ООО «ТЦ Сфера», 2004 Шорыгина Т.А., 2004
Творческий Центр
Москва 2004
УДК 373 ББК 74.102 Ш78
Шорыгина Т.А.
Ш78 Учимся ориентироваться в пространстве: Материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 80 с.
ISBN 5-89144-435-6
В пособии даны описания занятий, обучающих ребенка ориентироваться в пространстве, а также в игровой, доступной и увлекательной форме знакомящих с такими понятиями, как «выше», «ниже», «верх», «низ», «справа и слева», «почасовой и против часовой стрелки». Книга научит рисовать свою комнату, объяснять дорогу домой, ориентироваться на местности.
Материал каждого занятия дополняется авторскими стихами, считалками и загадками.
Адресовано воспитателям, гувернерам, родителям. Пособие написано с учетом коллективной формы работы, но может быть использовано и на индивидуальных занятиях.
ББК 74.102
Шорыгина Татьяна Андреевна
УЧИМСЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ
Материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников
Редактор ОЛ. Орлова Корректоры Э.С. Корчагина, Л.Б. Успенская
Художник Е.В. Кустарова
Компьютерная верстка ЮЛ. Кособокова
Диапозитивы текста изготовлены в ООО «ТЦ Сфера»
Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00.
Гигиенический сертификат Ms 77.99.953.Д.002538.04.03 от 11.04.2003 г.
Подписано в печать 24.06.04. Формат 60 х 9О'/1в. Бумага тип.
Усл. печ. л. 5,0. Тираж 6000 экз.
Заказ № 4124.
Издательство ТЦ Сфера
129626, Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3. Тел.: (095) 107-59-15, 656-70-33
Отпечатано с готовых диапозитивов на ФГУП ордена «Знак Почета»
Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова.
214000, г. Смоленск, просп. им. Ю. Гагарина, 2
ISBN 5-89144-435-6
ООО «ТЦ Сфера», 2004 Шорыгина Т.А., 2004
Посвящаю внучке Елене Бухтеевой
ОТ АВТОРА
Перед вами книга, в которой рассказывается о том, как научить маленького ребенка ориентироваться в пространстве.
Сначала малыш узнает из нее такие простейшие понятия, как «верх и низ», «спереди и сзади», «слева и справа», «по часовой и против часовой стрелки». Затем научится ориентироваться в своей комнате, рисовать ее, рассказывать о ней, объяснять, как найти дорогу к своему дому от ближайшей остановки автобуса (троллейбуса, трамвая) или станции метро. Наконец, ребенок получит простейшие знания о том, как ориентироваться в лесу, в поле и т.д.
Книга содержит подробные описания десяти занятий, которые проводятся в увлекательной и доступной для детей игровой форме и сопровождаются новыми стихами, загадками и считалками автора, а также замечательными иллюстрациями, помогающими детям в усвоении и автоматизации навыков ориентирования в пространстве.
Мы надеемся, что данное пособие поможет детям научиться правильно ориентироваться в пространстве, но также узнать интересные сведения об окружающем мире, будет способствовать развитию речи у детей, расширению их словарного запаса и кругозора.
ТЕМА 2. ВЕРХ И НИЗ
Здравствуйте, дорогие ребята! Представьте, что на улице осень. Моросит мелкий холодный дождик, а мы с вами уютно расположились в нашей теплой светлой комнате. Поговорим о том, что такое «верх»и «низ».
Поднимите, пожалуйста, головы и посмотрите вверх.(Дети смотрят вверх.) А теперь расскажите, что вы увидели наверху.(Ответы детей.) Правильно! Вы увидели потолок комнаты и... (плафон, висящий на золотистой цепочке под потолком; хрустальную люстру; малиновый абажур с бахромой; люстру с шестью лампочками-свечками и т.д.).
Посмотрим вверх
Посмотри-ка вверх, дружок! Ты увидишь потолок. Белый-белый он на вид — Белой краскою покрыт.
Видишь голубой плафон, Он висит под потолком. Знают взрослые и дети — Лампочка в нем ярко светит.
Что еще мы можем заметить на потолке? (Ответы детей.) Верно! Трещинки, если потолок давно не белили, муху-цокотуху. Это ведь про нее придумали загадку: «Кто над нами вверхногами?»
А теперь я попрошу вас, поднимите, пожалуйста, руки и покажите мне, где у нас в комнате верх.(Дети показывают.) Верно! Молодцы!
Тема 2. Верх и низ
Пасмурный день
Если пасмурный день — Солнышко накрыла тень, Нет, не тень, а облака Приплыли к нам издалека.
Теперь, дорогие ребята, давайте посмотрим вниз.Что находится внизу, у нас под ногами? (Дети отвечают.) Верно! Земля. Летом она покрыта зеленой травкой, осенью — желтыми, красными, лиловыми опавшими листьями, зимой — снегом.
Вверху и внизу
Вверхунебо голубое — На нем солнце золотое. И запомните, друзья, Что внизуу нас земля!
Представьте, что мы вышли на прогулку вечером. Что мы увидим в небе? (Ответы детей.) Верно! Если небо ясное, то месяц и звезды.
Ночное небо
Под ногой скрипит снежок,
Звездочки мерцают,
Месяц золотой рожок
В небе зажигает.
С ним светлей и веселей
В небе темно-синем.
Тема 2. Верх и низ
Россыпью цветных огней Вспыхивает иней.
Дорогие ребята, я думаю, теперь вы хорошо знаете, где верх,где низ,что у нас вверхуи внизуи дома, и на улице. А теперь послушайте еще одно стихотворение.
Солнечный зайчик
Скачет, как мячик, Солнечный зайчик. Вверх, вниз! Со стола — на карниз.
Зеркальцем взмахну — Побежит к окну И прыжками по стене Возвращается ко мне.
Запетлял по половице, Словно гонится лисица. Раз! И прыгнул мне на парту — Зайчик рад теплу и марту!
Вопросы и задания
1.Покажите, где в комнате верх.
2. Покажите, где в комнате низ.
3. Покажите на прогулке, где верх, а где низ.
4. Что вы видите вверху во время прогулки в солнечный
день? А в пасмурный?
5. Что вы видите вверху вечером? А внизу? Зимой, вес
ной, летом и осенью?
6. Вечером на улицах зажигают фонари. Где они горят:
вверху или внизу?
Горный орел
Я взлетаю все выше и выше, Вышегорных седых вершин. Зорким взглядом орлиным вижу Серебристую зелень долин.
Учимся ориентироваться в пространстве
Солнце в небе то поднимается выше, то опускается ниже. Давайте вспомним, когда солнце в небе высоко.(Дети отвечают.)
Правильно! Высоко солнце в небе днем, а вышевсего — в полдень! Вечером на закате солнце опускается ниже.
Солнце опускается
Солнце опускается За реку все ниже, Итуман сгущается И росинки нижет На травы зеленые, Влагой напоенные.
ТЕМА 4. ВПЕРЕД И НАЗАД
Дорогие друзья! Давайте поиграем с вами в поезд. Поставьте стулья друг за другом. Вот так. Это будут вагоны. Рассаживайтесь по вагонам, я сяду впереди и буду изображать электровоз. (Дети рассаживаются, поезд «трогается», дети в такт хлопают в ладоши, ритмично постукивают ногами и поют под музыку.)
* * *
Бегут, спешат вагоны, Мы едем, едем в лес, В тенистый лес зеленый, Немало там чудес!
Звенит там ландыш белый Веселым голоском, А мотылек несмелый Порхает над цветком.
Там выросли опята На пне в лесной глуши, Там родились лисята — Смешные малыши!
Бегут, спешат вагоны Мы едем, едем в лес, В тенистый лес зеленый, Немало там чудес!*
Наш поезд мчится вперед и вперед. А что у поезда спереди? (Ответы детей.) Верно! Электровоз. Потом идут вагоны. Сначала первый, потом второй, потом третий, за ним четвертый. Кто едет в первом вагоне? (Дети называют свои имена: например, Таня.)
Во втором — ... (Ира.)
В третьем — ... (Юра.)
В четвертом — ... (Толя.)
* Это и другие стихотворения дети повторяют за взрослым.
Учимся ориентироваться в пространстве |
Кто впереди— Ира или Толя? (Ответы детей.) Кто сзади — Таня или Юра? (Ответы детей.) Ну вот мы и приехали. Представьте, что поезд привез нас за город. Выйдем из вагонов и пойдем по тропке вперед. Скоро окажемся на крутом берегу реки.
* * *
На речную выйдем кручу: Впереди— река, низина, Сзади замер лес дремучий, Лишь дрожат листы осины.
Тема 4. Вперед и назад
Посмотрите на рисунок и скажите, что находится впереди,а что — сзадидетей. (Дети рассматривают рисунок и говорят, что впереди, что сзади.)
31
Тема 5. За, под, над, перед
* * *
Сидит зайка Подкустом. Куст для зайки Это — дом!
Давайте вместе вспомним, кто летает надцветами? (Дети отвечают.) Верно, бабочки, шмели, пчелы.
Над цветком
Над цветком жужжит пчела, Собирает сок она,
Тема 5. За, под, над, перед
Попробуйте разгадать загадку:
Подземлею он живет,
Там он роет длинный ход. (Крот.)
Задания
1.Придумайте предложения со словами «за деревом», «за
домом», «за шкафом».
2. Придумайте предложения со словами «под деревом»,
«под кустом», «под домом».
3. Придумайте предложения со словами «над лугом», «над
цветком».
4. Придумайте предложения со словами «перед домом».
ТЕМА 6. СПРАВА И СЛЕВА
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы с вами поговорим о двух направлениях в пространстве — направои налево,а также о том, что находится справаи слеваот нас.
В старинной русской былине о богатыре Добрыне Никитиче рассказывается, что подъехал он на добром коне к развилке трех дорог и видит камень. А на камне написано: «Прямо поедешь — в город Муром попадешь, налевопоедешь — в городе Чернигове окажешься, направо— в стольном городе Киеве». Добрыня Никитич поехал направо,в Киев-город, к князю Владимиру Красное Солнышко.
А вы знаете направления: где направои налево?Чтобы определить направление направои налево,нужно знать, какая у вас рука правая,а какая левая.
Как же определить, какая праваярука?
Давайте сядем за стол. На столе перед вами стоят тарелки с кашей и рядом лежат ложки. Возьмите ложку и отведайте вкусной каши. (Дети берут ложки и начинают есть.)
Вот молодцы! Все вы взяли ложку в правуюруку. Поднимите правуюруку вверх! Вот так!
Поняли дети, смышленые наши, Если едим мы рассольник и кашу, Ложку мы держим в правойруке, Не зажимая ее в кулаке. |
Воздушный шарик
В солнечный полдень Иду налегке,
Шарик несу я в левой руке. Шарик воздушный Красивый, послушный.
Тема 6. Справа и слева
Теперь отложите шарики и вытяните левуюруку. Если вытяните левуюруку, то она укажет направление налево.
Наши руки
Наши руки — две сестрицы, Леваяи правая.Наши руки — мастерицы, Вам скажу по праву я.
Правая— лицо умыла, Левая— дала ей мыло.
Лейку леваянесет, Праваяцветы польет.
Наши руки — две сестрицы, Наши руки мастерицы!
А теперь попробуйте угадать загадки:
Если мы встретим на улице друга, Какую дадим для приветствия руку? (Правую.)
49
Учимся ориентироваться в пространстве
С другом прощаясь, помашем рукой,
Кто мне подскажет, ребятки, какой? (Правой.)
Подскажи мне ты, На какой руке Носим мы часы? (На левой.) |
Тема 6. Справа и слева
Итак, дорогие друзья! Теперь вы знаете, как определить направления в пространстве налевои направо,что находится у вас справа,а что слева.
Хочу вам рассказать, что на свете живет немало людей, у которых главная рука — левая.Их называют левшами. Они и пишут, и рисуют, и едят левой рукой. Пожалуй, переучиваться им не стоит. Ведь левши часто обладают необыкновенными способностями.
Вопросы и задания
1. Какой рукой мы едим, пишем, рисуем?
2. Как определить, какие предметы находятся справа от
нас?
3. Как левая рука помогает правой?
4. Какую руку мы подаем для приветствия?
5. Какой рукой машем, прощаясь с другом?
6. Станьте посередине комнаты и скажите, какие пред
меты находятся справа от вас, слева от вас.
Часовая стрелка
Стрелка часовая Идет за часом час, Не спеша, не отставая, И ведет с собою нас.
Против стрелки часовой
Начинаем мы движенье, Теперь знаем мы с тобой Это направленье!
(Дети, пританцовывая, бегут против часовой стрелки.) А теперь возьмите в левую руку разноцветные флажки и махните ими против часовой стрелки:вот так! (Дети кругообразным движением машут флажками против часовой стрелки.)
Задания
1. Нарисуйте круг. Стрелкой укажите движение по часо
вой стрелке. Стрелку раскрасьте красным фломастером,
круг — желтым. *
Задания
1. Опишите словами вашу комнату. Употребляйте слова
«слева», «справа», «вверху», «внизу», «сбоку», «спереди»,
«сзади».
2. Опишите вашу квартиру.
3. Опишите кухню, прихожую.
4. Попробуйте нарисовать вашу комнату или часть ее.
Вопросы
1.Знаете ли вы свой адрес?
2. Можете ли описать дорогу к дому от остановки?
3. Можете ли вы нарисовать дорогу к дому?
4. Как вы думаете, какие ориентиры нужно указывать,
если вы описываете дорогу к дому?
В овраге
В глубоком овраге проходит граница: На солнечном склоне растет медуница*.
* Медуница — ранний весенний цветок.
Содержание
От автора................................................................................ 3
Тема 1. Что такое пространство.......................................... 4
Тема 2. Верх и низ.............................................................. 8
Тема 3. Далеко, близко, высоко, низко........................... 16
Тема 4. Вперед и назад.................................................. 29
Тема 5. За, под, над, перед........................................... 35
Тема 6. Справа и слева.................................................. 43
Тема 7. По часовой и против часовой стрелки.............. 52
Тема 8. Расскажем о своей комнате
и нарисуем ее..................................................................... 60
Тема 9. Объясним дорогу к дому .................................... 67
Тема 10. Как ориентироваться на местности ................ 71
Творческий Центр
Москва 2004
УДК 373 ББК 74.102 Ш78
Шорыгина Т.А.
Ш78 Учимся ориентироваться в пространстве: Материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 80 с.
ISBN 5-89144-435-6
В пособии даны описания занятий, обучающих ребенка ориентироваться в пространстве, а также в игровой, доступной и увлекательной форме знакомящих с такими понятиями, как «выше», «ниже», «верх», «низ», «справа и слева», «почасовой и против часовой стрелки». Книга научит рисовать свою комнату, объяснять дорогу домой, ориентироваться на местности.
Материал каждого занятия дополняется авторскими стихами, считалками и загадками.
Адресовано воспитателям, гувернерам, родителям. Пособие написано с учетом коллективной формы работы, но может быть использовано и на индивидуальных занятиях.
ББК 74.102
Шорыгина Татьяна Андреевна
УЧИМСЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ
Материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников
Редактор ОЛ. Орлова Корректоры Э.С. Корчагина, Л.Б. Успенская
Художник Е.В. Кустарова
Компьютерная верстка ЮЛ. Кособокова
Диапозитивы текста изготовлены в ООО «ТЦ Сфера»
Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00.
Гигиенический сертификат Ms 77.99.953.Д.002538.04.03 от 11.04.2003 г.
Подписано в печать 24.06.04. Формат 60 х 9О'/1в. Бумага тип.
Усл. печ. л. 5,0. Тираж 6000 экз.
Заказ № 4124.
Издательство ТЦ Сфера
129626, Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3. Тел.: (095) 107-59-15, 656-70-33
Отпечатано с готовых диапозитивов на ФГУП ордена «Знак Почета»
Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова.
214000, г. Смоленск, просп. им. Ю. Гагарина, 2
ISBN 5-89144-435-6
ООО «ТЦ Сфера», 2004 Шорыгина Т.А., 2004
Посвящаю внучке Елене Бухтеевой
ОТ АВТОРА
Перед вами книга, в которой рассказывается о том, как научить маленького ребенка ориентироваться в пространстве.
Сначала малыш узнает из нее такие простейшие понятия, как «верх и низ», «спереди и сзади», «слева и справа», «по часовой и против часовой стрелки». Затем научится ориентироваться в своей комнате, рисовать ее, рассказывать о ней, объяснять, как найти дорогу к своему дому от ближайшей остановки автобуса (троллейбуса, трамвая) или станции метро. Наконец, ребенок получит простейшие знания о том, как ориентироваться в лесу, в поле и т.д.
Книга содержит подробные описания десяти занятий, которые проводятся в увлекательной и доступной для детей игровой форме и сопровождаются новыми стихами, загадками и считалками автора, а также замечательными иллюстрациями, помогающими детям в усвоении и автоматизации навыков ориентирования в пространстве.
Мы надеемся, что данное пособие поможет детям научиться правильно ориентироваться в пространстве, но также узнать интересные сведения об окружающем мире, будет способствовать развитию речи у детей, расширению их словарного запаса и кругозора.