Исследование способностей словоизменения

Изменение слова по падежам.Логопед показывает ребенку карандаш и говорит: «У меня карандаш (ребенок повторяет самостоятельно или с помощью логопеда). У меня нет ... (с продолжающейся интонацией)». Ответ ребенка: «Каранда­ша». И далее: «Я протягиваю руку к ... (карандашу). Я беру в руки ... (карандаш). Я рисую домик ... (карандашом). Я меч­таю о красном... (карандаше)».

Преобразование имени существительногов именитель­ном падеже единственного числа во множественное. Лого­пед показывает ребенку предметные картинки, на которых изображены один предмет и несколько предметов: стол — столы лист — листья кукла — куклы

глаз — глаза

дерево — деревья

окно — окна

ухо — уши

пень — пни

рот — рты

стул — стулья

рукав — рукава

воробей — воробьи

Образование форм родительного падежаимен существи­тельных в единственном и множественном числе. Логопед показывает предметные картинки с изображением различ­ного количества предметов, ребенок называет их. Затем ло­гопед убирает картинку, на которой несколько предметов, и осторожно побуждает ребенка сказать слово, стоящее в родительном падеже множественного числа:

шар — шара — шаров

мяч — ... — ...

окон

дерево — ... —

окно — окна -

дом — ... — ...

шапка — ... — ...

Согласование прилагательных с существительнымиедин­ственного числа в роде:

шар — голубой

чашка — голубая

платье — голубое

мяч — ...

машина — ...

ведро — ...

Согласование числительных«два» и «пять» с существи­тельными: дом, жук, ведро, рыбка, шар, вишня, огурец, яб­локо, крыша, ботинок, шапка, арбуз.

Исследование способности словообразования

Образование существительныхс уменьшительно-ласка­тельными суффиксами. Логопед использует предметные картинки с изображениями предметов разной величины.

стол — столик ложка — ложечка

кукла — куколка ковер — коврик

окно — окошечко кровать — кроватка

Образование прилагательных от существительных(под­готовительная группа). Логопед: «Стол из дерева. Какой стол?» и сам отвечает: «Деревянный». И далее предлагает ребенку следующие словосочетания:

шуба из меха — (меховая) стаканчик из бумаги — (бумажный)

мяч из резины — (резиновый) кувшин из стекла — (стеклянный) платье из шелка — (шелковое) замок из железа — (железный) платок из шерсти — (шерстяной) кофточка из кружев — (кружевная) Образование глаголов движенияс помощью приставок ПРИ, У, ДО, ПЕРЕ, ВЫ, ОБ, С (подготовительная группа). Слова для предъявления: ходить — ...; бежать — ...; летать — .... Исследуя характер употребления предложных конструкций,показать, а затем спросить у ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой); произнести фразу без предлога и предложить ребенку вставить необходимый предлог: «Лам­па висит — ... столом. Мяч упал — ... пол. Птичка слетела — ... ветки. Игрушки висят — ... елке».

Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

Фонематический анализ

Выделение звука на фоне словапо картинкам ина слух (после показа логопедом). Инструкция: «Слышишь ли звук [Ш]в слове ШШУБА?» (логопед произносит звук в изоли­рованном положении и в слове интонированно, т. е. более продолжительно). И далее: «Слышишь ли звук [Р] в слове ПАРР? звук [Ж] в слове ЖЖУК? звук [Ч] в слове МЯЧ? звук [Щ]в слове ЩЩЕПКА? звук [Л]в слове ЛЛАМПА?».

Выделение на слух ударного гласногоиз начала слова. Сло­ва для предъявления: Аня, Оля, утка, Ира, окна.

Определение места, последовательности и количества зву­ковв слове (подготовительная группа). Например, определе­ние места звука в слове (глобально: в начале слова и в конце).

Инструкция: «Какой звук слышишь в начале слова ШАПКА? Какой звук слышишь в конце слова ДУШ?».

Фонематический синтез

Логопед предлагает ребенку составить слово из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последователь­ности: [С], [Ы], [РЗ; [Н],[О], [С]; [О], [С],[А]; [Л], [А], [П], [А].

Фонематические представления

Логопед предлагает ребенку выбрать и отложить картин­ки, в названиях которых есть звук [С] или другой заданный логопедом звук, затем подобрать слово с заданным логопе­дом звуком (если у ребенка есть в речи отдельные слова).

При обследовании речевой активности следует отме­тить: самостоятельно вступает в контакт, с помощью, стре­мится к общению, негативен.

По окончании обследования логопед записывает уточ­ненный диагноз.

Тема 6. Система коррекционно-логопедического воздействия при моторной алалии.

Наши рекомендации