Уральское, Сибирское и Семиреченское казачьи войска

Яицкие казаки поселились на реке Урал в XVI в., а в XVII в. обрели право на земли по правому и левому берегам Яика, полу­чив грамоту от царя Михаила Федоровича Романова. Эта грамота была утеряна во время пожара в Яицком городке2, и в XVIII — XIX вв. яицкое казачество вело переписку с русским правитель­ством, добиваясь подтверждения своих прав3. После Крестьянской войны 1773 — 1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачева Яицкое казачье войско получило наименование Уральского, и бы­ла проведена его административная реорганизация. Считаясь регулярными частями русской армии, казачьи войска Российской им­перии несли воинскую повинность с собственным снаряжением, оружием и лошадьми. Они подразделялись на служилый контин­гент для постоянной службы и войсковое ополчение, созывавшееся при чрезвычайных обстоятельствах. Служилый состав (мужчины в возрасте от 18 до 38 лет) делился на три разряда: подготовитель­ный — на три года службы, строевой — на 12 лет и запасной — на 5 лет. После 20 лет службы (у уральских казаков — после 22 лет) казаки зачислялись в отставные и могли призываться лишь в опол­чение. В списочный состав казачьих войск включались казаки от 21 до 48 лет, то есть старший возраст подготовительного разряда, не считая неспособных к службе4.

Управление осуществлялось в соответствии с делением на дис­танции — участки между двумя крепостями. Были созданы следу­ющие дистанции: Сакмарская, Илецкая, Верхняя Уральская, Ниж­няя Уральская, Гурьевская, Внутренняя, Узеньская, Чижинская, а также Башкирское отделение и земли Уральского казачьего войска5.

Во второй половинеXIX — начале XX в. Уральское казачье войско делилось на три военных отдела: 1-й Уральский, 2-й Лбищенский и 3-й Гурьевский. Возглавлявшие их атаманы под­чинялись войсковому правлению, которое созывало съезды выбор­ных от станиц. Местные военно-административные дела вели поселковые и станичные атаманы (всего насчитывалось 135 поселков и 31 станица). Земледелие было общинным: община регулировала пользование пахотными землями, сенокосными угодьями, участками, отводившимися под рыбные промыслы, для сбора ягод и ведения скотоводства. В мирное время войско выставляло до 2500 нижних чинов, в военное — до 8670 человек. До 33 лет казак находился на службе и не мог заниматься хозяйством6.

Уральское казачье войско было многонациональным — вклю­чало русских, татар и башкир (до 6 тыс. человек), калмыков (около 1 тыс.), казахов (около 2 тыс.). В 1856 г. оно насчитывало 73 373 человека (35 606 мужчин, 37 767 женщин); из них представители духовенства составляли 0,2%, дворяне — 1,6, крепостные — 0,9, казаки — 97,2%. Русских было 86%, башкир, мищарей — 7, татар — 5, калмыков — 1, каракалпаков — 1,2, казахов — 0,87%7. В конце XVI — начале XVII в. появляется Сибирское казачье войско. Казаками здесь считались ратные люди, командирован­ные на казачью службу, представители разных сословий, доб­ровольно записавшиеся в казаки, их дети и внуки, не поступив­шие на другую службу, приписанные к казачеству жители погра­ничных селений. При Петре I в казаки стали записывать ссыльных, а также вводить в Сибири казачьи армейские и гарнизонные полки. Казаки делились на городовых и линейных — поселенных на границе Западной Сибири с казахской степью. Вводилась рекрутская повинность для казаков: из них комплек­товались регулярные полки, однако запрещалась вербовка в каза­ки крестьян и купцов. Что касается городовых казаков, то их стали постепенно переводить на гарнизонную и полицейскую службу8.

В 1807 г. казаки Иртышской, Ишимской, Колывано-Кузнецкой линий (6117 человек) получили "регулярное устройство"9, создав единое Сибирское линейное войско в составе 10 пятисотенных полков, 4 резервных сотен, 2 конно-артиллерийских рот10. Они содержали кордон Сибирской линии на протяжении 2400 верст, составляли стражу Сибирского таможенного округа, а также жан­дармскую команду в Омске, полицейские команды в области; отвечали в своих селениях за поставку подвод, конвоировали арес­тантов, пересылаемых по линии, сопровождали и охраняли купеческие караваны=11.

Казаки несли временную службу на 83 пикетах в 7 округах, в Актауском, Дергаинском укреплениях, станицах Улутавской, Ат-басарской, Капальской. В 1824 — 1826 гг. казаки образовали поселения при Кокчетавском, Каркаралинском, Баян-Аульском, Акмолинском, Кокпектинском окружных приказах.

С 1861 г. сибирские линейные казаки, переименованные в Си­бирское казачье войско, были приравнены в правах к военнослужа­щим и подчинены военному ведомству. В марте 1867 г. прошла реорганизация в 10 полковых округах. В результате упразднялось 5 округов и 22 станицы, которые, будучи переименованными в вы­селки, причислялись к станицам и округам по новому расписа­нию12.

Сибирское казачье войско, в том числе на участке, примыкав­шем к Казахстану, отличалось многонациональностью состава (русские, западносибирское татары, мордва, калмыки, казахи, ук­раинцы). Историк Ф.Н. Усов отмечал распространенность казах­ского языка среди казачества и сильное влияние казахов на быт населения войска13.

В 60-х гг. XIX в. на территории Сибирского казачьего войска проживало 135 756 человек. Из них к войсковому со­словию принадлежало 124 988 человек, к прочим — 10 768 человек14.

Семиреченское казачье войско сформировалось на основе Си­бирского путем переселения казаков по жребию и служебному назначению. Всего с 1847 по 1867 г. ими было заселено 14 станиц и выселков15. Служили здесь русские, казахи, татары, киргизы, калмыки16.

Система военно-административного управления казачьими войсками — Уральским, Сибирским, Семиреченским — была сле­дующей: они делились на военные отделы, которые входили в со­став административных областей Степного и Туркестанского гене­рал-губернаторств. Во главе войска стоял наказной атаман, ему подчинялись атаманы отделов, ведавшие военными, хозяйствен­ными, административными делами по управлению поселками. Их действия контролировались войсковым управлением и наказным атаманом. Особенности казачьего управления заключались в том, что права наказного атамана принадлежали степному и туркестан­скому генерал-губернаторам.

Поселковое управление сосредоточивалось в поселковых и ста­ничных управлениях, возглавляемых избираемыми атаманами. Ка­заки как отдельное сословие имели особые права, привилегии и обязанности. Казачество выполняло как воинские, так и жан-дармско-полицейские функции. В его владении находились три типа земельных наделов: юртовые (земли станиц и поселков, из которых отводилось на каждую душу мужского пола по 25 десятин удобной земли), потомственные участки офицеров и чиновников и запасные земли17.

Как уже отмечалось, большая заслуга в коренной реорга­низации всей системы политико-административного управления в Сибири принадлежит М.М. Сперанскому. Направленная сюда во главе с ним комиссия за два года проделала большую работу18. Были подготовлены проекты десяти обширных законоположений.

С июля 1822 г. по указу вводились в действие "Устав о сибир­ских кочевых и бродячих инородцах" и "Устав о сибирских кирги­зах" (казахах — Н.Б.). В Сибири, как уже говорилось выше, были созданы два главных управления — Западное и Восточное, руко­водство которыми вверялось генерал-губернатору. Местопребыва­ние одного было в Тобольске, а другого — в Иркутске. Управление вверенными им губерниями велось временно по особому наказу 1803 г., а отдельными районами, в том числе восточными рай­онами Казахстана, — на основании принятых в 1822 г. законопо­ложений19.

31 января 1824 г. Комитет азиатских дел утвердил проект о разделении Оренбургского края на две губернии — Оренбург­скую и Уфимскую, о преобразовании управления Младшим казах­ским жузом и передал его для утверждения в Министерство ино­странных дел. После проведенного раздела создается специальное Пограничное управление, включавшее три отделения: Оренбург­ское азиатское правление и два подчиненных ему управления — ли­нейное и степное. Линейное занималось делами Оренбургского и Уральского казачьих войск, а степное — "курировало" казахов Младшего жуза20.

Наши рекомендации