ОТВЕТ 16. Общее понятие о способностях. Виды и уровни способностей. Формирование способностей. Влияние наследственности и среды в развитии способностей. Формирование способностей

Общее понятие о способностях.Проблемы психологии способностей всегда находились в центре внимания украинских и зарубежных специалистов Это одна из важнейших и актуальных проблем воспитания Она беспокоит родителей, учителей и учащихся

Способности - это индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного выполнения определенного вида деятельности Способности не сводятся к наличию у индивида знаний, умений, навыков к Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладевания средствами и приемами деятельностиі. В изучении способностей выделяют три основные проблемы: происхождение и природа способностей, типы и диагностика отдельных видов способностей, закономерности формирования способностей

Способности тесно связаны с общей направленностью личности Соотношение направленности личности и уровня способностей неоднозначное: высокий уровень способностей существенно влияет на стиль поведения и формирование личности Исходной предпосылкой для развития способностей есть те природные задатки, с которыми ребенок появляется на свет Вместе с тем биологически унаследованные свойства человека не определяют его способностей Мозг концентрация уе в себе не те или иные специфические человеческие способности, а лишь способность к формированию этих способностейей.

Уровень развития способностей зависит от: 1) качеств знаний и умений, от степени их объединения в единое целое, 2) природных задатков человека, качества природных нервных механизмов элементарной психической деятельности, 3) большей или ме еншои \"тренированности\" самых мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессех процесів.

Задатки - наследственные свойства периферического и центрального нервного аппарата - являются существенными предпосылками способностей человека, но лишь предпосылками От задатков к способностям - таков путь развития личности и Задатки многозначны, они могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в различные способности Будучи предпосылкой успешной деятельности человека, способности составляют продукт деятельности В этом проя вляеться взаимозависимость способностей человека и его деятельности. Только при условии хороших задатков способности могут развиваться очень быстро даже в неблагоприятных жизненных обстоятельствах Впрочем, и лучшие задатки сами собой, автоматически не обеспечивают высоких достижений С другой стороны, и при отсутствии хороших задатков (но не при полном отсутствии) человек может при определенных условиях достичь значительных успехов в соответствующей деятельности Трудности многих неуспевающих учеников есть следствием не их умственной или физической неполноценности, а их представлений о себе как о неспособных к серьезной подготовки Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем, и ничто так не определяет н евдачи, как сознательное ее ожиданияання.

Выделяют две стороны развития способностей - общую и особист существует Несмотря на наличие в способностях обще психологического, \"родового\", они всегда сугубо индивидуальными С способностями тесно связаны наклоны т.е. выборочная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься В основе этой направленности лежит устойчивая потребность Наклоны - предпосылки развития способностей

Наклоны и способности нередко совпадают, что можно объяснить индивидуальными проявлениями активности и саморегуляции личности, являются основными психологическими предпосылками развития как наклонностей, так и способностей. Итак, способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения конкретной деятельности, проявляются в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями ниями, навыкам.

Виды и уровни способностей.Способности играют немаловажную роль в достижении поставленной цели. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. В то же время у различных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся по уровню развития.

Выделяют три типа способностей:

художественный — характеризуется относительным преобладанием первой сигнальной системы в психической деятельности человека. Первая сигнальная система базируется на ощущениях и восприятиях, и люди, у которых преобладает эта система, обладают художественными, музыкальными, литературными способностями;

мыслительный — характеризуется относительным преобладанием второй сигнальной системы. Те, у кого преобладает вторая сигнальная система, базирующаяся на речи, относятся к мыслительному типу людей;

промежуточный (средний) тип — характеризуется примерно равным соотношением двух сигнальных систем.

Современные научные данные показывают, что преобладание той или иной сигнальной системы зависит от работоспособности полушарий головного мозга: те люди, у которых более развито правое (образное) полушарие мозга, более эмоциональны, открыты, у них лучше развиты воображение, образное мышление; те люди, у которых более активно левое (словесно-логическое) полушарие мозга, отличаются рассудительностью, рациональностью, так как в этом полушарии находятся центры логического мышления, счета и письма; у многих людей работа правого и левого полушарий сбалансирована. К «правополушарным» композиторам-классикам Иногда задатки проявляются в раннем детстве. Так, М.И. Глинка уже в 3-4 года старался извлечь приятные ритмические звуки, ударяя палочкой о звучащие предметы. Моцарт в 5 лет сочинял серьезные произведения. Литературные задатки проявляются позже. Например, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов стали писать стихи, когда им было около 9 лет.

Отечественные и зарубежные ученые предлагают выделять способности по направленности и специализации. Способности по направленности в свою очередь подразделяются на две группы:

общие элементарные — способности, присущие всем людям в разной степени. Это способности ощущать, запоминать, воспринимать, мыслить; сложные — способности к труду, учебе, общению. Основы способностей заложены генетически — в виде задатков (рис. 1). В структуру способностей входят общие, специальные и групповые способности.

Виды способностей по специализации специальные — определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Это музыкальные способности, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные, художественно-творческие и др.; теоретические — определяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям;практические — определяют склонность к конкретным, практическим действиям;учебные — определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности;творческие — определяют возможности человека по созданию предметов духовной и материальной культуры, производству новых идей, открытий и изобретений, короче говоря, они определяют индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Виды способностей по уровню развития По уровню развития способности разделяют на репродуктивные — способности, связанные с высоким умением осваивать знания, овладевать деятельностью по заданному образцу; творческие — способности, обеспечивающие создание нового, оригинального. К этому уровню относятся:

талант — сочетание выдающихся способностей, талантливый человек отличается самостоятельностью и оригинальностью выполнения какой-либо деятельности; гениальность — высшая степень талантливости; гений создает принципиально новое (в науке, искусстве), т.е своим открытием делает переворот, революцию в какой-либо области; одаренность — сочетание различных высокоразвитых способностей. Одаренный человек способен ко многим видам деятельности.

Формирование способностей.(англ. ability formation). Способности - психические свойства, являющиеся условиями успешного овладения и успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Общепринято в отечественной психологии считать способности прижизненно складывающиемися психическими свойствами индивида. Ф. с. происходит на основе врожденных задатков способностей. Однако вопрос о природе задатков и их роли в Ф. с. является дискуссионным. По мнению одних авторов (Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплое и др.), задатки специфичны по отношению к способностям, хотя и многозначны (т. е. одни и те же способности могут формироваться на основе разного сочетания задатков). По мнению др. (А. Н. Леонтьев), задатки вообще не специфичны по отношению к собственно человеческим способностям и последние целиком формируются в процессе усвоения (присвоения) социального опыта. Ф. с. происходит в процессе усвоения тех видов деятельности, для осуществления которых эти способности необходимы. Но если приобретение знаний, умений и навыков - это прямой результат обучения деятельности, то Ф. с. при существующих формах обучения выступают его косвенным, побочным результатом. Ведутся интенсивные исследования умственных способностей ребенка: разрабатываются методы их диагностики и изучаются возможности их целенаправленного формирования в дошкольном и школьном возрасте. См. также Психогенетика, Психодиагностика, Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий, Тесты способностей.

Наши рекомендации