Обучение, начатое в раннем возрасте может помочь умственно отсталым людям приобрести необходимую самостоятельность и навыки самообслуживания.

Умственно отсталые люди способны к теплым отношениям и имеют такие же потребности в любви, безопасности, игре и дружбе, а также в ограничениях поведения, как и остальные люди.

Консультирование и поддержка пациента и семьи

Вознаграждайте усилия. Как детям, так и взрослым с умственной отсталостью следует предоставить возможность функционировать на максимально доступном для них уровне в школе, на работе и в семье.

Объясните членам семьи, что могут помочь обучение и практические навыки, а «волшебные средства» не существуют. Обычно, при диагностике невозможно предсказать как ребенок с умственной отсталостью будет функционировать, когда станет взрослым.

Члены семьи могут испытывать противоречивые эмоции – сильную любовь, глубокое разочарование, злость, крушение надежд. Чтобы приспособиться к роли родителя умственно отсталого ребенка и преодолеть все жизненные периоды и переходные периоды (например, окончание школы, трудоустройство, социальная жизнь, сексуальность, смерть родителей) им требуется длительное время и поддержка. Может помочь обсудить это с кем-то, у кого был такой же опыт.

Проинформируйте членов семьи о том, что люди с умственной отсталостью часто не жалуются при болезни. Организация регулярных медицинских осмотров может помочь активно выявлять заболевания органов чувств, депрессию, ожирение, кожные инфекции, диабет и другие состояния, поддающиеся лечению. Очень важно проводить контроль на переходных этапах (например, при выпуске из школы) и во времена заболевания кого-то из членов семьи.

Побуждайте пациента, если возможно, обращаться к одному и тому же врачу, чтобы построить доверительные отношения и уменьшить проблемы общения. Опекуны, которые хорошо знают пациента бесценны как информанты.

Лекарственная терапия

За исключением случаев определенных соматических и психиатрических расстройств, лекарственная терапия не может улучшить когнитивные функции.

Умственная отсталость может сочетаться с другими расстройствами, которые требуют лечения (например, припадки, спастичность мускулатуры и психические заболевания, такие как депрессия).

Следует избегать лечения, в котором нет необходимости, а при проведении лекарственной терапии регулярно делать проверки, так как часто развиваются побочные эффекты и идиосинкразические реакции. Люди с умственной отсталостью часто не говорят о побочных эффектах, поэтому следует уделять внимание активному контролю (например, уровень антиконвульсантов в крови).

Лечение депрессии

Помимо лечения нужно оценивать социальное окружение пациента и его поддержку. Смотри раздел «Депрессия – F32».

Направление на консультацию специалиста

При первичном выявлении умственной отсталости целесообразна консультация у специалиста для получения рекомендаций по планированию образования и специализированной помощи. Психиатры, специализирующиеся в области умственной отсталости умеют профессионально обследовать и лечить психические расстройства, а также эпилепсию.

Направлении с целью получения специализированной помощи также рекомендуется:

После смерти опекуна или близкого родственника, так как существует высокий риск развития патологической реакции горя.

Если есть выраженные колебания массы тела в течение более месяца, чтобы исключить эмоциональное или психическое расстройство.

Если есть выраженные изменения в поведении в течение более месяца.

РАССТРОЙСТВО АДАПТАЦИИ - F43.2

Предъявляемые жалобы

Пациенты испытывают чувство ошеломления или неспособности справиться.

Могут иметь место связанные со стрессом соматические симптомы, такие как бессонница, головные боли, боли в животе, в груди, сердцебиение.

Наши рекомендации