Понятие, цели и задачи, функции, принципы использования тренажеров в физической культуре

Тренажеры - учебно-тренировочные устройства для развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), совершенствования спортивной техники и анализаторных функций организма. Применяются преимущественно в физкультуре и спорте. Тренажёры могут быть индивидуального и коллективного использования, а их воздействие на организм — локальным (когда в работе участвуют отдельные мышечные группы) , региональным (в работе участвует примерно третья часть мышц) и общим (в работе задействовано большинство мышц).

Цели оздоровительных тренировок на тренажерах:

- развитие правильной осанки;

- коррекция различных проблем позвоночника;

- жиросжигающие тренировки;

- снижение избыточного веса;

- улучшение функциональных возможностей организма;

- занятия при различных отклонениях в состояниях здоровья.

Цели реабилитационных тренировок:

- восстановление после травм;

- ликвидация дисбаланса физического развития;

- улучшение подвижности суставов.

Под принципами понимают основополагающие закономерности, выражающие основные требования к построению, содержанию и организации тренировочного процесса.

Принцип сознательности и активности. Наибольшего успеха при занятиях можно достигнуть при сознательном, заинтересованном отношении занимающихся. Необходимо четко поставить цель в занятиях.

Принцип наглядности. «Наглядность обучения и воспитания предлагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.»

Для реализации этого принципа при занятиях на тренажерах применяются специальные тренировочные видеокассеты; звуковые и световые датчики и сигналы.

Принцип доступности. Занятия на тренажерах исходят из учета особенностей занимающихся (пол, физическое развитие и подготовленность) и посильности предлагаемых заданий. Прогресс в развитии физических качеств возможен лишь при определенной нагрузке (в пределах разумного), способной стимулировать эти процессы. Однако, при этом важно не превысить меру разумного, чтобы не навредить здоровью. Вместе с тем принцип доступности не означает, что нагрузки должны быть упрощенными и предельно элементарными.

Принцип систематичности. Данный принцип подразумевает прежде всего регулярность занятий и системное чередование нагрузок и отдыха.

Эффективной может быть лишь такая система, которая обеспечивает постоянную взаимосвязь между отдельными занятиями. Небольшие нагрузки или продолжительные интервалы отдыха между занятиями не приводят к развитию тренированности. Слишком большие нагрузки и короткие интервалы отдыха между занятиями могут привести к превышению адаптационных возможностей организма.

Принцип динамичности. В основе этого принципа лежит постоянное, но постепенное повышение требований. Это касается физической нагрузки и сложности двигательных действий. Только в этом случае может быть прогресс в развитии физических качеств. Ответная реакция на стандартную нагрузку со стороны организма не остается неизменной. Под воздействием привычной нагрузки происходит адаптация, что позволяет организму выполнить ту же работу с меньшим напряжением. Поэтому многие виды спортивных тренажеров предусматривают специальные программы, либо интерактивное взаимодействие с занимающимся – изменение нагрузки по данным показателей физического состояния.

ВИДЫ И ТИПЫ ТРЕНАЖЕРОВ

Существуют различные классификации тренажёров:

по назначению (для физической, технической, тактической подготовки, для восстановления работоспособности, контроля и т.д.);

по структуре (механические, электрические, с обратной связью, со срочной информацией и т.д.);

по принципу действий (светозвукотехнические, электромеханические, цифровые моделирующие, кибернетические и т.д.);

по форме обучения (индивидуального, группового и поточного использования); по логике работы (с линейной или разветвлённой программой, с альтернативным выбором двигательного действия или со свободным конструированием программы ответа и т.п.).

Виды тренажеров: в зависимости от целей использования и конструкции средства и тренажеры подразделяются на:

1. Спортивные

2. Оздоровительные

3. Лечебные

4. Профессионально-прикладные

Возможность строгого дозирования физического напряжения и направленного воздействия на определенные мышечные группы с помощью тренажеров позволяет избирательно влиять на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы и опорно-двигательный аппарат.

В этой связи работы на тренажерах показана в профилактических и лечебных целях при: ИБС, гипертонической болезни, вегето-сосудистой дистонии, хронических неспецифических заболеваниях легких, артритах, артрозах и др.

В настоящее время отечественной промышленностью выпускается целый ряд тренажерных устройств и конструкций.

Различают типы тренажеров:

  1. Гимнастические стенки «здоровье»
  2. Велотренажеры различных типов
  3. Одинарные и двойные мини-батуты
  4. Дисковые тренажеры типа «Грация»
  5. Гребные тренажеры различных модификаций
  6. Силовые тренажеры карусельного типа для массового использования «Геркулес», «Кавказ», «Змиевчанин» и др.
  7. Инерционно-массажные беговые дорожки
  8. Тренажеры психофизического сопряжения

Наши рекомендации