Помощь детям — жертвам насилия
Вопросы о консультировании детей, переживших опыт насилия, неоднозначны и будут в первую очередь связаны со спецификой реализации ситуации насилия и преобладающих симптомов, которые будет демонстрировать ребенок. Чаще всего ребенок, переживший опыт насилия, будет в рамках консультационного взаимодействия проверять консультанта, насколько тот действительно заботится о нем.
Некоторые авторы (Н.О. Зиновьев, Н.Ф. Михайлова, 2003), рассматривая задачи, стоящие перед психологом в рамках консультирования жертв насилия, выделяют несколько важных пунктов:
1) психолог должен способствовать уменьшению чувства вины и стыда, возникающие у ребенка жертвы;
2) необходимо укрепить чувство собственной значимости ребенка;
3) важно сформировать адекватные поведенческие паттерны;
4) необходимо научить дифференцированно выстраивать общение с окружающими.
Кроме того, необходимо помочь ребенку соединить часто дифференцированные части собственного «Я», в том числе «Я» физическое, «Я» духовное и т.д.
Необходимо помнить, что многие специалисты, рассматривая кризисное вмешательство, отмечают, что на самом деле какой-то конкретной формы вмешательства не существует, но в целом существует определенный подход, позволяющий работать с такими детьми.
Специфика психологической помощи жертвам насилия будет заключаться в нескольких особенностях.
Во-первых, такая помощь должна быть направлена на обеспечение детям — жертвам насилия безопасной ситуации. То есть необходимо позитивное изменение среды, в рамках которой жертва насилия может быть ограждена от случаев физического и эмоционального насилия. Рассматривая вопросы организации безопасного существования ребенка, необходимо помнить, что в настоящий момент существуют разные способы решения данной проблемы: от предоставления убежища или приюта для женщин и детей, до формирования системы коррекции или терапии. В случае если жертвой насилия является ребенок, также должна быть организована работа с теми, кто отвечает за его воспитание, а значит, с родителями или замещающими их лицами. Достаточно часто в анамнезе этих людей были случаи насилия, так как процессы жестокого обращения, насилия человека над человеком имеют циклический характер.
Во-вторых, необходимо провести диагностику и выявить травмы, вызванные жестоким обращением со стороны взрослых по отношению к ребенку. Дело в том, что жестокое обращение к ребенку может формировать несколько паталогизирующих паттернов поведения. Во- первых, ребенок может принять на себя роль жертвы, снова и снова попадая в ситуацию насилия. Во-вторых, может принять на себя роль агрессора. Это приводит к тому, что ребенок снова выступает в цикле насилия, но уже с другой стороны. Третий аспект — это различные психосоциальные, эмоциональные, физиологические нарушения, являющиеся последствием травматического переживания ребенком жестокого отношения и приводящие к ряду психологических и психиатрических нарушений. Диагностирование поможет выделить основные опорные точки, связанные с последствиями жестокого отношения к ребенку и наметить пути изменения.
Важным элементом работы при жестоком обращении к детям является диагностика всей семьи и специфики организуемых взаимоотношений в этой семье. В рамках диагностики необходимо отметить травматический опыт родителей в своей родовой семье и отсутствие четких представлений, какими методами (кроме насилия) родитель может воспитывать ребенка. Необходимо выявить деструктивные паттерны общения в семье и отсутствие навыков конструктивного и адекватного взаимодействия внутри семьи. Кроме того, необходимо определить наличие внутриличностных нарушений ребенка или его специфического социального окружения.
Схема работы с семьей обычно содержит в себе ряд элементов, организуемых с учетом выявленной на диагностическом приеме информации. Во-первых, это установление доверия с членами семьи,
в первую очередь с матерью, а через нее с отцом. Кроме того, необходимо сформировать позитивное ожидание перемен в случае психологической работы с ребенком и со всей семьей. Необходимо сформировать мотивацию для того, чтобы семья позволила случиться тем изменениям, которые нужны для прекращения насилия. Во- вторых, необходимо расширить круг поддерживающих взрослых. Необходимо таким родителям оказывать помощь в формировании адекватных навыков воспитания ребенка, организуя поддержку со стороны других значимых социальных институтов, например школы.
Психотерапевтическая помощь ребенку должна быть осуществлена с использованием специфичных для ребенка подходов. В первую очередь это игровая психотерапия, которая позволяет ребенку отреагировать произошедшее травматическое событие и сформировать возможности для решения возникающих сложностей.
Рассматривая последствия жестокого обращения с ребенком, необходимо отметить, что главным индикатором возникновения серьезных проблем у ребенка вследствие жестокого обращения с ним является нарушение социального поведения, проявляющегося в постоянных неудачах, неумении выстраивать социальные контакты, формирование диффузной привязанности, несоответствия поведения его возрасту. При наблюдении за игровым поведением ребенка, испытывающим жестокое обращение к себе, отмечают несколько важных проявлений игрового контекста:
· достаточно часто игры ребенка с жестоким обращением являются агрессивными;
· такие дети любят играть в диссациативную игру, персервативную, регрессивную игры, часто игра носит сексуализированный характер;
· особой темой для игры таких детей является игра в заботу.
При работе с ребенком, страдающим от жестокого обращения, необходимо учитывать несколько важных условий:
· нужно соблюдать границы, которые сам ребенок выстраивает, и помнить, что опыт такого ребенка может сильно настораживать его при попытке прикосновения. Прежде чем прикасаться к ребенку, следует посмотреть, позволяет ли он это делать;
· ребенку, страдающему от жестокого обращения со стороны ближайшего окружения, важно, чтобы он имел доступ к игрушкам, связанных с выражением агрессии и агрессивных паттернов. Это должны быть игрушки, способствующие отражению агрессии: пистолеты; мечи, с которыми можно играть, ролевым образом сбрасывая агрессию. Кроме того, нужны игрушки, дающие возможность спрятаться: одеяла; домики. Обучающие игры, которые позволили бы сформировать новые типы поведения;
· работая с таким ребенком, необходимо обратить внимание на специфику механической игры ребенка и сопровождать его в игре, обозначая словами все действия или послания, которые он передает через игровое взаимодействие. Когда послание ребенка, связанное с его психотравмой, выражено в виде слов, рисунков или игры, понято и получило абсессивное разыгрывание, то уровень травматизации, полученный из опыта жестокого обращения, потихоньку сходит «на нет» и становится возможным разрешение проблем.
Работая с такими детьми, необходимо помнить, что должна быть специфическая игровая комната, наполненная всем необходимым для игровых процессов. В первую очередь это должен быть кабинет достаточно светлый и чистый, имеющий большое количество игрушек для отыгрывания тех или иных травматических ситуаций.
Среди методов, используемых при работе с детьми, пережившими опыт жестокого обращения, считаются эффективными — визуализация, гештальт-терапия, поведенческая психотерапия, критичная мультимодальная модель консультирования, арт-терапия, музыко-терапия, ТДТ. Так или иначе, все эти направления способствуют развитию творчества ребенка и воссоздают целостный образ его «Я».
Необходимо помнить, что ребенок, переживший насилие, может крайне болезненно реагировать на телесные прикосновения, поэтому вступать в телесный контакт, трогать ребенка, обнимать его следует крайне осторожно, предварительно определив, что ребенок не против возникновения такого контакта. При этом необходимо обращать внимание на то, что ребенок — жертва насилия достаточно часто испытывает страх при встрече с незнакомыми взрослыми, поэтому необходимо, чтобы было время, для того чтобы ребенок смог адаптироваться к присутствию другого человека.
Мотивация для вступления в консультативный контакт у таких детей отсутствует. Мало того, дети, пережившие сексуальное насилие, никогда не обращаются самостоятельно на консультацию. Это связано с тем, что, испытывая негативные чувства, связанные с психотравмой, ребенок любое дополнительное переживание расценивает как негативное. Необходимо помнить, что дети, пережившие физическое или эмоциональное насилие, испытывали боль от тех людей, которых они любили, — это нарушает возможность выстраивания первичных доверительных отношений и делает этих детей достаточно трудными для консультативного альянса.
Выстраивая консультативное взаимодействие необходимо помнить, что у детей — жертв насилия формируются изменения во всех трех аспектах жизни — когнитивные, поведенческие, эмоциональнорегуляторные. Если мы говорим о когнитивных изменениях, возникающих у детей в результате физического насилия, то на этом уровне будет проявляться крайне низкая самооценка, иррациональные разрушительные мысли, в первую очередь связанные с принятиемна себя ответственности за происходящие события. То есть такой ребенок винит себя и считает, что он был недостаточно хорош, осторожен и т.д. Именно по его вине случилась данная ситуация. При том агрессор достаточно часто поддерживает ребенка в этом убеждении, говоря, что «...ты сам виноват ... не успел отойти ... не успел подойти ... недостаточно хорошо выполнял все, что тебе говорили». У таких детей часто возникают нарушения, связанные с принятием решений или с поиском выхода из сложной ситуации. На эмоциональнорегуляторном уровне для такого ребенка превалирующим являются чувства страха, тревожности, злости, гнева, вины, различные фобические реакции и депрессивные состояния. Поведенческий уровень также изменяется. Такие дети характеризуются частыми драками, слезами, низкой учебной успеваемостью, ночными кошмарами, изоляцией или конфликтами с окружающими. При этом необходимо помнить, что их поведение может быть сексуализированно, особенно если мы говорим о жертвах сексуального насилия. Такие дети принимают специализированные особые поведенческие реакции, позволяющие им проиграть психотравму еще раз. Консультирование таких детей осложняется еще и тем, что возникает ситуация отрицания наличия насилия. Многие дети боятся говорить о том, что насилие над ним существует, так как бояться различного типа наказаний для себя и своих близких, являющихся насильниками.
Консультирование по вопросам насилия крайне болезненно и вызывает у ребенка фрустрацию. Однако несмотря на болезненность переживаний, нам необходимо помочь ребенку справиться с данной ситуацией. Н.О. Зиновьев, Н.Ф. Михайлова (2003) выделяют следующие основные рекомендации по консультированию детей, подвергшихся насилию:
1. определение проблемы посредством активного слушания. Необходимо вступить с ребенком в контакт, позволить ему привыкнуть к консультанту, освоиться. После этого, когда ребенок становится готовым обсуждать проблему, необходимо выяснить три момента — в чем состоит проблема, которая не разрешена; что чувствует ребенок в отношении этой проблемы; что ребенок ждет от специалиста;
2. уточнение ожиданий ребенка. То есть психолог должен точно сформулировать для себя ожидания, которые у ребенка есть, от работы. Если единственное ожидание от специалиста — покарать обидчика, то тогда психолог некомпетентен помочь. При таких ожиданиях необходимо предложить другие варианты помощи;
3. уточнение шагов, которые уже были сделаны для решения проблемы. Необходимо помнить, что ребенок в любом случае уже совершал какие-либо поступки, чтобы справиться с последствиями разрушительной проблемы. Задача консультанта не осуждать разумность или логичность данных поступков, а помочь ребенку осознать их и наметить шаги, которые действительно помогли бы двигаться в намеченном направлении;
4. поиск новых путей решения проблемы. Прежде всего использовать метод мозгового штурма, чтобы придумать качественно новые шаги достижения решения;
5. заключение договоренности с ребенком, связанное с перенесением из намеченного плана действий непосредственно в действие;
6. завершение сессии. Обычно в конце сессии необходимо подвести итоги для того, чтобы осознать собственную эффективность в рамках консультативного взаимодействия и чтобы ребенок мог четко сформулировать то, что происходит.
Достаточно часто для консультирования детей, переживших насилие, используют групповые методы психотерапии, однако необходимо помнить, что задача помощи ребенку в преодолении психотравмирующей ситуации должна учитывать готовность ребенка к групповому консультированию. Процесс группового консультирования чаше направлен на социализацию ребенка. Однако если не решены более ранние, приоритетные задачи, связанные с прорывом капсулирования ситуации психотравмы, ее обсуждения и отреагирования, то групповое консультирование может быть не показано. Чаще всего групповое консультирование имеет тематическое направление — тренинг для детей, переживших психотравму, или тренинг для детей, переживших насилие.
При оказании непосредственной помощи детям необходимо использовать огромное количество методов консультирования, позволяющих ребенку отреагировать возникающие проблемы. В первую очередь используются: информирование, работа с метафорой, устанавливание логических закономерностей, навыки утверждения, убеждения, парадоксальная интенция, релаксация, формирование позитивного настроя, ролевого разыгрывания, анализа ситуации и т.д. Очень важно, чтобы ребенок в процессе консультирования действительно чувствовал себя комфортно и защищенно и мог вместе с психологом идти по этапам преодоления травмирующей ситуации.
Существует несколько особенностей работы с детьми и самих детей, которые становятся не просто жертвами жестокого обращения, но жертвами сексуальных домогательств, сексуального насилия.
Эти дети имеют следующие специфические особенности. Во- первых, они демонстрируют явную травмогенность сексуализации, поглощены вопросами секса и имеют различные формы сексуализи- рованного поведения. Часто даже маленькие дети, являющиеся жертвами сексуального насилия, используют формы сексуализированного поведения для манипуляции другими людьми или получения выгод. Кроме того, эти дети испытывают избыточные сексуальные познания, которые начинают демонстрировать сверстникам, навязыватьмладшим детям сексуализированные действия. Эти дети насторожены и очень осторожно относятся к окружающим взрослым.
Существует несколько характеристик, которые являются следствием сексуализированного обращения с ребенком: стигматизация, ощущение предательства и ощущения беспомощности. Все эти три показателя придают специфические характерологические особенности детям и нуждаются в отслеживании и отработке в рамках психологического консультирования и психотерапии жертв сексуального насилия.
Стигматизация будет характеризоваться тягой к другим людям, чувствующим на себе клеймо. Цель такой тяги связана с попыткой уменьшить чувство изоляции и желание находиться среди себе подобных. Часто это общество наркоманов, проституток, людей, склонных к алкоголизму, и т.д. Специфической особенностью наличия стигматизации будет саморазрушающее поведение, проявляющиеся в виде неадекватных паттернов: склонности к алкоголю, наркотикам, деструкции. Достаточно часто в рамках стигматизации формируется повышенная зависимость и прилипчивость, особенно характерная для маленьких детей. Имеется искаженное суждение о надежности взрослых, так как взрослый человек, являющийся источником сексуальной травматизации, перестает быть надежным. Такие дети взрослым не верят и ожидают от них негативных поступков. Достаточно часто такие дети устанавливают взаимоотношения с другими людьми через отношения физического или сексуального насилия, поэтому они часто являются в дальнейшем жертвами физического или сексуального насилия. Они испытывают враждебность к окружению, склонны к асоциальному поведению и правонарушению.
Предательство. Ощущение предательства является основной темой переживания этих детей. Связано ощущение с несколькими параметрами: во-первых, переживание депрессии и горя, связанного с потерей значимого человека, который реализует акт насилия; во- вторых, искажение отношений вообще ко всем людям (взрослый человек воспринимается как ненадежный в принципе); в-третьих, со склонностью к асоциальному поведению.
Достаточно часто дети — жертвы сексуального насилия испытывают чувство беспомощности, которое может проявляться в виде ночных кошмаров, фобий, настороженности, большого количества соматических жалоб. Дети, испытывающие чувство беспомощности, часто возвращаются к ситуации реаптимизации, т.е организации повторной ситуации угрозы их здоровью, в том числе сексуального, связанного с бессознательной попыткой совладать с ситуацией и добиться контроля над ней. Такие дети часто испытывают отчаяние, депрессию, приводящую к попыткам самоубийства. Достаточно ярко выражены трудности в обучении, склонность к побегам из дома и необычайно высокая потребность к управлению собой и окружающими. Часто, избирая агрессивный путь идентификации, такие дети характеризуются делинквентным, агрессивным поведением со склонностью издеваться над другими.
При работе с психотравмой детей — жертв сексуального насилия необходимо помнить, что единственным способом работы с сексуальной травматизацией является игра. Использование символической игры, анатомически правильных кукол, позволяет ребенку диссоциироваться от травматических ситуаций и пережить полученную психотравму.
Среди методов оказания помощи детям, переживающим сексуальное насилие и жестокое обращение, выделяются тренинги с детьми. В их задачи входит эмоциональная коррекция ребенка, формирование новых социальных навыков, развития волевой сферы и сферы контроля. Очень важный элемент как в тренинге, так и в индивидуальной терапии — это формирование позитивной «Я»-концепции. Дело в том, что у многих детей — жертв насилия как сексуального, так и физического формируется чувство вины, разрушающее «Я»- концепцию. Чувство вины позволяет оправдать насильника и придать хоть какое-нибудь смысловое обеспечение произошедшей травматической ситуации. Многие дети сами обвиняют себя в произошедшем, считают, что они виноваты в том, что родитель был груб или произвел сексуальное насилие над ними.
Важным направлением работы с такими детьми будет снижение уровня тревоги и обеспечение ощущения доверия к окружающему миру. Разрушение базового доверия к миру, возникающее вследствие сексуального или физического насилия по отношению к таким детям, является одним из основополагающих нарушений, формирующих неадекватную ситуацию.
Итогом адекватной работы с детьми — жертвами сексуального и физического насилия должно быть восстановление психологического и физического комфорта ребенка и способность его к расширению ролевого репертуара для более эффективной социализации.
Нам кажется, что возникла насущная потребность поиска такой модели и таких способов оказания психологической помощи детям — жертвам насилия, которые могли бы быть органично включены в обыденную жизнь ребенка. Это означает, что необходимо создать среду, обладающую рядом возможностей для реабилитации и развития ребенка, которая бы при этом сохранила все черты обыденной жизни ребенка. Как модель, приближенная к необходимой, может рассматриваться комплексная модель психологического сопровождения семьи. По сути, это специально организованный процесс, в основные задачи которого входит создание условий для преодоления свойственного ребенку отчуждения (от себя, других людей, мира в целом). Требования к этим условиям будут: создание безопасныхусловий, позволяющих реконструировать субъективный образ мира и восстановить связи человека с самим собой, с людьми, обществом.
Организация модели комплексного сопровождения семьи должна базироваться на следующих принципах:
· принцип события: основой является создание пространства совместного бытия ребенка и окружающих его людей, в процессе переживания которого ребенок осознает и переструктурирует себя и свои отношения с окружающим его миром (образ мира), осваивает новые, более продуктивные способы отношений с человеком, социумом;
· индивидуальный подход, связанный с планированием воздействия с опорой на индивидуальную структуру ресурсов ребенка;
· отсутствие жесткого программирования результатов. Так как нет возможности заранее выяснить индивидуальную линию развития и преодоления последствий насилия;
· в планировании воздействия опора должна быть на естественные закономерности онтогенетического развития с учетом специфики проживания кризисных периодов жизни;
· принцип реальности, направленный на принятие опыта насилия как факта жизни ребенка, без попыток игнорировать жизненную реальность.
Сопровождение семьи с ребенком, который подвергался насилию, имеет ряд стадий.
1) Создание максимально возможного безопасного пространства. Обеспечением психологической, юридической, физической безопасности ребенка в семье занимаются группа специалистов соответствующего профиля: психологи, социальные работники, юристы. Важным моментом сопровождения является работа с теми, кто отвечает за ребенка и его состояние. Необходимо проводить информационное консультирование, мотивировать на изменение отношения к ребенку, специфики внутрисемейной ситуации.
2) Работа с родителями. Специфика работы варьируется от степени участия родителей в организации ситуации насилия.
3) Расширение круга поддерживающих взрослых. Помощь маме в подборе школы для ребенка, где он мог бы получать поддержку классного руководителя и школьного психолога.
4) Терапевтическая работа с ребенком. В первую очередь это работа по отреагированию чувств и травматического опыта. Необходимо позволить ребенку поверить в возможность светлого будущего, актуализировать желание жить, вернуть смысл жизни.
5) Отреагирование разрушительных чувств: агрессии, вины, страха, гнева.
6) Признание ценности жизни, ценности себя как отдельной, независимой личности.
7) Изменение отношений с окружающими людьми, научение воспринимать себя в мире как часть мира, общества. Переструктурирование отношения к людям.
8) Появление новых жизненных ролей и моделей поведения. Многообразие моделей делает человека более уверенным в своих силах, дает ощущение коммуникативной компетентности.
9) Наработка базового уровня безопасности, которое сформирует готовность к изменениям в жизни ребенка, за пределами переходного пространства.