Импринтинг имеет несколько разновидностей.
а) Запечатлевание образов и объектов: родителей, братьев, сестер, вида пищи и т. д.
б) Реакция следования – следование новорожденного за родителями.
в) Усвоение поведенческих актов – дети подражают родителям.
Таким образом:
а) Импринтинг проявляется при определенных условиях.
б) Реакция не передается по наследству, имеется только готовность к ее выполнению у новорожденного.
в) Проявляется в определенные критические периоды (чаще сразу после рождения, либо вскоре после рождения) в ограниченные сроки. Иногда периоды могут быть отдалены.
г) Запечатлевание происходит очень быстро, иногда с первого раза.
д) Импринтинг имеет особо важную роль для выживания на ранних этапах онтогенеза.
3) Ориентировочный рефлекс – реакция на новизну.
По Павлову рефлекс «что такое?». Имеет важное приспособительное значение. Отличительная особенность – быстро ослабевает и угасает при повторных действиях одного и того же раздражителя. Эта особенность зависит от коры. Может проявляться двояко:
а) в виде исследовательской реакции при действии слабых раздражителей;
б) в виде превентивно – оборонительных реакций на слишком сильный или совсем незнакомый раздражитель.
4) Мотивации – это побуждение к действию под влиянием изменения констант внутренней среды. Осуществляется с участием нервных центров. Мотивации бывают регулярно и нерегулярно повторяющиеся.
Регулярно повторяющиеся мотивации: голод, жажда, позывы к мочеиспусканию, дефекации, половое возбуждение.
Гипоталамические центры являются ведущими в развитии мотивационного возбуждения, но целенаправленное поведение для достижения цели осуществляется корой, имеющей обратную связь с гипоталамусом.
Мотивационное возбуждение вызывает активизацию памяти, сенсорных систем, двигательных систем.
Мотивация сопровождается эмоциями.
5) Эмоции иногда относят к нерегулярным мотивациям. Эмоция это субъективная реакция на объективные события. Это чувства, переживания. Различают положительные и отрицательные эмоции. Эмоциональные реакции имеют соматический, вегетативный компоненты, сопровождаются изменением самочувствия.
Эмоции могут изменять программы поведения
2) 1) Сенсорный – восприятие, проведение, переработка афферентной информации, формирование двигательных программ и коррекция их по ходу выполнения.
Характеристика сенсорного отдела ДС.
Рецепторы
- вестибуло
- тактильные
- проприо.
Афферентные пути.
I Тонкий (Голля) и клиновидный (Бурдаха) – проходит в задних рогах спинного мозга.
По волокнам тонкого пучка проводится возбуждение от нижней части тела и нижних конечностей.
По волокнам клиновидного пучка возбуждение проводится от верхней части туловища и верхних конечностей.
I нейрон – в спинальном ганглии;
II нейрон – в продолговатом мозге в соответствующих ядрах, затем после перекрестка в латеральное ядро таламуса, затем в соматосенсорную зону коры в ЗЦИ.
Скорость проведения 60 – 100м/с. Обеспечивает кожно-механическую тонко дифференцированную чувствительность, т. е. локализацию действия раздражителя, изменение его во времени.
Волокна этого пути дают коллатерали на мотонейроны и интер нейроны своего и вышележащего сегмента спинного мозга, образуя межсегментарные связи.
II Спиноталамический путь.
Латеральный – проводит болевую и температурную чувствительность.
Вентральный – тактическую чувствительность, медленнопроводящий 1 – 30м/с. Дает информацию о качественной природе раздражителей.
III Спиномозжечковый путь.
Дорзальный – не перемещаемый Флексига → информация от мышц и связок конечностей.
Вентральный путь Говерса дважды перекрещенный через продолговатый мозг и ножки мозга к коре мозжечка – от сухожильных, кожных и висцерорецепторов. Обеспечивает тонус мышц при движении и позу.
IV Вестибулярные пути к коре обеспечивают регуляцию тонуса мышц при изменении положения тела в пространстве для удержания равновесия.
Центральные структуры сенсорного отдела.
1) Кора. В каждом полушарии выделяются зоны соматической чувствительности – соматосенсорные зоны.
Первая расположена в ЗЦИ, вторая в сильвиевой борозде.
Принципы организации ССЗК:
1) Соматопическая организация, т. е. у различных рецептивных полей имеется определенная область проекции в ЗЦИ.
2) Сенсорный гомункулюс, т. е. различные рецептивные поля имеют различную площадь представительства в ЗЦИ.
Роль соматосенсорной зоны коры – интеграция и критическая оценка информации от специфических ядер таламуса. В этой же области находится и представительство висцерорецепторов.
3)Характеристика обмена белков.
Особенности обмена.
Обмен белков определяют по поступающему и выводимому азоту.
Различают.
1) Азотистое равновесие: введенный с пищей азот = выводимому.
2) Отрицательный азотистый баланс: выводится азота больше, чем поступает с пищей.
3) Положительный азотистый баланс: выводится азота меньше, чем поступает с пищей.
Распад белка и выведение азота происходит постоянно, даже при голодании. Наименьшие потери белка в условиях покоя обозначаются как коэффициент изнашивания белка, равен 32г в сутки.
Значение белка для организма:
1) энергетическая функция. 1г белка при сгорании выделяет 4 ккал. тепла, суточная потребность в белках составляет 120г, что обеспечивает выделение 480 ккал тепла.
2) пластическая функция связана с действием:
а) глобулярных белков (образуют гормоны, ферменты).
б) фибриллярных белков. Это компоненты мембран, межклеточного вещества.
Для обеспечения пластической функции необходимо учитывать:
- наличие в пище незаменимых аминокислот;
- достаточность поступления белка в организм.
При несоблюдении этих условий наблюдается нарушение массы тела, роста, снижение иммунитета, изменение поведения. В зависимости от содержания незаменимых аминокислот различают полноценные белки (Это белки мяса, яиц, рыбы) и неполноценные (кукуруза, пшеница). Поэтому не менее 30% суточного рациона должны составлять животные белки.
Регуляция обмена белков.
1) гормональная:
а) передняя доля гипофиза выделяет СТГ → увеличивает биосинтез белка и рост организма;
б) щитовидная железа – тиреоидные гормоны увеличивают протеолитические процессы.
Нервная регуляция.
Центр обмена белка находится в гипоталамусе. При его повреждении наблюдается повышение распада белка, и усиленное питание не спасает организм.
Рол поведения. В виде пищевого предпочтения.
4) Определение осмотической резистентности эритроцитов.
Для работы необходимо: штатив с восемью пробирками, в которых налит раствор NaCl по 3 мл в концентрации: 0,8; 0,7; 0,6; 0,5; 0,4; 0,3; 0,2; 0,1 %; капилляр от гемометра Сали, резинка с грушей, спирт, йод, вата, стекло с луночкой.
Методика работы: кровь из пальца выдавить на стекло с луночкой, набрать в капилляр до метки и выдуть в каждую пробирку, перемешать, оставить на 30 мин.
Результат: Указать концентрации растворов, в которых произошел гемолиз эритроцитов («лаковая кровь»).
Вывод: Сравнить результаты с нормой, объяснить причину гемолиза эритроцитов, назвать другие виды гемолиза.
БИЛ 42
1) Память – способность организма приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию и навыки. Память позволяет:
1) использовать повторно прошлый жизненный опыт;
2) осуществляет связь времен;
3) обеспечивает развитие индивидуума и его обучение.
Формы биологической памяти.
1) Генетическая память биологического вида. Ее носителем являются нуклеиновые кислоты. Вследствие мутации этот вид памяти изменяется. Пример иммунологическая память.
2)Психонервная память. Это свойство нервной системы сохранять следы бывших воздействий. Обеспечивает обучение и психические процессы.
В основе ее лежат физиологические процессы: формирование временных связей и их использование в нужный момент.
Энграммы памяти –структурно-функциональные изменения, возникающие при обучении.