Структура (хронометраж) производственной
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ВТОРОГО КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Киров 2005 г
Печатается по решению Центрального методического совета и редакционно-издательского Совета Кировской государственной медицинской академии от
«__»________________2005г. протокол №___
Название: Организация производственной практики студентов второго курса педиатрического факультета. - Учебное пособие для студентов медицинских вузов. /Сост.: Васильев А.В., Попова И.В.- Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2005.- 55с.
В учебном пособии изложены основные манипуляции по уходу за больным ребенком, техника взятия материала для лабораторных исследований. Представлены типовые задачи, при знакомстве с которыми студенты смогут в дальнейшем самостоятельно справляться с решением аналогичных ситуаций в своей практической работе. В приложении большое внимание авторами уделено дезинфекционным мероприятиям в работе помощника палатной медсестры. Наряду с мероприятиями по дезинфекции даются сведения по приготовлению дезрастворов и мерах предосторожности при их применении.
Рецензенты: Куковякин С.А. зав кафедрой ФПК и ППС, профессор
Леушина Н.П. доцент кафедры детских болезней КГМА;
Карелина Т.П. зам. главного врача по лечебной работе Кировской
городской клинической больницы,
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Студенты проходят «САНИТАРСКУЮ» практику в июле после окончания весенней экзаменационной сессии на 4 семестре. Объем практики 12 рабочих дней, продолжительностью 6 часов при шестидневной рабочей неделе, в качестве младших медицинских сестер в детских стационарных отделениях терапевтического профиля районных, городских и областных больниц.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ - проверка и закрепление знаний, полученных студентами при изучении курса по общему уходу за здоровыми и больными детьми, их практическое применение; дальнейшее усовершенствование и углубление практических навыков; ознакомление с организацией и условиями работы младшего медицинского персонала, с основами организации здравоохранения; закрепление практических навыков по санитарно-просветительной работе; приобретение навыков в общении с больным, его родственниками, персоналом отделения больницы.
СТРУКТУРА (ХРОНОМЕТРАЖ) ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ
(Студенты работают по 6 часов в день в стационаре).
1-ый день | Лекция по организации производственной практики. Распределение студентов. Знакомство со структурой и характеристикой клинической базы. Ознакомление с должностной инструкцией младшей медсестры. |
2-ой, 3-ий день | Работа в приемном отделении. |
4-ый, 5-ый, 6 день | Работа в лечебном отделении. |
7-ой день | Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе. |
8-ой, 9-ый день | Работа в процедурном кабинете. |
10-ый, 11-ый день | Работа в стационаре. Оформление отчетной документации. |
12-ый день | Итоговое зачетное занятие. |
В приемном отделении студенты знакомятся с должностной инструкцией младшей медицинской сестры (санитарки). Под контролем медсестры проводят прием и регистрацию больных, заполняют паспортную часть истории болезни, знакомят больных с режимом больницы, проводят санитарную обработку, взвешивание, измерение роста и температуры тела, осмотр кожных и волосяных покровов, участвуют в приготовлении и проведении гигиенической ванны или душа, осуществляют транспортировку и сопровождение больных.
В процедурном кабинете оказывают помощь медсестре в подготовке рабочего места для проведения инъекций, в стерилизации шприцов, игл, зондов. Знакомятся с правилами учета и хранения медикаментов. Готовят дезинфицирующие растворы. Проводят уборку.
В отделении студенты работают в качестве помощника палатной медсестры. Проводят уборку и проветривание в палатах, осуществляют смену постельного и нательного белья, уход за кожей; туалет глаз, ушей, носа, чистку зубов, полоскание рта; пеленание и подмывание детей; переноску, приподнимание и перекладывание больных. Помогают сестре в подготовке медикаментов к раздаче, в наблюдении за больными. Участвуют в организации раздачи пищи и кормлении детей. Осваивают правила ведения температурных листов. Определяют пульс, артериальное давление. Знакомятся с правилами заполнения истории болезни, листов назначений. Осваивают порядок хранения истории болезни. Составляют сводку о суточном движении больных. Выполняют манипуляции младшего медицинского персонала.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ПРОЦЕДУР
Гигиенические навыки: влажная уборка палат, приготовление 0,5-1% раствора хлорной извести; подготовка к стерилизации шприцов, игл, систем для внутривенных вливаний. Смена нательного и постельного белья. Проведение санитарной обработки больных (стрижка ногтей, гигиеническая ванна), контроль за санитарным состоянием тумбочек, холодильников. Уход за кожей, ежедневный туалет, обработка полости рта, подмывание детей, высаживание на горшки, их дезинфекция; уход за волосами; техника приготовления лечебной ванны, уход за ушами при гнойном отите, туалет новорожденных,пеленание и укладывание новорожденного в кроватке, туалет слизистой оболочки полости рта при молочнице, уход за недоношенными детьми.
Наблюдение за больными: наблюдение за внешним видом и состоянием больного ребенка, определение частоты и характера пульса, его графическая запись. Подсчет дыхательных движений и их графическая запись. Наблюдение и уход за больными (одышка, кашель, сердечная, почечная недостаточность, кровотечения, токсикоз и эксикоз).
Питание: транспортировка из пищеблока в отделение. Раздача пищи больным. Кормление детей. Контроль за передачами и посещением больных. Расчет суточного и разового количества пищи по возрастам. Подогревание смесей и кормление грудных детей из бутылочки и с ложечки. Обработка бутылочек, сосок и посуды.
Положение больного в постели: транспортировка больных в зависимости от степени тяжести, общего состояния ихарактеразаболевания. Функциональная кровать, приготовление постели. Положение больного в постели в зависимости от характеразаболевания.
Лекарственное лечение: выдача лекарственные веществ, получение их из аптеки. Учет ихранение ядовитых и сильнодействующих лекарств. Раскладывание лекарств. Раздача лекарств для внутреннего употребления. Применение мазей, присыпок, болтушек. Введение капель в нос, ухо, глаз.
Процедуры: постановка банок, горчичников. Применение грелки, пузыря со льдом. Подача увлажненного кислорода. Наложение согревающего компресса. Лечебная и очистительная клизмы. Введение газоотводной трубки. Участие в промывании желудка.
Исследования и измерения: сбор мочи, кала, мокроты. Участие в извлечении желудочного содержимого фракционным способом. Участие в проведении дуоденального зондирования. Измерение артериального давления. Измерение температуры, ее запись. Измерение роста, окружности груди, головы, взвешивание детей.
Оформление и ведение медицинской документации: регистрация в журнале поступивших и выписанных больных, ведение листка тяжелобольных, заполнение паспортной части истории болезни. Выборка назначений из истории болезни. Составление порционника именю-раскладки. Прием и сдача дежурств. Учет расходуемых лекарств.
Санпросвет работа: выпуск санбюллетеней, проведение бесед с родителями и детьми.
Медицинская этика рассматривает всю совокупность моральных критериев, которыми руководствуется работник здравоохранения в повседневной работе, направленной на удовлетворение потребностей общества и каждого человека в сохранении и укреплении состояния здоровья или возвращении его при болезни.
Медицинская деонтология- совокупность этических норм при выполнении медицинским работникам своих профессиональных обязанностей, а также принципов поведения, профессиональных приемов психологического общения с обратившимся к врачу здоровым или больным человеком.
Деонтология педиатра. Александр Федорович Тур повторял, что для того, чтобы быть хорошим педиатром, необходимо:
1. любить детей;
2. быть терпеливым к их родителям;
Любить педиатрию.
Педиатр и здоровый ребенок.
Для снятия страха педиатру лучше при осмотре детей раннего возраста адресоваться в своих первых словах, не глядя на ребенка и как бы не обращая на него внимания, прежде всего, к родителю, который его принес или с которым он пришел. Напротив, для детей дошкольного и школьного возраста лучше, как правило, если педиатр вначале обращает внимание на них, устанавливает контакт в первую очередь с ребенком: спрашивает его имя, возраст и т. д. Если ребенок плачет, лучше дать ему успокоиться и лишь потом осматривать его. У детей первых месяцев жизни прекращение плача иногда вызывает перемена положения ребенка (например, из положения лежа — в положение сидя или стоя), отвлечение на яркую игрушку, особенно звучащую. Иногда срабатывают другие приемы отвлечения — дать пощупать фонендоскоп, поднеся его к ладони. Для более старших детей — условный рисунок педиатра — котенка, зайца и других животных. Иногда надо вначале «выслушать» фонендоскопом зайца, мишку, маму. Раздевать малыша лучше поэтапно, постепенно, это его успокаивает. Детей дошкольного возраста очень важно периодически хвалить — неважно за что, но всегда поощрять за поведение: «Молодец! Хорошо дышишь!» и т. д. Каждый педиатр вырабатывает свои методы отвлечения и поощрения ребенка.
Никогда нельзя посмеиваться над ребенком или стыдить его перед другими детьми, родителями, всегда надо уважать его достоинство и личность. Если мать или отец ругают, отчитывают ребенка при осмотре, всегда надо встать на сторону ребенка, оправдать дефекты его поведения — этим легко заслужить доверие ребенка. Педиатр во время приема должен быть внимателен, спокоен, сдержан, аккуратен, приветлив и ребенок должен почувствовать интерес к нему, его доброту, желание помочь. Все расспросы и беседа должны идти ровным и спокойным голосом. От педиатра не должно исходить раздражающих запахов духов, табачного дыма и др.
Педиатр и больной ребенок
«Больница — доброжелательная к ребенку» — программа Всемирной Организации Здравоохранения.
Перед контактом с больным ребенком педиатр должен отключиться от личных забот и настроиться на эмпатию, сочувствие, сопереживание, сострадание чувствам больного, создать «доминанту на лицо другого» (А. А. Ухтомский). Ребенок должен почувствовать внимание, любовь и защиту осматривающего врача, то, что помощь ребенку в настоящее время — главное дело врача.
Телесный контакт при осмотре обязателен, ибо при этом происходит энергетическая и эмоциональная «подпитка». Прикосновение к руке, поглаживание и другие виды ободряющих прикосновений во время расспроса, осмотра в сочетании с ласковым взглядом укрепляют в ребенке чувство безопасности и уверенности в себе, уменьшают страх.
При расспросе о симптомах болезни необходимо учитывать особенности личности опрашиваемого ребенка, его возраст, состояние. Нередко дети односложно отвечают на вопрос врача, используя его формулировку, то есть «каков вопрос — таков ответ», и врач получает ответ, который он хочет, находится в плену собственной версии болезни, локализации боли. Дети плохо ориентируются во времени, поэтому вопросы, связанные со временем, следует задавать в понятной для них форме (например, «до или после Нового года или елки заболел животик» и т. д.).
К детям в стационаре нужно обращаться по имени, иногда с ласкательными сокращениями, особенно принятыми в семье ребенка.Необходимо расспрашивать ребенка о его опасениях, страхах перед планируемыми обследованиями и успокоить его, медикаментозно подготовив к болезненной процедуре.
Студент должен строжайше соблюдать все правила этики и деонтологии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
· Распределение студентов. Знакомство со структурой и характеристикой клинической базы. Ознакомление с должностной инструкцией младшей медсестры. (Первый день)
Пребывание ребенка в стационаре лечебно – профилактического учреждения является вынужденной ситуацией, а поэтому травматичной. Необычайность обстановки, внезапный круг новых людей, медицинские лечебно – диагностические мероприятия – все это накладывает на психику ребенка большие нагрузки, резко затрудняющие адаптацию.
Исходя из этого, кроме общих принципов устройства стационаров, для детских отделений создается особенная обстановка, благодаря которой период адаптации проходит более гладко. Персонал отделений на срок болезни ребенка заменяет ему родителей в уходе и воспитании, кроме этого выполняет свою основную обязанность в лечении больного. Очень сложно разграничить основные и второстепенные функции персонала в отношениях с детьми, так как процесс лечения является единым процессом, а создание лечебно – охранительного режима для ребенка – одним из залогов его успешного выздоровления.
Лечебно-профилактические учреждения по своему устройству, оборудованию и содержанию должны отвечать самым строгим гигиеническим требованиям. Эти требования необходимы, так как:
- позволяют создать для больных наиболее благоприятные условия внешней среды;
- способствуют проведению лечебно - охранительного режима, в основе которого лежат мероприятия, обеспечивающие больным физический и эмоциональный покой и ограждение от тех факторов среды, которые могут отрицательно влиять на течение заболевания;
- предупреждает возможность инфицирования больных во время пребывания в стационаре и распространение внутрибольничных инфекций;
- облегчает работу медицинского персонала по лечению и уходу за больным;
- способствует скорейшему выздоровлению больных:
В деятельности детской больницы особое значение придается поддержанию порядка, чистоты, а также преемственности в работе медицинского персонала. Младший сестринский, сестринский и врачебный персонал должен соблюдать правила санитарно-противоэпидемического режима, предусматривающего организацию и проведение необходимых санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий. В стационаре концентрируются больные и ослабленные дети, поэтому самое серьезное внимание должно уделяться профилактике внутрибольничных (нозокомиальных) инфекций. Для обеспечения санитарно-противоэпидемического благополучия в детской больнице необходимо придерживаться существующих санитарных правил: соблюдать принцип изоляции отдельных групп детей при заполнении отделений (палат, боксов и т. д.), использовать имеющиеся помещения по назначению; создавать оптимальный воздушно-тепловой поток в помещениях; строго соблюдать правила работы пищеблока и буфетов-раздаточных; соблюдать правила приема на работу персонала и обеспечивать своевременное прохождение обязательных профилактических медицинских осмотров; детям и персоналу соблюдать правила личной гигиены; иметь средства для проведения дезинфекционных мероприятий (достаточное количество спецодежды, уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств); осуществлять инженерно-техническое и санитарное благоустройство учреждения и принадлежащих ему участков земли.
Должностная инструкция младшей медицинской сестры (санитарки):
I. Общие положения
1. На должность палатной санитарки принимаются лица, после предварительного медицинского осмотра, годные по состоянию здоровья к работе в лечебном учреждении.
2. Принимаются и увольняются главным врачом больницы.
3. Палатная санитарка находится в непосредственном подчинении у палатной медицинской сестры, сестры-хозяйки.
4. В своей работе руководствуется данной должностной инструкцией, Указаниями палатной медицинской сестры и сестры-хозяйки.
5. Работает по графику, составленному старшей медицинской сестрой, утвержденному заведующим отделением, заместителем главного врача больницы и согласованному с комитетом профсоюза больницы. Изменения графика работы допускаются только с согласия Фаршей медицинской сестры и заведующего отделением.
II. Обязанности палатной санитарки
Палатная санитарка обязана:
1. Не реже 2 раз в день (утром и вечером) производить тщательную влажную уборку закрепленных за нею палат и других помещений отделения, а также в любое время суток в случае необходимости.
2. Строго соблюдать санитарно-противоэпидемиологический режим при проведении влажной уборки и выполнении других, закрепленных за нею обязанностей под контролем палатной медицинской сестры и сестры-хозяйки.
3. При проведении влажной уборки обтирать пыль на подоконниках окнах, кроватях, стульях, светильниках и других предметах, находящихся в данном помещении.
4. После завтрака, обеда и ужина тщательно промывать поверхности прикроватных тумбочек больных, столов в палатах, холодильников, производить сбор использованной посуды из палат.
5. 2 раза в сутки чистить раковины, ванны, унитазы в закрепленных за нею помещениях, с применением специальных чистящих средств.
6. Систематически поддерживать чистоту дверей, дверных проемов, как с внутренней стороны палат, так и снаружи.
7. Мыть руки лежачим больным с мылом перед приемом пищи, помогать утром и вечером чистить зубы, умываться, причесываться.
8. Постоянно следить за чистотой белья у больных, находящихся на постельном режиме, своевременно менять загрязненное белье, следить за отсутствием складок, крошек на простынях.
9. Ежедневно (не реже 4 раз в сутки) по графику, составленному заведующим отделением и старшей медсестрой, проветривать помещения отделения.
10. Следить за чистотой графинов, чайников для питьевой воды, находящихся в палатах, своевременно наполняя их водой.
11. Поддерживать в чистоте стаканы, чайные ложки у лежачих больных.
12. Принимать участие в транспортировке лежачих больных в операционные, перевязочные, другие кабинеты для обследования и лечения, строго соблюдая правила транспортировки.
13. Содержать в постоянной чистоте, сухом и опрятном виде предметы индивидуального ухода у лежачих больных: судна, мочеприемники, плевательницы, подкладные круги и судна, грелки, пузыри для льда и т. д.
14. Поддерживать надлежащее санитарное состояние холодильников в закрепленных за нею палатах.
15. Следить за сохранностью и правильным использованием закрепленного за нею мягкого и твердого инвентаря, передавая его ежедневно на смене под роспись.
16. Оказывать помощь палатной медсестре при выполнении ею процедур и манипуляций: промывании желудка, постановке различного вида клизм, горчичников, подмывании больных и т. д.
17. Доставлять по заданию палатной медсестры материал в лабораторию для исследования.
18. Принимать участие в передаче трупов умерших в прозекторскую „ случае смерти больного в отделении.
19. В вечернее и ночное время обеспечивать чистоту не только в палатах, но и в санузлах, коридорах, холлах, бытовых комнатах персонала, закрепленных участках лестницы.
20. Систематически, по мере накопления, выносить в мусоросборник мусор.
21. Постоянно, в соответствии с правилами санэпидрежима, проводить дезинфекцию ветоши, емкостей для уборок, мусоросборников, поддерживая их в опрятном, чистом виде, проводить регулярную маркировку на инвентаре и ветоши.
22. Систематически, по графику (не реже 1 раза в месяц) проводить генеральную уборку в закрепленных палатах. Во время проведения шорки необходимо:
а) тщательно мыть окна, рамы, батареи, стены, плинтуса;
б) теплыми мыльными растворами (а в случае необходимости и с применением дезинфицирующих средств) мыть тумбочки, столы, стулья, кровати, табуретки, двери и проемы, кафельные плитки, зеркала, раковины, холодильники и др. предметы твердого инвентаря, имеющиеся в палате;
в) выбить и вытряхнуть постельные принадлежности, в случае 4еобходимости направлять их в дезинфицирующую камерную обработку.
23. Обязана, иметь опрятный внешний вид, носить одежду и спецодежду, соответствующие требованиям эстетики и санэпидрежима данного отделения.
24. Вежливо и внимательно выслушивать просьбы больных, обеспечивать правильный уход и культуру обслуживания.
25. В свободное от выполнения основной работы время должна сходиться на своем посту, не отлучаться с рабочего места без решения палатной медсестры. Работает без права сна.
26. О замеченном ею ухудшении состояния больного, нарушениях правил внутреннего распорядка, режима немедленно докладывать штатной, старшей медсестре отделения, врачам, заведующему отделением.
III. Имеет право
1. Постоянно совершенствовать свой труд, культуру обслуживания больных.
2. Систематически повышать свою квалификацию путем посещения занятий для младшего персонала отделения, участия в семинарах, конкурсах санитарок.
IV. Ответственность
1. За сохранность мягкого и твердого инвентаря на закрепленном за нею посту и передачу его по смене.
2. За соблюдение образцового санитарного состояния и лечебно-охранительного режима на своем посту.
3. За соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на своем рабочем месте.
· Работа в приемном отделении. (Второй, третий день)
Первая встреча заболевшего ребенка с медицинским персоналом происходит в приемном отделении. Главная задача приемного отделения — организация приема и госпитализации больных детей. От правильной и оперативной работы этого отделения во многом зависит успех последующего лечения. При поступлении больного устанавливают предварительный диагноз, оценивают обоснованность госпитализации, если необходимо, оказывают неотложную медицинскую помощь.
Приемное отделение состоит из вестибюля-ожидальни, приемно-смотровых боксов, изоляционных боксов на 1 койку, санитарного пропускника, кабинета врача, процедурной-перевязочной, лаборатории для срочных анализов, комнаты для медицинского персонала, туалета и других помещений. Число приемно-смотровых боксов должно составлять 3 % от количества коек в больнице.
Работники приемного отделения ведут учет движения больных (регистрация поступающих, выписанных, переведенных в другие стационары, умерших), проводят врачебный осмотр больного, оказывают экстренную медицинскую помощь, осуществляют направление в соответствующее отделение, санитарную обработку, изоляцию инфекционных больных. В этом же отделении имеется справочная.
Наличие нескольких приемно-смотровых боксов позволяет вести отдельно прием терапевтических, хирургических и инфекционных больных, детей грудного возраста и новорожденных.
Дети доставляются в больницу машиной скорой медицинской помощи или родителями по направлению врача детской поликлиники и других детских учреждений или без направления ("самотеком"). Помимо талона (направления) на госпитализацию, предоставляются и другие документы: выписка из истории развития ребенка, данные лабораторных и инструментальных исследований, сведения о контактах с инфекционными больными. Без документов больные могут быть приняты в больницу только при неотложных состояниях.
При поступлении ребенка в больницу без ведома родителей последних немедленно извещают об этом сотрудники приемного отделения. В случае невозможности получить сведения о ребенке и его родителях поступление больного регистрируют в специальном журнале и делают заявление в милицию.
Медицинская сестра регистрирует поступление больного в журнале, заполняет паспортную часть "Медицинской карты стационарного больного", ф. № 003/у (истории болезни), вписывает номер страхового полиса, измеряет температуру тела, сообщает врачу полученные сведения.
После осмотра ребенка врачом медицинская сестра получает от врача рекомендации о характере санитарной обработки. Обычно санитарная обработка заключается в проведении гигиенической ванны или душа; при выявлении педикулеза (вшивости) или обнаружении гнид производится соответствующая обработка волосистой части головы, белья. Исключение составляют больные, находящиеся в крайне тяжелом состоянии. Им оказывают первую медицинскую помощь и лишь при отсутствии противопоказаний производят санитарную обработку.
После санитарной обработки ребенка транспортируют в лечебное отделение. Так называемые плановые больные не должны задерживаться в приемном покое более 30 мин.
При массовом поступлении больных соблюдается определенный порядок очередности госпитализации: сначала оказывают помощь тяжелобольным, затем больным в состоянии средней тяжести и в последнюю очередь "плановым" больным, не нуждающимся в срочном лечении.
Детей с признаками инфекционного заболевания помещают в боксы-изоляторы. Заполняют "Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку" (ф. № 058/у), которое немедленно направляют в центр санитарно-эпидемиологического надзора.
Персонал приемного отделения ведет журналы приема госпитализированных детей, отказов в госпитализации, количества свободных мест в отделениях, а также алфавитную книгу (для справочной службы).
Детей первых лет жизни госпитализируют с одним из родителей. Число коек для матерей должно составлять 20 % от общего числа коек в детской больнице. Новорожденных и детей грудного возраста госпитализируют вместе с матерями.
При переводе ребенка в лечебное отделение персонал приемного покоя предупреждает заведующего отделением и постовую медицинскую сестру о поступлении к ним нового пациента, информирует их о тяжести состояния и поведении ребенка во время приема. В вечернее и ночное время (после 15 ч) все эти сведения передаются постовой медицинской сестре, а при поступлении тяжелобольных — и дежурному врачу.
Персонал приемного отделения должен быть внимателен и приветлив с детьми и родителями, учитывать состояние ребенка, переживания родителей. Нужно стремиться сократить время адаптации ребенка к новой для него обстановке.
Справочная (информационная служба) организуется при приемном отделении. Здесь родители могут узнать о состоянии здоровья детей. Справочная ежедневно должна иметь сведения о месте пребывания, тяжести состояния и температуре тела каждого ребенка. Эти сведения можно сообщать родителям по телефону.
Транспортировка детей из приемного покоя в лечебные отделения стационара может осуществляться несколькими путями. Вид транспортировки выбирает врач. Дети, находящиеся в удовлетворительном состоянии, идут в отделение сами в сопровождении медицинского работника. Детей младшего и грудного возраста несут на руках. Тяжелобольных транспортируют на носилках, установленных на специальной каталке. Все носилки-каталки должны быть заправлены чистыми простынями, а в холодное время года и одеялами. Простынь меняют после каждого больного, а одеяло проветривают. Некоторых больных, например детей с гемофилией при наличии кровоизлияния в суставы, доставляют в кресле-каталке.
Приемное отделение обеспечивается необходимым количеством носилок-каталок и кресел-каталок для транспортировки больных детей в отделения.
Детей, находящихся в крайне тяжелом состоянии (шок, судороги, массивное кровотечение и т.д.), направляют сразу в реанимационное отделение или палату интенсивной терапии.
В палате тяжелобольного с носилок-каталки перекладывают на постель: одну руку подводят под лопатки, а другую — под бедра больного, при этом ребенок руками обхватывает шею медицинской сестры. Если больного переносят два человека, то один поддерживает больного под лопатки и поясницу, второй — под ягодицы и голени.
Положение носилок-каталок по отношению к кровати каждый раз выбирают исходя из оптимальной для больного позы.
Санитарно-противоэпидемический режим в приемном отделении. При направлении ребенка в стационар участковый педиатр должен выяснить, имел ли ребенок контакты с инфекционными больными дома или в школе (детском саду) за последние 3 недели (максимальная длительность инкубационного периода большинства детских инфекционных заболеваний). Полученные сведения отмечают в направлении на госпитализацию.
Даже при отсутствии контактов с инфекционными больными всех детей в приемном отделении больницы специально осматривает врач для исключения возможного инфекционного заболевания. Осматривают кожные покровы, видимые слизистые оболочки; измеряют температуру тела. Для большинства детских инфекций характерно повышение температуры, появление сыпи. Если ставят диагноз инфекционного заболевания или имеется подозрение на инфекционное заболевание, то больного немедленно изолируют в бокс либо направляют в инфекционную больницу.
Санитарная обработка больных проводится в приемном отделении. После осмотра ребенка врач приемного отделения при необходимости назначает гигиеническую ванну или душ. Если состояние больного крайне тяжелое, то его без санитарной обработки направляют в реанимационное отделение, где оказывают необходимую помощь, проводят интенсивную терапию.
Смотровая комната и ванное помещение должны содержаться в чистоте. По окончании осмотра ребенка производят обработку предметов (шпатели, термометры) и мебели (кушетки, стулья и др.), к которым прикасался больной. Клеенчатую подушку и клеенки на кушетке после каждого больного протирают 2 % раствором хлорамина или 0,5 % раствором хлорной извести, а в конце смены моют горячей водой с хозяйственным мылом. Простыни на кушетке следует менять также после каждого больного.
В случае выявления у ребенка инфекционного заболевания помещение, где находится больной, предметы и мебель подвергают обеззараживанию (дезинфекции).
В приемном отделении не реже 2 раз в день производят общую уборку помещений влажным способом с применением дезинфицирующих средств.
Для проведения санитарной обработки больного необходимы дезинфицирующие растворы и инвентарь. Обычно применяют следующие дезинфицирующие средства: хозяйственное мыло, лизол, столовый уксус, хлорную известь, хлорамин, гипохлорит кальция, 0,5 % раствор гексахлорана. Используют гребни, мочалки, вату, косынки, машинку для стрижки волос, спиртовки, кастрюли для чистых и грязных мочалок, ведра для приготовления дезинфицирующих растворов. Промаркированный инвентарь (ведра, тазы и пр.) хранят в специальном шкафу.
Осмотр на вшивость (педикулез) и чесотку. В приемном отделении обязательно осматривают ребенка с целью выявления педикулеза и чесотки. Такие больные в стационаре могут заразить вшами и клещами других детей.
Педикулез передается при непосредственном контакте с больным, использовании одежды и белья больного. Появлению педикулеза, так же как и чесотки, способствуют нечистоплотность, большая скученность людей, нарушение санитарно-гигиенических правил, плохая организация санитарно-просветительной работы, низкий уровень культуры отдельных лиц.
Вши бывают головные, платяные, лобковые. Платяные вши живут и откладывают яйца преимущественно в складах белья. Размеры вшей 1,5—4 мм, а их яиц (гниды) — не более 0,6—1 мм. Гниды головных вшей продолговатой формы, они как бы приклеены к волосяному стержню особой клейкой массой, причем почти всегда располагаются вблизи корней волос.
В случае обнаружения педикулеза проводится специальная дезинсекционная обработка ребенка, а при необходимости — его нательного (или постельного) белья. При обнаружении на волосистой части головы вшей или гнид больного, не раздевая, усаживают на кушетку и обрабатывают волосы одним из инсектицидных растворов или состригают их. В настоящее время используют 20 % водно-мыльную суспензию бензилбензоата (10—30 мл); лосьон "Ниттифор" (50—60 мл), 10 % водную мыльно-керосиновую эмульсию (5—10 мл), шампуни "Гринцид", "Рид", лосьон "Чубчик".
После обработки волосистой части головы раствором мокрые волосы накрывают полиэтиленовой салфеткой и повязывают голову косынкой на 20—30 мин (при использовании лосьона "Ниттифор" экспозицию увеличивают до 40 мин). Затем моют голову горячей водой с хозяйственным мылом. После этого волосы тщательно вычесывают (на клеенку или бумагу) частым гребнем с ватой, смоченной 8 % раствором столового уксуса (механическое удаление убитых вшей и гнид), прополаскивают чистой водой. Процедуру повторяют через 7—10 дней. Состриженные волосы собирают в клеенку или бумагу и вместе с ней сжигают.
Для удаления гнид применяют подогретый до 27—30 °С столовый уксус. Ватой, смоченной уксусом, обрабатывают отдельные пряди волос, повязывают голову косынкой на 15—20 мин, после чего тщательно вычесывают волосы частым гребнем и моют голову.
Для выявления чесотки осматривают кожу кистей рук, туловища. При обнаружении чесоточных ходов проводится обязательное лечение больного, профилактическое лечение контактировавших с ним лиц, дезинсекционная обработка одежды и постельных принадлежностей во избежание повторного заражения. Это заразное заболевание, которое легко передается при прямом контакте с кожей больного либо косвенно через одежду, перчатки, постельные или туалетные принадлежности (подробнее см. главу "Уход и наблюдение за детьми с заболеваниями кожи").
Одежду и белье больного укладывают в клеенчатый мешок, орошают снаружи одним из дезинфицирующих растворов (0,5 % раствор хлорной извести) и направляют в дезинфекционную камеру для проведения камерной дезинсекции. Затем нательное и постельное белье кипятят, обрабатывают горячим прессом или утюгом.
Персонал отделения, проводивший санитарную обработку больного, по окончании ее должен помыться, одежду в случае необходимости сдают для обработки в дезинфекционной камере. В помещении, где проводили санитарную обработку больного ребенка, пол, скамьи и т.д. орошают 0,5 % раствором хлорофоса из расчета 100 мл на 1 м2, 2—3 ч проветривают и затем производят влажную уборку помещения.
На титульном листе медицинской карты стационарного больного в этом случае ставят специальную отметку — букву "П" или пишут "Педикулез". Такой больной находится под специальным наблюдением медицинского персонала. При необходимости обработка волос производится повторно до полной ликвидации педикулеза. О каждом больном с педикулезом сообщают в центр санитарно-эпи-демиологического надзора по месту жительства.
· Работа в лечебном отделении.(Четвертый, пятый, шестой день)
Работа лечебного отделения. Г лавные задачи медицинского персонала лечебного отделения — постановка правильного диагноза и проведение эффективного лечения. Успех лечения зависит от четкой работы врачей, среднего и младшего медицинского персонала, а также соблюдения лечебно-охранительного (больничного) и санитарно-противоэпидемического режимов, слаженности работы вспомогательных служб.
Под больничным режимом понимают установленный распорядок пребывания и лечения больного ребенка в условиях стационара.
Больничный режим определяется рядом факторов и, прежде всего необходимостью создания условий для полноценного лечения, а также быстрой социальной и психологической адаптации ребенка к новым для него условиям. Для создания комфортных условий лечебно-охранительный режим включает психоте<