ТЕМА: «Психология развития дошкольника, детей младшего
Школьного возраста, подростка»
Утверждена на кафедральном заседании
протокол № ____от «___»_________________ 2011 г.
Заведующий кафедрой
д.псх.н., доцент_________________________________Логинова И.О.
Составители:
к.псх.н., доцент_________________________________Чупина В.Б.
преподаватель _________________________________Чернова Е.И
преподаватель__________________________________Сенченко Г.В.
Красноярск
Занятие № 7
Тема:«Психология развития дошкольника, детей младшего школьного возраста, подростка».
2. Форма организации занятия: семинарское.
3. Значение изучения темы.
Проблема индивидуального подхода к личности растущего человека продолжает оставаться актуальной. Психический онтогенез, даже при самых благоприятных внешних и внутренних условиях развития человека, имеет свои особенности, соответствующие возрастным периодам, которые врач должен знать и учитывать в работе с пациентами.
4. Цели обучения:
- общая: обучающийся должен обладать способностью и готовностью использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); способностью к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8); способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; способен соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11); способностью и готовностью изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46); способностью и готовностью к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48); способностью и готовностью к обучению пациентов правилам медицинского поведения; к общению и взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками, к обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49).
- учебная: знать предмет, задачи, методы психологии и педагогики; основы возрастной психологии и психологии развития; основы теории воспитания, закономерности педагогического взаимодействия, педагогические аспекты деятельности врача; уметь использовать психолого-педагогические знания в своей профессиональной деятельности: в процессе разработки медико-психологической тактики лечения; применять полученные знания в процессе выстраивания взаимоотношений с пациентом, с коллегами и использовать их в научно-исследовательской работе; владеть навыками учета психологических особенностей пациента в процессе его лечения.
5. План изучения темы:
Контроль исходного уровня знаний.
Фронтальный опрос.
1. Психологические особенности ребенка дошкольного возраста.
2. Психологические особенности младшего школьного возраста.
3. Психологические особенности подросткового возраста.
4. Стратегия родителей в каждом возрастном периоде.
5. Возможности каждого возрастного периода для обучения и воспитания.
Основные понятия и положения темы.
Дошкольный период (3 – 7л).
Ведущая деятельность – игра. Характер игры меняется с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.
До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий. На первом этапе она представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми «играют» взрослые. Это так называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действие, имитирующее действие врача. К правилам ребенок еще не чувствителен.
В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, она преобладает до 6 – 7л. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него в жизни взрослых.
В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.
Игра – критерий нормальности ребенка, потому, как он играет, о нем можно многое узнать. Игра как ведущая деятельность заложена в основу многих тестов.
Игра имеет важное значение для эмоционального развития детей она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице).
Главное, что ребенок получает в игре, - возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуется действие ребенка и его отношение к действительности.
Новообразования дошкольного возраста.Новообразованием являются комплексы готовности к школьному обучению:
1. Коммуникативная готовность.Она заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годы социализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми. Дошкольники умеют даже «вчувствоваться» в состояние окружающих. Они начинают понимать, что их сверстники и взрослые люди чувствуют и переживают не так, как они.
2. Когнитивная готовность.Имеется в виду уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения. По Пиаже, дошкольник находиться на 2 стадии умственной активности. Умственное развитие от 3 до 6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Ребенок начинает формировать модели той действительности с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Сказка – это такая знаковая система с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.
Стратегия родителей. Желание взрослых избежать ответов на вопросы детей приучает их к мысли, что эта тема запретна. Уклончивая или искаженная информация может помешать детям проанализировать свои мысли и чувства и вызвать необоснованную тревогу. Но столь же важно не давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают и с которой они не могут справиться эмоционально или осмыслить до конца. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на их вопросы.
3. Уровень эмоционального развития.По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Позволяет этому научиться игра, например, она позволяет справиться со страхами.
Дети старшего дошкольного возраста должны научиться также справляться с агрессивностью.
4. Технологическая оснащенность.Имеется в виду минимум знаний, умений, навыков, позволяющих обучаться в школе. Традиционно под ЗУН понимается умение читать, считать, читать. Но психологи считают, что гораздо важнее иметь развитое воображение. А воображение развивается в игре.
Мнимая ситуация – это основная единица игры. Существенным моментом для такой ситуации является перенос значений с одного предмета на другой.
5. Личностная готовность.Проявляется всамоактуализации– максимальное развитие человеком имеющихся у него задатков и способностей, - постоянное стремление к самосовершенствованию. Это значит, что человек открывает себя с радостью, что он такой, что он есть, а главное – с любовью и восторгом. Для девочек самоактуализация еще в раннем детстве выступает в виде привлекательности, для мальчиков – в виде эффективности. Это следствие культурных образцов.
Под влиянием этих двух факторов у дошкольников складываются основные структуры личности: притязания личности; Я – концепция; перспективы личности; иерархия побуждений.
Кризис 7 лет.
Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис одного года. Ребенок регулирует свое поведения правилами. Раньше покладистый он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становиться вычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, т.к. интуитивно воспринимается окружающими как неискренность.
С другой стороны, он кажется излишне взрослым. Предъявляет к окружающим нормы. Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.
Также причинами кризиса являются особенности обучения в школе: а) удлиняется дистанция между ребенком и учителем, по сравнению с воспитателем; б) необходимость установления контакта со сверстниками (дети тихони не умеют устанавливать контакт, в отличие от детей лидеров); в) должно измениться положение ребенка в семье. Два полюса ошибок: 1) весь мир вращается вокруг первоклассника. 2) в семье ничего не изменилось с появлением первоклассника. Должна быть золотая середина; г) в середине первого года обучения наступает перенасыщенность в обучении, т.к. ребенок получает знания, которые невостребованны в его жизни.
Базовая потребность –уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как к взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания («Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают»).
Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызывать неопределенные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Э. Эриксон говорит, что дети в это время «стремятся побыстрее найти такие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в социально приемлемые рамки». Он выразил суть конфликта формулой «инициатива против чувства вины». Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявления независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то поступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.