Сибирское Рериховское Общество

Б.Н.Абрамов

Устремленное сердце

К 100-летию со дня рождения Бориса Николаевича Абрамова ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Содержание:

- Из неопубликованных Записей;

- Беседы;

- Рассказы;

- Стихи;

- Воспоминания о Б.Н.Абрамове;

Сибирское Рериховское Общество,

Новосибирск, 1997

РОДИНА ДУХА

Устремленное сердце горит,

Устремленное сердце водимо;

Пламенеет невидимый щит,

И лучи охраняют незримо.

Под волною житейских невзгод

Беспокойного моря людского

Устремленьем на дальний полёт

Вдохновляет беззвучное слово.

И касание светлой стрелы,

Прилетевшей из огненной дали,

Утишает страданья земли

И смиряет мирские печали.

А над миром трёхмерным теней

Суетливой и призрачной жизни

Светоявлена мощью огней

Беспредельность Надземной Отчизны

И могучий невидимый щит

Охраняет пути неземные...

И трепещет сердечная нить,

И пылают огни голубые.

Абрамов Борис Николаевич родился 2 августа 1897 г. в Нижнем Новгороде. В юности служил во флоте, был военным моряком.

В годы революции оказался за границей. Жил в Китае, в г. Харбине, работал в химической лаборатории, заведующим студенческим клубом в Христианском Союзе молодых людей, преподавателем русского языка в Харбинском Политехническом Институте. Был человеком высокой культуры, всестороннего образования. Любил и хорошо знал литературу, музыку, живопись. Сам писал стихи и рассказы, рисо­вал. Глубоко изучал различные философии и Учения Востока. В 1934 г. во время приезда Н.К. Рериха в Харбин познакомился с ним, признал в нём своего духов­ного учителя. Получил от своего Гуру кольцо ученичества как знак особого до­верия и духовной близости.

После отъезда Николая Константиновича в Индию Борис Николаевич стал вести переписку с ним и Еленой Ивановной Рерих, надеясь на скорую встречу с ними в России, куда направлены были устремления всей семьи Рерихов.

Ещё в 40-е годы Борис Николаевич стал воспринимать приходящие из прост­ранства мысли и записывал их. Послав эти записи Елене Ивановне, он получил от неё ответ, подтверждающий их Высокий Источник. До конца своих дней Борис Ни­колаевич вёл эти записи, которые теперь публикуются и известны читателям как "Грани Агни Йоги".

Выполняя указание Елены Ивановны и Николая Константиновича, Борис Николае­вич в 1959 г. возвращается на Родину. Живёт сначала в Новосибирске, а затем поселяется с женой в маленьком городке Венёве Тульской области. В течение многих лет пребывания в Венёве Б.Н. Абрамова многократно посещали его друзья и ученики, приезжавшие из других городов России и нуждавшиеся в духовном об­щении. Они вели беседы на темы Учения, получали ответы на свои вопросы.

5 сентября 1972 г. Борис Николаевич ушёл из жизни.

Е.И. Рерих - Б.Н. Абрамову

Родной мой Борис, отбросьте все сомнения. Помните, что пока Вы связаны лю­бовью, преданностью к Великому Образу, никто и ничто не может нарушить эту связь. Конечно, понимаю сердцем, как Вам хочется слышать подтверждение об этой связи и с радостью, троекратно, подтверждаю то, что Вы передаёте мне, как именно исходящее из Высшего Источника.

...Не опасайтесь некоторого сомнения в себе, в свои силы, но вложите всё

доверие во Владыку и стремитесь лишь выполнить возложенную на Вас миссию ­уявиться свидетелем проявлений Великого Владыки. Очень хотела бы иметь ещё строки Изречений, явленных Вам. Храните эти жемчужины, и не удивляйтесь, что услышанное и рождающееся в Вашем мозгу близко получаемому Учению, но иначе как же усвоить даваемое?

28.12.1954 г.

ИЗ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ЗАПИСЕЙ

20.6.1970.

Прими слова Мои: да не затемнит очевидность явления приближения Дня Моего. Все ли увидят? Двое в поле - один увидит, другой нет. Двое за одним столом ­один увидит, другой нет. Двое рядом идут - один увидит, другой нет. Из мно­жества множеств увидят не все, одни увидят, другие нет. Так великое разделе­ние человечества, ныне идущее на земле, завершится окончательным отделением Света от тьмы, духов, тяготеющих к Свету, от тяготеющих к тьме. И будет раз­деление это необратимым процессом, то есть примкнувшие к полюсу Света оста­нутся в орбите его; перешедшие на сторону тьмы разделят её судьбы. Планета очищена будет от тёмных злоделателей на все времена. Несовершенства, конечно, останутся, чтобы постепенно эволюционировать к более совершенному, но иерар­хия тёмных и все слуги её с планеты уйдут. Великое разделение закончится ве­ликим очищением земли и ауры её от наследия Чёрного Века. И время это идёт и наступит нежданно и неотвратимо. И если для того, чтобы пробудить дух челове­ческий, нужны будут катастрофы, они не замедлят. И если для этого придется кому-то пострадать, пострадает. И если придется с планеты смести носителей зла, сметены будут все до одного. Ибо сроки последние ставят на карту само существование космического дома земного человечества. Ибо долее развитие зла на земле терпимо быть уже не может. Давно говорилось об этом грозном времени, и даны были предупреждения. Но глухи уши земные, но распоясалась тьма, но развитие зла дошло до предела, за которым грозит уже гибель планеты. Имеющий уши пусть слышит набат и волны пространственных зовов.

Страна Владыки, Родина наша, меньше всех пострадает от угрожающей земле катастрофы, ибо в смысле продвижения в сужденное будущее она идёт впереди всех других стран, ибо она приняла те основы взаимоотношения между народами, которые были даны Учителями Востока, ибо она мощно восстаёт против старого мира, ибо все её недостатки и несовершенства ничто по сравнению с теми ужаса­ми и тьмою, которые порождаются злобою, ненавистью и ложью разлагающегося старого мира, осуждённого на уничтожение в силу непреложных законов истори­ческого развития человечества. Велико и светло будущее нашей страны. Будет победно оно.

Правило остаётся неизменным: сроков уловленным пространственным мыслям, касающимся будущего, нельзя ни назначить, ни их уловить. Сокровенное прочно и надёжно скрыто от взоров землян. Многое можно ощущать и предчувствовать, но только не точные даты. В предвосхищении будущего жили постоянно и мы, но даже и от нас точные сроки были сокрыты.

Есть явления, о которых смертным не положено знать. Астрология может ука­зать на приближение событий, но не на те формы, в которые они выльются. Когда же придёт время действия, придёт и Указ.

Сознание пусть будет открыто навстречу Лучу. Приемлемость или открытость сердца является непременным условием восприятия.

Держитесь, держитесь, держитесь, все силы духа собрав, ибо последние дни наступают, дни уходящего навсегда Чёрного Века, дни Кали Юги. Они сочтены. Но тем свирепее будет проявлять себя и бесноваться тьма. Смотрите, какие страш­ные вещи происходят на планете! Убийства, насилия, отравление газами и бакте­риями - весь арсенал тёмных в применении; все силы в действии. И уже открыто совершаются великие преступления, попирающие права народов на жизнь. Апофеоз человеконенавистничества. Держитесь, други, ибо тьма идёт в наступление.

Напоминаю опять слова Владыки: "И печаль ваша будет в радость". Другой полюс явлений неотвратим. Перед концом тёмного века по его напряжению можно су­дить о наступающем веке Огня и Света. Свет впереди. Этими мыслями и будете проходить в будущее. Свет будущего велик.

Аккумулирование энергий может идти лишь до известного предела, за которым следует неизбежно разрядка. Точно так же и в мировых событиях.

Близость Учителя достигается, если Учитель поставлен превыше всего. Давно уже Сказано: если "кто возлюбил" кого-либо или что-либо "больше Меня, несть Меня достоин". Формула эта остаётся жизненной и поныне.

Когда счастливый человек и богатый оказывает помощь несчастному и бедному - это одно. Но когда отягченный судьбою и нуждающийся делает это – заслуга его велика.

Идёт огонь, сожигающий всё, не могущее его принять. Он же - преображающий и творящий. Одна и та же огненная волна одних воскресит, других испепелит. Решает сознание и его способность ассимилировать огонь. Даже в пещи огненной отроки не сгорели, ибо были дети огня. Алатырь - камень огненный - или воск­ресит или сожжёт. Ужасна участь тьму в сердце носящих. Тьма сожжена будет Светом-Огнем. Огонь пространства сойдёт на землю. Сроки приближаются. Горе сеющим зло. Собственными руками готовят гибель себе. В этом самоуничтожение тьмы. В этом и суд, действительно страшный для носителей тьмы. Не беритесь быть судьями уже осуждённых пространственной справедливостью. Процесс необра­тим. Будет много потрясений. Потрясённым надо помочь, ибо слепы. И как будут яро нужны слова знающих. Как светочи во тьме, как прибежище духу, как башни, стоящие непоколебимо среди огненных волн и всеобщего смятения, станут Мои для помощи людям.

БЕСЕДЫ

ЛЮБОВЬ ПОБЕДИТЕЛЬНИЦА

Можно любить и тех, кто далеко; быть может, за далёкими горами и вершина­ми, за тысячи вёрст. Значит, расстояние не мешает и пространство не препятс­твует. Значит, любовь сильнее и выше протяжённости материи и её крепких це­пей. Так утвердим власть и победу любви над трёхмерным миром.

Но можно любить и тех, с кем не виделись годами, и чувствовать их близкое присутствие. Значит, любовь побеждает время и царствует над ним. Так утвердим власть и победу любви над временем.

Можно любить и тех, кто ушёл из этого мира, можно ощущать присутствие лю­бимых в духе. Значит, любовь торжествует и над смертью. Значит, любовь - по­бедительница смерти. Было сказано: "Сильна как смерть любовь, и стрелы её ­стрелы огненные". Добавим - любовь не только сильна как смерть, любовь силь­нее смерти, и стрелы её - стрелы огненные - неразрывными нитями, поверх жизни земной и смерти, связывают огненные души на путях вечного восхождения. Любовь переживает всё, а поверх всех ограничений, за "пределами далей Свет соединяет сердца" блистающими вечными узами любви, ибо "для магнита сердца не существу­ет препятствий".

"МЫ"

Бедное, ограниченное, земное, малое "я" и творящее, глубокое, неисчерпае­мое, мощное "МЫ". Как Свет и тьма, беспредельность и могила. В нём, в этом "МЫ", - сила единения, сознательное приобщение к высшим и невидимым и созна­тельное сотрудничество. "МЫ" есть свидетельство слияния с Иерархией и право на то, чтобы действовать силою Учителя. Так и назовем его: творящее пламенное "МЫ". "Я" умрёт, но "МЫ" бессмертно и вечно, пока осознана Иерархия, ибо "МЫ", произнесённое сердцем, как электрорубильник, тотчас же соединяет созна­ние с неисчерпаемым резервуаром огненной энергии. "МЫ" - символ утвержденного единения и меч непобедимый, сметающий все преграды и противодействия, ибо "МЫ" побеждает слиянием сознаний.

* * *

Когда Н.К. [Николай Константинович Рерих] был здесь, один человек сказал про него: "славный старичок". Вот всё то, что он увидел в нём. Каждый видит то, чего достоин. Маленькое сознание, конечно, не могло воспринять величие и необычность его сущности. Имеется семь Кумар - великих Духов, пришедших с Ве­неры, под разными именами. Гермес и Зороастр... разные имена давали Им люди, но всё Их семь. У этих семи имеется несколько учеников, их очень мало. Может быть, пальцев на руке будет много, чтобы каждый Владыка перечислил своих уче­ников, и вот всё те же Они и Их ученики. Понять широту взлёта и размах сущ­ности такого Ученика очень трудно и дано немногим. Можем радоваться, что нас жизнь столкнула с величайшим человеком своей эпохи. Раз Ученик вышел в жизнь, и раз он выполняет какую-либо миссию, то эта миссия обычно имеет мировое зна­чение. Вот Чингиз-Хан переделал карту земли, подвинул историю народов в дру­гом направлении. Ученик. Так пройдёт не много веков, и человек поймёт и оце­нит именно размах и величие миссии и её значение. Так вот и можем считать, что нам немногим дана возможность понять величие его духа и значение его мис­сии, ибо своей деятельностью он охватил всю землю, касаясь всего рода челове­ческого, будущего и нашей Родины в особенности. Сегодня его день. Может быть, вашего коллектива мысль долетит, потому что мы живём от тех семян, которые он посеял. Не поймут ещё люди, а мы поймём, не чувствуют, а мы почувствуем, не знают, а мы знаем. Этот день так и отметим, как день одного из величайших сподвижников Кумар.

Начало 1950-х гг.

* * *

Прошлый раз мы отметили, что у семи Кумар - высших Духов, присланных сюда с Венеры, - имеется очень небольшое количество ближайших учеников. Эти учени­ки выполняют поручения своих Владык - Их семь. За всё время существования че­ловечества было Их семь, только менялись имена. Низший дух, или низшее созна­ние, не может судить о высшем сознании и о существе более высокого порядка. Потому все людские суждения о высоте и о глубине Кумар у всех будут ошибочны. Две тысячи лет тому назад было дано Евангелие Одним из величайших Духов. Ис­тинно, нельзя сравнивать сияние дальних миров, и особенно куриными земными мозгами. Поэтому можем только восхищаться и преклоняться. И вот. Один из Них, может быть, самый величайший, пришёл две тысячи лет тому назад. Первый раз? Нет. Последний раз? Нет. Приходил, приходит и будет приходить. Кроме того, Он сказал: "Я с вами во все дни до скончания века". Вот Он умер, распят, ушёл с земли. Только ушёл, и ничего не осталось. Мог Он сказать неправду, мог Он ошибаться в своих словах? Нет. Если нет, значит - с нами, значит, и вчера, и сегодня, и завтра. Вот представить себе реальность этого понятия - бессмертие этого величайшего из Водителей человечества - очень трудно, очень трудно зас­тавить сознание понять, что Он всегда с нами, сегодня, и завтра, и всегда. Как будто бы этих двух тысяч лет и не было. Кроме того. Он сказал: "Я есть Истина, и жизнь, и путь только через Меня, и другого пути нет". Это сказал Иерарх! Может быть изменено это положение? Нет. Следовательно, путь истины и жизни каким был, таким и остался. И что мы вообще можем сказать об Иерархии? Ничего не можем сказать, ибо глубокие невежды и судить не можем. Но одно мо­жем с уверенностью сказать, что средоточие едино, что учение едино. Многоли­кие, многообразные ветви и плоды от этого единого дерева даются в соответс­твии с сознанием человечества. Но всё из единого источника, ничто ничего не отрицает, а только добавляет, только развивает, расширяет, только делает бо­лее понятным и более глубоким, и более расширенным. По мере того как расширя­ется сознание человечества, по мере этого расширяется и диапазон даваемого учения. Вот перенести это понятие в понятие - теперь и ныне, - это значит по­дойти к первоисточнику. Учение настоящего, из отвлечённого теоретического представления, становится фактором жизни, тогда путь ложится правильно, и тогда все представления о том, что Давший великое Учение поныне с нами, ста­новится уже жизненным фактором. Что такое Учение [Живой Этики] по отношению к Евангелию? Это новый оборот спирали, заложенный две тысячи лет тому назад.

Потому день рождения, или Рождество, одного из величайших Духов - Водителей человечества - не есть день памятования прошедшего, но есть день памятования настоящего, которое актуально и ныне, теперь, ибо всё, что было, всё есть и существует в настоящем. А Он сказал: "Аз есмь альфа и омега". Не можем срав­нивать сияние дальних миров. Можем лишь любоваться их великолепием. И вот, в памятный день, почтим глубоко, доступными нам воспоминаниями, этот день рож­дения на земле в человеческой оболочке Того, имени Которого мы не знаем.

ВЕЛИКИЙ УХОД

Ушёл Гуру. Его нет на земле, среди нас, и никогда, никогда больше не уви­дим мы Его в этой жизни своими телесными глазами. Но, сбросив земные одежды, сбросив свою телесную оболочку, покинув своё обиталище духа, свой дом времен­ный и тесный и угрожаемый. Он ныне свободен так, как никогда не может быть свободен дух на земле; и близок и реален так, как никогда. Высшие огненные сферы, обитель пламенного светлого духа - вне ограниченной земли, вне времени и расстояний. И ныне ничто не может уничтожить эту близость, это яркое ощуще­ние великого присутствия, крепкой защиты и постоянного неотступного внимания к своим ученикам со стороны Гуру, ушедшего к Свету и за Светом. Нужно понять то, чем связана сущность Учителя с сущностью ученика. Не земными делами мирс­кой суеты, не вопросами обыденщины, не унынием, жалобами и прочею земною ше­лухой, но лучшими свойствами духа, устремлением, высотою полётов и дерзаний. Да! Он стал ещё ближе, ибо устремление творит, ибо устремление есть ключ от всех врат, а любовь к Иерархии рождает непосредственное общение. И нет такой силы в мире, которая могла бы отдалить яркую, реальную, ощутимую близость Учителя к ученику, сознание которого нашло в себе мощь подняться в эту свето­зарную сферу, где пребывает сознание Гуру. Не стянуть Его к себе, ибо это не­возможно, но именно возвыситься и подняться до Него пламенным порывом устрем­ления. Устремление чудо творит. Вот, нет Гуру, но Он с нами. Он ушёл, но стал ещё ближе. И если найти в себе дерзание взять на свои плечи, взять сознатель­но хотя бы часть великой ответственности, лежавшей на Его могучих плечах, ес­ли бы только осознать и найти силы это сделать, то упомянутая близость окреп­ла бы неизмеримо и стала бы нерушимой, как скала. Жизнь Гуру была великим служением человечеству; у Него не было ни одной личной мысли, значит, ещё при жизни на земле Он стряхнул с себя лохмотья земного личного "я" и жил в дру­гом, вселенском, общечеловеческом, высшем, бессмертном "Я", то есть уже на земле утвердил своё бессмертие. Это и есть жизнь сознания в духе - бессмерт­ная и вечная. Значит, и мы, оставшиеся ещё на недолгое время здесь, каждым отрешением от своей личности, малой и ограниченной, каждым деянием на общее благо и каждым утвержденным в жизни качеством и восхищением духа не только продвигаемся по Пути, но и приближаемся к сознанию своего Гуру, приобщаемся к Нему и входим с Ним в непосредственное общение.

Давно уже было сказано: "Я с вами всегда, во все дни, до скончания века". И ныне Владыкою опять было повторено: "Я с вами всегда" - эта формула, этот завет Учителя своим ученикам непреложен. Всегда с нами, и в жизни, и после. Да, Он с нами всегда, готовый услышать и протянуть Руку помощи и встретить каждого, возвысившего до Него своё сознание. Эта близость реальна, реальнее всего окружающего, ибо всё окружающее прейдёт - но дух пребудет, и нерушима незримая нить между Гуру-Отцом и Его учениками. Железным, упорным, настойчи­вым трудом и устремлением она, эта близость, может быть доведена до высшей степени яркой убедительности и неоспоримой достоверности и утверждена каждым учеником, который знает, что значат слова: хотеть, дерзать и достигнуть. Сме­таются все преграды плотной материи, все ограничения самости и низших оболо­чек. А там, у Врат беспредельности, на ступенях Света огненными буквами пла­менеет завет: "Всё возможно и всё доступно сейчас". "Ширина понимания начер­тит полосу возможности".

"Перед мощным огнем сердца склоняются все преграды. Творит магнит сердца, и нет мощи, равной этому солнцу солнц".

ПРОСТРАНСТВО

Если мы взглянем вверх, то увидим беспредельную ширь и необъятный простор. Если же мы посмотрим вперёд или назад, влево или вправо, то простор этот бу­дет ограничен горизонтом. Уничтожив мысленно горизонты, представим себе, что мы видим то же ничем не ограниченное пространство, что и вверху, и постараем­ся понять, что нашему зрению доступна лишь очень небольшая часть того прост­ранства, которое окружает не только нашу маленькую землю, но и вмещает в себя все планетные системы и не имеет никаких границ. Границ этих не существует на физическом плане, не существует их и на всех более тонких планах, так как пространство вмещает в себя в буквальном смысле всю вселенную - видимую и не­видимую, проявленную и непроявленную.

Проявленное пространство вмещает в себя все стихии, а "непроявленное же пространство", говорится в Агни Йоге, "есть корабль огня". Пространство нель­зя измерить никакими мерами и нельзя ограничить местом, так как оно всюду: абсолютно всё видимое и невидимое, злое и доброе - живёт и существует в пространстве. Оно не имеет ни начала, ни конца, так как это сама Беспредель­ность. Пространство - это вместитель всех энергий, начиная с самых грубых и кончая самыми тончайшими; это - вместитель мыслей, желаний и устремлений все­го живущего во вселенной.

О МИРЕ

Белый голубь и мир - вот два понятия нашей эпохи, неразрывно связанные между собой. Мир летит на белых голубиных крыльях. Что может быть радостнее и желаннее для человечества?! Белый голубь - символ чистоты и невинности ­прочно входит в жизнь как вестник мира. Лучшие умы человечества, лучшие люди земного шара борются за мир. "Мир" - это слово, которое живёт в сердце каждо­го человека, каждого взрослого, каждого ребёнка. Слово "Мир" символизирует

собой радость и жизнь и наполняет сердца надеждою. Оно несёт возрождение к новой, светлой эпохе, несёт счастье и приближает будущее. Да, в будущем всег­да будет мир, и войн больше не будет. Белый голубь победит войну - этот страшный, костлявый скелет с косой через плечо. Белоснежный голубь развеет ужас настоящего и принесёт надежду на радость в грядущем дне.

Но борясь за мир и мечтая о будущем, нельзя забывать, кем принесена нам весть об этом будущем и кем впервые был заложен фундамент борьбы за мир. Ещё в 1935 году был подписан Пакт Мира Рериха. Ещё тогда была признана необходи­мость учреждения Знамени Мира, которое должно развеваться над городами и ох­ранять духовные ценности человечества, призывая прекратить вражду и войны. И вот теперь на заложенном Рерихом фундаменте начинают воздвигать грандиозное здание мирной созидательной жизни. Великий русский мыслитель посеял зёрна, которые на наших глазах дали всходы. Они проросли именно теперь, когда это нужнее всего для жителей нашей планеты.

Пора, давно пора одичавшему человечеству разоружить свои сердца и попрос­ту, по-человечески подойти друг к другу и протянуть руку дружбы.

Конец войне. Мир всему миру. Так завещано, так и будет.

14 апреля 1952 г.

ПОБЕДА ДУХА

Вот стоит Человек, а вокруг него беснуется толпа. Он стоит совершенно спо­койно и с чувством глубокого сострадания и жалости смотрит на озверевших лю­дей. Толпа беснуется, рычит, в него летят плевки и камни и сыплются удары. Вой, визг, свист, улюлюканье, крики; зверь вырвался из клетки, зверь беснует­ся и изрыгает потоки проклятий, хулы и ненависти на одиноко стоящего Челове­ка.

А вот другая картина. Стоит притихшая, безмолвная толпа; головы низко опу­щены, скорбь придавила к земле; молчат. А над ними, на трибуне, беснуется че­ловек - их тиран и повелитель. Он угрожает и сыплет проклятиями. Он творит суд и расправу. Одних посылает на казнь, других в рабство, третьих на позор и разорение. В бешенстве злобы он неистовствует, а они молчат, они беззащитны, им нечего говорить, и не для чего.

Что же произошло в том и другом случае?

Случай первый: мир внешний, материальный мир, обрушился на Человека, тыся­чи злобных энергий устремились на него, чтобы раздавить и растерзать его, чтобы смести его с лица земли. Но если он может и имеет право сказать: "Идёт князь мира сего, но не имеет во мне ничего", то весь вихрь злобных энергий останется при толпе, и толпа пожнёт весь мир соответствующих этим энергиям следствий. А Человек? Человек остался свободен, он и его сущность ничего, аб­солютно ничего не потеряли в этом страшном поединке. Он остался свободен, не­запятнан, он не породил страшных следствий. От него не протянулись и не были им порождены страшные нити разрушения. Он победитель мира, жизни и себя.

В то время как во втором случае весь ужас страшных следствий ложится на голову обезумевшего тирана, породившего ряд тяжких причин, платить по которым и испивать до дна которые будет он сам.

Итак, совершенно неважно, как устремляется на нас окружающий мир. Любят ли нас или ненавидят, хвалят или осуждают, хорошо вокруг или плохо, больны ли мы или здоровы, повторяю - не это важно, а важно то, как реагирует наше сознание на окружающее. И если оно не вовлекается и не реагирует в унисон на вихрь внешних отрицательных энергий, то оно остаётся свободным. И не то важно, что входит в человека, ибо нельзя оградиться от внешнего мира, но важно, необы­чайно, неизмеримо важно то, что исходит от человека. За первое он не ответс­твенен и не порождает кармы, а лишь исчерпывает её. За второе ответственен он, как активно порождающий карму и утверждающий бесконечный ряд следствий каждой от него исходящей мыслью, словом и действием.

МУЧИТЕЛЬНЫЙ ПОЗОР

Величие и высота духа измеряются тем расстоянием, которое лежит между тем, что собою представляет человек в данный момент, и тем идеалом, к которому он устремлен. Говорится о настоящем устремлении. Значит, чем выше недосягаемое, ярче и величественнее идеал, тем выше и устремленный к нему человек. Так ли это? Проверим. Пусть это расстояние равно нулю, то есть человек есть таков,

каков он есть, и лучше не будет и не может быть, так как ни к чему не устрем­лен. Значит - полная остановка. Застой. Смерть. Духовная смерть. Конец. А мо­жет быть, и хуже, ибо не идущий вверх идёт вниз. Так можно устремиться выше высокого и дальше далёкого. Якорь можно далеко забрасывать: ценны эти якоря дальнего плавания. Высотой устремления очертим границы возможностей. Идём в будущее, не ничтожному, не малому свидетелями станете. Так на великих путях и меры приложим великие.

Ну а как же быть со своими недостатками и слабостями, как быть с немощью своей? Как примирить величие и красоту поставленного идеала, будущего нашего "я", к которому мы стремимся, со всем жалким ничтожеством нашего настоящего существа? И не покажется ли нам несбыточной мечтой цель нашего устремления, когда как будто и связи-то никакой нет между идеалом и действительностью?

Но что такое действительность? Неужели это маленькое, жалкое, ничтожное существо, порой трусливое и беспомощное, порой наглое и злое, эгоистичное, корыстолюбивое и тщеславное, безотрадное и внешне и внутренне, и есть наше истинное "я"? Но ведь сказано: "вы - боги", но ведь сказано: "человек создан по образу и подобию Божию". Что же тогда такое это жалкое и неубедительное существо, которое является по отношению к поставленному идеалу посмешищем или мучительным позором? Как назвать его? Какое имя дать ему, чтобы знать, с кем бороться и какое место отвести ему? Имя ему "самость", и существо это не есть истинный человек, но его заклятый, страшный и единственный враг. Враг этот создавался тысячелетиями наших жизней, он взращивался нашими страстями и пи­тался нашими низкими помыслами и действиями: поистине, много энергии вложили мы, чтобы вырастить и укрепить его до всей настоящей неприглядности. И вот теперь он стоит на пути к нашему идеалу и кривляется, и уверяет нас, что он и есть наше истинное "я", и что нет и не может быть никакого моста от него к тому, к чему мы стремимся.

Но мы знаем, что это ложь, и что этот самый наш враг есть также порождение лжи, и что "отвергнуться от себя" - значит отвергнуться от нашего врага, и что "распять себя" - значит распять свою самость, и что это вовсе не есть ка­кая-то жертва, но единственный путь к нашему идеалу, путь к счастью. Враг свиреп и беспощаден, и борьба идёт не на жизнь, а на смерть; здесь не может быть ни примирения, ни компромисса.

Во имя нашей истинной сущности, которая есть "выражение Высших Сил", кото­рая есть "высшее проявление Космоса", "прообраз Создателя при всей Беспре­дельности", мы идём на уничтожение нашего врага, порождения нашей самости и невежества. Он нам не нужен на пути к Свету.

* * *

Никто не хочет быть назван условным учеником. Что-то неубедительное кроет­ся в самом наименовании. Но, к сожалению, явление условного ученичества имеет место среди стремящихся к свету. Само сознание такого ученика по отношению к руководителю построено на ключе условности. Вот если, мыслит условный ученик, он, ведущий, удовлетворяет моему представлению о нём как о руководителе, то, значит, его признаю, а если нет, то, значит, и признание будет по степени его несоответствия. И глаз условного ученика всё время в зоркой напряжённости за каждым словом, за костюмом, за выражением лица, за обстановкой, в которой на­ходится условно признанный им руководитель. Следит за всем, чтобы поставить каждое лыко в строку, чтобы заметить нечто не соответствующее своему идеалу и тотчас же записать за счёт руководителя, поставить ему в минус. Правда, лю­бовь как-то проявляется, и ученик искренне верит, что он правильно относится и поступает, но неужели не думает такой условный ученик, что условное учени­чество и условная преданность - вещи весьма шаткие, что если элемент услов­ности входит во взаимоотношения, то и ученик вступает в ряды условных учени­ков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Как можно в то, что несёт пе­чать непреложности, вносить условные взаимоотношения? И получается: и предан­ность условная, и любовь условная, и продвижение условное. В общем, всё пос­тольку поскольку, и можно пожалеть о слепоте условного ученика. Идущий думает получить полноценное знание за условное признание. Где-то, в какой-то восточ-

ной книге, имеется указание, что настоящий ученик избегает критики и осужде­ния даже плохого учителя и тем не нарушает непреложность. Есть условия и обс­тоятельства, в которых осуждение является грязью на ногах идущего. Какой ме­рой можно измерить ценность условного ученичества, и каковы плоды этой услов­ности? Кому-то не мешало бы об этом подумать, или этот кто-то полагает, что его условное устремление и преданность руководителю не являются явными и по­нятными и оцененными по своему достоинству? Так в то, что безусловно и непре­ложно, не будем вносить элемент условности, ибо кто же захочет быть условным учеником?

* * *

Осознание уже есть почти овладение.

Агни Йога, 258

Люди не хотят понять действие групповое, которое умножает силы.

Агни Йога, 137

Сказано: "Имеющему будет дано, а у неимеющего отнимется и то, что имеет". К психической энергии можно прикладывать и добавлять, - ну а если приклады­вать-то не к чему? Каждое качество духа, будь это устремление, спокойствие, терпение, стойкость, дерзание или какое-либо другое, является накопителем психической энергии. Невозможно вместить и выявить сразу все качества духа, ибо синтез качеств - достояние Архата. Но, проектируя в будущее индивидуаль­ную эволюцию каждого явленного духа, можно подойти к симфонии качеств, выбрав для начала одно. Процесс этот сопровождается анализом, обдумыванием и напря­жённым, так сказать, пахтанием данного качества. Упор делается на мысль. "На­сыщая пространство напряжённой мыслью, облекаем части устремления определён­ным обликом. Так из стихийной материи рождается желанный нам образ. Это обра­зование пребывает около места зарождения, укрепляемое нашими мыслями". Это посев первый, скажем, на семь дней. Этим обдумыванием, как бы пахтанием, дан­ных качеств создаётся терафим желаемого качества, ментальное зерно, заряжен­ное психической энергией, дополненное ясной картиной этого качества и усилен­ное кругом. Так совершается первый посев, и семь дней можно наблюдать утверж­дение зерна, заботливо поливая его каждодневно. Круг усиливает динамику про­растания, получается как бы коллективная психомеханика духа. Появление ростка качества неизбежно. Так, по закону непреложности, сад сознания сознательно засеивается желаемыми качествами, ибо вчерне, как начало, всё будущее величие духа закладывается ныне, среди мрака и ненависти конца уходящего века. Так прообраз своего восхождения дух закладывает сам, и поступь сужденного победи­теля ведёт к беспредельным возможностям духа. Ведёт по ступеням лестницы вос­хождения, каждый камень которой состоит из качеств духа, сложенных собствен­ными усилиями, собственным трудом, собственным опытом и своими руками.

* * *

Следует переносить всё сознание в будущее. Редко кто находит в себе му­жество признать нежелательность возвращения в прошлое. Явление смелой жажды будущего показывает, что дух готов для огненных познаний.

Мир Огненный. 1, 425

Что можем мы изменить или поправить в прошлом? Ничего! Прошлое вне нашей власти. Как можем изменить мы настоящее? В нашей ли власти переменить кривые условия жизни? Но будущее всё наше. Будущее принадлежит нам полно и нераз­дельно. Всё будущее, до крайних границ беспредельности, наше достояние. Его мы можем оформить, его мы можем насыщать своими образами, о нём мечтать, в него верить и строить его так, как хочет наша воля. Будущее принадлежит нам, мысль намечает пути, мысль творит. Подобно тому, как Незримые Водители в аморфном веществе стихий вырубили прекрасные картины эволюции мира, так и че­ловек может вырубать или создавать из пластической субстанции будущего то, что он хочет. Он творец своего мира, своего будущего. В жизни многое невоз­можно, но в будущем возможно всё. Всё в нашей власти, всё достижимо, всё осу­ществимо, и нет преград творческой мощи мысли, ибо мысль "царствует вечным огнем". Можно мечтать о будущем, можно забрасывать самые дальние якоря и тво­рить это будущее согласно своему идеалу.

"Позади всё сожжено для огненной Йоги", и путь лишь вперёд. И друзья, и

встречи, и достижения - всё в будущем. И нет там разлуки и разъединения, и свет, и радость, и искусство - всё открыто и доступно, ибо всё достижимо. Но утвердиться можно лишь здесь, лишь теперь сознательно и устремлённо можно погружаться в это великое, светлое будущее и творить его мощью своей мысли.

В прошлом - ничего, в настоящем - так мало, в будущем - всё.

* * *

С Востока и Запада придут Мои вои и Узнаю среди победивших избранных Мною.

Листы Сада М. Зов, 11.1.1922

Если в светлый безоблачный полдень направить в небо луч мощнейшего в мире прожектора, то луча этого никто не заметит, ибо виден он не будет. Этот же самый луч в тёмную ночь, прорезая пространство на десятки километров, будет ясно и отчётливо виден издалека, а упав на землю, зальёт её ярким, ослепи­тельным светом. Значит, для полного выявления какой-либо вещи необходимо (по­добно тому как для выявления света нужна тьма) выявить противоположные свойс­тва данной вещи, её, так сказать, отрицательный полюс. И "тактика Адверза" состоит в том, что для достижения чего-либо сознательно дозволяют выявляться противоположной сущности данной вещи. Дают "уродцу" вырасти до его полного безобразия, до самоотрицания своей абсурдности, чтобы потом "подавить лучом света".

При утверждении в сердце такого качества бывает очень полезно вызвать пе­ред своим умственным взором его противоположные свойства со всеми его отрица­тельными атрибутами, во всём его отталкивающем, непривлекательном облике и со всеми возможными последствиями, которыми оно награждает своего носителя. По­лезно представить себе, что теряет человек, идущий по Пути, при наличии этого отрицательного качества. И когда уродец встаёт во всём своём безобразии, то уже гораздо легче повернуть сознание к положительному полюсу данного качест­ва, памятуя, что тьма конечна, в то время как свет беспределен, и беспредель­ность есть свойство всякого положительного качества.

Возьмём для примера торжественность. Торжественность - это очень сложное и трудное качество - ибо качество это синтетическое. Что же будет его антипо­дом? Напыщенность, чванство, заносчивость, гордыня, лесть, низкопоклонство, заискивание, пресмыкание, нервные движения и хаотичность, неорганизованность и беспорядочность мышления, зависть, жадность и многие другие свойства не вы­ражают торжественного величия мироздания <

Наши рекомендации