Работа с «бросовым» материалом

o Пластмассовые бутылки, стаканчики разных цветов и раз­меров, контейнеры от «киндер-сюрпризов».

o Образцы, иллюстрации.

o Пооперационные карты с алгоритмом последовательных действий.

o Ножницы на подставке.

o Сопутствующий материал: бусины, нитки, проволока, тесьма, веревки, пенопласт, наклейки, пуговицы и т.д.

o Салфетки.

o Емкость для мусора.

o Инвентарь для уборки рабочего места.

Работа с канцелярским ножом

o Иллюстративный материал, образцы.

o Пооперационные карты с алгоритмом действия.

o Канцелярский нож.

o Плотная подкладка.

o Контейнер с цветной бумагой, картоном.

o Скрепки для соединения деталей.

o Карандаши для нанесения рисунка.

o Двусторонняя плотная бумага.

o Нитки, бусины.

o Клей, кисти, подставки, стаканчик, тряпочки.

o Емкость для обрезков

o Инвентарь для уборки.

Создавая развивающую среду в группе, педагоги порой не учитывают психологические особенности и интересы мальчи­ков, — ориентируясь при создании зон главным образом на девочек. Однако известно, что маленьким мужчинам нужна специфическая деятельность, обеспечивающая развитие их интеллектуальных способностей и ручных умений. Так, рабо­та с деревом является привлекательным и доступным для мальчиков видом труда. Изготовление поделок из дерева с использованием простейших столярных инструментов способ­ствует развитию руки ребенка, глазомера, наблюдательности, умения анализировать и представлять конструкцию в целом, выделять в ней составные части, устанавливать их соотноше­ние по величине, размерам, положению. В то же время ручной труд развивает целеустремленность, настойчивость, умение преодолевать трудности на пути продвижения к цели.

Важно, чтобы в группе имелось специальное приспособ­ление для данного вида деятельности. Это может быть дет­ский специальный верстак с тисками для закрепления обра­батываемого материала. Могут также использоваться и обыч­ные столы, но с более тяжелой крышкой — толстая крышка заглушает шум, возникающий в процессе работы с молотком, пилой.

Рядом с верстаком на укрепленном в стене щите хранятся столярные инструменты: молоток столярный, клещи, пила лучковая, пила лучковая в распиловочной коробке, пила-но­жовка, пила-ножовка в распиловочной коробке, напильник, шило, деревянный молоток или киянка, тисочки, гвозди (ко-сариком и ножом пользуется воспитатель). Чтобы ребенку бы­ло легче ориентироваться при уборке, силуэт каждого инстру­мента (пила, молоток, клещи и т.д.) обозначается на щите с помощью прибора для выжигания. Здесь же в ящиках, на полочках, модулях на колесах находятся деревянные за­готовки, гвозди, пооперационные карты с алгоритмом дейст­вий, образцы, готовые изделия, выполненные руками детей. Материал, который дается дошкольникам, должен быть по





возможности хорошо выструган, чтобы ребенок не оцарапался и при соединениях деталей не получалось щелей. Исполь­зуются бруски, дощечки, строганные и пиленые рейки, круг­ляки (преимущественно из мягких пород дерева). Подсобный материал: катушки, проволока, обрезки ткани, кожи, пено­пласт и т.д.

Во время занятий воспитатель формирует у детей способ­ность самостоятельно поддерживать порядок на верстаке в процессе работы и по ее завершении, следит за тем, чтобы во время работы соблюдались гигиенические требования, прави­ла техники безопасности, правильное применение исправного инструмента, хранение материалов, достаточное проветрива­ние, правила противопожарной безопасности и охраны труда. Рабочее место дети убирают сами, пользуясь щеткой, совком, веником, небольшим ведерком для мусора.

Педагоги постоянно говорят о том, что ребенок является субъектом воспитания, что он — хозяин в группе, и в то же время продолжают прятать от него карандаши, кисточки, нож­ницы, стеки, иголки, забывая о том, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев, и развивать пальцы — прямая обя­занность взрослых. Необходимо повернуться лицом к ребенку, оказать ему доверие, не обеднять и не тормозить его развитие скудным оборудованием зоны самостоятельной деятельности. В домашней обстановке ребенка окружают стеклянные жур­нальные столики, витрины сервантов, дорогая техника. Он знает, где у мамы хранятся ножницы, иголки, спицы, а у папы — молотки и гвозди, которыми он, не нарушая правил, часто пользуется. Что же препятствует воспользоваться этими предметами не по назначению или испортить их? Наверное, чувство ответственности и самоконтроль, которые ограничи­вают свободу ребенка и в то же время раздвигают рамки для проявления самостоятельности в деятельности.

Конечно, в группе дошкольного учреждения нельзя рас­кладывать предметы повышенной опасности без предвари­тельного ознакомления детей с ними. Каждый инструмент не­обходимо детально рассмотреть с детьми, познакомить детей с его качествами, свойствами, правилами обращения с ним.

Если начинать с младшего дошкольного возраста постепенно формировать у ребенка представление о правилах использова­ния того или иного инструмента, то ребенок будет применять инструменты по прямому назначению.

Педагогу необходимо создавать условия для работы ребен­ка с различными инструментами, что сформирует у него опыт адекватного пользования ими в соответствии с их функцио­нальным назначением, воспитает ответственное отношение к труду, разовьет самоконтроль, умение с удовольствием зани­маться любимой деятельностью.

Центр занимательной математики.Удобное рабочее место может состоять из одного или нескольких столов на ролико­вых опорах, оборудованных выкатными секциями (тумбами) для хранения дидактического материала, навесными полками, которые не занимают много места и красиво смотрятся. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений ис­пользуется фланелеграф.

Модульный принцип фланелеграфа (поле, состоящее из нескольких небольших квадратов) позволяет создавать всевоз­можные эффектные комбинации, а функциональные и ком­пактные части (сектора) обеспечивают их комфортное исполь­зование. Такой фланелеграф можно сделать из коврового по­крытия, подобранного по цвету в тон мебели или мебельного канта.

Примерное оборудование центра занимательной математики

o Счетные палочки, счетный материал (матрешки, грибочки,
рыбки и т.д.).

o Лабиринт.

  • Пособия для нахождения сходства и различия.
  • Головоломки.
  • Составление целого из частей.
  • Занимательные примеры.



  • Задачи-шутки.
  • Карты по мнемотехнике.
  • Коллажи.
  • «Танграм», «Колумбово яйцо», «волшебные круги» и т.д.
  • Геометрические фигуры (плоскостные и объемные).
  • Веревочки разной длины, толщины.
  • Ленты широкие и узкие.
  • Линейки.
  • Модели: года, дней недели, частей суток, часы.

Литературно-театральный центр.Принимая решение о том, где будет располагаться литературный центр, обратите внимание на окна. Если естественного освещения недоста­точно, используйте дополнительные осветительные приборы. Это может быть торшер, создающий уют домашней обста­новки, настенное бра, бра-«прищепка». Литературно-теат­ральный центр может располагаться в спальне, вдали от мест активных игр детей. Мобильный столик, стулья, кресла или мягкие пуфики помогут создать комфорт и придать привле­кательность этому уголку. Штора из бамбука или соломки поможет зрительно отделить литературный центр от других зон. Уединившись за такой шторой, ребенок чувствует себя защищенным; испытывая чувство комфорта, он отдыхает с любимой книжкой в руках. В то же время педагог видит уединившихся через ажурную занавеску. Красочные издания, разнообразное содержание привлекают внимание детей к ли­тературному центру.

Примерное оборудование литературно-художественного центра

  • Книги (стихи, проза: сказки, рассказы, в том числе юмо­ристические, фольклор, энциклопедическая литература, детские журналы и т.д.).
  • Выставка: книги одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников и т. д.

  • Альбомы или подборка иллюстраций по темам: сеюмы, семья, животные (домашние, дикие, жарких стран, севера), птицы (перелетные, зимующие, кочующие) и т.д. S Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ (иллюстра­ции, игры).
  • Пособия для развития мелкой моторики: шнуровки, паль­чиковые игры, буквы из наждачной бумаги, крупы, кожи и т.д.
  • Литературные игры, игры с грамматическим содержанием. </ Султанчики, вертушки, ленточки для дыхательной гимна­стики.
  • Оборудование для театрализации: ширмы, фланелеграф, маски, костюмы и детали одежды для ряженья, разные виды театров (настольный, пальчиковый, бибабо, перча­точный, теневой и т.д.).
  • Мнемотаблицы для составления предложений и рассказов. •/ Пособия по краеведению (символика родного города, стра­ны): книги, настольные игры, альбомы, фотоподборка, мнемотаблицы, рабочие тетради, поделки и т. д. •J Портреты поэтов, писателей.

Строительный центр.Благодаря встроенной мебели, изго­товленной точно в соответствии с особенностями помещения, можно наилучшим образом сосредоточить весь строительный материал (мелкий и крупный) в одном центре. На стеллажах, которые являются конструктивным элементом, отделяющим один центр от другого, размещаются мелкие игрушки: машин­ки, дорожные знаки для обыгрывания построек. Чертежи, ри­сунки, фотографии и прочий иллюстративный материал хра­нятся в папках-файлах рядом со строительным материалом. Часть рисунков, чертежей используется в качестве образцов с целью прямого следования им, другие способствуют развитию у детей умения закончить постройку, скомбинировать ее с учетом поставленной задачи. Строительный материал хранит­ся на открытых полках и стеллажах в деревянных, пластмас­совых коробках, контейнерах. Конструктивную деятельность стимулируют фотографии построек, выполненных детьми ранее.



Физкультурно-оздоровительный центр.Спортивно-оздоро­вительная предметная среда помогает содействовать решению как специфических задач развития двигательной активности, моторики детей, так и задач их гармоничного развития.

Использование разнообразных физкультурных и спортив­но-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности дви­гательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. В со­вместной деятельности со сверстниками у детей воспитывает­ся готовность помочь партнеру по игре, способность сопере­живать его успехам или неудачам, умение радоваться общим достижениям в том или ином виде двигательной деятельности.

При наличии места в групповых комнатах, раздевалках, спальнях вдали от играющих детей устанавливают конструк­ции из металлических труб или оборудование из дерева. В набор спортивно-игровых комплектов обычно входят тра­диционные пособия: гимнастическая стенка, канат, веревоч­ная лестница, трапеция, кольца, качели и другие приспособ­ления. С целью обеспечения страховки, предотвращения трав­матизма необходимо иметь набор матов.

Крупные детали (гимнастические лестницы, рукоходы, ме­таллические основы) должны быть прочно и надежно закреп­лены. Важно, чтобы все материалы соответствовали экологи­ческим и гигиеническим требованиям.

Существенное значение имеет цветовое решение спортив­но-игровых комплексов. Нежелательно использование слиш­ком ярких, насыщенных тонов для спортивных снарядов. При выборе окраски физкультурного оборудования следует отда­вать предпочтение мягким, пастельным тонам или покрытиям, придающим дереву небольшой оттенок. Таким образом по­средством решения задач эстетического оформления у воспи­танников формируется художественный вкус.

К сожалению, не всегда есть возможность приобрести и установить спортивный комплекс. Для достижения оздорови­тельного и развивающего воздействия можно использовать имеющиеся подручные материалы, смекалку, изобретатель-

ность, фантазию и «золотые руки» воспитателя. Коврики для массажа стоп можно сделать, наклеив на основу вырезанные из кожи, меха, резины и т.д. стельки, можно нашить на кон рик пуговицы разного диаметра или разноцветные полиэтиле­новые пробки от пластиковых бутылок, установить контей­неры с наполнителем из фасоли, гороха, гречи. Для оздо­ровительной дорожки используются ребристые коврики, гимнастические палки, веревки разной толщины, диск «Здо­ровье» и другие приспособления.

Мелкий спортивный инвентарь, фрагменты оздоровитель­ной дорожки хранятся в настенных карманах, выполненных из моющихся материалов, в ящиках на колесах, в пластмассо­вых или металлических сетчатых модулях (этажерках) на ко­лесах, которые могут передвигаться за своим маленьким хозя­ином в любой конец комнаты.

Центр шашек и шахмат. Каждый профессиональный пе­дагог знает, что хорошо развитое планирующее пространст­венное мышление и воображение определяет успех умствен­ного развития ребенка и волевых качеств ребенка.

Формирование коры головного мозга, и главным образом ее лобных отделов, продолжается как минимум до 12—14 лет, а ведь еще Ч. Дарвин говорил, что всякий орган от трени­ровки развивается. Высота планки требований, которые пе­дагог предъявляет к воспитанникам, всегда должна быть хоть чуть-чуть, но выше их сегодняшних возможностей и способ­ностей. Лучшего стимула к личностному росту никто еще не придумал.

Игры в шашки, шахматы реально несут большую смысло­вую нагрузку, развивают способность к познанию простран­ства и ориентации в нем. Предлагать эти игры стоит детям старшего дошкольного возраста. Такая деятельность рассчита­на на работу в паре и изначально предполагает элемент сорев­новательности, что существенно повышает эффективность развития ребенка. Эти игры способствуют развитию логиче­ского мышления, произвольного внимания, усидчивости.

Для данного вида деятельности лучше выбрать тихий уго­лок в группе (возможно, в спальне). Небольшой стол, л.на

уютных кресла или стульчика, скромная подсветка создадут атмосферу покоя и помогут играющим сосредоточиться. На стене можно укрепить поле из черно-белых клеток (по прин­ципу фланелеграфа) для обыгрывания разнообразных вариан­тов ходов — дети смогут проводить шахматные партии не только на горизонтальной, но и на вертикальной плоскости.

Центр отдыха.Создавая развивающую среду, следует по­заботиться о том, чтобы дошкольник не потерял чувство за­щищенности и безопасности и, устав от окружающих, имел возможность перебраться в «тихий уголок», или «уголок отды­ха», чтобы поиграть, полистать любимые книжки, просто по7 мечтать. Педагог организует такое место, отделив его от игра­ющих детей стационарной или переносной ширмой из бамбу­ках или ткани. Торшер или настенные бра, мягкая мебель, коврик на полу, картина в пастельных тонах, спокойная ре­лаксационная музыка, фонтан с журчащими струями воды порадуют глаз и слух, помогут ребенку ненадолго уединиться, как бы спрятаться «в норку», восстановить силы.

Для оформления физкультурного заластоит выработать концепцию дизайн-проекта, т.е. определить алгоритм дейст­вий. Созданию особой атмосферы зала способствует порядок, согласованность всех деталей, их подчиненность главному — цели, к которой надо стремиться, и единая цветовая гамма предметов и элементов интерьера (ковровое покрытие, цвет стен, мебельного канта и т.д.).

Крупный спортивный инвентарь — шведские лестницы, стационарные тренажеры, щиты для метания — прочно кре­пится к стенам. Если имеются веревочные или «чудо-лестни­цы», канаты, их крепят к потолку. Желательно, чтобы это оборудование при необходимости задвигалось, перемещаясь по монорельсам для рационального использования помеще­ний. «Чудо-лестница», имеющаяся в продаже, — достаточно дорогое оборудование. Но подобное приспособление можно изготовить способом макраме из толстой веревки. Родители окажут помощь в изготовлении и монтаже конструкции, по­зволяющей лестнице крепиться к потолку, а прочным караби­нам — двигать это чудо как шторы на окнах. Специалисты по

охране труда ценят надежность конструкции для использова ния в дошкольном учреждении.

Окна защищаются разными способами. Традиционный спо­соб — деревянные рейки. Более эстетично и стильно выглядит сетка (пластмассовая или металлическая в пластмассовой оплет­ке), которая продается в магазинах для садоводов. Сетка — при­способление многофункциональное и служит не только страхов­кой, но и основой для крюков, вешалок, кронштейнов, бумаж­ных масок, скакалок и другого легкого инвентаря.

Удобная, встроенная и очень практичная стенка займет достойное место в зале. На закрытых полках разместится мел­кое спортивное оборудование, в специальной секции — обру­чи разного диаметра. Выкатные тумбы хороши не только для хранения мячей разной величины, но и в качестве горизон­тальной цели для метания. Шкаф для одежды и секретер пред­назначены для педагога.

В последнее время все большее распространение в прак­тике работы дошкольных учреждений получило использова­ние мячей-фитболов. В зале они занимают много места. А может быть, стоит их расположить на вертикальной опоре с помощью небольших крепежных карабинов? Основой по­служит или защитная оконная сетка, или толстая веревка с петлями. Ее пропускают через вбитый в потолок крюк. С по­мощью несложного движения веревка опускается (как лифт), мячи снимаются с карабинов, а после использования крепятся обратно и с помощью веревки-лифта поднимаются к потолку. Приспособление смотрится эффектно, как гроздь разноцвет­ного винограда, и удобно в эксплуатации.

Для зрительной гимнастики на потолке имеется специаль­ный рисунок, позволяющий снимать зрительное напряжение.

Расписание занятий, различные графики, инструкции можно представить в виде «книжки», в которой каждая стра ница закрыта прозрачным моющимся материалом, и закре­пить на стене. Такая конструкция не занимает много места и отвечает эстетическим требованиям.

Перечень оборудования для физкультурных залов наиболее полно представлен в книге Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевич,




М.А. Руновой «Физкультурное и спортивно-игровое оборудо­вание для ДОУ».

Вариативность дошкольного образования, современные программные комплекты и новые образовательные технологии предъявляют требования и побуждают к созданию определен­ных условий для формирования личности дошкольника.

Каким же образом следует действовать специалисту для реализации своей цели? Можно обратиться за помощью к про­фессиональным дизайнерам, но они вряд ли смогут учесть все методические тонкости при организации условий самостоя­тельной деятельности воспитанников. Есть возможность вос­пользоваться услугами организаций, которые пытаются по­мочь в оснащении современного образовательного простран­ства. Предлагаемые ими мебельные модули функциональны, эстетичны, но подчас не учитывают особенностей помещения. Имеется еще и такой вариант: последовать нашему опыту ос­нащения учреждения встроенной мебелью, спроектированной в соответствии с конфигурацией стен, ниш, оконных проемов.

М. Н. Полякова

Наши рекомендации