Исследование способностей словоизменения
Изменение слова по падежам.Логопед показывает ребенку карандаш и говорит: «У меня карандаш (ребенок повторяет самостоятельно или с помощью логопеда). У меня нет ... (с продолжающейся интонацией)». Ответ ребенка: «Карандаша». И далее: «Я протягиваю руку к ... (карандашу). Я беру в руки ... (карандаш). Я рисую домик ... (карандашом). Я мечтаю о красном... (карандаше)».
Преобразование имени существительногов именительном падеже единственного числа во множественное. Логопед показывает ребенку предметные картинки, на которых изображены один предмет и несколько предметов: стол — столы лист — листья кукла — куклы
глаз — глаза
дерево — деревья
окно — окна
ухо — уши
пень — пни
рот — рты
стул — стулья
рукав — рукава
воробей — воробьи
Образование форм родительного падежаимен существительных в единственном и множественном числе. Логопед показывает предметные картинки с изображением различного количества предметов, ребенок называет их. Затем логопед убирает картинку, на которой несколько предметов, и осторожно побуждает ребенка сказать слово, стоящее в родительном падеже множественного числа:
шар — шара — шаров
мяч — ... — ...
окон
дерево — ... —
окно — окна -
дом — ... — ...
шапка — ... — ...
Согласование прилагательных с существительнымиединственного числа в роде:
шар — голубой
чашка — голубая
платье — голубое
мяч — ...
машина — ...
ведро — ...
Согласование числительных«два» и «пять» с существительными: дом, жук, ведро, рыбка, шар, вишня, огурец, яблоко, крыша, ботинок, шапка, арбуз.
Исследование способности словообразования
Образование существительныхс уменьшительно-ласкательными суффиксами. Логопед использует предметные картинки с изображениями предметов разной величины.
стол — столик ложка — ложечка
кукла — куколка ковер — коврик
окно — окошечко кровать — кроватка
Образование прилагательных от существительных(подготовительная группа). Логопед: «Стол из дерева. Какой стол?» и сам отвечает: «Деревянный». И далее предлагает ребенку следующие словосочетания:
шуба из меха — (меховая) стаканчик из бумаги — (бумажный)
мяч из резины — (резиновый) кувшин из стекла — (стеклянный) платье из шелка — (шелковое) замок из железа — (железный) платок из шерсти — (шерстяной) кофточка из кружев — (кружевная) Образование глаголов движенияс помощью приставок ПРИ, У, ДО, ПЕРЕ, ВЫ, ОБ, С (подготовительная группа). Слова для предъявления: ходить — ...; бежать — ...; летать — .... Исследуя характер употребления предложных конструкций,показать, а затем спросить у ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой); произнести фразу без предлога и предложить ребенку вставить необходимый предлог: «Лампа висит — ... столом. Мяч упал — ... пол. Птичка слетела — ... ветки. Игрушки висят — ... елке».
Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений
Фонематический анализ
Выделение звука на фоне словапо картинкам ина слух (после показа логопедом). Инструкция: «Слышишь ли звук [Ш]в слове ШШУБА?» (логопед произносит звук в изолированном положении и в слове интонированно, т. е. более продолжительно). И далее: «Слышишь ли звук [Р] в слове ПАРР? звук [Ж] в слове ЖЖУК? звук [Ч] в слове МЯЧ? звук [Щ]в слове ЩЩЕПКА? звук [Л]в слове ЛЛАМПА?».
Выделение на слух ударного гласногоиз начала слова. Слова для предъявления: Аня, Оля, утка, Ира, окна.
Определение места, последовательности и количества звуковв слове (подготовительная группа). Например, определение места звука в слове (глобально: в начале слова и в конце).
Инструкция: «Какой звук слышишь в начале слова ШАПКА? Какой звук слышишь в конце слова ДУШ?».
Фонематический синтез
Логопед предлагает ребенку составить слово из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последовательности: [С], [Ы], [РЗ; [Н],[О], [С]; [О], [С],[А]; [Л], [А], [П], [А].
Фонематические представления
Логопед предлагает ребенку выбрать и отложить картинки, в названиях которых есть звук [С] или другой заданный логопедом звук, затем подобрать слово с заданным логопедом звуком (если у ребенка есть в речи отдельные слова).
При обследовании речевой активности следует отметить: самостоятельно вступает в контакт, с помощью, стремится к общению, негативен.
По окончании обследования логопед записывает уточненный диагноз.
Тема 6. Система коррекционно-логопедического воздействия при моторной алалии.