И творческого развития дошкольника

Сегодня много говорят о необходимости создания раз­вивающего пространства для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Однако педагоги-практики часто испытывают затруднения в реализации этого требо­вания.

Государственное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста — прогимна­зия №698 «Пансион» Московского р-на Санкт-Петербурга — имеет десятилетний опыт создания среды, обеспечивающей всестороннее гармоничное развитие личности детей до­школьного и младшего школьного возраста. Создание раз­вивающей среды является одной из задач интегрированной программы «Гармония развития» (автор и научный руково­дитель Д.И.Воробьева), которая реализуется в нашем обра­зовательном учреждении. Программа направлена на интел­лектуальное, художественное и творческое развитие личности дошкольника.

Концепция программы требует предоставления ребенку возможности максимально активно проявлять себя не только на занятиях, но и в свободной деятельности. Изучение причин малой активности детей в свободной деятельности побудило нас сосредоточить усилия всего педагогического коллектива на оборудовании игровых развивающих зон.

Только тогда, когда ребенок получает право на свобод­ный выбор заинтересовавшей его деятельности, он начинает проявлять себя (или направлять) как творческая личность. Предметный мир, а не воспитатель побуждает ребенка к



активным самостоятельным действиям. Право выбора дея­тельности открывает ему каналы для саморазвития. Посте­пенно воспитанник научается определяться в выборе цели деятельности, размышлять о своих намерениях, о путях и способах выполнения действий. Все это обеспечивает раз­витие интеллектуальных способностей ребенка.

В этих условиях развивается не только интеллект, разви­вается нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности дошкольника. На пути своего продвижения к результату он встречает разнообразные трудности, которые необходимо пре­одолеть, проявив при этом упорство, настойчивость, целе­устремленность, умение взаимодействовать, общаться со сверс­тниками и взрослыми. Ребенок в процессе самостоятельно выбранной деятельности испытывает массу чувств, связанных с переживанием удовольствия или неудовольствия, радости или печали, уверенности или растерянности, удовлетворен­ности или неудовлетворенности и пр. Повторение этих чувств постепенно формирует качества личности дошкольника, его характер и в целом определяет готовность ребенка к обучению в школе.

Необходимость переоборудования помещений дошкольно­го учреждения повлекла за собой пересмотр существующего (традиционного) порядка расстановки мебели, что позволило реализовать принципиально новый подход к ее размещению в пространстве групп. Но при этом встал вопрос: где взять мебель для комплектования групп, которая соответствовала бы особенностям психофизического развития и возрасту ребенка? То, что предлагает промышленность, нас не устраивало: ме­бель не соответствует тем целям развития ребенка, которые мы ставим перед собой. Возникшая проблема вдохновила нас на разработку и создание индивидуальных модульных проектовдля групповых помещений с учетом особенностей их строения и расположения, с учетом дидактических и методических по­собий, имеющихся у педагога.

Работа над проектированием, созданием и размещением мебельных модулей проводится у нас постоянно и успешно. Администрация ГОУ «Прогимназия №698 „Пансион"» во

главе с директором Герболинской И. А. находит возможность ежегодно (в летний период) поочередно оборудовать помеще­ния современной встроенной мебелью, выполненной для каж­дой группы по индивидуальным проектам. Организованное пространство групп теперь отвечает всем современным мето­дическим и гигиеническим требованиям.

Теперь в образовательном учреждении в новых условиях функционируют группы дошкольного возраста, классы на­чальной школы, по-новому оборудованы кабинеты англий­ского языка, логопедический, изостудия, а также музыкаль­ный и физкультурный залы. Качественно преобразуются групповые помещения, оснащенные модульной мебелью. Зо­ны развития оборудованы необходимым материалом. Поме­щения групп становятся красивыми, уютными, привлека­тельными для детей, так как дети здесь всегда находят ин­тересное дело.

Качественно изменяется в этих условиях и ребенок. Среда стимулирует развитие у него самостоятельности, общитель­ности, доброжелательности, чувства собственного достоин­ства. Созданная в группах обстановка успокаивает, уравнове­шивает эмоциональный фон, положительно влияет на нерв­ную систему ребенка, что проявляется в спокойном поведении и содержательной деловитости. Эти особенности отмечают все гости «Пансиона».

За одиннадцать лет «Пансион» посетило множество заин­тересованных людей: родители, студенты педагогических кол­леджей и университетов, воспитатели, учителя, руководители образовательных учреждений, ученые, зарубежные педагоги. На базе прогимназии «Пансион» систематически проводятся семинары, районные, городские, международные конферен­ции. Все посетители положительно оценивают условия жизни и уровень развития наших детей. Так, Р. Б. Стеркина, в свое время возглавлявшая отдел дошкольного образования Минис­терства общего и профессионального образования РФ, фор­мулируя свое мнение, заметила, что «„Пансион" отражает собой неповторимый петербургский стиль». Мы воспринимаем это как высокую оценку.




Мы хотим познакомить коллег-педагогов с опытом своей работы по организации развивающей среды, а также предло­жить чертежи модульной мебели, которыми могут воспользо­ваться педагоги дошкольного образования (рис. 1, 2, 3, 4).

Психолого-педагогические аспекты создания развивающей среды.Развитие ребенка совершается в процессе воспитания и обучения — в активной, содержательной деятельности, ор­ганизуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребенка создается спе­циальная педагогическая среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои фи­зические функции, формирует сенсорные навыки, накаплива­ет жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять раз­ные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания.

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, дейст­вовать, добиваться поставленной цели. При этом показате­лем развития ребенка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятель­но: поставить цель, оборудовать (и убрать) свое рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые уси­лия, выстроить логическую цепочку действий, добиться за­думанного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении со взрослыми и сверстниками.

Психология дошкольника такова, что все должно быть ос­воено и закреплено им в практической деятельности. Внима­тельно наблюдая за каждым воспитанником, педагог вдумчиво и рационально организует развивающее пространство.

Построение предметной среды — это внешние условия пе­дагогического процесса, позволяющие организовать самосто­ятельную деятельность ребенка, направленную на его самораз­витие под наблюдением взрослого.

Итак, среда должна выполнять образовательную, разви­вающую, воспитывающую, стимулирующую, организацион-

Рис. 1







Рис. 4

ную, коммуникативную функции. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодея­тельности ребенка.

Принципы создания развивающей среды.Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Уметь со­здавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. Так, воспитатель дол­жен учитывать индивидуальные особенности развития каждо­го своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не за­держивать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ста­вить перед ними непосильные задачи (такие задачи могут погасить у ребенка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса). При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориенти­роваться на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский), т. е. на завтрашние возможности детей (то, что не требует усилий, не «работает» на развитие).

Известно, что дети одного и того же возраста отличаются друг от друга своей работоспособностью, знаниями, разви­тием умений, выносливостью, вдумчивостью, темпом усвое­ния материала и т. д. Поэтому и требования к детям не могут быть одинаковыми. Одному ребенку можно сразу предложить сложное задание, и он с радостью начнет им заниматься, у другого оно вызовет растерянность. Одному нужны неодно­кратные повторения, чтобы закрепить необходимые знания, другой все «схватывает на лету». Чуткие и опытные педагоги учитывают это и насыщают предметную среду содержанием, рассчитанным на разные уровни развития ребенка (уровней может быть как минимум три: низкий, средний, высокий).

Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течение года бессменно. Условно их можно разделить на три категории: «сегодня» (тот материал, с которым дети начи­нают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми); «вчера» (материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний); «завтра» (содержание, с которым предстоит по­знакомиться в недалеком будущем).

Эмоциональная насыщенность — неотъемлемая черта раз­вивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Эту особенность детской памяти воспи­тателю всегда надо учитывать. Память ребенка — это его ин­терес, так считают психологи. Поэтому на протяжении всего дошкольного периода важно сделать интересным все, что пе­дагог старается организовать для детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памя­ти тот материал, с которым ребенок что-то делал сам: ощупы­вал, вырезал, строил, составлял, изображал.

Проектируя предметно-пространственную среду, необхо­димо учитывать потребности ребенка как в индивидуальной, так и в совместной деятельности. Замечательно, если взрос­лый вместе с детьми регламентирует количество играющих в каждом уголке с помощью знаков-символов. Например, если в строительном уголке одновременно могут находиться и вза­имодействовать пять человек, то на знаке-символе, находя­щемся в этом уголке, изображается 5 предметов (образов). Подобные значки могут находиться в каждом уголке, регули­руя количество занимающихся в них детей.

При создании в группе условий для саморазвития не сле­дует забывать, что мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чув­ствуют и переживают. Так, мальчикам требуется большее про­странство, чем девочкам, они не могут изо дня в день делать одно и то же. Но и девочки, и мальчики должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижения новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых за­дач. Разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, воз­можность свободного подхода к каждому центру в группе спо­собствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников обоего пола.

Сходство с домашней обстановкой, присутствие милых ре­бенку вещей снимает стрессообразующий фактор, помогает

легче адаптироваться к образовательному учреждению. Уголок уединения («маленький дом») — то место, в котором можно побыть одному.

В построении развивающего пространства целесообразно использовать преимущество принципа интеграции различных по содержанию видов деятельности.

Создавая условия для гармоничного всестороннего раз­вития ребенка, не стоит забывать и об эстетической состав­ляющей организации пространства. Поэтому в оформлении помещений желательно соблюдать единый стиль и исполь­зовать только высокохудожественные произведения профес­сионалов (не рекомендуется расписывать стены и мебель кус­тарным способом). Известно, что выбор цвета для стен, ме­бели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, а следовательно, и на интеллек­туальное развитие воспитанников. Экологически чистые водо-дисперсионные интерьерные краски позволяют легко добить­ся желаемого оттенка стен. Светлые стены и белые потолки оптически расширяют пространство. При выборе цветовой палитры следует отдавать предпочтение светло-зеленому, светло-желтому, светло-голубому тонам. Лучше не использо­вать серые, слишком темные или насыщенные тона. Про­странство в небольших помещениях можно зрительно «раз­двинуть», используя цветовые приемы. Так, если три стены окрасить в светлые тона, а четвертую — в темный, то чет­вертая стена как бы пропадает, отодвигается.

Краски группы должны поднимать настроение. В Северо-Западном регионе, в том числе в Санкт-Петербурге, цветовое разнообразие окружающей природы недолговечно — всего не­сколько месяцев в году. Поэтому утолить «цветовой голод» ребенка и развить цветоощущение можно, используя яркие, насыщенные цветовые пятна в интерьере группы: ковровые покрытия, игрушки, картины и постеры в рамах.

В группе ни в коем случае не должно быть сумрачно. Замечательно, если освещен каждый уголок, т.е. в игровом, литературном, художественном уголках есть свои источники света. Чем бы ребенок ни занимался в группе, спальне,

столовой, он не должен напрягать глаза, чтобы раньше вре­мени не надеть очки. Свет, наиболее приближенный к есте­ственному, обеспечивают наши старые добрые лампы нака­ливания, но с матовым или полуматовым стеклом. Они со­здают самый щадящий для зрения и нервной системы эффект.

Мебель, оборудование, пособия, используемые во всех по­мещениях, принадлежащих группе, должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей. Стационарные модули (мебель) прочно крепятся к сте­нам и между собой. Острые углы и кромки закругляются, что обеспечивает их гигиеническое содержание и предупреждает травматизм.

Существенно облегчит построение развивающего про­странства в группе соблюдение ряда следующих педагогиче­ских принципов.

• Проявите уважение к мнению детей в отношении организации и содержания среды развития. Обсудите с воспитанниками, какие уголки (центры, зоны) они хотят организовать, где эти уголки должны быть расположены, чем оснащены и т.д. Не стоит забывать, что ребенок является не объектом, а субъектом воспитательного процесса. Делайте ребенка соучастником, разработчиком и исполнителем сообща принятого решения.

• Сконструируйте пространство таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности совместно со сверстниками и индивидуально.

• Создайте условия в группе или раздевалке для выставки продуктов детского творчества. Каждый ребенок имеет право выставить свою работу7 для обозрения сверстников и взрослых, тем самым подчеркнуть собственную индивидуальность и значимость. Уважая результаты детского труда, мы формируем у ребенка уважение к труду окружающих людей. Такой ребенок, когда вырастет, уже не будет рисовать на стенах, ломать игрушки и оборудование, мусорить на улице.

• Несомненно, у каждого педагога есть свое собственное

представление об уютной группе, в которой все гармонично,

вариабельно, удобно, функционально и просторно. Но как реализовать эту мечту, особенно если вся жизнь протекает в одном помещении? Отчасти эта проблема решается с помо­щью встроенной мебели. Желательно, чтобы предметы мебе­ли, выстраиваемые в комбинацию, сочетались друг с другом по цвету и материалу древесины. При выборе мебели следует отдавать предпочтение светлым сортам дерева (бук, береза, светлый дуб и т.д.). Светлые пол и стены создают впечатление простора и современности. Ковровые покрытия, мебельный кант, выдержанные в единой цветовой гамме, не нарушая общей гармонии расставляют дополнительные акценты. От­крытые стеллажные системы не загромождают помещение, а выполняют роль разделителей пространства: благодаря им групповое помещение делится на центры (зоны). Стеллажи, открытые полки позволяют воздуху и свету беспрепятственно проникать во все уголки помещения, дают воспитателю воз­можность наблюдать за ребенком в процессе его деятельности на расстоянии. Практичны и удобны для пользования мобиль­ные элементы обстановки на роликах (тумбы, подиумы, сто­лы), которые можно легко перемещать в помещении иприда­вать им самые различные функции.

Правильно подобранная и расставленная мебель, рацио­нально использованное пространство групповой комнаты по­зволяют сэкономить место, создать уют и внести «изюминку* в интерьер.

Содержание центров развития.Итак, дорогие коллеги, вы уже условно разделили помещение группы, раздевалки, столо­вой на центры (зоны) и, конечно, хорошо освещенное место в стороне от играющих детей выбрали для центра искусства,где воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполня­ют аппликационные работы. Удобны и очень практичны уг­ловые столы для продуктивной художественной деятельности. Навесные, приставные полки или этажерки наполнены необ­ходимым изобразительным материалом. Дидактические игры, бумага, картон впрок находятся в выкатных тумбах под сто­лами. При необходимости эти выкатные тумбы могут служить дополнительным рабочим местом для детей. Этот центр




желательно оборудовать выставкой, на которую воспитанники могут самостоятельно прикреплять готовые работы. Натяну­тые на стене шнуры выполняют не только декоративную, но и функциональную роль: к ним прищепками крепятся детские рисунки, фотографии, записки. Для поделок из глины, бума­ги, бросового и природного материала используются двух-, трехъярусные пластмассовые бытовые полочки. Их можно ус­тановить на боковой стороне мебельного модуля (шкафа), в простенке между окнами.

Примерный набор оборудования центра искусства

Рисование

Репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее буду­щее, и той теме, которую дети уже освоили. Фоны разного цвета, размера и формы (5x7, 17x30, 45x30 см, прямоугольник, овал, круг). Краски и другой изобразительный материал: гуашь, аква­рель, восковые мелки, сангина, пастель, тушь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши и т. д. (в соответст­вии с возрастом).

Кисти разных размеров, в том числе для «тычка», флейцевые. Подставки для кисточек. Стаканчики для воды. Салфетки для кисточек. Палитры для смешивания красок.

Подносы, на которые ставятся стаканчики для воды, ста­канчик для кистей, салфетки для рук, палитры для орга­низации рабочего места.

Вага для смачивания бумаги перед работой акварелью; га­зеты для работы «по мокрому».

Инвентарь для уборки рабочего места: ведро для мусора, тазик, тряпочки.

Лепка

  • Глина (влажная в закрытом контейнере — готовая для ра­боты).

· Скульптуры малых форм (по теме будущей и прошедшей лепки), иллюстрации.

· Холст, скалка для раскатывания глины.

· Стеки.

  • Стаканчики для воды. Салфетки для рук.
  • Инвентарь для уборки: тазик, тряпочки.
  • Сопутствующий материал для оформления работ (нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки и т.д.).

Аппликация

o Иллюстративный материал по ближайшей теме.

o Фоны разных размеров (в том числе картинки из цветных журналов, обои).

o Бумага, картон разного качества и размера в контейнере с разделителями для разных сортов и размеров бумаги.

o Сопутствующий материал: накрахмаленные лоскутки тка­ни, нитки, пуговицы, бусинки, наклейки, фантики.

o Подставки для кистей, кисти.

o Клееночки.

o Салфетки для разглаживания деталей и для рук.

o Ножницы на подставке.

o Ведро или тазик для обрезков.

o Клей в закрытой баночке.

o Инвентарь для уборки: сметки, тряпочки, ведро, совок,

o швабра или веник (детские).

o Инвентарь для уборки в центре искусства может быть еди­ным для всех трех рабочих мест. Главное — чтобы дети не забывали использовать его по назначению.

Центр науки (природы)является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Его можно оформить на специально оборудованном стеллаже или в виде





зимнего сада. Основная часть растений размещается в этом центре. Несколько растений используется в качестве инте-рьерных украшений разных частей помещения. Очень хорошо, если цветочные кашпо будут одного цвета.

Аквариум с рыбками — непременная принадлежность уголка природы любой возрастной группы. Он располагается на уровне глаз детей. Перегородки и специальные подставки со встроенными аквариумами — беспроигрышный прием со­временного дизайна, не теряющий популярности уже много лет. Во-первых, аквариум визуально облегчает конструкцию. Во-вторых, он вносит в организацию пространства элементы интриги: сквозь толщу воды можно наблюдать за происходя­щим в соседнем уголке. В-третьих, этот декоративный элемент не требует большого пространства. Важно только обеспечить свободный доступ к воде и приборам, поддерживающим в аквариуме необходимый тепловой и кислородный режим.

Клетку с птицами лучше поместить на полку (стеллаж) рядом с растениями. Террариум оснащается в соответствии с характером и повадками того животного, которое в нем со­держится. Не следует забывать об эстетической и гигиениче­ской сторонах содержания рыб и других животных: дополни­тельные аксессуары и своевременная уборка обеспечат при­влекательность и безопасность данного центра. Наличие фонтана со струями журчащей воды, мягкая мебель под кро­нами напольных комнатных растений создадут уют, позволят отдохнуть и уединиться в зеленом уголке.

Примерный набор оборудования центра наук

■/ Растения, требующие разных способов ухода, с учетом воз­раста детей (отбор по принципу: лучше меньше, но лучше).

•/ Оборудование для ухода за растениями: передники, лейки, палочки для рыхления, тряпочки, пульверизатор и т.д.

•/ Календарь наблюдений за состоянием погоды, за расте­ниями, животными.

S Литература природоведческого содержания (по тучагмои

и изученной темам).

S Картотеки: а) растения, имеющиеся в уголке природы (ни формация познавательного, занимательного характера, стихи, отрывки из литературных произведений по каждому растению); б) растения ближайшего окружения (на участ­ке); в) птицы, звери (нашей полосы, жарких стран, север­ных широт).

•/ Настольно-печатные, дидактические игры природоведче­ского содержания.

S Природный материал, материал для составления икебаны. V Информация по валеологии.

В данном центре, если позволяют условия, размещается материал для экспериментирования: весы, микроскоп, емко­сти с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ло­жечки и сосуды, пооперационные карты, алгоритмы для про­ведения опытов, карты наблюдения, бассейны для игр с водой, песком.

Центр ручного труда.Привычка детей работать в уголке труда, самостоятельно делать поделки формируется постепен­но на основе устойчивого интереса к этой деятельности. По­этому зона труда должна быть активно работающей. Материа­лы лучше поместить в пластиковые шкатулки, контейнеры, деревянные ящички. Коробки должны легко открываться са­мими детьми. Каждому виду материала отводится определен­ное место. Коробки располагаются так, чтобы ими было удоб­но пользоваться, это поможет детям быстрее готовиться к ра­боте, приучит их к порядку.

Для формирования у дошкольников интереса к самостоя­тельному изготовлению поделок следует проводить конкурсы и выставки (совместно с родителями). Главное, чтобы у ре­бенка появилось желание, чтобы был создан эмоциональный настрой на этот вид деятельности, чтобы дети понимали, что достичь успеха можно, лишь проявив упорство, старание, сме­калку.

Материалы для ручного труда следует систематически об­новлять. Не обязательно, чтобы в этом центре одновременно




21)

находилось оборудование для работы с тканью, кожей, дере­вом, природным материалом, для работы с канцелярским ножом и т.д. Содержание центра ручного труда меняется в зависимости от детского интереса (от возможностей самого уголка), от умений и навыков, от личных увлечений, нацио­нальных, половых особенностей детей.

Примерный набор оборудования центра ручного труда

Наши рекомендации