Возврат возможностей. Эксперимент
– Суть третьей части эксперимента заключается в том, что мы забираем обратно утраченную в ходе эмоционального реагирования на ситуацию энергию и получаем возможность развивать события в ином ключе. Создавая след, человек придает свободной энергии направление (вектор). Когда подобный вектор задан умышленно (для создания желаемых событий), это нормально, но если он рождается неосознанно – мы лишаемся выбора, так как его поглощает наша реакция. Прежде всего следует принять и прочувствовать лично тот факт, что, создавая эмоцию в любой ситуации, мы отказываемся от возможности выбора, пуская все по заданному пути. Будущее становится подвластно эмоциям, которым мы придали значение.
Не обязательно брать пример со скандалом. Потерю возможности можно отследить на более спокойной, будничной ситуации. Допустим, ты решил выполнить какую‑нибудь задачу в четко определенные сроки. Идея, в принципе, неплохая. Однако, придав ей важность (эмоцию), ты лишаешь себя возможности получить желаемый результат. Это может показаться весьма странным, но именно тогда, когда поставлена четкая цель с границами и рамками (временными и качественными), она чаще всего не достигается.
– Почему? – не понял я.
– Потому что в этом случае (не всегда, но как правило) появляется страх того, что в таком виде и в такие сроки задуманное не получится осуществить. Эта эмоция может сидеть так глубоко, что поймать ее на поверхности сознания не всегда удается. Однако бессознательному все равно, как глубоко ты запрятал очередной комплекс. От него ничего не скроется. Все происходит в соответствии с твоим внутренним состоянием. Поэтому, строя планы и создавая проекты, всегда стоит очень тщательно обдумывать то, насколько это важно для тебя. Если это так, то будь уверен, проблемы не за горами. Важность – следствие страха и неведения, а за тем и другим всегда следуют эмоции.
Убрать важность не сложно. Для этого следует подумать о том, что в любой момент (действительно в любой!) ты можешь умереть. Чем чаще ты станешь осознавать, что смерть стоит на пороге, тем проще будешь относиться к жизни. Не думаю, что, узнав о собственной кончине, которая наступит через час, ты будешь волноваться о каком‑то деле или ругаться с соседом из‑за его собаки, опять нагадившей на твой газон. Вероятнее всего, ты захочешь побыть в состоянии покоя и привести мысли в порядок. Совершая какое угодно действие, понимай, что оно не имеет значения, но делай его так, как будто от него зависит вся твоя жизнь. Так ты оставляешь возможности при себе, не отдавая их в распоряжение эмоциям, которые потом станут распоряжаться тобой.
Что же касается случаев, когда возможность уже утеряна, то есть средство вернуть ее обратно. Для этого обратим внимание на то, что говорил о пространстве Альберт Эйнштейн, подтверждая высказывания буддистской Сутры Сердца: «Все состоит из пустоты, а форма – лишь уплотненная пустота». Перед тем как проделывать опыт, о котором я сейчас расскажу, внимательно вдумайся в суть этих слов. Все состоит из пустоты, а форма – уплотненная пустота. То есть абсолютно все построено из одного материала. Мы уже говорили о природе электрона и о том, что он является частицей (волной), формирующей мир. Приняв во внимание, что размер электронов бесконечно мал по сравнению с расстоянием, на котором они находятся друг от друга, невольно соглашаешься со словами гениального ученого и древних мудрецов Тибета.
А теперь.
Эксперимент
– Закрой глаза и успокой свои мысли. Добейся того, чтобы внутри у тебя царила тишина. Никаких образов не должно быть на твоем внутреннем экране. Наблюдай за пустотой, которая царит внутри.
Понимая, что твое тело тоже состоит из пустоты, ощути его частью бесконечно пустого пространства.
Теперь позволь пустоте организоваться в мысли и образы.
Не оценивая их, прочувствуй, как они появились из ниоткуда.
Заметь, что у этих образов и мыслей нет причин. Они появляются сами по себе.
Открывая глаза, улови момент, когда ты еще не успел придать изображению характеристику и сформировать оценку (это стол, это стул и т. д.).
Отследи этот миг – мгновение пустоты, пока внимание не стянуло ее в картинку.
Осознай, что только твое намерение и внимание создают из этой пустоты наблюдаемую тобой обстановку, воспринимая ее в таком виде.
Теперь снова закрой глаза – и представь любой образ, понимая, что ты создаешь его сам из пустоты, из ничего.
Прочувствуй, как ты буквально берешь пустоту и формируешь из нее изображение.
Теперь расформируй созданную картину в первоначальную пустоту.
Проделай это несколько раз. Сколько захочешь. Главное – зафиксировать ощущение этого процесса.
Закончи упражнение в тот момент, когда образ в очередной раз будет расформирован в пустоту и ты почувствуешь, что уже достаточно.
Проделывая этот опыт с образом нежелательной ситуации или с негативным сном и осознавая, что тем самым ты возвращаешь себе энергию в виде возможности создавать любое явление, ты снова становишься цельным и сливаешься с пространством. Ты убираешь вектор, который определяет направление энергии от ранее созданных предпосылок. Теперь эта энергия (а значит, и ты) не принадлежит эмоции, которая создала след. Только запомни, что практика требует выполнения всех пунктов от начала и до конца. Если сразу приступить к работе с образом, исключив настройку, результата не будет.
Разумеется, что для каждого случая необходимо свое количество повторов. Ведь полностью компенсировать затраты можно только аналогичным количеством энергии. Сколько именно времени для этого нужно – определишь сам. Если не забывать о выполнении остальных практик, которые мы обсуждали, у тебя обострится интуиция и появится ощущение, говорящее о достаточности.
Помнишь пример с учителем? Этот человек, еще будучи подростком, избежал гибели благодаря особому упражнению, на выполнение которого ушел месяц. Так вот, на этом примере мы видим, как именно он смог вернуть себе возможность, отобрав ее у смерти. У нас нет мудрого наставника, который мог бы порекомендовать нам необходимые упражнения, поэтому полагаться придется только на себя. От того, насколько ты настойчив и осознан во время других практик, будет зависеть твоя свобода в выборе и возвращение возможностей. И еще раз хочу напомнить, что мало просто механически проделывать опыт. Главное – ощущать, что в момент расформирования образа энергия возвращается к тебе, теряя зависимость от прочих факторов.
– Я хотел все же спросить о том, как долго следует практиковаться. Должны ведь существовать какие‑то намеки на то, что баланс восстановлен? – поинтересовался я.
– Сновидения, как правило, сбываются достаточно быстро, – ответил Дрейк. – Поэтому в ближайшие несколько дней после негативного сна стоит выполнять упражнения хотя бы несколько раз в день. А теперь что касается событий наяву. Показателем к завершению эксперимента с возвратом возможностей может быть полное безразличие к ситуации, над которой происходит работа. Допустим, ты эмоционально отреагировал на то, что кто‑то поцарапал тебе машину. Ты занимаешься практикой, в которой превращаешь в пустоту образ проблемы и возвращаешь себе энергию, чтобы подобного не случилось впредь. Когда ситуация перестанет тебя волновать в любом виде (исчезнут обида на виновника этого события, угрызения совести, досада от того, что не предотвратил случившееся, и так далее), можешь считать, что инцидент исчерпан и практику можно прекращать. Разумеется, здесь нужно быть честным перед собой. Уловив хотя бы малейшее волнение по поводу случившегося, знай, что вектор не устранен, а твои возможности находятся во власти эмоций.
До этого момента мы говорили об осознанных сновидениях как помощниках в деле определения своего истинного предназначения, опираясь на опыт западной цивилизации. Однако здесь нельзя обойти вниманием и те традиции, из которых наша наука черпала знания о снах, используя их в качестве основы. Много веков назад, когда на территории современной Европы были только непроходимые леса и бегали дикие волки, в Тибете уже сформировались учения, позволяющие достичь ясного видения во сне и наяву. Почти все практики и методы, развивающие осознанность в сновидениях, пришли к нам из буддизма. «Цивилизованное» общество только в конце девятнадцатого – начале двадцатого века стало использовать при анализе сновидений научный систематизированный подход, да и то в единичных случаях. Поэтому следующую часть нашей беседы мы посвятим изучению восточных традиций практики осознания сновидений.
За последние несколько сотен лет эти практики ничуть не утратили своей актуальности, а возможно, напротив, стали еще более необходимы современному человеку. В тибетских традициях йога сновидений всегда рассматривалась как неотъемлемая часть общего самосовершенствования человека. Уже много веков назад буддисты достигли понимания того, как наиболее полно развить в себе ясность ума и четкое присутствие в моменте, позволяющие выбрать нужную реакцию на любое действие, а также сделать ее благоприятной как для своего развития, так и для развития окружающих.
Главная цель йоги сновидений – обрести полную осознанность во сне и наяву, позволяющую сохранять покой и безмятежность, а также искренне любить все сущее. Такой подход дает удивительные по своей значимости и эффекту результаты. Человек полностью освобождается от ненужных эмоций и представлений. Он становится самим собой. Многим это выражение покажется непонятным. Вроде мы и так те, кто мы есть. Однако осознать глубину этих слов можно только в том случае, если сравнить себя прежнего с человеком, следующим восточным практиками. Кроме формирования максимально благоприятных условий здесь и сейчас, йога сновидений позволяет достичь просветленного состояния ума и переродиться в следующей жизни в условиях более выгодных для продолжения духовного роста или вообще освободиться от последующих перерождений, слившись с первоисточником (Богом, Вселенной). Мне не известно ни одно западное учение, которое позволяло бы состояться в столь высоких намерениях.
– Почему ты употребляешь слово «йога» применительно к сновидениям? – спросил я.
– Как мы уже выяснили, под термином «йога» понимается любая духовная практика, – ответил Дрейк. – Ведь йога предусматривает комплекс мероприятий, направленных на соответствующие ей цели. Йога сновидений – это комплекс методов, позволяющих достичь просветленного состояния ума во сне и наяву. Известно, что, практикуя периодически, время от времени, добиться весомых результатов невозможно. Нереально быть неосознанным днем и при этом сохранять ясное видение ночью. Поэтому в буддизме создали учения, позволяющие улучшить качество жизни и обрести полную ясность, пребывая в осознании круглосуточно.
Тем, кто пройдет эти практики до самого конца, откроются тайны человеческого ума – наступит просветление. Это и есть высшая ступень самореализации.
Говоря о сновидениях и практиках, которые предлагают тибетские учения в данной области, мы периодически будем возвращаться к тому, о чем уже говорили.
Посвящая ученика в суть учения, наставники изначально помогают ему понять то, что сны не являются чем‑то нереальным в сравнении с повседневной жизнью. Ученик получает возможность раскрепоститься, раскрыть свой разум для осознания того, что сновидение и физическая реальность есть одно и то же, две стороны одной монеты. Каждая из сторон не может существовать одна без другой. Понимая, что жизнь по своей сути настолько же нереальна, как и сны, а сны так же реальны, как жизнь, становится ясно, почему йогой сновидений следует заниматься не только перед сном, но и днем, объединяя все известные практики в стройную систему.
Причина возникновения снов
– Раньше мы обсуждали причины возникновения сновидений, используя знания западной цивилизации, теперь же обратимся к тибетским традициям, – сказал Винс. – Рассматривая в отдельности европейский и восточный подходы, мы более полно понимаем все отличия и сходства, а это, в свою очередь, помогает нам сформировать наиболее глубокое представление о первопричине появления сновидений.
В буддизме основой для возникновения сновидений считается неведение. Оно разделяется на два типа. Это врожденное неведение и неведение общественное, порожденное культурой и средой, в которой мы живем. И то и другое формирует в человеке двойственную систему восприятия (дуализм), о которой мы уже говорили. Происходит разделение реальности на «я» и «оно». Такой подход рождает обусловленные реакции вроде хорошо – плохо, мое – твое, нравится – не нравится… Создается система предпочтений и отрицаний. Врожденное неведение выражается в постоянном недовольстве тем, что у нас есть, и желанием, чтобы все было по‑другому.
С развитием цивилизации общество играет в этом процессе все большую роль. Создаются традиции, да что там говорить, целые учения, пронизанные разного рода неведением. Рождается общественное неведение. Интересно, что большинство людей, живущих в определенной среде, считают принципы и нормы морали своего общества неоспоримыми, принимая их за истину просто потому, что их так научили думать с детства, не дав ни малейшего шанса что‑либо познать и осознать самостоятельно. Основным мотивом для принятия такого подхода является все тот же страх перед развитием, который Юнг назвал мезонеизмом. Многим гораздо проще что‑либо принять на веру только потому, что это мнение или взгляд существует тысячелетия, чем, осознав их несостоятельность, избавиться от них, как от гири, что висит на шее и не дает поднять голову.
Во всех обществах заблуждения разного рода выносятся на государственный уровень. За успешные результаты в заблуждениях дают медали, дипломы, титулы. Мы стали специалистами по заблуждениям. Приверженность к определенным ценностям и представлениям есть самый яркий результат неведения. Технический прогресс превращает ум человека в инструмент по обслуживанию механизмов, которые он сам же и создал. Круговая порука коллективного идиотизма. Двойственная система восприятия порождает все большее отдаление от себя и все большую концентрацию на правилах, нормах, законах, установках, рамках приличия, системах ценностей… Мы действуем, абсолютно не осознавая, что все это временно, непостоянно. И смысл даже не в том, что это плохо или хорошо. Такие понятия отсутствуют во Вселенной. Дело в состоянии ума, которое позволяет так жить, привязывая человека к ограничениям эго. Йога сновидений – одно из немногих учений, позволяющих развеять неведение и, дав нашему уму свободу, избавить его от ограничений и заблуждений разного рода.
Эмоции и карма
– Мы говорили с тобой о природе энергетических следов и их выравнивании (приведении в равновесие) пространством при помощи аналогичных эмоциям, что их создали, действий, – сказал Дрейк. – В буддизме эти понятия имеют иную формулировку, но ее смысл остается таким же.
Причина возникновения любых эмоций, кроме эмоций глубинной сути, которые имеют своей причиной расщепление сознания, кроется в разрыве между желаемым и действительным. Придание этому явлению важности и отождествление его с собственной персоной приводит человека к постоянной гонке за желаемым. Мало кто задумывается над тем, что желаниям этим нет конца. Люди рассуждают примерно следующим образом: будь у меня то или это, я был бы счастливым и моя жизнь обрела бы смысл. Большинство так и гоняется за миражами, растрачивая жизнь впустую. Куда дует ветер навеянных модой или обществом желаний, туда и летит обычный человек.
До тех пор, пока мы отождествляем себя с эмоциями и мыслями, мы будем создавать предпочтения и отрицания, а это, в свою очередь, приведет к очередным эмоциям, обретающим свое отражение во внешних проявлениях. Так возникает карма.
Это слово переводится как «действие». Задумайся, насколько глубока его суть, – предложил Винс. – Любое действие влечет за собой следующее, за ним еще и еще… Возникает так называемый круг сансары. Сансара переводится с санскрита как «череда перерождений». Эти перерождения происходят в мире страданий, источником которых является расщепленный двойственным восприятием разум. Под страданием в данном случае понимается не только физическая боль, но и любая неудовлетворенность происходящим. Все, что наполняет наш мир, непостоянно и не имеет собственной основы. Это лишь бесконечная череда причин и следствий наших эмоций, мыслей и поступков. В более широком смысле сансара обозначает способ существования людей, которыми владеют иллюзии, вызванные двойственной системой восприятия реальности.
Карма создается путем эмоционального (как правило, шаблонного) отклика на возникающее событие. Таких шаблонов у человечества немного. Мы ограничены даже в этом. Однако мысли о подобном восприятии возникают очень редко. Слишком сильно люди поглощены своими иллюзиями. Любое действие, в основе которого лежит чувство, влечет за собой рождение кармы, которая условно разделяется на благоприятную и неблагоприятную. Как нетрудно догадаться из названия, первый ее вид есть следствие накопленных ранее позитивных эмоций и поступков, второй – негативных. Мы, кстати, уже разбирали данную тему, обсуждая теорию энергетических следов.
Размышления о природе возникновения кармы весьма плодотворно влияют на состояние ума человека, давая ему понять, каким дальше путем идти. Не думаю, что кто‑либо стал бы причинять вред другому, зная, что этим он прежде всего вредит себе. Дело даже не в последующем «наказании», а в том, что, понимая Вселенские законы как нечто естественное и неоспоримое, в каждом человеке постепенно сформировалось бы истинное представление о взаимодействии событий в жизни. Это избавило бы нас от огромного количества бесполезных движений.