И творческого развития дошкольника
Сегодня много говорят о необходимости создания развивающего пространства для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Однако педагоги-практики часто испытывают затруднения в реализации этого требования.
Государственное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста — прогимназия №698 «Пансион» Московского р-на Санкт-Петербурга — имеет десятилетний опыт создания среды, обеспечивающей всестороннее гармоничное развитие личности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Создание развивающей среды является одной из задач интегрированной программы «Гармония развития» (автор и научный руководитель Д.И.Воробьева), которая реализуется в нашем образовательном учреждении. Программа направлена на интеллектуальное, художественное и творческое развитие личности дошкольника.
Концепция программы требует предоставления ребенку возможности максимально активно проявлять себя не только на занятиях, но и в свободной деятельности. Изучение причин малой активности детей в свободной деятельности побудило нас сосредоточить усилия всего педагогического коллектива на оборудовании игровых развивающих зон.
Только тогда, когда ребенок получает право на свободный выбор заинтересовавшей его деятельности, он начинает проявлять себя (или направлять) как творческая личность. Предметный мир, а не воспитатель побуждает ребенка к
активным самостоятельным действиям. Право выбора деятельности открывает ему каналы для саморазвития. Постепенно воспитанник научается определяться в выборе цели деятельности, размышлять о своих намерениях, о путях и способах выполнения действий. Все это обеспечивает развитие интеллектуальных способностей ребенка.
В этих условиях развивается не только интеллект, развивается нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности дошкольника. На пути своего продвижения к результату он встречает разнообразные трудности, которые необходимо преодолеть, проявив при этом упорство, настойчивость, целеустремленность, умение взаимодействовать, общаться со сверстниками и взрослыми. Ребенок в процессе самостоятельно выбранной деятельности испытывает массу чувств, связанных с переживанием удовольствия или неудовольствия, радости или печали, уверенности или растерянности, удовлетворенности или неудовлетворенности и пр. Повторение этих чувств постепенно формирует качества личности дошкольника, его характер и в целом определяет готовность ребенка к обучению в школе.
Необходимость переоборудования помещений дошкольного учреждения повлекла за собой пересмотр существующего (традиционного) порядка расстановки мебели, что позволило реализовать принципиально новый подход к ее размещению в пространстве групп. Но при этом встал вопрос: где взять мебель для комплектования групп, которая соответствовала бы особенностям психофизического развития и возрасту ребенка? То, что предлагает промышленность, нас не устраивало: мебель не соответствует тем целям развития ребенка, которые мы ставим перед собой. Возникшая проблема вдохновила нас на разработку и создание индивидуальных модульных проектовдля групповых помещений с учетом особенностей их строения и расположения, с учетом дидактических и методических пособий, имеющихся у педагога.
Работа над проектированием, созданием и размещением мебельных модулей проводится у нас постоянно и успешно. Администрация ГОУ «Прогимназия №698 „Пансион"» во
главе с директором Герболинской И. А. находит возможность ежегодно (в летний период) поочередно оборудовать помещения современной встроенной мебелью, выполненной для каждой группы по индивидуальным проектам. Организованное пространство групп теперь отвечает всем современным методическим и гигиеническим требованиям.
Теперь в образовательном учреждении в новых условиях функционируют группы дошкольного возраста, классы начальной школы, по-новому оборудованы кабинеты английского языка, логопедический, изостудия, а также музыкальный и физкультурный залы. Качественно преобразуются групповые помещения, оснащенные модульной мебелью. Зоны развития оборудованы необходимым материалом. Помещения групп становятся красивыми, уютными, привлекательными для детей, так как дети здесь всегда находят интересное дело.
Качественно изменяется в этих условиях и ребенок. Среда стимулирует развитие у него самостоятельности, общительности, доброжелательности, чувства собственного достоинства. Созданная в группах обстановка успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка, что проявляется в спокойном поведении и содержательной деловитости. Эти особенности отмечают все гости «Пансиона».
За одиннадцать лет «Пансион» посетило множество заинтересованных людей: родители, студенты педагогических колледжей и университетов, воспитатели, учителя, руководители образовательных учреждений, ученые, зарубежные педагоги. На базе прогимназии «Пансион» систематически проводятся семинары, районные, городские, международные конференции. Все посетители положительно оценивают условия жизни и уровень развития наших детей. Так, Р. Б. Стеркина, в свое время возглавлявшая отдел дошкольного образования Министерства общего и профессионального образования РФ, формулируя свое мнение, заметила, что «„Пансион" отражает собой неповторимый петербургский стиль». Мы воспринимаем это как высокую оценку.
Мы хотим познакомить коллег-педагогов с опытом своей работы по организации развивающей среды, а также предложить чертежи модульной мебели, которыми могут воспользоваться педагоги дошкольного образования (рис. 1, 2, 3, 4).
Психолого-педагогические аспекты создания развивающей среды.Развитие ребенка совершается в процессе воспитания и обучения — в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребенка создается специальная педагогическая среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания.
Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребенка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить цель, оборудовать (и убрать) свое рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении со взрослыми и сверстниками.
Психология дошкольника такова, что все должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности. Внимательно наблюдая за каждым воспитанником, педагог вдумчиво и рационально организует развивающее пространство.
Построение предметной среды — это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.
Итак, среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организацион-
Рис. 1
Рис. 4
ную, коммуникативную функции. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Принципы создания развивающей среды.Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Уметь создавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. Так, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи (такие задачи могут погасить у ребенка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса). При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский), т. е. на завтрашние возможности детей (то, что не требует усилий, не «работает» на развитие).
Известно, что дети одного и того же возраста отличаются друг от друга своей работоспособностью, знаниями, развитием умений, выносливостью, вдумчивостью, темпом усвоения материала и т. д. Поэтому и требования к детям не могут быть одинаковыми. Одному ребенку можно сразу предложить сложное задание, и он с радостью начнет им заниматься, у другого оно вызовет растерянность. Одному нужны неоднократные повторения, чтобы закрепить необходимые знания, другой все «схватывает на лету». Чуткие и опытные педагоги учитывают это и насыщают предметную среду содержанием, рассчитанным на разные уровни развития ребенка (уровней может быть как минимум три: низкий, средний, высокий).
Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течение года бессменно. Условно их можно разделить на три категории: «сегодня» (тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми); «вчера» (материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний); «завтра» (содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем).
Эмоциональная насыщенность — неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Эту особенность детской памяти воспитателю всегда надо учитывать. Память ребенка — это его интерес, так считают психологи. Поэтому на протяжении всего дошкольного периода важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребенок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.
Проектируя предметно-пространственную среду, необходимо учитывать потребности ребенка как в индивидуальной, так и в совместной деятельности. Замечательно, если взрослый вместе с детьми регламентирует количество играющих в каждом уголке с помощью знаков-символов. Например, если в строительном уголке одновременно могут находиться и взаимодействовать пять человек, то на знаке-символе, находящемся в этом уголке, изображается 5 предметов (образов). Подобные значки могут находиться в каждом уголке, регулируя количество занимающихся в них детей.
При создании в группе условий для саморазвития не следует забывать, что мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Так, мальчикам требуется большее пространство, чем девочкам, они не могут изо дня в день делать одно и то же. Но и девочки, и мальчики должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижения новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. Разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников обоего пола.
Сходство с домашней обстановкой, присутствие милых ребенку вещей снимает стрессообразующий фактор, помогает
легче адаптироваться к образовательному учреждению. Уголок уединения («маленький дом») — то место, в котором можно побыть одному.
В построении развивающего пространства целесообразно использовать преимущество принципа интеграции различных по содержанию видов деятельности.
Создавая условия для гармоничного всестороннего развития ребенка, не стоит забывать и об эстетической составляющей организации пространства. Поэтому в оформлении помещений желательно соблюдать единый стиль и использовать только высокохудожественные произведения профессионалов (не рекомендуется расписывать стены и мебель кустарным способом). Известно, что выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, а следовательно, и на интеллектуальное развитие воспитанников. Экологически чистые водо-дисперсионные интерьерные краски позволяют легко добиться желаемого оттенка стен. Светлые стены и белые потолки оптически расширяют пространство. При выборе цветовой палитры следует отдавать предпочтение светло-зеленому, светло-желтому, светло-голубому тонам. Лучше не использовать серые, слишком темные или насыщенные тона. Пространство в небольших помещениях можно зрительно «раздвинуть», используя цветовые приемы. Так, если три стены окрасить в светлые тона, а четвертую — в темный, то четвертая стена как бы пропадает, отодвигается.
Краски группы должны поднимать настроение. В Северо-Западном регионе, в том числе в Санкт-Петербурге, цветовое разнообразие окружающей природы недолговечно — всего несколько месяцев в году. Поэтому утолить «цветовой голод» ребенка и развить цветоощущение можно, используя яркие, насыщенные цветовые пятна в интерьере группы: ковровые покрытия, игрушки, картины и постеры в рамах.
В группе ни в коем случае не должно быть сумрачно. Замечательно, если освещен каждый уголок, т.е. в игровом, литературном, художественном уголках есть свои источники света. Чем бы ребенок ни занимался в группе, спальне,
столовой, он не должен напрягать глаза, чтобы раньше времени не надеть очки. Свет, наиболее приближенный к естественному, обеспечивают наши старые добрые лампы накаливания, но с матовым или полуматовым стеклом. Они создают самый щадящий для зрения и нервной системы эффект.
Мебель, оборудование, пособия, используемые во всех помещениях, принадлежащих группе, должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей. Стационарные модули (мебель) прочно крепятся к стенам и между собой. Острые углы и кромки закругляются, что обеспечивает их гигиеническое содержание и предупреждает травматизм.
Существенно облегчит построение развивающего пространства в группе соблюдение ряда следующих педагогических принципов.
• Проявите уважение к мнению детей в отношении организации и содержания среды развития. Обсудите с воспитанниками, какие уголки (центры, зоны) они хотят организовать, где эти уголки должны быть расположены, чем оснащены и т.д. Не стоит забывать, что ребенок является не объектом, а субъектом воспитательного процесса. Делайте ребенка соучастником, разработчиком и исполнителем сообща принятого решения.
• Сконструируйте пространство таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности совместно со сверстниками и индивидуально.
• Создайте условия в группе или раздевалке для выставки продуктов детского творчества. Каждый ребенок имеет право выставить свою работу7 для обозрения сверстников и взрослых, тем самым подчеркнуть собственную индивидуальность и значимость. Уважая результаты детского труда, мы формируем у ребенка уважение к труду окружающих людей. Такой ребенок, когда вырастет, уже не будет рисовать на стенах, ломать игрушки и оборудование, мусорить на улице.
• Несомненно, у каждого педагога есть свое собственное
представление об уютной группе, в которой все гармонично,
вариабельно, удобно, функционально и просторно. Но как реализовать эту мечту, особенно если вся жизнь протекает в одном помещении? Отчасти эта проблема решается с помощью встроенной мебели. Желательно, чтобы предметы мебели, выстраиваемые в комбинацию, сочетались друг с другом по цвету и материалу древесины. При выборе мебели следует отдавать предпочтение светлым сортам дерева (бук, береза, светлый дуб и т.д.). Светлые пол и стены создают впечатление простора и современности. Ковровые покрытия, мебельный кант, выдержанные в единой цветовой гамме, не нарушая общей гармонии расставляют дополнительные акценты. Открытые стеллажные системы не загромождают помещение, а выполняют роль разделителей пространства: благодаря им групповое помещение делится на центры (зоны). Стеллажи, открытые полки позволяют воздуху и свету беспрепятственно проникать во все уголки помещения, дают воспитателю возможность наблюдать за ребенком в процессе его деятельности на расстоянии. Практичны и удобны для пользования мобильные элементы обстановки на роликах (тумбы, подиумы, столы), которые можно легко перемещать в помещении ипридавать им самые различные функции.
Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и внести «изюминку* в интерьер.
Содержание центров развития.Итак, дорогие коллеги, вы уже условно разделили помещение группы, раздевалки, столовой на центры (зоны) и, конечно, хорошо освещенное место в стороне от играющих детей выбрали для центра искусства,где воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Удобны и очень практичны угловые столы для продуктивной художественной деятельности. Навесные, приставные полки или этажерки наполнены необходимым изобразительным материалом. Дидактические игры, бумага, картон впрок находятся в выкатных тумбах под столами. При необходимости эти выкатные тумбы могут служить дополнительным рабочим местом для детей. Этот центр
желательно оборудовать выставкой, на которую воспитанники могут самостоятельно прикреплять готовые работы. Натянутые на стене шнуры выполняют не только декоративную, но и функциональную роль: к ним прищепками крепятся детские рисунки, фотографии, записки. Для поделок из глины, бумаги, бросового и природного материала используются двух-, трехъярусные пластмассовые бытовые полочки. Их можно установить на боковой стороне мебельного модуля (шкафа), в простенке между окнами.
Примерный набор оборудования центра искусства
Рисование
Репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже освоили. Фоны разного цвета, размера и формы (5x7, 17x30, 45x30 см, прямоугольник, овал, круг). Краски и другой изобразительный материал: гуашь, акварель, восковые мелки, сангина, пастель, тушь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши и т. д. (в соответствии с возрастом).
Кисти разных размеров, в том числе для «тычка», флейцевые. Подставки для кисточек. Стаканчики для воды. Салфетки для кисточек. Палитры для смешивания красок.
Подносы, на которые ставятся стаканчики для воды, стаканчик для кистей, салфетки для рук, палитры для организации рабочего места.
Вага для смачивания бумаги перед работой акварелью; газеты для работы «по мокрому».
Инвентарь для уборки рабочего места: ведро для мусора, тазик, тряпочки.
Лепка
- Глина (влажная в закрытом контейнере — готовая для работы).
· Скульптуры малых форм (по теме будущей и прошедшей лепки), иллюстрации.
· Холст, скалка для раскатывания глины.
· Стеки.
- Стаканчики для воды. Салфетки для рук.
- Инвентарь для уборки: тазик, тряпочки.
- Сопутствующий материал для оформления работ (нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки и т.д.).
Аппликация
o Иллюстративный материал по ближайшей теме.
o Фоны разных размеров (в том числе картинки из цветных журналов, обои).
o Бумага, картон разного качества и размера в контейнере с разделителями для разных сортов и размеров бумаги.
o Сопутствующий материал: накрахмаленные лоскутки ткани, нитки, пуговицы, бусинки, наклейки, фантики.
o Подставки для кистей, кисти.
o Клееночки.
o Салфетки для разглаживания деталей и для рук.
o Ножницы на подставке.
o Ведро или тазик для обрезков.
o Клей в закрытой баночке.
o Инвентарь для уборки: сметки, тряпочки, ведро, совок,
o швабра или веник (детские).
o Инвентарь для уборки в центре искусства может быть единым для всех трех рабочих мест. Главное — чтобы дети не забывали использовать его по назначению.
Центр науки (природы)является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Его можно оформить на специально оборудованном стеллаже или в виде
зимнего сада. Основная часть растений размещается в этом центре. Несколько растений используется в качестве инте-рьерных украшений разных частей помещения. Очень хорошо, если цветочные кашпо будут одного цвета.
Аквариум с рыбками — непременная принадлежность уголка природы любой возрастной группы. Он располагается на уровне глаз детей. Перегородки и специальные подставки со встроенными аквариумами — беспроигрышный прием современного дизайна, не теряющий популярности уже много лет. Во-первых, аквариум визуально облегчает конструкцию. Во-вторых, он вносит в организацию пространства элементы интриги: сквозь толщу воды можно наблюдать за происходящим в соседнем уголке. В-третьих, этот декоративный элемент не требует большого пространства. Важно только обеспечить свободный доступ к воде и приборам, поддерживающим в аквариуме необходимый тепловой и кислородный режим.
Клетку с птицами лучше поместить на полку (стеллаж) рядом с растениями. Террариум оснащается в соответствии с характером и повадками того животного, которое в нем содержится. Не следует забывать об эстетической и гигиенической сторонах содержания рыб и других животных: дополнительные аксессуары и своевременная уборка обеспечат привлекательность и безопасность данного центра. Наличие фонтана со струями журчащей воды, мягкая мебель под кронами напольных комнатных растений создадут уют, позволят отдохнуть и уединиться в зеленом уголке.
Примерный набор оборудования центра наук
■/ Растения, требующие разных способов ухода, с учетом возраста детей (отбор по принципу: лучше меньше, но лучше).
•/ Оборудование для ухода за растениями: передники, лейки, палочки для рыхления, тряпочки, пульверизатор и т.д.
•/ Календарь наблюдений за состоянием погоды, за растениями, животными.
S Литература природоведческого содержания (по тучагмои
и изученной темам).
S Картотеки: а) растения, имеющиеся в уголке природы (ни формация познавательного, занимательного характера, стихи, отрывки из литературных произведений по каждому растению); б) растения ближайшего окружения (на участке); в) птицы, звери (нашей полосы, жарких стран, северных широт).
•/ Настольно-печатные, дидактические игры природоведческого содержания.
S Природный материал, материал для составления икебаны. V Информация по валеологии.
В данном центре, если позволяют условия, размещается материал для экспериментирования: весы, микроскоп, емкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки и сосуды, пооперационные карты, алгоритмы для проведения опытов, карты наблюдения, бассейны для игр с водой, песком.
Центр ручного труда.Привычка детей работать в уголке труда, самостоятельно делать поделки формируется постепенно на основе устойчивого интереса к этой деятельности. Поэтому зона труда должна быть активно работающей. Материалы лучше поместить в пластиковые шкатулки, контейнеры, деревянные ящички. Коробки должны легко открываться самими детьми. Каждому виду материала отводится определенное место. Коробки располагаются так, чтобы ими было удобно пользоваться, это поможет детям быстрее готовиться к работе, приучит их к порядку.
Для формирования у дошкольников интереса к самостоятельному изготовлению поделок следует проводить конкурсы и выставки (совместно с родителями). Главное, чтобы у ребенка появилось желание, чтобы был создан эмоциональный настрой на этот вид деятельности, чтобы дети понимали, что достичь успеха можно, лишь проявив упорство, старание, смекалку.
Материалы для ручного труда следует систематически обновлять. Не обязательно, чтобы в этом центре одновременно
21)
находилось оборудование для работы с тканью, кожей, деревом, природным материалом, для работы с канцелярским ножом и т.д. Содержание центра ручного труда меняется в зависимости от детского интереса (от возможностей самого уголка), от умений и навыков, от личных увлечений, национальных, половых особенностей детей.
Примерный набор оборудования центра ручного труда