До рождения вы понятия не имели, что вы есть. Вы умрёте, тогда почему вы цепляетесь за все эти концепции рая, ада, греха и добродетели? Прослушав эти беседы, повернётесь ли вы и пересмотрите всё это?
П: Иногда я так и поступаю.
М: И что за толк в этом?
В конце концов, вы обязаны прийти к заключению, что нет и не было никогда такой вещи как "я", а также "моё". По крайней мере, узнайте, где вы начинаетесь.
П: Вероятно, мы имеем право на начало, но не на конец.
М: Я заинтересован лишь в вашем начале. Как вы получились? Это важней всего.
П: Я заинтересован в себе и только в себе.
М: Но узнали ли вы, что вы есть?
П: Ну, благословите же меня.
М: Для начала, положите передо мной свою личность, тогда я её благословлю. Когда некто не знает своего собственного начала, как он может просить кого-либо о чём-либо?
Несмотря на то, что вы точно знаете, что вы не знаете, почему вы всё ещё держите всё это?
П: Это инстинкт, естественным образом мы держимся за это.
М: Чьи это за инстинкты? Что есть то, что родилось? Вас это совсем не заботит. Этого знания у вас нет, поскольку тяги к этому у вас нет. Когда вы почувствуете глубинную потребность в этом, тогда лишь возможно это озарение. До того вы будете совершать все эти усилия, но лишь для того, чтобы кто-то другой воспользовался этим, подобно слепому, который работает на мельнице, а всю муку сьедает собака.
П: Как нам избавиться от этой слепоты?
М: Настойчиво пребывая в Самости, Я. Медитируйте на Я. Выполняйте хатха-йогу настойчивости и упорства, дабы совершенствовать своё Знание о Я.
П: Есть ли кто-либо, обладающий таким Знанием?
М: Да, он редок, один на десять миллионов. Услышав о таких шансах, сдадитесь ли вы теперь?
П: Я не хочу сдаваться.
М: Вы пришли к этому заключению, пощипав себя за уши?
П: Что за польза была бороться всё это время?
М: А что за польза от всех этих ваших концепций? Джняни за пределами концепций. Он не придаёт значение ни каким идеям.
П: Он может и не знать как сильно мы боролись сейчас и раньше, вы и понятия не имеете. Рамакришна Парамахамса воззвал к Матери: "О, Мать, возьми меня за пределы мысли и знания, так как от них я схожу с ума".
М: Вы сами это испытали - пройти за пределы мысли и знания? Если нет, то почему вы говорите о других?
П: Нет.
М: Если вы не опробовали рецепт на себе, зачем вы вообще о нём говорите? Почему вы приводите здесь чужие суждения? Можете ли вы оставаться живым без слов? Без них, как вы будете вести свои повседневные дела? Я знаю историю вашего рождения. То, почему вы зовёте человека своим "отцом" или "матерью", я знаю прекрасно. Почему вы беспокоитесь о других, например, Рамакришне Парамахамсе, вместо того, чтобы беспокоиться о своём собственном Я? Если вы в неведении, это нормально - спрашивать о других. Однако когда вы озабочены самим собой, тогда и расспрашивайте только о себе самом. Когда я ублажил свою "Я-Естьность" тем, что понял её, только тогда я пришёл к знанию этой "Я-Естьности" и в процессе того также обнаружил, что Я, Абсолют, вовсе не являюсь этим "Я Есть".
Оставайтесь твёрдо на месте. Собрав всё это знание, размышляйте над ним в уединении.
П: Если Махарадж благословит меня, я получу просветление.
М: Это не так-то просто. Это всё равно что сказать, что женатая пара родит детей, если кто- то просто благословит их.
П: Это знание "Я Есть" - проклятие.
М: Оно случайно, спонтанно. "Я Есть" начинается тогда, когда я получаю этот звоночек, что "Я Есть". И когда я получаю информацию "Я Есть" - это состояние Ганеши.
П: Почему Ганеша приравнивается с первозданным звуком пранавы, "Ом"?
М: Потому что Ганеша представляет собой знание Праны, дыхания жизни. Из пранавы, продукта Праны, развивается звучание языка, проходя четыре этапа - пара, пашьянти, мадхьяма и вайкхари. Пара - тончайший из них, источник, тогда как вайкхари - грубейший, это непосредственно звучание речи, выходящее изо рта. Состояние до этапа пара - это "любовь быть", ощущение любви, которое даёт рождение всем действиям. Это Ганеша.
Глава 18