Сфера возможностей усыновления.
Достоверные данные национальной статистики о детях, получающих помощь Лиги социального обеспечения детей, показали, что из общего количества усыновленных детей 62% были усыновлены одним из родителей. Распространение этой категории усыновления связано с увеличением разводов и повторных браков. Вероятнее всего, усыновление одним из родителей и далее будет составлять самую большую долю от всех усыновлений. Считается, что после 1975 г. произошло резкое снижение числа усыновлений под эгидой официальных агентств и увеличение усыновлений, организованных посредниками. К сожалению, не существует достоверных данных для проверки этих сведений.
Большинство детей, усыновленных без осложнений и проблем в 1975 г., составляли белые младенцы и дети дошкольного возраста. Из каждых десяти детей, усыновленных через агентство, 9 были моложе 6-летнего возраста, 6 — до одного года, причем 7 из десяти были белыми.
В 1984 г. службы усыновления сообщили Лиге социального обеспечения детей следующее: 1) продолжается снижение количества белых младенцев и детей дошкольного возраста, представленных на усыновление; 2) несмотря на некоторое увеличение количества представленных на усыновление старших детей, инвалидов и детей из национальных меньшинств, дети до 6 лет все еще составляют большинство усыновленных с помощью агентств; 3) продолжается увеличение числа родителей, желающих усыновить младенцев и малолетних детей.
Кто усыновляет?
Желающие усыновить ребенка сегодня — это люди более старшего возраста, чем это было в прошлом. Данные переписи наводят на мысль, что замужние женщины специально откладывают беременность. Следовательно, у них увеличивается опасность возникновения проблем с воспроизводством потомства и они вынуждены будут пойти в агентство. Многие агентства ограничивают возраст предполагаемых родителей 35 годами и, следовательно, исключают возможность усыновления младенцев или детей дошкольного возраста через агентства для существенного числа заявителей.
Естественно, предполагаемые родители будут планировать усыновление другими путями: 1) искать детей за границей, 2) усыновлять помимо агентства, 3) усыновлять детей старшего возраста или с физическими недостатками, 4) искать новые средства решения проблемы бесплодия, такие, как искусственное оплодотворение, оплодотворение in vitro, эмбриональная закладка и др.
В последнее время получило широкое распространение усыновление детей из других стран. В 1973 г. гражданами США были усыновлено 4 тыс. таких детей. В 1983 г. эта цифра уже увеличилась до 8 тыс. Большинство детей поступало из Латинской Америки и Азии. Из Южной Кореи было усыновлено в четыре раза больше детей, чем из самой популярной в этом отношении прежде — Колумбии. Затем следуют Индия и Сальвадор. Однако не существует ни одного случая, чтобы американские дети были отправлены в другие страны для усыновления их там.
Кому нужно быть усыновленным?
В то время как потенциальные родители искали младенцев и детей дошкольного возраста, имелись другие дети, нуждающиеся и усыновлении, но еще не получившие его. Эти дети проживали в семьях опекунов, приютах или интернатах. В 1982 г. имелось 50 тыс детей, ожидающих усыновления. Это были дети из этнических групп, дети с сильно выраженными физическими недостатками (причем мальчиков несколько больше, чем девочек), дети старше 11 лет и дети, находящиеся под опекой 4 и более лет. К. Гершенсен и др. (1983), указывают, что "хотя чернокожз так и после процедуры,усынов-ие дети составляют 14% детского населения, из них 24 % находятся под опекой, а 33 % свободны для усыновления, но тем не менее они до сих пор не представлены для усыновления". Аналогичная дискриминация наблюдается и в отношении чернокожих детей с физическими недостатками, ибо только 17% и» них когда-либо представлялись на усынов-•1сние по сравнению с 38% белых детей, такие страдающих физическими недостатками. В то же время имеются данные, показывающие, что чернокожие семьи в 4,5 раза чаще усыновляют детей, чем это делают белые или испаноязычные семьи. Необходимо предпринять определенные шаги для увеличения шансов детей из этнических меньшинств попасть на усыновление.
Процесс усыновления.
Родители обычно подписывают юридические документы об отказе от ребенка и предоставлении его агентству для усыновления. В случае независимого усыновления родители подписывают такой же документ, но отказываются от ребенка в пользу лиц, желающих его усыновить. Указанные документы известны как "порядок отказа от права". В прошлом было достаточно одного отказа матери от права на ребенка, чтобы отдать его на усыновление. В 1972 г. в примечании к решению Верховного суда указано, что неженатые предполагаемые кровные отцы также имеют право на получение уведомления об определении ребенка на усыновление. Это решение суда вызвало неоднозначную реакцию. Одни считают, что все установленные отцы должны быть зарегистрированы в браке, и только тогда требуется их согласие на усыновление ребенка (если они не намерены взять на себя родительскую ответственность). Другие считают, что согласие на усыновление может дать только тот, кто сам занимается воспитанием своего ребенка.
Часто, в случаях со старшими детьми, находящимися под опекой, родительские права могут быть ограничены против желания родителей с целью законного освобождения ребенка на предмет его усыновления, что называется принудительным ограничением. Процессс ограничения может занимать значительный промежуток времени, ибо имеет место множество отсрочек и задержек. Освобождение детей из-под опеки для последующего их усыновления требует профессионализма социальных работников при сборе свидетельств, организации записей и подготовке, доказательств для суда.
Подготовка ребенка к усыновлению требует полной информации о нем, в том числе данных о результатах медицинского обследования, сведений о его развитии и социальном происхождении. Эта информация должна быть передана усыновляющим лицам. Для усыновления старших детей этого недостаточно. Старшие дети должны понять причины, по которым они определяются на усыновление и не могут находиться со своими родителями. Они должны четко представлять себе, что такое усыновление, какую роль они сами будут играть в выборе будущей семьи. Работники службы усыновления должны обладать профессиональными навыками, чтобы со знанием дела определить необходимость как отделить ребенка от семьи, так и присоединить детей к новой семье. Немаловажное значение имеет умение интервьюировать детей различных возрастов.
Приемные родители.
Существует избыток заявителей на белых младенцев и детей до 11 лет, не имеющих неизлечимых физических недостатков. Агентства располагают большим выбором усыновляющих родителей. Для усыновления младенца родителям нужно обратиться в такое агентство. Приемные родители должны быть не старше 35—40 лет, предъявить свидетельство о бесплодии и не иметь других оговоренных законом противопоказаний усыновлению.
Сложнее обстоит дело с усыновлением детей из этнических меньшинств, более старшего возраста и с тяжелыми физическими недостатками. В этих случаях требования агентств значительно снижаются. Они отказываются от требований обязательно состоять в браке (теперь заявить об усыновлении таких детей могут и одинокие люди), от ограничения максимального возраста и подтверждения бесплодия. Основным условием усыновления выступает желание усыновить ребенка.
США начали осуществлять программы финансовой помощи, известной как субсидии на усыновление для детей с тяжелыми физическими недостатками. Субсидия на усыновление способствует размещению ребенка в семье, которая в противном случае может испытывать страх перед дополнительными финансовыми издержками. 90% субсидированных усыновлений падает на приемных родителей, у которых уже установились определенные взаимоотношения с детьми. Большинство этих детей принадлежит к этническим меньшинствам или к особо нуждающимся инвалидам.
Как только родители заявляют о желании усыновить ребенка, начинаются групповые или индивидуальные встречи с работниками соответствующего агентства. Окончательному выбору ребенка предшествуют предварительные визиты, что весьма важно для детей более старшего возраста. Определение на усыновление сопровождается периодом адаптации, в течение которого продолжают действовать службы поддержки. Обычно это время составляет от девяти месяцев до одного года.
Раньше агентства редко предлагали официальную помощь после того, как усыновление было уже узаконено. В ответ на требования родителей, усыновляющих детей из этнических меньшинств, многие агентства предлагают помощь в воспитании детей и в преодолении связанных с ними кризисных ситуаций. Кроме того, эти службы оказывают помощь усыновленным в детстве взрослым, которые хотели бы иметь информацию о кровных родителях.
До конца 70-х годов родителям в редких случаях было позволено вмешиваться в процесс усыновления после того, как они дали юридическое согласие на передачу своего ребенка для усыновления, или после того, как их родительские права были ограничены. В настоящее время положение изменилось. Семья ребенка имеет контакты с усыновляющей семьей, обусловленные только взаимным желанием. Это особенно важно при усыновлении старших детей, эмоционально привязанных к родителям, братьям и сестрам и другим родственникам.
Существует значительно меньше доступных сведений об усыновлении младенцев. С целью соблюдения конфиденциальности ни одна из семей во время определения на усыновление не может получать каких-либо сведений о другой. Это традиционно при усыновлении младенцев с помощью официальных агентств. Однако ряд агентств считает целесообразным предоставлять право родителям ребенка и его приемным родителям самим решать, хотят ли они узнать друг друга, намерены ли они продолжать контакт после усыновления и какой характер может носить этот контакт.
Государственные законы об усыновлении, как правило, требуют, чтобы все связанные с усыновлением официальные документы были закрытыми и информация об участвующих в усыновлении сторонах, о родивших и усыновивших родителях, об усыновленном ребенке предоставлялась агентством только по решению суда. Повзрослевшие усыновленные, вместе с некоторыми специалистами службы усыновления, добиваются изменения этих законов таким образом, бы усыновленные могли иметь доступ к информации о кровных родителях. Пpoтиводействие этому исходит от судов, родителей, усыновивших детей, ряда профессионалов, которые утверждают, что конфиденциальность данных о кровных родителях ребенка должна быть сохранена, ибо в противном случае может быть причинен вред как усынавленному по достижении им взрослого возраста, так и приемным родителям.
Некоторые штаты пытаются найти компромиссное решение этой проблемы, создавая регистратуры, где взрослый усыновленный может сообщить о своем желании установить контакт с кровными родителями, после чего регистратура активно участвует в поисках родителей и определяет, намерены ли они удовлетворить желание клиента. Во всяком случае, потребность в информации, выраженная повзрослевшими усыновленными, вынуждает агентства получать и передавать усыновляющим семьям значительно больше исходных данных, чем это имело место в прошлом.
Проблемы в усыновлении.
Должен ли суд объявить вне закона независимые усыновления, за исключением родственных? Сторонники положительного ответа на этот вопрос ссылаются на риск которому подвергается усыновленный ребенок и его новая семья, и подчеркивают преимущество государственных агентств. Те же, кто высказывается в пользу независим усыновлений, заявляют, что исследования не подтверждают эффективности работы агентств, и считают, что пары могут скорее найти ребенка для усыновления с помощью независимых посредников. Между этими двумя полярными точками зрения лежатдоводы сторонников установления строп регулирования всех независимых усыновлений. Такое регулирование включает: предоставление родителям ребенка качественной консультации перед тем, как он будет усыновлен; знакомство с предполагаемыми родителями и оценку их; наблюдение за усыновляющей семьей в период до утверждения судом усыновления.
Отцы.
В какой степени известные или предполагаемые кровные отцы должны быть вовлечены в процесс усыновления? Некоторые считают, что большинство отцов являются беспечными и, если отец не проявляет настойчивости по поводу установления прав и участия в процессе усыновления, он должен быть исключен из этого процесса. 06щение с таким отцом занимает слишком много времени и задерживает усыновление и подписание договора с усыновляющими родителями. Другие придерживаются мнения, что кажущееся со стороны безучастным поведение отца может трактоваться и как игнорирование им своего отцовства. Отсутствие серьезной практики по включению отца в процесс усыновления позволяет ему избежать моральной, финансовой и социальной ответственности, которая должна сопровождать акт усыновления. В то же время знание исходных медицинских и социальных данных отца, как и матери, важно для усыновляющих родителей.
Хотя количество легко усыновляемых младенцев и детей младшего возраста снизилось, а количество представляемых на усыновление детей с тяжелыми физическими недостатками возросло, плата за усыновление через официальную службу резко увеличилась. Агентства считают, что некоторые кровные родители предпочитают посредников агентствам на том основании, что последние якобы не предоставляют детям такое же качественное медицинское обеспечение и приют, как это делают посредники. Агентства, чтобы компенсировать эти несостоявшиеся сделки, поднимают плату за услуги, предоставляемые усыновляющим родителям. Однако в результате этого для приемных родителей с малым доходом усыновление становится недосягаемым. В связи с такой ситуацией рассматриваются и другие возможности разрешения проблемы, в том числе медицинское страхование для покрытия пособия роженицам, контракты по обслуживанию беременных клиенток объединениями нескольких агентств, включение в процесс усыновления организаций по защите здоровья.
Несмотря на значительно более высокий показатель усыновления среди негритянских семей, количество чернокожих детей, ожидающих усыновления, существенно превышает количество белых. Решение этой проблемы зависит от: 1) усилий по поиску чернокожих семей, желающих усыновить ребенка, применения более гибких требований к ним и субсидирования усыновления; 2) обеспечения более интенсивной помощи при рождении ребенка и его воспитании; 3) определения большего числа детей на усыновление в семьи другой расовой принадлежности.
Межрасовое усыновление продолжает оставаться предметом споров. Исследование ранней адаптации детей, определенных на усыновление в семьи, принадлежащие другим расам, показывает, что дети вполне удовлетворены жизнью в этих семьях. Белые семьи продолжают проявлять интерес к усыновлению детей другой расовой принадлежности. Несмотря на это, существует сильное противодействие межрасовому усыновлению со стороны некоторых специалистов, доказывающих, что ребенок может пострадать из-за различий культурных традиций. Они также заявляют, что в такой ситуации агентства в интересах ребенка не будут энергично подыскивать чернокожие семьи, а сосредоточатся на белых. Проблема, вероятно, станет предметом усиливающихся дебатов, поскольку количество чернокожих детей, ожидающих усыновления, значительно превосходит численность чернокожих семей, желающих усыновить ребенка.
Некоторые практики службы усыновления опасаются, что продолжающиеся попытки установить контакт между кровными родителями и усыновляющими лицами могут привести к уподоблению усыновления опеке. Они также опасаются, что такой контакт может иметь результатом "совместное исполнение родительских обязанностей", что создаст сложные проблемы для родивших и усыновивших ребенка, и путаницу для детей. Другие считают, что число родителей, желающих представить своих детей на усыновление, возрастет, если они смогут продолжать контактировать с ними. Это может пойти на пользу и самим детям. Усыновляющие родители не уподобятся опекунам, поскольку они имеют иной правовой статус и автономность в принятии решений. Наконец, неразумно предполагать, что все взаимоотношения будут сопровождаться проблемами. Большинство семей сможет совладать с проблемами и воспользуется преимуществами открытых контактов. Знакомство родителей и усыновляющих, узнавание ими друг друга, естественность их отношений, очевидно, перевесят отрицательные факты.
На многие вопросы, связанные с усыновлением, весьма сложно дать однозначные ответы. Например, должны ли быть закрытыми записи, сделанные при усыновлении, для повзрослевших детей? Имеют ли право приемные родители ребенка сохранять свою тайну? Имеют ли право дети на информацию об их генетическом фоне? Если контакты между родителями, родившими ребенка, и усыновившими его должны существовать, то как лучше всего их организовать? Все эти вопросы являются предметом дебатов как специалистов, так и непосредственно заинтересованных лиц.
Разрыв соглашения, отражающий ситуацию, когда определенный на усыновление в семью ребенок еще до усыновления возвращается агентству, вызывает множество вопросов. Какова истинная причина разрыва? Какое воздействие это оказывает на детей? Некоторые считают, что разрывы соглашений должны рассматриваться как важные оценочные индикаторы успеха или несостоятельности практики агентства по усыновлению. Однако если это на самом деле так, то тем самым подразумевается, что есть научно обоснованные критерии для прогнозирования успешного усыновления. На самом же деле хорошо известно, что подобных критериев не существует. Могло ли быть снижено количество разрывов соглашений, а также предотвращены проблемы, возникающие после усыновления, если бы агентства предложили больше услуг в поддержку семье? Некоторые специалисты доказывают, что, даже если усыновляющие семьи и нуждаются в помощи, это вовсе не означает, что вся она должна предоставляться агентствами по усыновлению. Общество имеет другие службы семьи и психического здоровья для указанных целей.
Заключение.
Усыновление является одной из важнейших услуг по защите младенчества, которая будет необходима всегда. Вполне возможны изменения видов и количества детских и родительских программ усыновления. Однако, какую бы форму усыновление ни принимало, квалификация и знания профессионалов социальной службы будут всегда необходимы, чтобы совершенствовать процесс и гарантировать права и благополучие детей.
Элизабет С. Коул.
См. также: Государственные службы социальной помощи; Дети; Дети, пользующиеся службами социального обеспечения; Молодежь и социальные службы; Приемные дети.
• BenetM. (1976). The Politics of Adoption. N. Y.: Free Press. • Cershensen C, Maza P., FucilloA. (1983—84). Child Welfare Research Notes, Nos. 1—6. Wash., D. C: U. S. Department of Health and Human Services, Administration for Children, Youth and Families, Children's Bureau.