Ные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические.

Однако дети с тяжелой умственной отсталостью, так же как и ос-

Тальные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслу-

Живать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым),

Расширять свои представления об окружающем мире.

В России лица этой категории в основном находятся в учреждениях

Министерства социальной защиты, где за ними обеспечивается толь-

Ко уход.

Рис. 2. Дети с олигофренией в степени идиотии

Основы специальной педагогики и психологии

5.3. Краткая историческая справка и современная

Характеристика социальной политики в отношении

Умственно отсталых лиц

Отношение общества к умственно отсталым лицам в разные перио-

Ды его развития было неодинаковым. Организованная общественная

Помощь слабоумным получила развитие лишь с начала XIX века.

С середины XIX века в связи с введением законов об обязательном

Начальном обучении стали выявляться дети с легкой степенью умствен-

Ной отсталости. Большое значение для развития теории и практики

Обучения и воспитания умственно отсталых лиц имели врачебно-пе-

Дагогическая система Э. Сегена (1812-1880), идеи Й. Т. Вайзе (1793— 1859), В. Айрленда (1832-1903), Ж. Демора (1867-1941), О. Декроли

(1871-1932), М. Монтессори (1870-1952). В России первое образо-

вательное учреждение для умственно отсталых детей было открыто

Доктором Ф. Пляцом в 1854 году в Риге. Позже появились врачеб-

Но-воспитательное заведение И. В. Маляревского, приюты и школа

Е. К. Грачевой, вспомогательные классы М. П. Постовской. Они были

Частными, платными, существовавшими на благотворительные по-

Жертвования. В 1908 году в Москве было открыто частное учебно-вос-

питательное заведение ≪Школа-санаторий для дефективных детей≫

Под руководством В. П. Кащенко, которое впоследствии стало одним

Из первых и ведущих научно-методических центров отечественной

Дефектологии.

В первые годы после революции 1917 года заботу об умственно от-

Сталых лицах государство приняло целиком на себя. Была создана сеть

Вспомогательных школ. Период 30-70-х годов характеризуется интен-

Сивным развитием отечественной олигофренопедагогики —системы

Научных знаний об обучении и воспитании умственно отсталых лиц.

Большой вклад в ее развитие внесли Л. С. Выготский, Л. В. Занков,

А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев и др. Одновременно с этим продолжается

Дальнейшее изучение слабоумия (А. Р. Лурия, Ж. И. Шиф, Б. И. Пин-

Ский, В. Г. Петрова, И. М. Соловьев, С. Я. Рубинштейн, В. И. Лубовский,

Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер и др.).

В 70-х годах XX века в нашей стране открываются первые детские

Сады для умственно отсталых детей, интенсивно развивается новая

Отрасль олигофренопедагогики —дошкольная олигофренопедагогика.

В настоящее время в отечественной олигофренопедагогике разра-

Батываются пути и методы оказания коррекционной помощи умствен-

Но отсталым детям младенческого и раннего возраста (Е. А. Стребелева,

Глава 5. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта 93

Ю. А. Разенкова, Г. А. Мишина и др.). Совершенствуются содержание,

Методы и приемы обучения и воспитания детей дошкольного и школь-

Ного возраста (Л. Б. Баряева, О. П. Гавршгушкина, А. А. Аксенова,

М. Н. Перова, Б. Б. Горскин, Н. Соломина, И. М. Яковлева и др.). Раз-

Рабатываются современные технологии обучения умственно отсталых

Детей и подростков с олигофренией в степени имбецильности и иди-

Отии (Г. В. Цикото, А. Р. Маллер, А. А. Еремина и др.).

Проблемы обучения, воспитания и развития

Умственно отсталых детей

Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей

И даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специфи-

ческие методы, приемы и средства обучения, организуя ≪пошаговое≫

Обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения,

Обязательное включение родителей в педагогический процесс.

В последние годы в специальной педагогике широкое распростра-

Нение получили идеи интеграции. Они распространились также на

образование умственно отсталых лиц.

Для детей с незначительной и умеренной степенью умственной

Отсталости целесообразно создание специальных групп, классов при

массовых дошкольных и школьных учреждениях, чтобы дети в пер-

Вую половину дня могли заниматься с олигофренопедагогом, а на пе-

Ременах и во второй половине дня быть вместе со всеми, участвовать

в различных видах дополнительного образования, праздниках.

Наши рекомендации