Структура (хронометраж) производственной

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ВТОРОГО КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Киров 2005 г

Печатается по решению Центрального методического совета и редакционно-издательского Совета Кировской государственной медицинской академии от

«__»________________2005г. протокол №___

Название: Организация производственной практики студентов второго курса педиатрического факультета. - Учебное пособие для студентов медицинских вузов. /Сост.: Васильев А.В., Попова И.В.- Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2005.- 55с.

В учебном пособии изложены основные манипуляции по уходу за больным ребенком, техника взятия материала для лабораторных исследований. Представлены типовые задачи, при знакомстве с которыми студенты смогут в дальнейшем самостоятельно справляться с решением аналогичных ситуаций в своей практической работе. В приложении большое внимание авторами уделено дезинфекционным мероприятиям в работе помощника палатной медсестры. Наряду с мероприятиями по дезинфекции даются сведения по приготовлению дезрастворов и мерах предосторожности при их применении.

Рецензенты: Куковякин С.А. зав кафедрой ФПК и ППС, профессор

Леушина Н.П. доцент кафедры детских болезней КГМА;

Карелина Т.П. зам. главного врача по лечебной работе Кировской

городской клинической больницы,

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Студенты проходят «САНИТАРСКУЮ» практику в июле после окончания весенней экзаменационной сессии на 4 семестре. Объем практики 12 рабочих дней, продолжительностью 6 часов при шестидневной рабочей неделе, в качестве младших медицинских сестер в детских стационарных отделениях терапевтического профиля районных, городских и областных больниц.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ - проверка и закрепление знаний, полученных студентами при изучении курса по общему уходу за здоровыми и больными детьми, их практическое при­менение; дальнейшее усовер­шенствование и углубление практических навыков; ознакомление с организацией и условиями работы младшего медицинского персонала, с основами организации здравоохранения; закрепление прак­тических навыков по санитарно-просветительной работе; приобретение навыков в общении с больным, его родствен­никами, персоналом отделения больницы.

СТРУКТУРА (ХРОНОМЕТРАЖ) ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ПРАКТИКИ

(Студенты работают по 6 часов в день в ста­ционаре).



1-ый день Лекция по организации производственной практики. Распределение студентов. Знакомство со структурой и характеристикой клинической базы. Ознакомление с должностной инструкцией младшей медсестры.
2-ой, 3-ий день Работа в приемном отделении.
4-ый, 5-ый, 6 день Работа в лечебном отделении.
7-ой день Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе.
8-ой, 9-ый день Работа в процедурном кабинете.
10-ый, 11-ый день Работа в стационаре. Оформление отчетной документации.
12-ый день Итоговое зачетное занятие.

В приемном отделении студенты знакомятся с должностной инструкцией младшей медицинской сестры (санитарки). Под кон­тролем медсестры проводят прием и регистрацию больных, заполняют паспортную часть истории болезни, знакомят больных с режимом больницы, проводят санитарную обработку, взвешивание, измерение роста и тем­пературы тела, осмотр кожных и волосяных покровов, участвуют в приготовлении и проведении гигиенической ванны или душа, осуществляют транспортировку и сопровожде­ние больных.

В процедурном кабинете оказывают помощь медсестре в подготовке рабочего места для проведения инъекций, в стерилизации шприцов, игл, зондов. Знакомятся с правилами учета и хранения медикаментов. Готовят дезинфицирующие растворы. Проводят уборку.

В отделении студенты работают в качестве помощника палатной ме­дсестры. Проводят уборку и проветрива­ние в палатах, осуществляют смену постельного и натель­ного белья, уход за кожей; туалет глаз, ушей, носа, чистку зубов, полоскание рта; пеленание и подмывание детей; переноску, при­поднимание и перекладывание больных. Помогают сестре в подготовке медикаментов к раздаче, в наблюдении за больными. Участвуют в организации раздачи пищи и кормлении детей. Осваивают правила ведения температурных листов. Определяют пульс, артериальное давление. Знакомятся с пра­вилами заполнения истории болезни, листов назначений. Осваивают порядок хранения истории болезни. Составляют сводку о суточном движении больных. Выполняют манипуляции младшего медицинского персонала.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ПРОЦЕДУР

Гигиенические навыки: влажная уборка палат, приготовление 0,5-1% раствора хлорной извести; подготовка к стерилизации шприцов, игл, систем для внутривен­ных вливаний. Смена нательного и постельно­го белья. Проведение санитарной обработки больных (стрижка ног­тей, гигиеническая ванна), контроль за санитарным состоянием тумбочек, холодильников. Уход за кожей, ежедневный туалет, обработка полости рта, подмывание детей, высаживание на горшки, их дезинфекция; уход за волосами; техника приготовления лечебной ванны, уход за ушами при гнойном отите, туалет новорожденных,пеленание и укладывание новорожденного в кроватке, туалет слизистой оболочки полости рта при молочнице, уход за недоношенными детьми.

Наблюдение за больными: наблюдение за внешним видом и сос­тоянием больного ребенка, определение частоты и характера пуль­са, его графическая запись. Подсчет дыхательных движений и их графическая запись. Наблюдение и уход за больными (одышка, кашель, сердечная, почечная недостаточность, кровотечения, токси­коз и эксикоз).

Питание: транспортировка из пищеблока в отделение. Раздача пищи больным. Кормление детей. Контроль за передачами и посещением больных. Расчет суточного и разового количества пищи по возрастам. Подогревание смесей и кормление грудных детей из бутылочки и с ложечки. Обработка бутылочек, сосок и посуды.

Положение больного в постели: транспортировка больных в зависимости от степени тяжести, общего состояния ихарактеразаболевания. Функциональная кровать, приготовление постели. Положение больного в постели в зависимости от характеразаболева­ния.

Лекарственное лечение: выдача лекарственные веществ, полу­чение их из аптеки. Учет ихранение ядовитых и сильнодействую­щих лекарств. Раскладывание лекарств. Раздача лекарств для внутреннего употребления. Применение мазей, присыпок, болтушек. Введе­ние капель в нос, ухо, глаз.

Процедуры: постановка банок, горчичников. Применение грелки, пузыря со льдом. Подача увлажненного кислорода. Наложение согревающего компресса. Лечебная и очис­тительная клизмы. Введение газоотводной трубки. Участие в промывании желудка.

Исследования и измерения: сбор мочи, кала, мокроты. Участие в извлечении желудочного содержимого фракционным способом. Участие в проведении дуоденаль­ного зондирования. Измерение ар­териального давления. Измерение темпе­ратуры, ее запись. Измерение роста, окружности груди, головы, взвешивание детей.

Оформление и ведение медицинской документации: регистрация в журнале поступивших и выписанных больных, ведение листка тяже­лобольных, заполнение паспортной части истории болезни. Выборка назначений из истории болезни. Составление порционника именю-раскладки. Прием и сдача дежурств. Учет расходуемых лекарств.

Санпросвет работа: выпуск санбюллетеней, проведение бесед с родителями и детьми.

Медицинская этика рассматривает всю совокупность моральных критериев, которыми руководствуется работник здравоохранения в повседневной работе, направленной на удовлетворение потребностей общества и каждого человека в сохранении и укреплении состояния здоровья или возвращении его при болезни.

Медицинская деонтология- совокупность этических норм при выполнении медицинским работникам своих профессиональных обязанностей, а также принципов поведения, профессиональных приемов психологического общения с обратившимся к врачу здоровым или больным человеком.

Деонтология педиатра. Александр Федорович Тур повторял, что для того, чтобы быть хорошим педиатром, необходимо:

1. любить детей;

2. быть терпеливым к их родителям;

Любить педиатрию.

Педиатр и здоровый ребенок.

Для снятия страха педиатру лучше при осмотре детей раннего возраста адресоваться в своих первых словах, не глядя на ребенка и как бы не обращая на него внимания, прежде всего, к родителю, который его при­нес или с которым он пришел. Напротив, для детей дошкольного и школьного возраста лучше, как правило, если педиатр вначале обраща­ет внимание на них, устанавливает контакт в первую очередь с ребен­ком: спрашивает его имя, возраст и т. д. Если ребенок плачет, лучше дать ему успокоиться и лишь потом осмат­ривать его. У детей первых месяцев жизни прекращение плача иногда вызывает перемена положения ребенка (например, из положения лежа — в положение сидя или стоя), отвлечение на яркую игрушку, осо­бенно звучащую. Иногда срабатывают другие приемы отвлечения — дать пощупать фонендоскоп, поднеся его к ладони. Для более старших детей — условный рисунок педиатра — котенка, зайца и других живот­ных. Иногда надо вначале «выслушать» фонендоскопом зайца, мишку, маму. Раздевать малыша лучше поэтапно, постепенно, это его успокаивает. Детей дошкольного возраста очень важно периодически хвалить — не­важно за что, но всегда поощрять за поведение: «Молодец! Хорошо ды­шишь!» и т. д. Каждый педиатр вырабатывает свои методы отвлечения и поощрения ребенка.

Никогда нельзя посмеиваться над ребенком или стыдить его перед дру­гими детьми, родителями, всегда надо уважать его достоинство и лич­ность. Если мать или отец ругают, отчитывают ребенка при осмотре, всегда надо встать на сторону ребенка, оправдать дефекты его поведе­ния — этим легко заслужить доверие ребенка. Педиатр во время приема должен быть внимателен, спокоен, сдержан, аккуратен, приветлив и ребенок должен почувствовать интерес к нему, его доброту, желание помочь. Все расспросы и беседа должны идти ров­ным и спокойным голосом. От педиатра не должно исходить раздража­ющих запахов духов, табачного дыма и др.

Педиатр и больной ребенок

«Больница — доброжелательная к ребенку» — программа Всемирной Организации Здравоохранения.

Перед контактом с больным ребенком педиатр должен отключиться от личных забот и настроиться на эмпатию, сочувствие, сопереживание, сострадание чувствам больного, создать «доминанту на лицо другого» (А. А. Ухтомский). Ребенок должен почувствовать внимание, любовь и защиту осматривающего врача, то, что помощь ребенку в настоящее вре­мя — главное дело врача.

Телесный контакт при осмотре обязателен, ибо при этом происходит энергетическая и эмоциональная «подпитка». Прикосновение к руке, поглаживание и другие виды ободряющих прикосновений во время рас­спроса, осмотра в сочетании с ласковым взглядом укрепляют в ребенке чувство безопасности и уверенности в себе, уменьшают страх.

При расспросе о симптомах болезни необходимо учитывать особеннос­ти личности опрашиваемого ребенка, его возраст, состояние. Нередко дети односложно отвечают на вопрос врача, используя его формулиров­ку, то есть «каков вопрос — таков ответ», и врач получает ответ, кото­рый он хочет, находится в плену собственной версии болезни, локали­зации боли. Дети плохо ориентируются во времени, поэтому вопросы, связанные со временем, следует задавать в понятной для них форме (например, «до или после Нового года или елки заболел животик» и т. д.).

К детям в стационаре нужно обращаться по имени, иногда с ласкатель­ными сокращениями, особенно принятыми в семье ребенка.Необходимо расспрашивать ребенка о его опасениях, страхах перед пла­нируемыми обследованиями и успокоить его, медикаментозно подго­товив к болезненной процедуре.

Студент должен строжайше соблюдать все правила этики и деонтологии.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

· Распределение студентов. Знакомство со структурой и характеристикой клинической базы. Ознакомление с должностной инструкцией младшей медсестры. (Первый день)

Пребывание ребенка в стационаре лечебно – профилактического учреждения является вынужденной ситуацией, а поэтому травматичной. Необычайность обстановки, внезапный круг новых людей, медицинские лечебно – диагностические мероприятия – все это накладывает на психику ребенка большие нагрузки, резко затрудняющие адаптацию.

Исходя из этого, кроме общих принципов устройства стационаров, для детских отделений создается особенная обстановка, благодаря которой период адаптации проходит более гладко. Персонал отделений на срок болезни ребенка заменяет ему родителей в уходе и воспитании, кроме этого выполняет свою основную обязанность в лечении больного. Очень сложно разграничить основные и второстепенные функции персонала в отношениях с детьми, так как процесс лечения является единым процессом, а создание лечебно – охранительного режима для ребенка – одним из залогов его успешного выздоровления.

Лечебно-профилактические учреждения по своему устройству, оборудованию и содержанию должны отвечать самым строгим гигиеническим требованиям. Эти требования необходимы, так как:

- позволяют создать для больных наиболее благоприятные условия внешней среды;

- способствуют проведению лечебно - охранительного режима, в основе которого лежат мероприятия, обеспечивающие больным физический и эмоциональный покой и ограждение от тех факторов среды, которые могут отрицательно влиять на течение заболевания;

- предупреждает возможность инфицирования больных во время пребывания в стационаре и распространение внутрибольничных инфекций;

- облегчает работу медицинского персонала по лечению и уходу за больным;

- способствует скорейшему выздоровлению больных:

В деятельности детской больницы особое значение придается поддержанию порядка, чистоты, а также пре­емственности в работе медицинского персонала. Младший сестринский, сестринский и врачебный персонал должен соблюдать правила санитарно-противоэпидемического ре­жима, предусматривающего организацию и проведение необходимых санитарно-профилактических и противоэ­пидемических мероприятий. В стационаре концентриру­ются больные и ослабленные дети, поэтому самое серьез­ное внимание должно уделяться профилактике внутрибольничных (нозокомиальных) инфекций. Для обеспечения санитарно-противоэпидемического благополучия в детской больнице необходимо придерживаться существу­ющих санитарных правил: соблюдать принцип изоляции отдельных групп детей при заполнении отделений (палат, боксов и т. д.), использовать имеющиеся помещения по назначению; создавать оптимальный воздушно-тепловой поток в помещениях; строго соблюдать правила работы пищеблока и буфетов-раздаточных; соблюдать правила приема на работу персонала и обеспечивать своевремен­ное прохождение обязательных профилактических меди­цинских осмотров; детям и персоналу соблюдать правила личной гигиены; иметь средства для проведения дезин­фекционных мероприятий (достаточное количество спец­одежды, уборочного инвентаря, моющих и дезинфициру­ющих средств); осуществлять инженерно-техническое и санитарное благоустройство учреждения и принадлежа­щих ему участков земли.

Должностная инструкция младшей медицинской сестры (санитарки):

I. Общие положения

1. На должность палатной санитарки принимаются лица, после предварительного медицинского осмотра, годные по состоянию здоровья к работе в лечебном учреждении.

2. Принимаются и увольняются главным врачом больницы.

3. Палатная санитарка находится в непосредственном подчинении у палатной медицинской сестры, сестры-хозяйки.

4. В своей работе руководствуется данной должностной инструкцией, Указаниями палатной медицинской сестры и сестры-хозяйки.

5. Работает по графику, составленному старшей медицинской сестрой, утвержденному заведующим отделением, заместителем главного врача больницы и согласованному с комитетом профсоюза больницы. Изменения графика работы допускаются только с согласия Фаршей медицинской сестры и заведующего отделением.

II. Обязанности палатной санитарки

Палатная санитарка обязана:

1. Не реже 2 раз в день (утром и вечером) производить тщательную влажную уборку закрепленных за нею палат и других помещений отделения, а также в любое время суток в случае необходимости.

2. Строго соблюдать санитарно-противоэпидемиологический режим при проведении влажной уборки и выполнении других, закрепленных за нею обязанностей под контролем палатной медицинской сестры и сестры-хозяйки.

3. При проведении влажной уборки обтирать пыль на подоконниках окнах, кроватях, стульях, светильниках и других предметах, находящихся в данном помещении.

4. После завтрака, обеда и ужина тщательно промывать поверхности прикроватных тумбочек больных, столов в палатах, холодильников, производить сбор использованной посуды из палат.

5. 2 раза в сутки чистить раковины, ванны, унитазы в закрепленных за нею помещениях, с применением специальных чистящих средств.

6. Систематически поддерживать чистоту дверей, дверных проемов, как с внутренней стороны палат, так и снаружи.

7. Мыть руки лежачим больным с мылом перед приемом пищи, помогать утром и вечером чистить зубы, умываться, причесываться.

8. Постоянно следить за чистотой белья у больных, находящихся на постельном режиме, своевременно менять загрязненное белье, следить за отсутствием складок, крошек на простынях.

9. Ежедневно (не реже 4 раз в сутки) по графику, составленному заведующим отделением и старшей медсестрой, проветривать помещения отделения.

10. Следить за чистотой графинов, чайников для питьевой воды, находящихся в палатах, своевременно наполняя их водой.

11. Поддерживать в чистоте стаканы, чайные ложки у лежачих больных.

12. Принимать участие в транспортировке лежачих больных в операционные, перевязочные, другие кабинеты для обследования и лечения, строго соблюдая правила транспортировки.

13. Содержать в постоянной чистоте, сухом и опрятном виде предметы индивидуального ухода у лежачих больных: судна, мочеприемники, плевательницы, подкладные круги и судна, грелки, пузыри для льда и т. д.

14. Поддерживать надлежащее санитарное состояние холодильников в закрепленных за нею палатах.

15. Следить за сохранностью и правильным использованием закрепленного за нею мягкого и твердого инвентаря, передавая его ежедневно на смене под роспись.

16. Оказывать помощь палатной медсестре при выполнении ею процедур и манипуляций: промывании желудка, постановке различного вида клизм, горчичников, подмывании больных и т. д.

17. Доставлять по заданию палатной медсестры материал в лабораторию для исследования.

18. Принимать участие в передаче трупов умерших в прозекторскую „ случае смерти больного в отделении.

19. В вечернее и ночное время обеспечивать чистоту не только в палатах, но и в санузлах, коридорах, холлах, бытовых комнатах персонала, закрепленных участках лестницы.

20. Систематически, по мере накопления, выносить в мусоросборник мусор.

21. Постоянно, в соответствии с правилами санэпидрежима, проводить дезинфекцию ветоши, емкостей для уборок, мусоро­сборников, поддерживая их в опрятном, чистом виде, проводить регулярную маркировку на инвентаре и ветоши.

22. Систематически, по графику (не реже 1 раза в месяц) проводить генеральную уборку в закрепленных палатах. Во время проведения шорки необходимо:

а) тщательно мыть окна, рамы, батареи, стены, плинтуса;

б) теплыми мыльными растворами (а в случае необходимости и с применением дезинфицирующих средств) мыть тумбочки, столы, стулья, кровати, табуретки, двери и проемы, кафельные плитки, зеркала, раковины, холодильники и др. предметы твердого инвентаря, имеющиеся в палате;

в) выбить и вытряхнуть постельные принадлежности, в случае 4еобходимости направлять их в дезинфицирующую камерную обработку.

23. Обязана, иметь опрятный внешний вид, носить одежду и спецодежду, соответствующие требованиям эстетики и санэпидрежима данного отделения.

24. Вежливо и внимательно выслушивать просьбы больных, обеспечивать правильный уход и культуру обслуживания.

25. В свободное от выполнения основной работы время должна сходиться на своем посту, не отлучаться с рабочего места без решения палатной медсестры. Работает без права сна.

26. О замеченном ею ухудшении состояния больного, нарушениях правил внутреннего распорядка, режима немедленно докладывать штатной, старшей медсестре отделения, врачам, заведующему отделением.

III. Имеет право

1. Постоянно совершенствовать свой труд, культуру обслуживания больных.

2. Систематически повышать свою квалификацию путем посещения занятий для младшего персонала отделения, участия в семинарах, конкурсах санитарок.

IV. Ответственность

1. За сохранность мягкого и твердого инвентаря на закрепленном за нею посту и передачу его по смене.

2. За соблюдение образцового санитарного состояния и лечебно-охранительного режима на своем посту.

3. За соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на своем рабочем месте.

· Работа в приемном отделении. (Второй, третий день)

Первая встреча заболевшего ребенка с медицинским пер­соналом происходит в приемном отделении. Главная за­дача приемного отделения — организация приема и гос­питализации больных детей. От правильной и оператив­ной работы этого отделения во многом зависит успех последующего лечения. При поступлении больного уста­навливают предварительный диагноз, оценивают обосно­ванность госпитализации, если необходимо, оказывают неотложную медицинскую помощь.

Приемное отделение состоит из вестибюля-ожидаль­ни, приемно-смотровых боксов, изоляционных боксов на 1 койку, санитарного пропускника, кабинета врача, про­цедурной-перевязочной, лаборатории для срочных анали­зов, комнаты для медицинского персонала, туалета и дру­гих помещений. Число приемно-смотровых боксов долж­но составлять 3 % от количества коек в больнице.

Работники приемного отделения ведут учет движения больных (регистрация поступающих, выписанных, переве­денных в другие стационары, умерших), проводят врачеб­ный осмотр больного, оказывают экстренную медицин­скую помощь, осуществляют направление в соответствую­щее отделение, санитарную обработку, изоляцию инфек­ционных больных. В этом же отделении имеется справоч­ная.

Наличие нескольких приемно-смотровых боксов по­зволяет вести отдельно прием терапевтических, хирурги­ческих и инфекционных больных, детей грудного возраста и новорожденных.

Дети доставляются в больницу машиной скорой меди­цинской помощи или родителями по направлению врача детской поликлиники и других детских учреждений или без направления ("самотеком"). Помимо талона (направ­ления) на госпитализацию, предоставляются и другие до­кументы: выписка из истории развития ребенка, данные лабораторных и инструментальных исследований, сведе­ния о контактах с инфекционными больными. Без доку­ментов больные могут быть приняты в больницу только при неотложных состояниях.

При поступлении ребенка в больницу без ведома ро­дителей последних немедленно извещают об этом сотруд­ники приемного отделения. В случае невозможности по­лучить сведения о ребенке и его родителях поступление больного регистрируют в специальном журнале и делают заявление в милицию.

Медицинская сестра регистрирует поступление больно­го в журнале, заполняет паспортную часть "Медицинской карты стационарного больного", ф. № 003/у (истории болезни), вписывает номер страхового полиса, измеряет температуру тела, сообщает врачу полученные сведения.

После осмотра ребенка врачом медицинская сестра по­лучает от врача рекомендации о характере санитарной обработки. Обычно санитарная обработка заключается в проведении гигиенической ванны или душа; при выявле­нии педикулеза (вшивости) или обнаружении гнид произ­водится соответствующая обработка волосистой части го­ловы, белья. Исключение составляют больные, находя­щиеся в крайне тяжелом состоянии. Им оказывают первую медицинскую помощь и лишь при отсутствии про­тивопоказаний производят санитарную обработку.

После санитарной обработки ребенка транспортируют в лечебное отделение. Так называемые плановые больные не должны задерживаться в приемном покое более 30 мин.

При массовом поступлении больных соблюдается опреде­ленный порядок очередности госпитализации: сначала оказывают помощь тяжелобольным, затем больным в со­стоянии средней тяжести и в последнюю очередь "плано­вым" больным, не нуждающимся в срочном лечении.

Детей с признаками инфекционного заболевания по­мещают в боксы-изоляторы. Заполняют "Экстренное из­вещение об инфекционном заболевании, пищевом, ост­ром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку" (ф. № 058/у), которое немедленно направ­ляют в центр санитарно-эпидемиологического надзора.

Персонал приемного отделения ведет журналы приема госпитализированных детей, отказов в госпитализации, количества свободных мест в отделениях, а также алфа­витную книгу (для справочной службы).

Детей первых лет жизни госпитализируют с одним из родителей. Число коек для матерей должно составлять 20 % от общего числа коек в детской больнице. Новорожден­ных и детей грудного возраста госпитализируют вместе с матерями.

При переводе ребенка в лечебное отделение персонал приемного покоя предупреждает заведующего отделением и постовую медицинскую сестру о поступлении к ним нового пациента, информирует их о тяжести состояния и поведении ребенка во время приема. В вечернее и ночное время (после 15 ч) все эти сведения передаются постовой медицинской сестре, а при поступлении тяжелобольных — и дежурному врачу.

Персонал приемного отделения должен быть внимате­лен и приветлив с детьми и родителями, учитывать состо­яние ребенка, переживания родителей. Нужно стремиться сократить время адаптации ребенка к новой для него обстановке.

Справочная (информационная служба) организуется при приемном отделении. Здесь родители могут узнать о состоянии здоровья детей. Справочная ежедневно должна иметь сведения о месте пребывания, тяжести состояния и температуре тела каждого ребенка. Эти сведения можно сообщать родителям по телефону.

Транспортировка детей из приемного покоя в лечебные отделения стационара может осуществляться несколькими путями. Вид транспортировки выбирает врач. Дети, нахо­дящиеся в удовлетворительном состоянии, идут в отделение сами в сопровождении медицинского работника. Детей младшего и грудного возраста несут на руках. Тя­желобольных транспортируют на носилках, установлен­ных на специальной каталке. Все носилки-ка­талки должны быть заправлены чистыми простынями, а в холодное время года и одеялами. Простынь меняют после каждого больного, а одеяло проветривают. Некоторых боль­ных, например детей с гемофилией при наличии кровоиз­лияния в суставы, доставляют в кресле-каталке.

Приемное отделение обеспечивается необходимым ко­личеством носилок-каталок и кресел-каталок для транс­портировки больных детей в отделения.

Детей, находящихся в крайне тяжелом состоянии (шок, судороги, массивное кровотечение и т.д.), направляют сразу в реанимационное отделение или палату интенсив­ной терапии.

В палате тяжелобольного с носилок-каталки перекла­дывают на постель: одну руку подводят под лопатки, а другую — под бедра больного, при этом ребенок руками обхватывает шею медицинской сестры. Если больного переносят два человека, то один поддерживает больного под лопатки и поясницу, второй — под ягодицы и голени.

Положение носилок-каталок по отношению к кровати каждый раз выбирают исходя из оптимальной для боль­ного позы.

Санитарно-противоэпидемический режим в приемном от­делении. При направлении ребенка в стационар участко­вый педиатр должен выяснить, имел ли ребенок контакты с инфекционными больными дома или в школе (детском саду) за последние 3 недели (максимальная длительность ин­кубационного периода большинства детских инфекцион­ных заболеваний). Полученные сведения отмечают в на­правлении на госпитализацию.

Даже при отсутствии контактов с инфекционными больными всех детей в приемном отделении больницы специально осматривает врач для исключения возможного инфекционного заболевания. Осматривают кожные по­кровы, видимые слизистые оболочки; измеряют темпера­туру тела. Для большинства детских инфекций характерно повышение температуры, появление сыпи. Если ставят диагноз инфекционного заболевания или имеется подо­зрение на инфекционное заболевание, то больного немед­ленно изолируют в бокс либо направляют в инфекцион­ную больницу.

Санитарная обработка больных проводится в приемном отделении. После осмотра ребенка врач при­емного отделения при необходимости назначает гигиени­ческую ванну или душ. Если состояние больного крайне тяжелое, то его без санитарной обработки направляют в реанимационное отделение, где оказывают необходимую помощь, проводят интенсивную терапию.

Смотровая комната и ванное помещение должны со­держаться в чистоте. По окончании осмотра ребенка про­изводят обработку предметов (шпатели, термометры) и мебели (кушетки, стулья и др.), к которым прикасался больной. Клеенчатую подушку и клеенки на кушетке после каждого больного протирают 2 % раствором хлора­мина или 0,5 % раствором хлорной извести, а в конце смены моют горячей водой с хозяйственным мылом. Про­стыни на кушетке следует менять также после каждого больного.

В случае выявления у ребенка инфекционного заболе­вания помещение, где находится больной, предметы и мебель подвергают обеззараживанию (дезинфекции).

В приемном отделении не реже 2 раз в день производят общую уборку помещений влажным способом с примене­нием дезинфицирующих средств.

Для проведения санитарной обработки больного необ­ходимы дезинфицирующие растворы и инвентарь. Обычно применяют следующие дезинфицирующие средства: хо­зяйственное мыло, лизол, столовый уксус, хлорную из­весть, хлорамин, гипохлорит кальция, 0,5 % раствор гек­сахлорана. Используют гребни, мочалки, вату, косынки, машинку для стрижки волос, спиртовки, кастрюли для чистых и грязных мочалок, ведра для приготовления дез­инфицирующих растворов. Промаркированный инвентарь (ведра, тазы и пр.) хранят в специальном шкафу.

Осмотр на вшивость (педикулез) и чесотку. В приемном отделении обязательно осматривают ребенка с целью выявления педикулеза и чесотки. Такие больные в стационаре могут заразить вшами и клещами других детей.

Педикулез передается при непосредственном контакте с больным, использовании одежды и белья больного. По­явлению педикулеза, так же как и чесотки, способствуют нечистоплотность, большая скученность людей, наруше­ние санитарно-гигиенических правил, плохая организация санитарно-просветительной работы, низкий уровень куль­туры отдельных лиц.

Вши бывают головные, платяные, лобковые. Платяные вши живут и откладывают яйца преимущественно в скла­дах белья. Размеры вшей 1,5—4 мм, а их яиц (гниды) — не более 0,6—1 мм. Гниды головных вшей продолговатой формы, они как бы приклеены к волосяному стержню особой клейкой массой, причем почти всегда располага­ются вблизи корней волос.

В случае обнаружения педикулеза проводится специ­альная дезинсекционная обработка ребенка, а при необ­ходимости — его нательного (или постельного) белья. При обнаружении на волосистой части головы вшей или гнид больного, не раздевая, усаживают на кушетку и обрабаты­вают волосы одним из инсектицидных растворов или со­стригают их. В настоящее время используют 20 % водно-мыльную суспензию бензилбензоата (10—30 мл); лосьон "Ниттифор" (50—60 мл), 10 % водную мыльно-керосино­вую эмульсию (5—10 мл), шампуни "Гринцид", "Рид", лосьон "Чубчик".

После обработки волосистой части головы раствором мокрые волосы накрывают полиэтиленовой салфеткой и повязывают голову косынкой на 20—30 мин (при исполь­зовании лосьона "Ниттифор" экспозицию увеличивают до 40 мин). Затем моют голову горячей водой с хозяйственным мылом. После этого волосы тщательно вычесывают (на кле­енку или бумагу) частым гребнем с ватой, смоченной 8 % раствором столового уксуса (механическое удаление убитых вшей и гнид), прополаскивают чистой водой. Процедуру повторяют через 7—10 дней. Состриженные волосы соби­рают в клеенку или бумагу и вместе с ней сжигают.

Для удаления гнид применяют подогретый до 27—30 °С столовый уксус. Ватой, смоченной уксусом, обрабатывают отдельные пряди волос, повязывают голову косынкой на 15—20 мин, после чего тщательно вычесывают волосы частым гребнем и моют голову.

Для выявления чесотки осматривают кожу кистей рук, туловища. При обнаружении чесоточных ходов проводит­ся обязательное лечение больного, профилактическое ле­чение контактировавших с ним лиц, дезинсекционная об­работка одежды и постельных принадлежностей во избе­жание повторного заражения. Это заразное заболевание, которое легко передается при прямом контакте с кожей больного либо косвенно через одежду, перчатки, постель­ные или туалетные принадлежности (подробнее см. главу "Уход и наблюдение за детьми с заболеваниями кожи").

Одежду и белье больного укладывают в клеенчатый мешок, орошают снаружи одним из дезинфицирующих растворов (0,5 % раствор хлорной извести) и направляют в дезинфекционную камеру для проведения камерной дезинсекции. Затем нательное и постельное белье кипятят, обрабатывают горячим прессом или утюгом.

Персонал отделения, проводивший санитарную обра­ботку больного, по окончании ее должен помыться, одеж­ду в случае необходимости сдают для обработки в дезин­фекционной камере. В помещении, где проводили сани­тарную обработку больного ребенка, пол, скамьи и т.д. орошают 0,5 % раствором хлорофоса из расчета 100 мл на 1 м2, 2—3 ч проветривают и затем производят влажную уборку помещения.

На титульном листе медицинской карты стационарного больного в этом случае ставят специальную отметку — букву "П" или пишут "Педикулез". Такой больной нахо­дится под специальным наблюдением медицинского пер­сонала. При необходимости обработка волос производится повторно до полной ликвидации педикулеза. О каждом больном с педикулезом сообщают в центр санитарно-эпи-демиологического надзора по месту жительства.

· Работа в лечебном отделении.(Четвертый, пятый, шестой день)

Работа лечебного отделения. Г лавные задачи медицинского персонала лечебного отделения — постановка правильного диагноза и проведение эффектив­ного лечения. Успех лечения зависит от четкой работы врачей, среднего и младшего медицинского персонала, а также соблюдения лечебно-охранительного (больничного) и санитарно-противоэпидемического режимов, слажен­ности работы вспомогательных служб.

Под больничным режимом понимают установленный распорядок пребывания и лечения больного ребенка в условиях стационара.

Больничный режим определяется рядом факторов и, прежде всего необходимостью создания условий для полноценного лечения, а также быстрой социальной и психологической адаптации ребенка к новым для него условиям. Для создания комфортных условий лечебно-ох­ранительный режим включает психоте<

Наши рекомендации