Правила поведения и навыки самообслуживания
Дети с ДЦП испытывают трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Нарушения двигательного и психического развития при ДЦП, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей — все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально-бытовой ориентировки.
Ограниченность контактов, недостаточный социальный опыт — все это сказывается на поведении детей с ДЦП и их взаимодействии с окружающими.
Содержание раздела. Поведение на улице (в транспорте, театре, на выставке и т. п.). Правила поведения в школе. Правила общения (во время беседы, телефонного разговора). Прием гостей. Правила поведения за столом. Повседневный этикет (внешность).
У дошкольников с ДЦП к первому классу должны быть полностью или частично сформированы навыки культурного поведения — они должны уметь:
· первыми здороваться со взрослыми;
· вежливо прощаться;
· благодарить за оказанную помощь;
· говорить тихо, не привлекая к себе внимания, не мешать другим во время занятий;
· вежливо обращаться с просьбой;
· соблюдать порядок, чистоту.
Кроме того, дети с ДЦП, поступающие в школу, должны уметь:
· самостоятельно раздеваться, одеваться;
· расстегивать и застегивать пуговицы;
· расшнуровывать и зашнуровывать ботинки;
· застегивать или завязывать шапку;
· пользоваться ложкой, носовым платком, зубной щеткой, расческой;
· умываться, мыть руки, вытираться.
Художественно-эстетическое развитие
Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, умеющей воспринимать, любить, чувствовать.
Цели психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП в данном направлении — обеспечить гармоничность развития личности ребенка, стимулировать его эмоции, развить художественную эмпатию, помочь приобщиться к нравственным и духовным ценностям и оценить их.
В настоящее время существует негативная тенденция относить искусство к сфере обслуживания, видеть в нем нечто, сопутствующее досугу, связанное с развлечением. Задачи ДОО:
· помочь детям с ДЦП в художественном освоении мира;
· развить способности к восприятию эмоциональных состояний;
· помочь в овладение продуктивными видами деятельности;
· сформировать основы эстетического вкуса;
· развить творческие способности.
Виды деятельности: ознакомление с художественной литературой; изобразительная деятельность — рисование, лепка, аппликация и т. п.
К первому классу дети должны:
· активно использовать мимику лица для выражения своих чувств;
· придумывать, на что похож изучаемый предмет или объект;
· узнавать эмоции различных героев на картинках;
· устанавливать причинные связи между событиями;
· правильно сидеть при рисовании;
· уметь пользоваться карандашами, кистью и т. п.;
· иметь представления о декоративно-прикладном искусстве.
Темы занятий педагог-психолог разрабатывает исходя из собственных приоритетов и потребностей детей.
Рекомендации
Общую коррекционно-развивающую работу по программе подготовки детей с ДЦП к первому классу дополняйте занятиями с дефектологом, учителем-логопедом и педагогами дополнительного образования.
Разрабатывая структуру занятий, сочетайте разные виды деятельности: игровую, музыкальную, изобразительную, конструктивную.
Занятия проводите 2 раза в неделю в индивидуальной или групповой форме. Оптимальное число дошкольников в группе — 4–6.
В помещении для занятий должны быть столы, выделена игровая зона.
Проводите работу с родителями для повышения их педагогической компетентности — это обеспечит преемственность и поможет закрепить, автоматизировать полученные на занятиях знания и умения.
Используйте дополнительную литературу.
Список литературы 1. Винокурова Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся / Практические рекомендации. — М.: ООО «Центральное издательство», 2005. 2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. — СПб.: Литера, 2013. 3. Коноваленко С.В. Конструирование против ДЦП. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. 4. Кузнецова Г.В. Изобразительная деятельность как средство коррекции движений руки у детей дошкольного возраста с церебральным параличом // Монография. М., 2010. 5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебное пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 6. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. — М.: Издательство «Книголюб», 2008. 7. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. — М.: Издательство «Книголюб», 2008. 7. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: игровые задания. — М.: Издательство «Первое сентября», 2004. 8. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. — СПб.: ООО «Издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”», 2009. 9. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1 классу. — Ярославль: Академия развития, 2002. |
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)