Государственное финансирование иппотерапевтических программ
Басалаева Е.В.
Всероссийский заочный финансово-экономический институт, г. Москва
Иппотерапевтическая помощь является, безусловно, эффективным средством лечения и профилактики многих заболеваний, но одновременно и довольно затратным, поскольку приходится содержать соответствующим образом подготовленных лошадей. Поскольку пациенты, нуждающиеся в иппотерапевтических услугах, как правило, не располагают безграничными финансовыми и материальными возможностями, а оставлять без медико-социальной помощи людей, которым можно хоть чем-то помочь, недопустимо по этическим соображениям, государственная финансовая поддержка иппотерапевтических программ очень важна. Некоторый опыт в этом направлении уже накоплен. Приведем некоторые примеры.
Распоряжением Президента РФ от 15.12.2006 N 628-рп <Об утверждении списка некоммерческих организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества> общественной организации «Республиканский центр иппотерапии для делей инвалидов» Республики Башкортостан было выделено 443 140 руб., Некоммерческому партнерству «Красноярский центр Иппотерапии» - 375 368 руб.
Распоряжением Президента РФ от 22.05.2003 N 265-рп <О выделении средств на завершение строительства, проведение реконструкции и ремонта зданий и на приобретение компьютерного оборудования и учебно-методической литературы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии> выделено 65 тыс. рублей администрации Краснокамского муниципального образования Пермской области для отделения медико-социальной реабилитации инвалидов комитета социальной защиты населения Краснокамской администрации на проведение ремонта конюшни школы верховой езды, приобретение оборудования и литературы для организации реабилитации инвалидов с применением метода иппотерапии.
Постановлением Правительства Москвы от 17.02.2009 N 115-ПП (ред. от 27.10.2009) "О Годе равных возможностей в городе Москве и Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года" предложено реализовать пилотный проект по методам иппотерапии и лечебной верховой езды в рамках отделения по работе с детьми с ограниченными возможностями Центра психолого-медико-социального сопровождения СЗОУО (ул. Большая Набережная, д.13), при этом на реабилитацию детей инвалидов вследствие детского церебрального паралича и других патологий по программе «Иппотерапия» выделено 568 тыс. руб.
Имеются и многие другие программы, на финансирование которых были выделены бюджетные средства, что очень ценно. Тем не менее, пока выделение средств носит скорее эпизодический, чем систематический характер, а иппотерапевтические организации вынуждены тратить драгоценное время, которое могло бы быть использовано на оказание иппотерапевтической помощи, на обращение в разного рода официальные инстанции и организации, которые могли бы выступить в роли спонсоров. При этом получение бюджетной поддержки на систематической основе возможно лишь при соблюдении требований, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ, но иппотерапевтические организации не имеют соответствующих специалистов. Для снятия указанных проблем необходимо разработать специальную целевую программу по иппотерапии с соответствующим экономическим обоснованием и внести ее для включения в состав расходов бюджета на очередной финансовый год.
Финансирование таких программ можно получать как из федерального, так и из регионального, а также в ряде случаев – местного бюджетов. Поскольку бюджеты независимы друг от друга, это увеличивает шансы получения необходимого бюджетного финансирования на иппотерапевтические мероприятия. Следовательно, увеличиваются и возможности населения получать необходимую иппотерапевтическую помощь, а также услуги лечебной верховой езды.
ИППОТЕРАПИЯ ДЛЯ ВОЛОНТЕРОВ
Латышева К.А. психолог, социальный педагог
Региональная Общественная Организация «Центр взаимной интеграции «Аккорд» Санкт – Петербург
Практически все специалисты, которые сейчас занимаются иппотерапией, когда-то начинали волонтерами в иппотерапевтических программах, а в настоящий момент являются опытными профессионалами в своем нелегком деле. Но многие волонтеры сходили со своего пути, так как не выдерживали нагрузок (как физических, так и моральных), кому-то не хватало знаний и опыта для дальнейшей работы и желания их нарабатывать.
Но что же держало остальных волонтеров, что не давало им сдаться, поддерживало и заставляло идти к своей цели? Что они сами для себя получали от занятий иппотерапией?
Я не проводила исследования, не занималась социологическим опросом, а писала исходя только из своего личного опыта и ощущений, когда сама начинала волонтером.
Во-первых, как для клиента, так и для волонтера само общение с лошадью и взаимодействие с ней идут во благо. Во время подготовки лошади к занятию, непосредственного контакта с ней человек заряжается энергией, у него поднимается настроение, уходит тревога, все проблемы оказываются на втором плане, тем более, когда это большое и красивое животное отвечает взаимностью и любовью. Ну, а о пользе занятий на свежем воздухе мы и так все прекрасно знаем.
Работа с клиентом, особенно с «тяжелым», заставляет постоянно быть в тонусе и в хорошей физической форме. Во время занятия, которое длится 20-30 минут, приходится постоянно шагать, подстраиваясь под шаг лошади и при этом страховать клиента. Некоторых клиентов достаточно держать за лодыжку или просто идти рядом с лошадью, так как они самостоятельно, уверенно сидят в седле, а некоторым клиентам, например, у которых тяжелая форма ДЦП необходима серьезная страховка. Двойная нагрузка приходится на человека, который работает с клиентом верхом на лошади, он поддерживает, страхует его и выполняет вместе с ним упражнения, помимо этого, так как он сидит верхом, у него самого работают все группы мышц.
С клиентом, помимо коновода, работает от двух до трех человек, и волей неволей приходится подстраиваться под всех, тем самым, вырабатывая навык общения и работы в коллективе. Все люди разные, каждый со своим характером и нравом, некоторые спокойные, а некоторые очень импульсивные и несдержанные. Каждый работает над собой для того, чтобы достичь взаимопонимания с коллективом, так как это является основой успешной работы, чтобы не получилось как в басне «Лебедь, рак и щука», отчего может пострадать клиент. Очень важно уметь распределять обязанности, и четко их выполнять.
Работая в коллективе очень важно помогать друг другу, особенно в иппотерапии. Необходимо знать технику безопасности и уметь правильно применять навыки оказания первой помощи. И в самом рабочем процессе, мы также думаем не только о безопасности клиента, но и о безопасности друг друга, тем самым формируется навык взаимовыручки.
Длительный и трудный процесс работы с клиентом не может обойтись без поддержки, как самого клиента, так и людей, с ним работающих, она необходима для того, чтобы у клиента и самого волонтера не пропала мотивация к работе, так как не все может получаться с первого раза, и порой хочется все бросить. Это способствует овладению навыков эмпатии и рефлексии для эффективного восприятия, понимания и плодотворной работы.
Работая с лошадью и с клиентом, мы преодолеваем свои страхи. Во-первых, само взаимодействие с лошадью, с большим, сильным, непредсказуемым животным может навевать страх. Но постепенно мы узнаем лошадь, ее повадки, характер, как она может отреагировать на тот или иной внешний раздражитель, учимся считывать ее эмоции, и со временем страх проходит. Во-вторых, когда мы садимся на лошадь верхом, возникает страх с нее упасть, но в процессе работы, когда мы научаемся правильной посадке, верховой езде, как надо держаться на лошади, страх отступает. И, в-третьих, самый важный момент: при работе с клиентом, особенно с ребенком, может возникнуть много таких страхов, как, например, сделать что-то не так, причинить вред, не справиться со страховкой и др., но с наработкой опыта, приобретением навыков, появлением уверенности в себе, все страхи проходят.
Иппотерапия развивает навык работы в экстремальных условиях. Под ними я понимаю, во-первых, работу в неблагоприятных погодных условиях, таких как: дождь, снегопад, низкая (до -15) или очень высокая температура. Во-вторых, лошадь – животное очень пугливое, она может испугаться резких движений, внезапного шума и т.д., поэтому при работе надо быть очень внимательным, иметь высокую скорость реакции, уметь во время реагировать.
Иппотерапия в большой степени тренирует терпение, выдержку и самообладание, так как с некоторыми клиентами необходимо достаточно много времени для того, чтобы просто наладить контакт, не говоря уже о самом процессе реабилитации. Приходится много времени отдавать тому, чтобы клиент привык к лошади, научился (исходя из своих возможностей) правильно сидеть на лошади (безусловно, с поддержкой страхующих), держать равновесие, далее достаточное количество времени уходит на изучение и выполнение упражнений, а в дальнейшем новых, все более сложных. Если работать с маленькими детьми, которые самостоятельно не сидят на лошади, и с ними необходимо, для начала, вместе ездить верхом, процесс может быть более длительным и необходимо иметь много терпения, чтобы получить хорошие результаты.
Для работы с клиентами, бесспорно нужны навыки психологического консультирования. Так как каждый клиент – личность, со своим характером, к каждому нужен индивидуальный подход, индивидуальные методы работы. Работать приходится также не только с клиентами, но и с их родителями (если мы говорим о детях), например, на принятие ими своих детей с ограниченными физическими или умственными возможностями. Поэтому иппотерапия – хорошая площадка для получения опыта психологического консультирования.
Один из важных моментов, на мой взгляд, что может дать иппотерапия – это удовлетворение потребности быть значимым для других. Каждому из нас хочется делать что-то хорошее, чем-то помогать нуждающемся, что-то оставить после себя. А помощь людям, с ограниченными физическими и умственными возможностями, особенно детям, и есть та самая возможность реализовать свой внутренний потенциала, а это в свою очередь, может привести к повышению собственной самооценки.
Если наши клиенты – дети, то здесь не обойтись без творчества. Самые плодотворные занятия с детками в игровой форме, а это требует хорошего запаса разнообразных, интересных, развлекательных упражнений, а зачастую героев, игры, песенки, стихи приходится сочинять на ходу, а это развивает креативность.
Следующие три положительных фактора, с которыми связана иппотерапия, я считаю самыми важными.
Во-первых, иппотерапия дает нам навык общения и работы с детьми, что само по себе является очень важным моментом, так как все мы являемся родителями или нам предстоит ими стать. Мы учимся понимать их без слов, в связи с тем, что не все дети могут дать нам обратную словесную связь в силу своих индивидуальных особенностей, мы учимся считывать информацию с их эмоций, поведения, мимики и жестов. Во-вторых, категория наших клиентов особенная – это люди с ограниченными физическими или умственными возможностями и, работая с такими людьми, мы учимся принимать их такими, какие они есть, учимся относиться к ним не как к больным, а как к людям, таким же, как и мы, но требующим особого внимания и отношения, с ограниченными возможностями в самообслуживании. В повседневной жизни многие люди могут просто пройти мимо и не помочь такому человеку элементарно перейти дорогу или сесть в транспорт, иппотерапия учит нас относиться к людям с ограниченными физическими или умственными возможностями, как к полноправным членам нашего общества. И, наконец, в-третьих, иппотерапия формирует ответственность за жизнь и здоровье другого человека, в особенности ребенка. Работая с клиентом, мы, в первую очередь, отвечаем за его безопасность, за его сохранность. Мы обязаны четко знать с клиентом, какой категории мы работаем, какой диагноз ему поставлен, какие у него особенности, мы должны правильно подобрать комплекс упражнений, понимать с чего следует начинать, когда переходить к более сложным упражнениям, когда сделать шаг назад, в зависимости от динамики. Наша главная заповедь - «Не навреди».
Ну, и напоследок, самый положительный момент от занятий иппотерапии – это удовлетворение от результатов работы. Когда мы видим положительных эффект, развитие, улыбку на лице ребенка и блеск в глазах родителей – это самая лучшая награда за наш труд!!!
На мой взгляд, именно описанные здесь факторы (может быть и не все, так как каждый видит свои плюсы в работе) и побуждают волонтеров к продолжению занятий лечебной верховой ездой, приобретению все новых знаний и умений в этой деятельности, и вызывают желание в дальнейшем стать опытным специалистом.