Условия, при которых поможет данная методика

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................................................................................... 3

ЗАНЯТИЕ 1.................................................................................................................................. 5

ЗАНЯТИЕ 2................................................................................................................................ 20

ЗАНЯТИЕ 3................................................................................................................................ 30

ЗАНЯТИЕ 4................................................................................................................................ 38

ЗАНЯТИЕ 5................................................................................................................................ 50

ЗАНЯТИЕ 6................................................................................................................................ 60

ЗАНЯТИЕ 7................................................................................................................................ 71

ЗАНЯТИЕ 8................................................................................................................................ 81

ЗАНЯТИЕ 9................................................................................................................................ 93

ЗАНЯТИЕ 10............................................................................................................................ 105

Приложение............................................................................................................................. 120

ВВЕДЕНИЕ

Умение мужественно преодолевать самого себя — вот что всегда казалось мне одним из самых величайших достижений, которыми может гордиться разумный человек.

Бомарше

Комплексная медико-педагогическая проблема восстановления коммуникативной функции речи при заикании привлекает ученых и практиков на протяжении вот уже многих веков. И в наши дни исследователи и практики не могут прийти к единому выводу по поводу того, является ли заикание болезнью или только недостатком речи, нужно его «лечить» или «устранять».

Практики, работающие над этой проблемой, высказывают мнение о необходимости комплексного метода лечения заикания. Многолетний опыт работы с такими больными показал, что при заикании в первую очередь необходимо «лечить душу» больного, помочь ему избавиться от комплекса «неполноценности», заставить его вновь поверить в свои силы.

Занятия по данной системе проводились на базе Ярославской областной больницы. В группах занимались по 10 человек в возрасте от 14-ти лет и старше.

Весь курс занятий состоит из 3 этапов, по 10 занятий на каждом этапе. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. .Перерыв между каждым этапом 1 месяц. Это позволяет проследить эффективность лечения и дает возможность избежать рецидивов заикания на 1-ми 2-м этапах. Рецидивы заикания устраняются в основном самими больными, использующими упражнения данной методики.

Дома участники группы продолжают отрабатывать данные на занятии задания и на следующем занятии отчитываются о своих успехах и неудачах, поддерживают друг друга, ищут причины успеха и неудач. Эта совместная работа очень сплачивает коллектив, создает положительный настрой. Каждым участником обязательно ведется дневник.

Книга представляет собой обобщение многолетнего опыта работы по восстановлению коммуникативной функции речи у заикающихся.

Только вера в успех и ежедневная кропотливая работа над собой дадут результаты. А результаты были, есть и будут! Ибо нет в человеке того, чего нельзя было бы изменить к лучшему.

Перед началом занятий пациенты заполняют анкету, которая поможет определить общее состояние речи при поступлении в группу.

Анкета

1. Речь наедине с самим собой.

2. Общение в домашних условиях.

3. Общение на улице.

4. Речь на работе или в учебном заведении.

5. Речь в магазине, на почте и т. д.

6. Общение в транспорте.

7. Как общаетесь по телефону?

8. Общение с родными.

9. Общение с друзьями.

10. Отношение к своей проблеме.

ЗАНЯТИЕ 1

План

1. Вступительная беседа.

2. Условия, при которых поможет данная методика.

3. Заикание, его причины и проявления.

4. Оздоровление нервной системы.

5. Релаксация.

6. Психотерапевтическое внушение.

7. Дыхательная гимнастика. Обучение методу диафрагмального дыхания.

8. Артикуляционная гимнастика для мышц языка.

9. Речевые упражнения.

10. Самовнушение. .

11. Речевые правила.

12. Точечный массаж.

13. Правила ведения дневника-отчета об изменениях в своей жизни.

14. Травяные коктейли.

Вступительная беседа

Дорогие друзья! Сегодня мы начинаем курс преодоления вашего недуга. Искренне, от души хочется помочь всем вам.

Мы чувствуем, знаем, как вам трудно в жизни, сколько проблем создают те неприятные ощущения, когда нарушается речь. Быть может, многое не достигнуто, не сделано в вашей жизни из-за заикания. Много лет формировалось заикание или невроз речи, это отложилось в вашем сознании, поведении, привычках, дыхании и даже походке. Вам предстоит все это изменить! Сейчас все будет зависеть только от вас самих. Освобождение речи из плена заикания произойдет у всех, кто освоит нашу систему. Кроме того, вы вернете себе внутреннее равновесие.

В путь! Удачи вам!

Релаксация (расслабление)

Наблюдая за собой и другими, видим, как часто большинство людей напрягает плечи, руки, стягивает мышцы лица, от чего кконцу дня нарастает усталость. Часто одной из причин нарушения речи во время общения является напряжение мышц речевого аппарата: губ, языка, шеи, грудной клетки. Звуки идут как бы через преграду, с трудом. Нам надо преодолеть это препятствие. Надо научиться расслабляться.

Руки: По возможности держите руки расслабленными.

Мысленные команды:

Руки отдыхают.

Руки ленятся.

Руки совершенно расслаблены.

Три исходных позы, в которых вы можете заниматься релаксацией:

1. Поза кучера — сидите на стуле, выдвинув и расставив ноги, свесив голову и опустив кисти рук между коленями или по бокам.

2. Сидя или полулежа в кресле.

3. Лежа на спине, раскинув руки и ноги.

Упражнение «Вешалка».

Стоя, сгибайтесь вперед, свешивая руки и голову, качая рукой.

Контроль: При хорошем расслаблении ощущаете:

1. Пульсацию пальцев.

2. Прилив крови.

3. Чувство тепла.

Ошибки: Часто трудности возникают из-за напряженно поднятых плеч. Пошевелите плечами, как бы сбрасывая с них груз, расправьте «крылья за спиной».

Маска релаксации:

1. Мягко опустите веки.

2. Свести взор как бы вовнутрь себя и вниз.

3. Язык без напряжения прижимается к верхним зубам.

4. Нижняя челюсть слегка отвисает.

Вызывание ощущения тяжести и тепла:

— Я очень хочу, чтобы мои руки стали теплыми и тяжелыми.

— Хочу, чтобы мои руки стали теплыми и тяжелыми.

— Хочу, чтобы мои руки стали теплыми и тяжелыми.

— Мои руки стали тяжелыми и теплыми.

— Руки тяжелые и теплые.

— Тяжелые и теплые.

— Руки тяжелые и теплые.

Образы:

1. Опустили руки в горячую воду.

2. Прислонили руки к печке, к батарее, к чайнику.

3. Протяните руки к яркому солнцу.

4. Зарыли руки в теплый песок.

5. Держим в руке горячее яйцо, картошку.

Дыхательная гимнастика

Речь осуществляется только благодаря четкой, правильной и согласованной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте.

А у заикающихся речевое дыхание нарушено, артикуляция вялая, смазанная, голос, как правило, тихий, темп речи неравномерный, гласные звуки «проглатываются», согласные звуки «застревают».

Одним из важных элементов нашей речи является дыхание. При заикании оно почти всегда нарушено. Поэтому самая первая и необходимая задача — овладеть правильным речевым дыханием.

Ознакомимся с органами дыхания и их работой. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (нос, рот, глотка, гортань, дыхательное горло).

Жизненное дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.

Речевое дыхание имеет свои особенности. Оно призвано участвовать в создании голосового звучания на плавном равномерном выдохе. Речевое дыхание необходимо все время рассчитывать: вдыхать столько воздуха, чтобы выдоха хватило на всю фразу, которую вы хотите сказать. Нужно экономно расходовать выдыхаемый воздух до нового вдоха. В речи вдох и выдох неравномерны: вдох короткий, а выдох длинный. Соотношение вдоха и выдоха во время речи примерно 1:5, 1:6.

Наиболее правильный и целесообразный тип дыхания для речи — нижнее — диафрагмальное дыхание.

При правильном вдохе диафрагма, благодаря своей подвижности, быстро опускается и увеличивает объем легких вглубь. Для того чтобы научиться правильному речевому дыханию, нужно научиться сознательно управлять диафрагмой.

Делайте следующие упражнения.

1. Лежа на спине, полностью расслабьте все мышцы.

2. Положите одну руку на живот, другую на грудь.

3. Спокойно и глубоко вдохните, приподнимая стенку живота.

4. Медленно выдыхайте, слегка нажимая рукой на живот, пока не почувствуете, что его стенка не приняла исходного положения.

5. Грудь во время дыхания должна быть спокойной. Одежда должна быть свободной.

Эти упражнения надо проделывать до тех пор, пока движения живота будут не механическими, а полностью согласованными с дыханием, т. е. стенка живота будет подниматься при вдохе и опускаться при выдохе.

Старайтесь постоянно пользоваться этим дыханием. Сделайте его вашей привычкой.

Основные требования к речевому дыханию

• Не начинайте говорить, не сделав вдоха, говорите только на выдохе.

• Вдох и выдох делайте через рот, стараясь дышать неслышно, бесшумно.

• Вдох должен быть легким и коротким, а выдох — длительным и экономным.

При вдохе выпячивается живот и расширяются нижние ребра; при выдохе живот опадает, а ребра занимают исходное положение.

• Грудь во время дыхания не работает активно: не поднимается при вдохе и не опускается при выдохе.

• Плечи должны быть совершенно неподвижны.

• После выдоха перед новым вдохом необходимо сделать остановку на 2 — 3 секунды.

• Выдыхаемый воздух надо расходовать в основном на гласные звуки.

• Следите, чтобы в процессе речевого дыхания не было никакого напряжения мышц в области шеи, рук, живота, груди.

• Бережно и экономно расходуйте выдыхаемый воздух, не допускайте утечки воздуха между словами.

Речевые упражнения

Основная цель этих упражнений — отработка «чистой» техники речи. Так как при заикании мы имеем дело с нарушением координации движений речевых органов, то основная цель на 1-м этапе — наладить эту координацию путем систематических упражнений.

Не пропускайте никаких упражнений, какими бы скучными, на первый взгляд, они вам ни казались. И, главное, не прерывайте ни на один день работы над собой. Запомните восточную пословицу: «Стоит перестать грести, и течение сразу же относит назад».

Упражнения

Петь на диафрагмальном выдохе с мягкой голосоподачей (выдох с мягким придыханием) звуки.

Один звук на выдохе:

а э у ы и я е е ю

Два звука на выдохе

аэ ао ау аы аи ая ае ае аю эа эо эу эы эи эя эе эе эю оа оэ оу оы ои оя ое ое ою уа уэ уо уы уи уя уе уе ую ыа ыэ ыо уы ыи ыя ые ые ыю иа иэ ио иу иы ия ие ие ию яа яэ яо яу яы яи яе яе яю еа еэ ео еу еы еи ея ее ею еа еэ ео еу еы еи ея ее ею юа юэ юо юу юы юи юя юе юе

Три звука на выдохе:

аэо оаэ ыаэ яаэ еаэ
аоу оэу ыэо яэо еэо
ауы оуы ыоу яоу еоу
аия оыи ыуи яуы еуы
аяе оия ыия яыи еыи
аее ояе ыие яие еия
аею оее ыее яее еяе
эао оею ыео яею еею
эоу уаэ иаэ еаэ юаэ
эыи ыоу иэо еэо юэо
эия ыуи иоу еоу юуо
эяе ыия иуы еуы юуы
эсс ыяе иыя еыи юыи
эею ыею ияе еяе юяе

Четыре звука на выдохе:

аэоу оаэу ыаэо яаэо еаэо
аоуы оэуы ыэоу яэоу еэоу
ауыи оуьш ыоуи яоуы еоуы
аыия оыия ыуия яуыи еуыи
аияе оияе ыияе яыие еыия
аяее ояее ыяее яиее еияе
эаоу уаэо иаэо еаео юаэо
еоуы уэоы иэоу еэоу юэоу
эуыи уоыи иоуы еоуы юоуы
эыия уыия иуия еуыи юуыи
эияе уияе иыяе еыия юыие
эяее уяее ияее еияе юиее
эеею уеею иеею еяею юеея

Пять звуков на выдохе:

аэоуы эаоуы оэоуы уэоуы еэоуы
аоуыи эоуыи оэуыи уоуыи ыэоуи
ауыия эуыия оуыия уоыия яоыия
аыияе эыияе оыияе уыияе ыуияе
аияее эияее оияее уияее ыияее
аяеею эяеею ояеею уяеею ыяеео
иаэоу яаэоу еаэоу еаэоу юаэоу
иэоуь1 яэоуы еэоуы еэоуы юэоуы
иоуыя яоуыи еоуыя еоуыя юоуыи
иуыяе яуыяе еуыяе еуыяе юуыия
иыясе яыиее еыяее еыяее юыияе
ияеею яиеею еяеею эяеею юияее

Шесть звуков на выдохе:

аэоуыи   уаэоыи   еаэоуы
аоуыия   уэоыия   еэоуыи
ауыияе   уоыияе   еоуыия
аыияее   уыияее   еуыияе
аияеею   уияеею   еыияею
эаоуыи   иаэоуы   юаэоуы
эуыияе   иоуыяе   юоуыия
эуыиее   иуьюее   юуыияе
эияеею   иыяеею   юыияее
оаэуыи   яаэоуы   яаэоуы
оэуыия   яэоуыи   яэоуыи
оуыияе   яэоуыи   яэоуыи
оуыияе   яоуыие   яоуыие
оыияее   яуыиее   яуыиее
оияеею   яыиеею   яыиеею

Самовнушение

Уверенность в своих силах имеет первостепенное значение для успеха дела. Выработать в себе такую уверенность помогает самовнушение.

Перед ночным сном, сомкнув веки, вполголоса, убедительно, твердо произносим следующие фразы несколько раз подряд:

Теперь я буду говорить хорошо.

Я буду говорить без страха.

Я буду говорить медленно и плавно.

Я совершенно спокоен.

Меня ничто не тревожит.

Я обязательно овладею плавной речью.

Речевые правила

• Придай телу собранную, уверенную позу, успокойся и смотри в глаза слушающим тебя.

• Подумай, вдохни и медленно, слитно говори.

• Длинные фразы произноси по частям, не торопясь, вдыхай воздух в паузах между ними.

• Говори достаточно громко, без напряжения, отчетливо произнося ударные гласные звуки.

• При неудачах остановись, успокойся и, слегка вдохнув, уверенно, несколько медленнее продолжай говорить.

• Никогда не прибегай во время речи к уловкам, чтобы избежать или скрыть заикание.

12. Точечный массаж[1]

По восточным понятиям у человека есть каналы, по которым циркулирует жизненная энергия — цы, при блокировках в них возникают различные нарушения в состоянии здоровья человека, в том числе и невротические затруднения речи.

Правила проведения массажа:воздействия на точки следует проводить методом легкого надавливания пальцем в течение 3—5 минут. Расположение активных точек указано в приложении.

Всего 3 курса по 12 сеансов ежедневно с перерывом в 10 дней.

Точка 1 (Да-мин)

Симметричная, находится на передней поверхности запястья, между сухожилиями. Массировать поочередно справа и слева в положении сидя, рука лежит на столе ладонью вверх.

Правила ведения дневника

Заведите тетрадь, в которой будете ежедневно записывать отчет о своей работе над речью. Кратко опишите, какие упражнения у вас получаются хорошо, в чем вы видите затруднения. Обязательно приободрите себя. Похвалите за успехи. Создайте хороший настрой для следующего занятия.

Запишите в тетрадь формулы самовнушения:

Я сегодня говорил хорошо, а завтра постараюсь говорить еще лучше.

Примерная схема ведения дневника

Дата. 1.05.01 г.

1. В каких условиях заикался? (отвечал урок, спросил товарища и т. д.)

2. Почему заикался? (не ожидал вопроса, испугался, не использовал речевые правила и т.д.)

3. Как чувствовал себя после заикания? (было стыдно, покраснел, без особенностей, как ни в чем не бывало)

4. Как отнеслись к этому окружающие? (не обратили внимания, кто-то передразнил, хихикнул и т. д.)

5. Как решил поступать в аналогичных случаях в будущем?

Травяные коктейли

2 столовые ложки мяты, 1 столовая ложка корня валерианы, 2 столовые ложки пустырника, 2 столовые ложки душицы, 2 столовые ложки корня алтея, 1 столовая ложка шишек хмеля, 2 столовые ложки ромашки.

В эмалированную посуду насыпать чай и траву, тщательно перемешать и пересыпать в стакан или в стеклянную банку. Закрыть плотно стеклянной крышкой. На это количество травы взять 250 г чая (1/2 черного, 1/2 зеленого). Пить как чай.

По неполной чайной ложке пустырника, зверобоя, шалфея, корня валерианы заварить в 1,5 стакана кипятка. Хранить в холодильнике. Пить по 1 столовой ложке 3 раза в день. В течение месяца.

15 г алоэ растереть в спирте до получения однородной массы. Добавить 300 г меда. Поставить на 5 дней в холодильник, затем добавить сироп шиповника по вкусу. Пить по 1 столовой ложке 3 раза в день до еды в течение месяца.

ЗАНЯТИЕ 2

План

1. Чтение дневников о состоянии речи.

2. Проверка диафрагмального дыхания.

3. Пение гласных на выдохе.

4. Расслабление рук.

5. Психотерапевтическое внушение.

6. Дыхательная гимнастика.

7. Артикуляционная гимнастика для мышц языка.

8. Речевые упражнения.

9. Обучение синхронизации движений пальцев ведущей руки с речью.

10. Развитие мелкой моторики.

11. Точечный массаж.

12. Самовнушение.

Материалы по первым трем пунктам см. в разделе занятие 1.

Режим молчания

Я знаю, вы поверили, что расстанетесь с заиканием, и поэтому вы здесь. Теперь запомните на весь период лечения, что только тот человек сможет хорошо говорить, кто выдержит период молчания в течение 10 дней и будет общаться с окружающими только письменно. Да, представьте себе, только тот заговорит красиво, кто сможет промолчать эти 10 суток. За это время вы забудете бывшую противную и гадкую речь, дефект речи постепенно уничтожится и заменится чистой речью, которая поможет вам свободно общаться с людьми.

Пусть будет проклята эта прошлая речь, пусть дефект речи исчезнет навсегда. Пускай прощанием с заиканием звучат слова: «Я не знаю, я не помню прошлую противную речь, я с ней прощаюсь навсегда».

Мои внушения проникают в вас и становятся частью вашего сознания. Внушения оказывают лечебное воздействие. Они остаются с вами всюду: дома, на улице и при встрече с друзьями.

С этого момента вы находитесь в молчании. Оно является лучшим лекарством для вашей речи. Можете делать только те речевые упражнения, которые дал врач, строго выполняя все правила речи.

Во время молчания вы отдыхаете от прошлой речи. Мой голос настраивает вас, готовит вас к новой речи. В том, что в вас зреет новая речь, нет никакого чуда. Это ваша родная, дорогая речь, ради нее вы будете молчать 10 суток. Сами удивитесь тому, как легко вам молчать.

Дыхательная гимнастика

1. Диафрагмальное дыхание.

2. Вдох — пауза — выдох.

3. Подуть: легкий, более сильный, очень сильный ветер.

Речевые упражнения

Порядок работы над словами

• Обозначение контура слова гласными звуками.

ая - ая - Аня аа - аа - Аза оо - оо - окно ааия - ааия - авария уиа - уиа - улица еия - еия- ежится юо - юо - юмор иа - иа - Ира

• Произнесение одного слова на выдохе.

Аня, он, уши, электростанция, юморист, игры, обои.

• Произнесение одного слова трижды на одном выдохе.

Артист - артист - артист. Удален - удален - удален. Огород - огород - огород.

• Произнесение трех разных слов на выдохе.

Аня - Алла - Аза. Уж - удаль - устрица. Ёлка - еж - емкость.

Слова произносим не торопясь, на плавном выдохе.

№ 1

А

Ася, Аня, Аза, Алла, атом, айсберг, азимут, Ачинск, Альпы, арка, автор, армия, Арктика, альт, Африка, Анды, амплуа, амфора, Адлер, Аккра, Австрия, Англия, Астрахань, астра.

Э

Это, эта, этот, эра, эхо, Эмма, Эльба, экстра, этика, эврика, экспорт, этакий, Эльза.

О

Оба, он, около, олово, облако, озеро, окорок, окунь, осы, овод, орден, очерк, опера, отзыв, окна, отблеск, отклик, овощи, остров, округ, обувь, озимь, область.

У

Улица, Уля, улей, уши, узел, узы, уж, ужас, ужин, уголь, угорь, удаль, увалень, уровень, утка, унты, урна, узник, умный, утро, устье, утварь.

И

Имя, ива, иней, иволга, ирис, иго, Игорь, Инна, Ира, иглы, избы, изгородь, изморозь, искры, импорт, икс, индекс, импульс.

Я

Ява, ясень, ящик, яма, яхонт, ягода, Яков, ярус, ящур, як, яр, ягель, ящерица, ярость, яблоня, ясный, ясли, Ялта, янки, явка, ястреб, язь.

Е

Ева, ели, есть, ехать, ересь, едкий, Ельня, если, егерь.

Ё

Ёжик, елочка, ежиться, елка, ершик, емкий, еж, ерш, емкость, екать, елочный.

Ю

Юра, Юля, юность, юмор, юный, юноша, южный, юг, юнга, юрта, юбка, юнкер, Юлий, юркость, Юрий.

№ 2

А

Аравия, авария, азалия, атлас, акация, арахис, арабы, Арагва, Анапа, атака, азарт, аванс, айва, Алтай, аквариум, арап, Америка, алоэ, аорта, арена, амеба.

Э

Элегия, электрик, энергия, эффект, эстетика, этаж, экран, экзамен, эпоха, этюд, экскурсия.

О

Обоз, ожог, опора, оковы, оборка, обойма, обочина, обои, окна, осколок, охота, обзор, отгадки, остаток, ошибка, орудие, оружие, обычай, обрывок, орех, одежда, общение, опилки, овация.

У

Урал, Уфа, укус, укутывать, упругий, удача, удав, угар, укладка, ухват, умение, ущелье, учение, уверенность, умельцы, утес, утечка, утенок, успех, усмешка, уздечка, узбеки, узоры, урок, урон, упор, уход, удобство, удилище, усилие, улитка, укрытие, убыток, урюк.

И

Ирина, Иван, Италия, Иран, Ирак, ирис, извилина, инжир, испанец, изба, изнанка, издательство, икра, игра, игла, идея, имение, инспектор, искусство, ирония, износ, иголка, изюм, игрушка.

Я

Япония, Якутия, Ямайка, ячейка, яичница, японец, ягненок, январь, янтарь, ядро, ярлык, ямщик, ячмень, ярмо, явление, язык, язычник, ягнята.

Е

Егор, енот, езда, ездок, еда, ежиха, ежонок, еловый, Елена, Емеля, Европа, Евсей.

Ю

Юпитер, юлить, юла, южанин, юнец, юнкор, юрист, юбчонка.

№ 3

А

Анатолий, Ашхабад, Аргентина, агрегат, абонент, академия, академик, арифметика, артиллерия, аритмия, апельсин, активист, абажур, антилопа, агроном.

Э

Элемент, эпидемия, этажерка, этикетка, этикет, элеватор, экипаж, эскалатор, эликсир, электричество, эгоист, экспедиция, эскадрон, эпилог, эпизод, экономия, эшелон, эскимо.

О

Ободок, оборот, огород, отворот, отговорка, обиход, обвинение, обобщение, обозрение, образец, обсуждение, обучение, объявление, объяснение, оглавление, огурец, окружение, освоение, отвлечение, отделение, отопление, охлаждение, офицер, обогрев, ощущение, отступление, обещание, осязание, океан, оператор, операция, описание, опоздание, оправдание, орфография, обелиск, озорник, оптимизм, оборудование, остроумие, опекун.

У

Удалец, ухудшение, уважение, уверение, утомление, утепление, уточнение, угощение, убеждение, удивление, укрощение, укрепление, уроженец, увядание, ученик, ураган, урожай, узелок, упаковка, уговор, Украина, уголок.

Развитие мелкой моторики

Речь напрямую связана с дифференцированным движением пальцев рук. Упражнения:

1. Соединить быстро пальцы правой и левой руки.

2. Помассировать палец о палец (кончиками), до 10 движений.

3. Быстрая синхронная «игра на пианино» пальцами левой и правой руки (одной, потом двумя руками).

4. Перебирать рис, гречу (захват двумя пальцами поочередно).

5. Можно перебирать бусы, четки.

Точечный массаж

Точка 2 (Нэй-гуань)

Находится на передней поверхности предплечья выше средней складки запястья между сухожилиями.

Самовнушение

Проговариваем с рукой

Цель:связать речь и спокойствие.

Речь легкая, спокойная.

Поза свободная.

Взгляд уверенный.

Вплываю в речь.

Расслабление и спокойствие.

Спокойствие и расслабление.

У меня уверенный взгляд.

У меня прекрасная осанка.

Я спокоен и уверен в себе.

Я отбросил тревогу.

Прогнал страх перед речью.

Когда начинаю говорить, спокойствие не исчезает.

Я говорю спокойно и плавно.

Я переношу приятное расслабление на речь.

Я могу говорить только в спокойном, расслабленном состоянии.

Произносить эти фразы утром и перед сном.

ЗАНЯТИЕ 3

План

1. Чтение дневников о состоянии речи.

2. Проверка домашних заданий занятий 1 и 2.

3. Расслабление рук.

4. Расслабление ног. Формулы внушения.

5. Психотерапевтическое внушение.

6. Дыхательная гимнастика.

7. Артикуляционная гимнастика для мышц языка.

8. Речевые упражнения.

9. Работа над силой голоса.

10. Путь к себе. Настрой.

11. Точечный массаж.

12. Самовнушение.

Расслабление рук

Смотри в пункте № 4 занятия 2.

Расслабление ног.

Формулы релаксации

Я чувствую приятную тяжесть в правой (левой) ноге. (Представьте, что ваша правая (левая) нога сосуд, который наливается свинцом, тяжелея все больше и больше).

Чувство тяжести в моей правой (левой) ноге все больше нарастает. Нога все больше тяжелеет, тяжелый густой свинец наполняет вашу ногу.

Моя правая (левая) нога очень тяжелая. (Продолжайте как можно дольше удерживать образное представление, зафиксируйте это ощущение.)

Приятная тяжесть наполняет мою правую (левую) ногу.

Дыхательная гимнастика

Сегодня мы с вами научимся универсальной системе дыхания, которая была описана еще в древности:

вдох — пауза, выдох — пауза.

Важен именно принцип, а длительность вдоха — выдоха и паузы для каждого человека индивидуальны. Это зависит от того, что вы делаете: идете по лестнице, сидите или начинаете говорить.

4 тактное дыхание позволяет восстановить равновесие во всех системах организма и психике.

Можно со счетом:

Вдох (6 сек.) — задержка дыхания (12 сек.).

Выдох (6 сек.) — задержка перед вдохом (12 сек.).

Можно дыхание связать с ритмом шагов:

Вдох (3 шага) — задержка (6 шагов).

Выдох (3 шага) — задержка перед вдохом (6 шагов).

Речевые упражнения

Работа над словами

Если при произнесении того или иного слова у вас возникнет затруднение, не огорчайтесь, не сосредотачивайтесь на этом слове, а продолжайте работать дальше. Неудача произошла, потому что какое-то речевое правило вы не выполнили.

Надо еще и еще раз вернуться к речевым правилам и более легким заданиям. Произносите слитно, на одном выдохе выделенные из слова гласные звуки и само слово. Ударный звук должен звучать громче и длительнее, чем остальные гласные.

Сделайте запись в тетради всех данных ниже слов по образцу:

Инвалид — инвалид — инвалид

Исполин — инвалид — истопник

Изыскание — избиратель — излечение

Слова, с ударением на 3-м слоге:

И

Истребитель, иностранец, иллюстрация, интервал, интернат, интонация, инкассатор, инкубатор, избиратель, изучение, иноземец, инженер, интеллект, интерес, извинение, изречение, изваяние, интервью.

Я

Ягуар, Ярославль, якобинец, ясновидец, ядовитый, ярлыки, язычок, языковый, ястребок, яровой, ястребиный.

Е

Ежедневный, европеец, ежемесячный, единение, Енисей, единица, ежевика, ежечасно, ералаш, ерунда, ежегодный, Емельян, есаул, ежесуточно.

Ю

Юморист, ювелир, Югославия, юмореска, юбилейный, юбиляр, юрисконсульт.

К каждому упражнению подберите свои примеры.

Слова с ударением на 4-м слоге:

Особое внимание надо уделить экономному расходованию воздуха. Сделать длительный вдох.

• Аоиаия — аоиаия — ассоциация

• Аиуяия — аиуяия — артикуляция

• Артикуляция — артикуляция — артикуляция.

• Архипелаг — Афганистан — аэроплан.

А

Архипелаг, Азербайджан, Афганистан, аэроплач, ажиотаж, администрация, абонемент, ацетилен, авторитет, автопробег, ассортимент, аплодисменты, аудиометр, аукцион, аэродром, аттракцион.

Э

Электростанция, эксплуатация, экранизация, эвакуация, элементарно, энтузиазм, экзаменатор, энциклопедия, эксперимент, эритроцит, эндокринолог, электровоз, эквилибрист.

У

Упомянуть, универмаг, универсал, увещевать, удорожание, успокоение, увеселение, уединение, употребление, уведомление, установление, увековечить, увеличение, укоренение, употребить, увеличитель, удешевить, уговорить, угомонить, укоротить.

И

Идеализм, изобразить, избороздить, инфинитив, иронизировать, искоренить, иглообразный, исподтишка, избаловать, изобличить, изобретать, иллюминатор, истолкователь, изобретение, иммунитет, интеллигенция, искусствовед.

Я — Ю

Языковедение, языкознание, яровизация, ясновельможный, языковой, юмористический.

Е

Елизавета, еженедельник, естествознание, единовластие, единобрачие, единогласие, единоборство, единорог, Ессентуки, единодушие, ежеминутный, ежесекундный, единомышленник, Екатеринбург.

Работа над силой голоса

Упражнение с гласными несколько усложним:

• Каждый гласный звук проартикулировать без голоса:

а – о – у – и – э - ы.

• Каждый гласный звук произнесите:

а) шепотом;

б) тихим голосом;

в) голосом средней громкости;

г) громко;

а — шепотом, о — тихим голосом и т.д.

• Начните тихим голосом и постепенно усиливайте до громкого звучания.

а — тихо - - - - - - - ГРОМКО.

• Начните с предельно громкого голоса, постепенно ослабляйте звук до тихого; рот до конца звучания оставляйте в состоянии активной артикуляции данного звука.

А – ГРОМКО - - - - - - - тихо.

• Начните тихо, постепенно усиливая до громкого и заканчивайте снова тихим голосом.

а — тихо - - - - ГРОМКО - - - - тихо.

• Начните громко, постепенно ослабляя звук до тихого, и заканчивайте снова громко.

А – ГРОМКО - - - - тихо - - - - ГРОМКО.

• Произнесите каждый звук, обращаясь к человеку.

— сидящему рядом с вами;

— находящемуся в соседней комнате;

— стоящему на другом конце улицы (или в лесу).

Все виды упражнений делать стоя и сидя.

Путь к себе

Настрой

С глубокой древности существуют специальные заговоры, которыми пользуются народные целители. Доказано, что существуют так называемые ключевые слова, при произнесении которых организм любого человека отвечает определенными физиологическими реакциями на укрепление здоровья, на устойчивость нервной и психологической сферы. Слова, которые употребляет человек, вольно или невольно отображают его внутреннее состояние и мироощущение. Много слов унылых, неуверенных — и узнаешь человека нерадостного, не имеющего опоры в жизни, уверенности в себе. А когда в речи преобладают слова живые, яркие, динамичные, то и жизнь бьет ключом.

После освоения этой системы хотелось бы видеть вас жизнерадостными, бодрыми, счастливыми, сумевшими пробудить в себе силы обновления и саморегуляции, избавившимися от комплексов и стрессов, неуверенности и усталости.

Выберите себе нужный настрой, начните постоянно работать. Составьте его для себя сами. Думайте о том, чего вы хотите добиться в работе над своей речью. Повторяйте занятие ежедневно 6 — 7 раз.

Примерный настрой для заикающегося:

— Говорю легко-легко.

— В начале речи абсолютно спокоен.

— Речь течет плавно, спокойно.

— Речевой настрой пронизывает всю мою жизнь. Надо верить в успех.

Формулы для заикающихся:

• При произнесении согласных звуков не делаю ни единого лишнего движения, ни малейшего усилия, всегда расслаблен перед началом речи.

• Тон изложения должен быть деловым, твердым, очень убедительным.

Примените сравнения:

Моя речь легкая, как пух.

Речь моя течет, как река Волга в погожий солнечный день.

Я спокоен, как...

Я уверен, как...

Жизнь моя удивительна и прекрасна, как...

Дома напишите ваши варианты настроев.

Точечный массаж

Точка 3 (Тянь-дзин)

Симметричная, находится на задней поверхности плеча, на 1 цунь выше локтевой складки вытянутой руки. Массировать поочередно справа и слева в положении сидя, массируемая рука опушена вдоль тела. 1 цунь примерно равен 3,5 см.

Самовнушение

Язык расслаблен и тяжел. Дышится свободно и легко. Я спокоен. Весь расслаблен. В любой обстановке я спокоен и расслаблен. При любом настроении моя речь свободная и плавная. В любой обстановке меня сопровождает хладнокровие и непринужденность. Речь льется сама по себе. Мне легко не думать о речи. Она плавная, свободная, четкая.

ЗАНЯТИЕ 4

План

1. Чтение дневников о состоянии речи.

2. Расслабление рук и ног. Формулы общего успокоения.

3. Психотерапевтическое внушение.

4. Артикуляционная гимнастика для мышц языка.

5. Дыхательная гимнастика.

6. Речевые упражнения.

7. Работа над голосом.

8. Упражнения на быстрое переключение артикуляции. Устранение звукофобии. Звук [П].

9. Точечный массаж.

10. Невербальная коммуникация.

11. Путь к себе. Коллективный настрой.

Расслабление рук и ног

Формулы общего успокоения

Неудается добиться удовлетворительного результата чаще всего потому, что люди не доверяют себе или совершают чрезмерные усилия. А расслабление не предполагает участия воли. Должно работать лишь воображение.

Я совершенно спокоен. (Вспомните чувство приятного покоя, когда-либо вами испытанного.)

Меня ничто не тревожит. (Вспомните чувство приятного, безмятежного покоя, когда после напряженного дня

Наши рекомендации