За 2004 год в программе

«1C: Бухгалтерия 7.7»

В соответствии с действующим законодательством хозяйствующие субъекты обязаны составлять бухгалтерс­кую, налоговую, статистическую и иную отчетность и представлять ее в установленные адреса.

Подготовка отчетности в программе «1C: Бухгалтерия 7.7» выполняется с помощью так называемых регламен­тированных отчетов, представляющих собой специальные файлы, содержащие шаблоны отчетных форм и средства для их заполнения в автоматическом, автоматизирован­ном или ручном режиме. Ввиду постоянных изменений регламентированная отчетность поддерживается в акту­альном состоянии централизовано силами специалистов фирмы «1C» и ее партнеров. Пользователям достаточно лишь своевременно ее обновлять.

Регламентированная отчетность фирмы «1 С» включа­ет файлы, с помощью которых можно сформировать:

• бухгалтерскую отчетность;

• налоговые декларации и иные документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов;

• отчетность во внебюджетные социальные фонды;

• статистическую отчетность;

• различные справки.

Для подготовки годовой отчетности за 2004 год необ­ходимо использовать комплект отчетов «Отчетность за 4 квартал 2004 года».

Для удобства работы все регламентированные отчеты, входящие в комплект, объединены «тематически» в груп­пы по видам отчетности (бухгалтерская, налоговая, ста­тистическая и др.), а внутри каждой группы — по отдель­ным формам отчетности, отдельным налоговым декларациям.

Большинство регламентированных отчетов (в основ­ном — налоговых деклараций, используемых для предс­тавления в 2004 году), состоят из нескольких разделов. В «1C: Бухгалтерии 7.7» такие разделы реализованы в виде отдельных экранных форм. В результате декларация представляет собой группу отчетов, и для перехода к от­четам, составляющим конкретную декларацию, необхо­димо дважды щелкнуть мышью на названии декларации (рис. 1).

В общем случае процесс составления отчетности в программе «1C:Бухгалтерия 7.7» заключается в заполнении экранных форм, представляющих собой шаблоны бланков соответствующих налоговых деклараций, форм бухгалтерской отчетности, статистической отчетности, расчетных ведомостей в фонды, справок. В то же время для налоговых деклараций, представляющих совокупность отдельных форм (разделов), важна определенная после­довательность действий. Для каждой декларации она из­ложена в пользовательском описании, которое выводит­ся на экран при работе с титульным листом по команде «Описание» меню «Помощь». Например, при подготов­ке налоговой декларации по НДС ее отдельные листы заполняются в следующем порядке:

1. Титульный лист.

2. Сведения о физическом лице (заполняется, если у руководителя и/или бухгалтера отсутствует ИНН).

3. Раздел 2.1 «Расчет общей суммы налога» (заполня­ется, если организация признается налогоплательщи­ком).

4. Раздел 2.2 «Расчет суммы налога, подлежащей пере­числению налоговым агентом» (заполняется, если орга­низация признается налоговым агентом).

5. Разделы 3, 4, 5, 6, 7 и 8 в любой последовательнос­ти (заполняются разделы, по которым имеются данные).

6. Раздел 1.1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика» (заполняется, если организация признается налогоплательщиком).

7. Раздел 1.2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» (заполняется, если организация признается налоговым агентом).

На составлении бухгалтерской отчетности остановим­ся более подробно.

В соответствии с пунктом 2 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Мин­фина России от 22.07.2003 №67н, бухгалтерская отчет­ность за 2004 год включает следующие формы:

• Бухгалтерский баланс (форма №1);

• Отчет о прибылях и убытках (форма №2);

• Отчет об изменениях капитала (форма №3);

• Отчет о движении денежных средств (форма №4);

• Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);

В состав бухгалтерской отчетности входят также: пояс­нительная записка; аудиторское заключение, подтверж­дающее достоверность бухгалтерской отчетности орга­низации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Некоммерческим организациям рекомендуется вклю­чать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6).

Организации, получающие бюджетные средства, в составе бухгалтерской отчетности представляют отчет­ную информацию о характере использования бюджет­ных средств по формам, установленным Минфином Рос­сии.

В настоящее время предусмотрено три варианта сос­тава и формата представления бухгалтерской отчетности:

• упрощенный;

• стандартный;

• нестандартный (продвинутый).

По упрощенному варианту бухгалтерскую отчетность могут представлять субъекты малого предприниматель­ства, некоммерческие организации и общественные ор­ганизации (объединения).

При отнесении организаций к субъектам малого предпринимательства следует руководствоваться Феде­ральным законом от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государ­ственной поддержке малого предпринимательства в Рос­сийской Федерации»*.

Многопрофильное предприятие относится к малым в зависимости от того вида деятельности, доля (в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли) которого является наибольшей. Предприятие самостоятельно оп­ределяет, какой из показателей должен применяться — объем оборота (объем реализации продукции, товаро­оборот и т.п.) или объем прибыли, полученной от всех ви­дов деятельности в целом. Выбранный показатель должен быть неизменным в течение отчетного года и закреплен как элемент учетной политики. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона №88-ФЗ средняя численность работни­ков малого предприятия определяется с учетом всех его ра­ботников, в том числе работающих по договорам гражда­нско-правового характера и по совместительству (с учетом реально отработанного времени), а также работников представительств, филиалов и других обособленных под­разделений предприятия как юридического лица.

Ввиду отсутствия иных нормативных документов, при определении средней численности работников малого предприятия можно руководствоваться Порядком, утве­ржденным постановлением Госкомстата России от 04.08.2003 №72.

Если субъекты малого предпринимательства не обяза­ны проводить аудиторскую проверку достоверности бух­галтерской отчетности, то они:

• могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без расшифровок в указанных формах;

• имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к бухгал­терскому балансу, пояснительную записку.

Если субъекты малого предпринимательства обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгал­терской отчетности, то они могут не представлять в сос­таве бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях ка­питала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу при отсутствии соответствую­щих данных.

При отнесении организаций к некоммерческим сле­дует руководствоваться Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая получен­ную прибыль между участниками.

Такие организации при отсутствии соответствующих данных могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала, Отчет о дви­жении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу. В то же время им рекомендуется включать в сос­тав бухгалтерской отчетности Отчет об использовании полученных средств (форма №6). Некоммерческие организации могут создаваться в различных формах. Одной из них являются общественные организации (объединения), под которой признаются добровольные объединения граждан, объединившихся на основе общности своих интересов для удовлетворе­ния духовных или иных нематериальных потребностей. В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ отчетность общественных орга­низаций состоит из Бухгалтерского баланса, Отчета о прибылях и убытках и Отчета об использовании полу­ченных средств.

Если эти организации не осуществляют предпринима­тельской деятельности и не имеют, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров (работ, услуг), то в составе бухгалтерской отчетности они не представля-ют Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении де­нежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу и пояснительную записку.

Стандартный вариант представления бухгалтерской отчетности предполагает составление отчетности по фор­мам, образцы которых приведены в приложении к при­казу Минфина России от 22.07.2003 № 67н.

Однако следует учитывать, что организация вправе принять такое решение, если показатели, приведенные в этих образцах форм, позволяют соблюдать требования к бухгалтерской отчетности, изложенные в ПБУ 4/99 «Бух­галтерская отчетность организации» и иных положениях по бухгалтерскому учету.

При этом в случае отсутствия данных по соответству­ющим активам, обязательствам, доходам, расходам, хозяй­ственным операциям, показатели (строки, графы) по ко­торым предусмотрены в образцах форм, эти показатели (строки, графы) в формы организации не включаются.

Нестандартный вариант предполагает, что формы от­четности организация разрабатывает самостоятельно.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального за­кона от 21.11.1996 № 129-ФЗ организации обязаны предс­тавлять годовую отчетность в течение 90 дней по оконча­нии года, если иное не предусмотрено законодательст­вом РФ.

В частности, для акционерных обществ предельный срок представления бухгалтерской отчетности составля­ет 6 месяцев после окончания финансового года, для об­ществ с ограниченной отчетностью — 4 месяца. Именно такие предельные сроки установлены для проведения го­дового общего собрания, к компетенции которого отно­сится утверждение годовой бухгалтерской отчетности (ст. 47 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, ст. 34 Фе­дерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ соответствен­но). Вместе с тем, отчетность не должна представляться и ранее 60 дней после окончания отчетного года (п. 86 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгал­терской отчетности в Российской Федерации», утв. при­казом Минфина России от 29.07.1998 № 34н). Связано это с тем, что представляемая годовая бухгалтерская отчет­ность должна быть утверждена в порядке, установлен­ном учредительными документами организации. В част­ности, в обществах отчетность утверждается общим собранием, которое может проводиться не ранее чем че­рез два месяца после окончания финансового года.

Конкретная дата представления бухгалтерской отчет­ности устанавливается учредителями (участниками) ор­ганизации или общим собранием.

Порядок составления бухгалтерской отчетности в программе

Для подготовки бухгалтерской отчетности в програм­ме «Ю.Бухгалтерия 7.7» используются отчеты, входящие в группу «Бухгалтерская отчетность» (см. рис. 2).

Отчеты этой группы позволяют автоматически по дан­ным бухгалтерского учета сформировать формы №№1-5, а также вручную заполнить форму №6 согласно образцам форм, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 №67н.

В соответствии с Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ (утвержден приказом Мин-фина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. №10н/03-6/пз), акционерные общества должны состав­лять расчет стоимости чистых активов по установленной форме. В состав группы «Бухгалтерская отчетность» прог­раммы «Ю.Бухгалтерия 7.7» входит отчет «Расчет чис­тых активов акционерного общества», который позволя­ет автоматически выполнить такой расчет.

Составление бухгалтерской отчетности в автоматизи­рованном режиме предполагает выполнение определен­ных действий. В частности, для составления бухгалтерс­кого баланса за 2004 год необходимо выполнить следующие действия:

1. В диалоге управления отчетом (рис. 3) кнопками, расположенными в рамке «За период», выбрать период «Январь — Декабрь 2004 г.».

2. Проверить правильность сведений об организации и ее уполномоченных лицах. Соответствующие поля ба­ланса заполняются информацией, извлекаемой из сведе­ний об организации, указанных в программе «1С:Бух-галтерия 7.7». Поэтому, если эти поля в балансе не заполнены, необходимо закрыть форму, ответив «Нет» на запрос о необходимости сохранения данных, ввести не­обходимые сведения, после чего вновь открыть форму и продолжить его заполнение.

3. В реквизитах «Единица измерения» и «Точность» указать, в каком формате будут представлены данные в ба­лансе. При первом открытии отчета «Бухгалтерский ба­ланс (форма № 1)» в этих реквизитах будет указано, что от­четность составляется «в тысячах рублей», а число знаков после запятой — «О», как того требуют нормативные до­кументы. В то же время в процессе составления бухгалте­рского баланса бывает удобно видеть полные суммы, в рублях и копейках - так, как они фигурируют в журнале операций и стандартных отчетах программы «1 С: Бухгал­терия 7.7». Поэтому рекомендуется в процессе подготов­ки баланса выбрать формат указания сумм «в рублях» и точность 2 знака после запя­той, а формат «в тысячах рублей» и «О» выбрать непосредственно перед печатью баланса.

4. С помощью флажка «Раз­делять задолженность» выб­рать, необходимо ли при авто­матическом заполнении баланса подразделять задол­женность на долгосрочную и краткосрочную. При неуста­новленном флажке вся задолженность считается крат­косрочной. Деление задолжен­ности требует анализа инфор­мации об объектах учета — например, о контрагентах. Ес­ли учет связан с большим коли­чеством объектов аналитики, такой анализ займет продол­жительное время, и баланс бу­дет формироваться дольше. Снятие флажка позволяет ус­корить формирование показа­телей, но при этом задолжен­ность разделяться не будет.

В этой связи рекомендуется первый раз выполнить автома­тическое заполнение баланса, установив флажок, чтобы оце­нить время формирования по­казателей. Если оно покажется слишком продолжительным, следует сбросить флажок и сна­чала выполнить проверку тех статей баланса, которые не разделяются на долгосрочные и краткосрочные, и лишь затем установить флажок и продолжить составление ба­ланса.

5. Сформировать баланс по кнопке «Заполнить» в ди­алоге управления отчетом. При этом баланс будет запол­нен автоматически данными, извлеченными из информа­ционной базы.

6. Проверить правильность и полноту заполнения ба­ланса, сверив данные по отдельным статьям с данными стандартных отчетов, которые можно построить в прог­рамме «1C:Бухгалтерия 7.7». При проверке удобно ис­пользовать режим расшифровки заполнения отчета. Для использования этого режима необходимо установить кур­сор на ячейку в форме баланса, для которой необходимо получить расшифровку, и нажать клавишу «F5». На экран будет выведено окно, содержащее алгоритм расчета зна­чения ячейки с указанием, данные по каким счетам бух­галтерского учета сформировали показатель.

7. После того, как правильность заполнения баланса проверена, можно распечатать баланс. Для этого нужно щелкнуть по кнопке «Печать», из выпадающего меню выбрать пункт «Показать бланк».

Обращаем внимание, что в соответствии с приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н строки баланса, по которым отсутствуют данные, в печатную форму не вклю-чаются. Также следует учитывать, что отрицательные зна­чения или значения показателей, которые должны вычи­таться из других показателей, в бухгалтерской отчетнос­ти показываются в круглых скобках. Если по строке 470 баланса показан убыток отрицательным числом, то в пе­чатную форму он будет выдан в круглых скобках.

Чтобы посмотреть, как баланс будет выглядеть при печати, можно выбрать пункт «Просмотр» из меню «Файл» главного меню программы. Если результат вас устраива­ет — нажмите кнопку «Печать» и выведите баланс на бу­мажный носитель.

Заполнение форм №№ 2-5 производится аналогично бухгалтерскому балансу. При этом необходимо учиты­вать следующие особенности.

1. Нумерация строк бухгалтерской отчетности, не по­именованных в приказе от 14.11.2003 Госкомстата России № 475, Минфина России № 102н , произведена фирмой «1C» самостоятельно, при этом по возможности сохране­ны коды строк «старой» бухгалтерской отчетности.

2. При ручном заполнении экранных форм отрица­тельные и вычитаемые показатели необходимо показывать со знаком минус, например — суммы по строке «Себес­тоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг Отчета о прибылях и убытках. При использовании режим автоматического заполнения формы отчетности знаки «минус» для таких показателей проставляются автома­тически.

3. Во всех формах бухгалтерской отчетности в опреде­ленных разделах предусмотрены «пустые» строки, кото­рые пользователь может заполнять самостоятельно. При этом количество дополнительно вводимых строк практи­чески не ограничено. Для работы с такими строками предназначены управляющие элементы группы «Допол­нительные группы строк», расположенные в диалоге уп­равления отчетом.

Контроль состояния бухгалтерского и налогового учета

Следует понимать, что правильность интерпретации исходных данных во многом зависит от соблюдения поль­зователями программы «1С:Бухгалтерия 7.7» определен­ных соглашений по компьютерному ведению учета, осно­ванному на действующих нормативных актах в области бухгалтерского учета и налогообложения.

Первая часть соглашений носит директивный харак­тер. Например, имущество организации (основные сред­ства, нематериальные активы, материалы и т.д.) являет­ся активами организации (по отношению к балансу). Поэтому оно учитывается на активных счетах (т.е. счетах, остаток на которых может быть только дебетовым). С другой стороны, обязательства организации (перед пос­тавщиками, перед банками за полученные кредиты и т.д.) отражаются в пассиве баланса. Поэтому они учитывают­ся на счетах, остаток на которых может быть только кре­дитовым. Нарушение установленного порядка отраже­ния имущества и обязательств организации приводит к тому, что заполненная в автоматическом режиме форма бухгалтерского баланса будет не сбалансирована (не бу­дут равны показатели строк 300 и 700).

Вторая часть соглашений вытекает из необходимости получения детализированной информации аналитичес­кого характера для автоматического заполнения отдель­ных показателей форм отчетности. Например, в форме № 2 необходимо, в частности, представить детальную информацию о доходах и расходах по основной деятель­ности, доходах и расходах по прочим операциям и т.д. Для получения этой информации аналитический учет доходов и расходов в программе организован таким обра­зом, чтобы иметь возможность автоматически анализиро­вать обороты по соответствующим статьям прибылей и убытков. Отклонения от предложенной модели учета фи­нансовых результатов приводят к искажению показателей Отчета о прибылях и убытках.

Третья часть соглашений продиктована необходи­мостью ведения в рамках системы бухгалтерского учета на­логового учета и автоматического составления налого­вых деклараций. Для этого соответствующим образом организован раздельный учет реализации продукции (ра­бот, услуг), облагаемых разными ставками налогов, рас­четы по отдельным налогам отражаются на «закреплен­ных» за ними субсчетах, а для отражения отдельных элементов учетной политики в части налогообложения и ставок налогов используются константы и данные специализированных справочников. Соблюдение соглашений этой группы представляется наиболее существенным для правильного определения налогооблагаемого оборота и суммы налога, показываемых в налоговых декларациях.

В свете вышеизложенного рекомендуем перед состав­лением отчетности с помощью отчета «Технологический анализ бухгалтерского учета» произвести проверку корре­ктности исходных данных, интерпретацию которых осуществляют алгоритмы автоматизированных форм от­четности. Такая проверка особенно полезна для пользо­вателей, которые только осваивают программу.

Для примера рассмотрим проверку исходных данных для составления бухгалтерского баланса.

1. Проверка остатков на балансовых счетах.

Для каждого счета (субсчета) в программе «1С:Бух-галтерия 7.7» установлен признак остатка по отношению к балансу: активный, пассивный или активно-пассив­ный. Для активных и пассивных счетов проводится про­верка остатков на начало и конец отчетного периода на уровне конечных объектов (объектов аналитического уче­та). Активные счета должны иметь дебетовое сальдо, пас­сивные счета — кредитовое сальдо. Напоминаем, что в оборотно-сальдовых ведомостях «неправильные» остат­ки выделяются красным цветом и автоматически перено­сятся со знаком «минус» в соответствующую часть (актив­ные в дебет, пассивные в кредит).

Наличие «неправильных» остатков приводит к тому, что актив и пассив баланса, сформированного по установ­ленным правилам, не совпадают.

2. Проверка счетов с признаком количественного уче­та. Анализируются остатки на счетах (субсчетах) с приз­наком количественного учета, 10 «Материалы», 41 «Това­ры» и т.д. В результате некорректной работы с объектами аналитического учета на этих счетах возможны следующие практические ситуации:

Ситуация 1. По объекту имеется остаток в рублях, но отсутствует количество.

Ситуация 2. По объекту имеется остаток в количест­ве, но отсутствует оценка в рублях.

Ситуация 3. Остаток в рублях и в количестве распола­гаются на счете симметрично: рубли по дебету, количест­во — по кредиту, и наоборот.

Независимо от причин, в результате которых имело место возникновение на практике описанных ситуаций, этот «брак» в учетной работе, не всегда приводящий к некорректному заполнению образца формы бухгалтерс­кого баланса, необходимо исправить.

3. Проверка счетов с признаком валютного учета.

Часто пользователи забывают о необходимости пе­ресчета перед составлением баланса остатков имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иност­ранной валюте. В результате не только искажается струк­тура баланса, но в некоторых случаях и база по налогу на прибыль. Для автоматической переоценки остатков на валютных счетах на последнюю дату отчетного года в «1С:Бухгалтерии 7.7» предназначен документ «Переоцен­ка валюты». Документом пересчитываются остатки по всем счетам с признаком валютного учета, за исключени­ем тех, результат переоценки которых не всегда относит­ся на счет 91 «Прочие доходы и расходы». Список такихсчетов приведен на закладке «Переоценка счетов» обра­ботки «Учетная политика». Переоценку этих счетов сле­дует отражать операциями, введенными вручную.

4. Проверка «бессальдовых» счетов.

В соответствии с установленным порядком отдель­ные бухгалтерские счета в конце каждого отчетного меся­ца подлежат «закрытию». Остатки с этих счетов списыва­ются на другие счета учета. Поэтому в балансе остатки по этим счетам не приводятся. К ним, в частности, отно­сятся следующие счета: 25 «Общепроизводственные рас­ходы»; 26 «Общехозяйственные расходы»; 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»; 90 «Продажи»; 91 «Прочие до­ходы и расходы».

Перед составлением баланса необходимо проверить ос­татки на указанных счетах.

Закрытие счетов 90 и 91 заключительными записями декабря имеет особенности. Они состоят в том, что закрываются не только счета в целом, но и субсчета.

Применительно к счету 90 «Продажи» совокупная сумма выручки от продаж по кредиту субсчета 90.1 «Вы­ручка от продаж» (в разрезе субсчетов второго порядка) списывается проводками на кредит субсчета 90.9 «При­быль/убыток от продаж», а себестоимость продаж (90.2 -в разрезе субсчетов), сумма налогов и пошлин (90.3,90.4, 90.5, 90.6), сумма расходов на продажу (90.7 - в разрезе субсчетов) и управленческих расходов (90.8) — в дебет субсчета 90.9. В результате по состоянию на 1 января 2005 года остатков не должен иметь не только счет 90 в це­лом, но и все открытые к нему субсчета.

Применительно к счету 91 «Прочие доходы и расходы» общая сумма операционных и внереализационных дохо­дов по кредиту субсчета 91.1 «Прочие доходы» списыва­ется проводкой на кредит субсчета 91.9 «Сальдо прочих до­ходов и расходов», а операционных и внереализационных расходов по дебету счета 91.2 «Прочие расходы» - в де­бет субсчета 91.9. В результате по состоянию на 1 января 2005 года остатков не должен иметь не только счет 91 в це­лом, но и все открытые к нему субсчета.

Заключительными записями декабря подлежит закры­тию и счет 99 «Прибыли и убытки».

Но прежде на субсчет 99.1 «Прибыли и убытки» на «пустой» объект аналитического учета (пустое субконто) переносятся остатки с субсчета 91.2 «Налог на прибыль» (с каждого субсчета второго порядка в отдельности).

Затем, если по субсчету 99.1 сальдо кредитовое (при­быль), то оно (по пустому субконто) списывается на кре­дит счета 84.1 «Прибыль, подлежащая распределению», а если дебетовое (убыток), то в дебет счета 84.2 «Убыток, подлежащий покрытию».

Также заключительными записями декабря следует отразить решение учредителей (участников) по распреде­лению чистой прибыли (покрытию убытков). При направ­лении чистой прибыли на выплату дивидендов произво­дятся записи по дебету субсчета 84.1 «Прибыль, подлежащая распределению» и кредиту счетов 75 «Расче­ты с учредителями», субсчета 75.2 «Расчеты по выплате до­ходов», 75.3 «Расчеты по акциям на предъявителя», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - по доходам уч­редителям (участникам), которые состоят с организаци­ей в трудовых отношениях. При направлении на пога­шение убытков резервного капитала производятся записи по дебету счета 92 «Резервный капитал» и кредиту счета 84.2 «Убыток, подлежащий покрытию». На сумму прибы­ли, направляемой на финансирование вложений во вне­оборотные активы, производится запись по дебету счета 84.1 и кредиту счета 84.4 «Нераспределенная прибыль использованная». Остатки нераспределенной прибыли переносятся на субсчет 84.3 «Нераспределенная прибыль в обращении».

Напоминаем, что для автоматического «закрытия» счетов 90,91 и 99 в 1C:Бухгалтерии 7.7 предназначен до­кумент «Закрытие месяца».

Контроль состояния налогового учета выполняется с помощью отчета «Анализ состояния налогового учета». Отчет предназначен для сопоставления данных бухгалте­рского и налогового учета и выявления возможных оши­бок при ведении налогового учета по налогу на прибыль организаций. Расхождение данных бухгалтерского и на­логового учета может быть обусловлено объективными причинами (различием в нормативном регулировании) или являться следствием допущенных ошибок в учете. Поэтому при обнаружении различий в оценке активов и обязательств, доходов и расходов, хозяйственных опера­ций в отчете предусмотрена возможность вывода краткой информации о наиболее вероятных причинах расхожде­ний. Сопоставление данных бухгалтерского и налогово­го учета производится по целому ряду показателей:

1. Доходы:

• выручка от реализации продукции, работ и услуг;

• выручка от реализации покупных товаров;

• выручка от реализации основных средств;

• выручка от реализации нематериальных активов;

• выручка от реализации прочего имущества;

• выручка от реализации прав требования;

• выручка от реализации ценных бумаг;

• внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ).

2. Расходы:

• прямые расходы на производство продукции (работ, услуг);

• косвенные расходы;

• стоимость реализованных покупных товаров;

• стоимость реализованного прочего имущества;

• стоимость реализованных основных средств;

• стоимость реализованных нематериальных активов;

• внереализационные расходы (ст. 265 НК РФ).

3. Оценка отдельных видов имущества:

• стоимость материалов;

• стоимость товаров;

• стоимость внеоборотных активов;

• стоимость оборудования к установке;

• расходы будущих периодов.

4. Показатели, связанные с амортизируемым иму­ществом:

• состав и стоимость амортизируемого имущества (ос­новных средств и нематериальных активов);

• сумма начисленной амортизации.

5. Дебиторская и кредиторская задолженность.

Если организация не относится к субъектам малого предпринимательства, то в соответствии с требованиями нормативных документов по бухгалтерскому учету, она должна часть учетной информации раскрыть в бухгалте­рской отчетности более подробно. Для этой цели в прог­рамме «1C: Бухгалтерия 7.7» предусмотрен механизм, поз­воляющий раскрывать отдельные статьи бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Механизм состоит из двух частей: настройки раскры­ваемых показателей и формирование данных раскрытия информации. Для настройки раскрываемых показателей предназначен справочник «Настройка раскрытия отчет­ности». Для включения статьи бухгалтерской отчетности в список раскрываемых показателей необходимо в фор­ме справочника нажать клавиши Ctrl+F9, затем нажати­ем клавиши Enter пропустить предлагаемый программой код элемента справочника и в графе «Объект учета» из вы­падающего списка выбрать раскрываемый показатель. На рис. 4 показан пример включения в перечень раскры­ваемых показателей выручки от продаж и связанной с ней себестоимости из отчета о прибылях и убытках.

После выбора статьи в графе «Уровень» необходимо указать уровень существенности — тот предел стоимости объекта учета (в процентах), при превышении которого объект будет включен в раскрытие. Например, уровень су­щественности 5% для статьи «Основные средства» озна­чает, что при раскрытии информации будут показаны только те группы основных средств, у которых суммарная остаточная стоимость объектов превышает 5% от общей остаточной стоимости всех основных средств.

Для некоторых статей бухгалтерской отчетности пре­дусмотрен второй уровень раскрытия. Например, основ­ные средства могут быть раскрыты по группам. Для таких статей в справочнике «Настройка раскрытия отчетности» можно перейти на уровень ниже, выбрав строку с наиме­нованием соответствующей статьи, и нажав клавиши Ctrl+Стрелка Вниз. Настройка раскрытия второго уров­ня выполняется так же, как и для первого уровня.

На рис.5 показан пример, когда для раскрытия вы­бирается группа основных средств «Производственный и хозяйственный инвентарь», которая, в свою очередь, вхо­дит в статью «Основные средства».

На втором уровне раскрытия будут показаны конкрет­ные объекты учета, входящие в выбранные статьи бух­галтерской отчетности: для основных средств это конкрет­ные объекты основных средств, для нематериальных ак­тивов — конкретные объекты НМА, и так далее.

Наконец, для некоторых статей можно указать конк­ретные объекты учета, которые в обязательном порядке следует включать в раскрываемые данные.

Это могут быть отдельные объекты основных средств и нематериальных активов, конкретные дебиторы и кре­диторы и т.д.

Информация, подлежащая раскрытию в соответствии с настройкой раскрываемых показателей, в программе собирается и накапливается при автоматическом запол­нении форм № 1 и №2. Если в соответствии с указанны­ми настройками была накоплена информация для раск­рытия, в диалоге управления отчетом становится доступной кнопка «Раскрыть». При ее нажатии будет сформирован отчет, содержащий информацию об объ­ектах учета, отобранную в соответствии с указанными настройками.

Сформированный отчет с данными раскрытия можно использовать при составлении пояснительной записки к бухгалтерской отчетности, как это предусмотрено По­ложением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская от­четность организации».

Завершение операций налогового учета и реформация баланса

Для начала вспомним, какие операции отражались в учете и отчетности при проведении расчетов по на­логу на прибыль. При отражении в учете и бухгалтерской отчетности расчетов по налогу на прибыль по итогам пер­вого квартала, полугодия, девяти месяцев, года, органи­зация осуществляет действия, фиксируемые следую­щими изменениями по счетам (цифровой код и наимено­вания счетов приводятся в соответствии со стандартной настройкой Плана счетов в программах «1C»):

Дебет 90.9 «Прибыль/убыток от продаж» Кредит 99.1 «При­были и убытки»

- финансовый результат текущего периода (получена прибыль); Дебет 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит 99.1 «Прибыли и убытки»

- финансовый результат текущего периода (получен убыток);

Дебет 99.1 «Прибыли и убытки» Кредит 90.9 «Прибыль/убы­ток от продаж»

Дебет 99.1 «Прибыли и убытки» Кредит 91.9 «Сальдо про­чих доходов и расходов»

- ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль; Дебет 68.4.1 «Расчеты с бюджетом» Кредит 51 «Расчетный счет»

- условный расход по налогу на прибыль, исчисленный по дан­ным бухгалтерского учета (получена прибыль);

Дебет 99.2.1 «Условный расход по налогу на прибыль» Кре­дит 68.4.2 «Расчет налога на прибыль»

- условный доход по налогу на прибыль, исчисленный по дан­ным бухгалтерского учета (получен убыток);

Наши рекомендации