Реформа 2004 года – Указ Президента от 9 марта 2004 года

Суть ФОИВ (по реформе).

Орган Сущность
Федеральное министерство · ФОИВ, осуществляющийфункции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. · Передаётся часть полномочий Правительства РФ (нормативное регулирование) · Глава – министр РФ. · Функция по принятию НПА – издание на основании и во исполнение Конституции, ФКЗ, ФЗ обязательных для исполнения всемиправил поведения, распространяющихся на неопределённый круг лиц. · Не вправе осуществлять функции в своей сфере: а) правоприменительные; б) контроль и надзор; в) управление государственным имуществом. · Министерству подведомственны: а) службы – министерство осуществляет координацию и контроль; б) агентства. · Министр – полномочия: 1) члена Правительства с правом решающего голоса; 2) единоначального руководителя министерства в сфере своей деятельности; 3) по отношению к подведомственным федеральным службам. · Полномочия по отношению к федеральным службам: а) реализуемые в отношениях с Правительством – главным образом право предложения по вопросам, решаемым Правительством, иными ФОИВ о структуре и порядке работы; б) осуществляемые самостоятельно – поручения федеральным службам и агентствам, контроль за их исполнением. · Особая группа полномочий министра – в отношении внебюджетных фондов: а) вносит в Правительство предложение о назначении на должность руководителя фонда; б) принимает НПА по сферам деятельности фонда; в) другие.
Федеральная служба · ФОИВ, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. · Функции по контролю и надзору: а) контроль за всеобщим исполнением общеобязательных правил поведения; б) выдача разрешений (лицензий) на осуществление определённых видов деятельности, конкретных действий гражданам и юридическим лицам; в) регистрация актов, документов, прав, издание индивидуальных правовых актов. · Глава – руководитель (директор). · В пределах компетенции – индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции. · Могут быть: а) подведомственныПрезиденту; б) находится под контролем Правительства. · Нет права осуществлять нормативно-правовое регулирование.
Федеральное агентство · ФОИВ, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. · Функции: а) правоприменительные – издание индивидуальных правовых актов; б) по управлению государственных имуществом – осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества; в) по оказанию государственных услуг – предоставление непосредственно или подведомственные учреждения безвозмездно, по регулируемым государством ценам услуг в области образования, здравоохранения, социальной защиты (и других областях) гражданам и организациям. · Глава – руководитель (директор). · В рамках компетенции – индивидуальные правовые акты. · Может быть подведомственно Президенту РФ. · Не вправе: а) нормативно-правовое регулирование; б) контроль и надзор.

Исключения из ограничений на издание правовых актов устанавливаются указами Президента, постановлениями Правительства.

Новая форма отношений – поручения:

а. Президента и Правительства министерствам;

б. министерств – подведомственным службам и агентствам.

Президент в отношении ФОИВ, руководство которыми он осуществляет:

1. определяет функции;

2. назначает и снимает руководителей;

3. определяет порядок взаимодействия «его» ФОИВ, порядок их взаимодействия с другими ФОИВ;

4. утверждает положения о них.

Правительство в отношении ФОИВ:

1. постановлениями – функции ФОИВ, которыми осуществляет руководство;

2. назначает и снимает руководителей служб и агентств по представлению федеральных министерств, координирующих и контролирующих деятельность федеральных служб и агентств;

определяет порядок назначение на должность руководителей и членов коллегиальных органов управления федеральных служб и агентств (если коллегиальные органы).

91.Административное право в системе Российского права.

Конституционное право · отрасли единого публично права; · АП – фундаментальная отрасль, развивающая основные положения КП, обеспечивающая проведения их в жизнь; · нормы АП – основанные и производные от КП, конкретизируют и развивают принципы и нормы Конституции (нормы этой группы образуют пласт, обеспечивающих реализацию конституционных начал.
Гражданское право · разграничение – совпадение их предмета, в той части, в какой ими регулируются однотипные имущественные отношения; · субъекты имущественных отношений – органы государственного управления и МСУ, имеющие права юридического лица, реализующие свою гражданскую правоспособность (вопросы имущества казённых предприятий); · сопряжены с нормами о регистрации юридических лиц, регистрации прав на недвижимость и сделок с ним, лицензирование отдельных видов деятельности; · федеральные органы исполнительной власти (в пределах компетенции) могут издавать НПА, содержащие нормы ГП; · в некоторых случаях гражданские правоотношения защищаются АП.
Уголовное право · наличие смежных, общих объектов правонарушений; · в зависимости от характера правонарушения – административная/уголовная ответственность; · УП предусматривает ответственность за преступные нарушения правил, относящихся к АП; · административная ответственность – общая превенция преступлений (иногда).
Финансовое право · ФП сформировалось на базе КП и АП; · отношения регулируются: o нормами АП (образование финансовых органов); o одновременно нормами административного и финансового права (компетенция); o нормами ФП (содержание решений государственных органов по финансовым вопросам).
Земельное, экологическое право АП – правовая основа ЗП и ЭП, когда реализация и установление норм этих отраслей осуществляются органами государства и МСУ методами и в формах, свойственных управленческой деятельности.
Трудовое право · АП отграничивается от ТП по его предмету, основу которого составляют трудовые отношения; · АП проникает в сферу отношений с участием организаций, регулируемых трудовым правом, так как их постоянные субъекты – исполнительные органы; · изданием административного акта – возникновение трудовых отношений и тд; · государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства; · нормами АП – трудовые отношения госслужащих во всех госучреждениях.
Гражданско-процессуальное право Соприкасаются в той мере, в какой регулируют порядок разрешения судами подведомственных им дел, возникающих из публичных правоотношений.

Особое место: АП свойственными ему методами защищает в установленных пределах общественны отношения, регулируемые другими отраслями. Процессуальными нормами – порядок разрешения споров из разных отраслей материального права.

92.Виды оснований прекращения служебного контракта гражданской службы.

Служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Виды оснований прекращения служебного контракта:

а) общие;

б) специальные.

Общие:

1) соглашение сторон служебного контракта;

2) истечение срока действия срочного служебного контракта;

3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя;

5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы;

7) обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта;

8) выход гражданского служащего из гражданства РФ;

9) нарушение запретов, связанных с гражданской службой.

Специальный – расторжение срочного служебного контракта:

1. по истечении срока его действия;

2. заключенный на время выполнения определенного задания, расторгается по завершении выполнения этого задания;

3. на период замещения отсутствующего гражданского служащего расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу.

94. Предпосылки возникновения административных правоотношений.

Возникновение административных правоотношений: административно-правовая норма, административная правосубъектность участников, юридический факт.

Административно- правовая норма(необходима для возникновения правоотношения) · придаёт отношению правовой характер; · закрепляет меру возможного и должного поведения сторон, их права и обязанности; · обуславливает характер связи между субъектами; · предусматривает ответственность за невыполнение предписания; · определяет возможных участников административных правоотношений; · общее правило, непосредственно не создаёт правоотношения, не влечёт изменений и прекращения;
Административнаяправосубъектность (необходима для вступления в правоотношение) · позволяет участникам самостоятельно приобретать права и нести обязанности, предусмотренные правовой нормой; · позволяет участникам нести ответственность за свои действия; · определяет границы, в которых тот или иной субъект может вступать в отношения.  
Юридический факт(при нём наступает конкретное правоотношение) · предусмотрен нормой; · непосредственное основание возникновения, изменения и прекращения конкретного правоотношения; · может быть событием или действием(правомерным, неправомерным), а также бездействие лиц, обязанных совершить действие; · в некоторых случаях – сроки, с наступлением, истечением которых возникает/прекращается правоотношение.

96.Административный арест.

Административный арест – содержание нарушителя в условиях изоляции от общества.

Срок:

а. до 15 суток – общее правило;

б. до 30 суток – за нарушение требования режима в зоне проведения контртеррористической операции.

Не применяется к:

1) беременным женщинам;

2) женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет;

3) несовершеннолетним;

4) инвалидам 1 и 2 групп.

Основания применения:

1. нарушения против порядка управления, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;

2. неповиновение законному распоряжению;

3. несоблюдение лицом, освободившимся после лишения свободы ограничений;

4. за мелкое хулиганство;

5. другие.

97.Понятие и виды гражданских служащих.

Наши рекомендации