Перед тем, как договориться о проведении пробного занятия.
Когда Вы приехали в иппоцентр, обратите особое внимание на лошадей, которые работают с детьми, внимательно понаблюдайте, как идут занятия, как выглядят животные. Если вы всем довольны, тогда договаривайтесь о пробном занятии.
Лошадь для иппотерапии.
Лошадь для иппотерапии должна быть специально подготовлена для этой цели. Она должна быть здорова физически и психически, уравновешена, спокойна, небоязлива, послушна и доверчива к человеку. Должна пройти соответствующий тренинг, обучающий длительной ходьбе шагом, с частыми спокойными постоями, с усиленной активностью всадника, с разнообразным неспокойным поведением. Должна быть опытной и немолодой. Оптимальный возраст лошади не моложе 5 лет и не старше 20 лет.
Высота должна давать возможность эффективной страховки. В среднем – 145-165см в холке. Ход должен быть ритмичный, эластичный, пружинистый, продуктивный. (Пони, по своим физиологическим особенностям, для иппотерапии не подходят.)
Лошадь, работающая в иппотерапии, должна быть абсолютно здорова! Запрещено использовать в иппотерапии лошадей, переживших тяжелые психические травмы, - такие лошади сами требуют терапии и не могут быть полноценными терапевтами для наших пациентов (Елена Прушинская).
От физического и психического здоровья лошади зависит вся реабилитация.
Как определить, здорова ли лошадь?
Обратите внимание на следующие характеристики здоровой лошади:
· Упитанность – первый знак правильного ухода.
· Блестящая шерсть без потертостей и залысин.
· Правильная походка (лошадь не должна хромать, шаг должен быть равномерным).
· Ухоженность (лошадь чисто вычищена, без резкого, неприятного запаха).
· Хвост должен быть расчесанным, красивым, ухоженным и чистым (облезлый, клочковатый хвост, а также потертости шерсти вокруг него указывают на заражение глистами).
· У лошади хороший аппетит (если лошадь ест неохотно, у нее угнетенный вид, значит, она плохо себя чувствует).
· Лошадь проявляет интерес к окружающему.
· Добронравна.
Обратите внимание, в каких условиях содержится и как работает иппотерапевтическая лошадь:
1. Должны быть чистые стойла. В них достаточно места для движения (ведь любая лошадь станет раздражительной, если ее долго содержать в тесноте).
2. Спросите, сколько часов в день работает лошадь? Лошадь, используемая в занятиях по иппотерапии должна заниматься в день не более 4 часов с перерывом.(2 часа, перерыв, 2 часа работы, отдых, выгул).
3. Лошадь должна работать только на иппотерапевтических занятиях, ни в коем случае одновременно она не должна использоваться для проката, за исключением случаев, когда лошадью управляет опытный всадник. Использование иппотерапевтической лошади в прокате неопытными и начинающими всадниками грозит нервным срывом на занятии.
4. Недопустимо проведение лечебной верховой езды, без предварительной подготовки лошади к занятиям, если она стояла в течении двух-трех дней. (Ионатамишвили Нина)
Использование лошадей по половым характеристикам.
Для иппотерапевтических занятий идеально подходят мерины, вопросы использования кобыл, а особенно жеребцов, должны решаться индивидуально сотрудниками иппоцентра, в зависимости от индивидуальных и «личностных» особенностей лошадей.
Хотя надо знать, что из-за гормональных изменений, происходящих во время природных циклов, у многих кобыл могут появляться нежелательные изменения в поведении. Это может проявляться в резкой смене настроения, угрюмости, раздражительности, и нетерпимости (Джосвик Фрэн).
При нахождении вблизи от других лошадей они могут начать ржать (что иногда очень пугает детей), лягаться и брыкаться. В такие периоды лучше воздержаться от использования кобылы на занятиях.
Наличие жеребцов в конюшне может оказать отрицательное воздействие на остальных лошадей, особенно кобыл.
Ознакомительное занятие.
Во время ознакомительного занятия обратите особое внимание:
· Как организована и выполняется техника безопасности?
Несоблюдение техники безопасности на занятиях ставит под угрозу здоровье и безопасность ребенка и других участников иппотерапевтической группы. Занятия должны проводиться в безопасном спокойном месте, огражденном, с мягким грунтом. Хорошо, когда можно использовать естественный рельеф местности: горки, наклонности. В зимнее время работать следует в крытом манеже. Манеж должен всегда быть закрыт для случайных посетителей и собак. Во время занятия в нем нельзя заниматься верховой ездой или прокатом. Обстановка должна быть как можно более спокойной. В интересах пациента занятия не должны проводиться публично.
Обязательно использование каски для верховой езды.
· Как организовано само занятие?
Обратите внимание, как сажают ребенка, как производится страховка, как ведет себя помощник иппотерапевта (коновод), как ведет себя лошадь.
Иппотерапевтическое занятие должно быть разбито на части, где есть разминка, основная часть, игры и завершающая часть. Иппотерапия является формой индивидуальной терапии, это означает, что терапевт проводит занятие одновременно только с одним пациентом. Исключением является психопедагогическая вольтижировка и психопедагогическая групповая верховая езда.
В иппоцентре должен быть специальный помост для посадки пациентов на коня, лучше всего со ступеньками и подъездом с поручнем для инвалидных колясок одновременно.
Ассистент иппотерапевта – коновод.
Особое внимание мы хотели бы уделить помощнику иппотерапевта- коноводу. От работы ассистента зависит выполнение плана занятий по иппотерапии. Он должен быть надежным, очень ответственным и опытным в обращении с лошадью. Отвечая за движение лошади во время занятия, ассистент должен контролировать ее во время того, как пациент садится в седло и спешивается, когда пациент едет на лошади и когда животное стоит, при смене аллюра и скорости, когда меняется направление движения и при выполнении упражнений на лошади. Ассистент также должен быть способен, по возможности, предотвращать рисковые ситуации, должен оценивать обстановку, действовать быстро и адекватно. Чем больше его опыт в управлении лошадью, в частности, вверенной ему иппотерапевтической лошади, тем успешнее будет его взаимодействие с иппотерапевтом и пациентом. (Ингрид Штраус)
Если коновод не заинтересован происходящим на занятии, то процесс реабилитации не может быть эффективным и безопасным. На протяжении всего лечебного курса коновод, лошадь, пациент и иппотерапевт должны относиться к действиям друг друга доброжелательно и гармонично. Чем интенсивнее такое общение, тем успешнее иппотерапия.