Тема 2. Психологические особенности детей младшего возраста.Основные характеристики младшего возраста: физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БЛОКУ

«Психолого – педагогический практикум»

«Разработана» ____________

комиссар СПО «БЭМС»

Ю.В. Афанасьева

«СОГЛАСОВАНО»

Социальный педагог,руководитель СПО «БЭМС»

________________

Л.С. Секретова

Ессентуки, 2012.

Пояснительная записка.

В программе предусмотрено 12 часов (7 лекционных и 1 практическая проработка и закрепление теоретического материала, а также 4 самостоятельной работы). Основные формы учебно-коллективной деятельности: лекции-дискуссии, лекции-беседы, практические занятия.

Форма контроля – зачёт.

Учебная программа включает в себя теоретические и практические занятия. Учебный курс направлен на подготовку вожатых для прохождения педагогической практики в условиях детского временного коллектива.

В учебном курсе используются традиционные формы обучения: лекция, практическое занятие, а так же формы активного обучения, позволяющие «погружать» обучающихся в среду ДОЛ. В ходе изучения данного блока развивается мотивация к профессиональной деятельности.

Цель: подготовить вожатых в области знаний психологии, педагогики, социальной педагогики.

Задачи:

· провести курс теоретических и практических занятий;

· развить представления о работе с детьми разных возрастных групп;

· познакомить с основами психологии и педагогики;

· формирование оптимальных условий для развития творческого потенциала.

В ходе изучения данного блока обучающиеся должны:

Знать:

· основы педагогики и психологии, необходимые для работы в ДОЛ;

· основные конфликты и способы их разрешения;

· особенности работы с разновозрастным отрядом.

Уметь:

· разрешать конфликты в условиях работы в ДОЛ;

· поощрять и применять наказания в ДОЛ.

Владеть:

· теоретическими и практическими знаниями о педагогике и психологии;

· навыками обращения с детьми разных возрастных групп.

Тематический план.

Тема Всего часов Лекции Практические Самостоятельная работа
1. Общая характеристика временного детского коллектива.  
2. Психологические особенности детей младшего возраста.    
3. Психологические особенности детей среднего возраста.    
4. Психологические особенности детей старшего возраста.    
5. Работа с разновозрастным отрядом.  
6. Классификация детей по типам темперамента.    
7. Поощрения и наказания.  
8. Конфликтология.
Итого:

Содержание блока.

Тема 1. Общая характеристика временного детского коллектива.Детский коллектив как система. Временный детский коллектив в контексте летнего оздоровительного лагеря. Динамика развития временного детского коллектива. Схема развития временного коллектива. Стадии развития коллектива. Типажи в структуре детского коллектива. Стили руководства временным детским коллективом. Психолого-педагогические условия развития временного детского коллектива.

Тема 2. Психологические особенности детей младшего возраста.Основные характеристики младшего возраста: физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные.

Тема 3. Психологические особенности среднего возраста.Развитие детей средней группы (9-11 лет). Решение педагогических ситуаций. Средний возраст (9-11 лет). Особенности среднего возраста. Авторитет вожатого на среднем возрасте.

Тема 4. Психологические особенности старшего возраста.Старшие подростки (13-15лет) Особенности возраста Юность (16-17 лет). Физический рост и развитие. Новообразования.

Тема 5. Работа с разновозрастным отрядом.Какой отряд считают разновозрастным. Как такие отряды могут появиться. Краткий обзор возрастных групп. Плюсы и минусы РВО. Как правильно организовать работу в таком отряде. Какие игры можно проводить?

Тема 6. Классификация детей по типу темперамента.Активист. Пионер. Домашний ребенок. Тормозок. Одинокий волк. Изгой.

Тема 7. Поощрения и наказания.Виды поощрений: отряда, индивидуальные. Что следует учитывать при поощрениях. Как никогда нельзя наказывать детей. Как нежелательно наказывать детей.

Тема 8. Конфликтология.Что такое конфликт? Классификация конфликтов. Виды конфликтов в лагере. Способы решения конфликтных ситуаций. Конструктивное разрешение конфликтов.

Примерный перечень практических занятий.

1. Конфликты и способы их решения.

Примерный перечень вопросов к самостоятельной работе.

1. Как работать с ВДК.

2. Особенности работы с разновозрастным отрядом.

3. Какие могут быть поощрения и наказания в лагере?

4. Конфликтология как наука.

Примерный перечень вопросов для итогового контроля.

1. Детский коллектив как система.

2. Временный детский коллектив в контексте летнего оздоровительного лагеря.

3. Динамика развития временного детского коллектива.

4. Схема развития временного коллектива.

5. Стадии развития коллектива.

6. Типажи в структуре детского коллектива.

7. Стили руководства временным детским коллективом.

8. Психолого-педагогические условия развития временного детского коллектива.

9. Основные характеристики младшего возраста: физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные.

10. Развитие детей средней группы (9-11 лет).

11. Решение педагогических ситуаций.

12. Средний возраст (9-11 лет).

13. Особенности среднего возраста.

14. Авторитет вожатого на среднем возрасте.

15. Старшие подростки (13-15лет): особенности возраста.

16. Юность (16-17 лет). Физический рост и развитие. Новообразования.

17. Какой отряд считают разновозрастным.

18. Классификация детей по типу темперамента.

19. Краткий обзор возрастных групп.

20. Плюсы и минусы РВО.

21. Как правильно организовать работу в таком отряде.

22. Какие игры можно проводить?

23. Виды поощрений: отряда, индивидуальные.

24. Что следует учитывать при поощрениях.

25. Как никогда нельзя наказывать детей.

26. Как нежелательно наказывать детей.

27. Что такое конфликт? Классификация конфликтов.

28. Виды конфликтов в лагере.

29. Способы решения конфликтных ситуаций.

30. Конструктивное разрешение конфликтов.

Литература.

1. Котова Е.К. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических ВУЗов «Мастерство вожатого». Москва, 2006 г. 229 с.

2. Фукалов А.Б. Учебно-методическое пособие: «Вожатый в системе оздоровительно-образовательной деятельности». Анапа, 2008 г. 136 с.

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов, 1998 г. 205 с.

4. Таран Ю. Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря. Москва, 2004 г. 313 с.

Лекция 1.

Стадии развития коллектива

(Примечание: если говорить в рамках ВДК, то ваш коллектив не обязательно пройдет все стадии, он может в конце сезона быть на 3, а может на 5, это будет во многом зависеть от работы вожатого. Данная периодизация применима к коллективам с 20 и более летним стажем, так как она дает только характеристику эмоционально-психологического фона группы, без расчета динамики.)

Лутошкин А.Н. в своей книге "Как вести за собой" рассматривает несколько ступеней развития коллектива.

Вожатый может предложить ребятам определить ту ступень развития, на которой находится отряд в соответствии со следующими определениями.

"Песчаная россыпь".Много песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Так бывает и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то "сцепляло". Соединяло людей. Это можно объяснить тем, что дети плохо знакомы друг с другом, а может, просто не хотят пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел.

"Мягкая глина".В руках хорошего мастера глина поддается легко любому воздействию. В ваших руках детский коллектив может перерасти в хороший, слаженный коллектив. Но если не приложить особых усилий он так и будет сравниваться с простым куском глины.

В группе, находящейся на этой ступени развития, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные и конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, не чувствуется поддержки.

"Мерцающий маяк".Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе чувствуется поддержка друзей, желание бывать вместе. Но дружба требует постоянного горения, а не одиночных, правда, частых вспышек. Группа индивидуальна. Однако ей бывает трудно до конца собрать своего, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Редка инициатива.

"Алый парус"- символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности. Здесь действуют по принципу "один за всех и все за одного". Дружеское участие и заинтересованность сочетаются с взаимной требовательностью.

Хотя группа и сплочена, и инициативна, но бывают бури в их жизнедеятельности, наперекор которым они всегда могут следовать. Не всегда сразу готовы признавать свои ошибки, но постепенно положение может быть исправлено.

"Горящий факел"- это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество. Здесь проявляются все качества коллектива, которые были позваны на ступени "Алого паруса".

В эмоциональном развитии временного коллектива существует выраженная пульсация эмоциональных состояний, чередование коллективных настроений разной тональности: приятных, жизнерадостных, бодрых, либо неприятных, тревожных, подавленных. Это явление получило название «маятниковый эффект».

Раскачивание эмоционального маятника происходит с определенной периодичностью, создавая эмоциональный ритм жизни коллектива. Эмоциональные подъемы большой силы не задерживаются долго в крайней точке, за ним следует спад настроения. Попытки удержать состояние подъема за счет эмоционально насыщенных ситуаций приводит к самопроизвольному включению механизма «маятника». Происходит привыкание к ярким впечатлениям, ослабляется восприимчивость, эффективность воздействия. В свою очередь, задержка эмоциональных состояний в положении «спад» вызывает симптомы «эмоционального голода». Радостные переживания, приятные коллективные эмоциональные состояния возникают быстро, тогда как спад настроения происходит постепенно.

Лекция 2.

Лекция 3.

Имидж вожатого

Дети среднего возраста воспринимают вожатого как бы подсознательно. Они не анализируют ваши поступки, ваши личные качества, как это могут делать старшие дети. Но и слепого доверия не ждите — ведь это не малыши. Тут всё зависит от производимого вами впечатления. Тут очень важен имидж: внешний вид, стиль поведения, и, конечно, внутренний настрой.

Внешний вид

Вожатый всегда аккуратен, подтянут. Стильные аксессуары и всякие фишки приветствуются, но в разумных пределах. Вожатый всегда бодр, он излучает энергию. Бесполезно, например, идти утром будить детей, зевая и шаркая тапками. Такое же состояние будет и у них. Поэтому, как бы ни был краток ваш сон, проснитесь, взбодритесь, и лишь после этого направляйтесь к детям, и пусть в вашем лице к ним входит само Бодрое Утро!

Речь

Речь вожатого правильная и чистая. Без жаргонных слов. Не думайте, что подростковый сленг сближает вас с детьми. Чаще это просто выглядит смешно.

Без слов паразитов. Вы же не хотите, чтоб дети загибали пальцы, сколько раз вы скажете «как бы так» или «значит». А ещё и прозвище могут дать соответствующее.

Не кричите. Кричать бесполезно. Повышая громкость голоса, вы только поднимаете шумовой порог, и дети начинают шуметь ещё громче. Кончится тем, что вы просто сорвёте себе голос (впрочем, вы его всё равно наверняка сорвёте в первые дни, но усугублять не стоит). А вот если говорить тише, то дети будут вынуждены прислушиваться.

Не повторяйте дважды, дважды не повторяйте. Ох, как это бывает трудно. Лично у меня постоянно такая проблема: вместо «давай скорей» так и хочется сказать «давай-давай, скорей, скорей». Кажется, что так будет убедительней. Может быть, слегка. Но зато вес каждого слова будет гораздо меньше. Если вы все свои распоряжения будете повторять по нескольку раз, дети быстро перестанут реагировать на первый и будут ждать N-го китайского предупреждения.

Вожатый не должен кудахтать, как курица, не должен разражаться туманными многословными тирадами. Используйте короткие веские фразы.

Лекция 4.

Юность (16-17 лет)

Ранний юношеский возраст 16-17 лет - это пора достижении, стремительного наращива­ния знаний, умений, становления нравственности и открытия «Я», обрете­ния новой социальной позиции. Но это и возраст потерь детского мироощу­щения, более беззаботного и безответственного образа жизни, пора мучи­тельных и тревожных сомнений в себе и в своих возможностях, поиски правды в себе и в других. Это шаг в зрелость, нора выбора своего места в жизни, определения и реализации своих планов, пора всепоглощающего стремления к общению. Юность бескомпромиссна и ее ведущей чертой яв­ляется жажда самовыражения и самораскрытия. Юность сум­бурна и противоречива. Это время первой любви, пора становления друж­бы. Цена дружеской верности, преданности, чести, как никогда высока. Они хотят больше самостоятельности, любят осознавать свою нужность, потому что как никогда хотят разобраться в себе, почувствовать силу сво­его «Я», пытаются оценить себя сами. Будучи очень чуткими и ранимыми, старшеклассники часто бывают прямолинейны и бескомпромиссны до бес­тактности. Стремление к максимализму («все или ничего») зачастую при­водит к потере чувства реальности. Для них характерна повышенная кри­тичность, часто в позиции «со стороны».

Этот возраст является периодом формирования самосознания и собственного мировоззрения, этапом начала принятия ответственных решений. Это время, когда ценности дружбы, любви, могут стать и становятся первостепенными.

Физический рост и развитие:

- половая зрелость, сопровож­даемая физическими и эмоциональными изменениями (в среднем заверша­ется у мальчиков к 15 годам, у девочек к 13 годам);

-завершение роста скелета; усиливаются различия, т.к. некоторые дети уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть;

-мальчики отстают в развитии от девочек на 2 года;

-очевидно стремление следить за кожей лица.

Особенности поведения:

-девочки интересуются мальчиками раньше, чем мальчики девочками;

-беспокойство о внешности, рост соци­альной активности;

- привыкание к своему телу;

-проблема достижения неза­висимости от своей семьи;

- поиск себя;

-определение в выборе профессии;

-возникновение первой любви;

-появляются крайности в поведении, напри­мер, «Я знаю все!».

В этом возрасте молодой человек формирует:

1. Самосознание - целостное и эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков;

2. Собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, убеждений, своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно - теоретическому мышлению;

3. Стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердитьсвою самостоятельность и личностную оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья.

Реализация потребности в доказывании своей независимости и самобытности сопровождаются, как правило, типичными поведенческими реакциями«пренебрежительного» отношения к советам старших, недоверием и критиканством обращенном к ним, иногда даже открытым противодействием. Очевидно, что в такой ситуации, юноша (девушка) вынужден(а) и хочет опираться на моральную поддержку своих друзей и это приводит (как и в более ранние годы) к типичной реакции «повышенной подверженности влиянию ровесников», которая обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали.

Становление самосознания в этой временной период происходит по нескольким направлениям:

1. Открытие своего внутреннего мира - в этом возрасте молодой человек начинает ощущать свою особенность, непохожесть на других, воспринимает эмоции как состояние своего внутреннего «Я»;

2. Начало понимания конечности своего существования, что заставляет задуматься над смыслом жизни, о своих перспективах, о будущем;

3. Формируется целостное представление о самом себе;

4. Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности.

В этом возрасте идет интенсивное половое созревание. Психологи подчеркивают, что хотя девушки раньше созревают физиологически, у них на первых порах потребность в ласке и нежности, эмоциональном тепле и понимании выражена сильнее, чем в физиологической близости. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется чувственно-сексуальное влечение к физической близости, и значительно позднее возникает потребность в духовной близости.

Проблема юношеской сексуальности достаточно специфична и неоднозначна в этическом и психологическом плане. Поэтому, столкнувшись с трудностями, мы рекомендуем вожатым обратиться за консультацией к практическому психологу или к старшему, более опытному коллеге-педагогу за советом, консультацией, поддержкой. Однако, следует помнить, что в данных ситуациях требуется быть крайне деликатным и осторожным, с тем, чтобы ни в коем случае своим возможным вмешательством не навредить подопечным. На стадии ранней юности молодые люди активно формируют представления о себе самом.

Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года и 7 лет. В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законода.

Лекция 5.

Лекция 6.

Активист.

Эти дети сразу же бросаются в глаза. Уже при оформлении они стараются побыстрее познакомиться со всеми вожатыми, быстро находят тему для разговора и без стеснения общаются со своими товарищами по отряду. Эти дети всегда в первых рядах, какое бы дело не задумывалось. Нередко они обладают всеми качествами лидерами и даже создают вокруг себя своеобразное отрядное ядро. Иногда они серьёзны и одновременно веселы и оптимистичны, ответственны, безотказны, когда вожатому требуется их помощь. Эти дети с удовольствием участвуют во всех отрядных мероприятиях, нередко увлекая за собой и менее активных ребят. Они свободно держаться на сцене, поэтому можно без страха поручать им исполнение любой, даже самой сложной роли. Безусловно, чем больше подобных детей, тем интересней работать с отрядом.

Пионер.

Эти дети составляют большинство отряда. Они в меру активны, стараются добросовестно выполнять поручения вожатого, однако при возможности могут отлынивать от работы. Они не стремятся занять какое-либо особое положение среди ребят, хотя нередко довольно уверены в собственных силах. Подопечные, относящиеся к данной категории детей, не спешат откликнуться на призыв вожатого участвовать в том или ином мероприятии, однако довольно скоро соглашаются, особенно если уже согласится выступать, к примеру, активист, пользующийся у них авторитетом.

Пионеры – это обычные люди без проблем во взаимоотношениях со сверстниками. Они вполне самостоятельны, поэтому доверяя им какое-нибудь дело, вы можете не волноваться за его исполнение. От вас потребуется только несколько подсказок, направляющих мысли подопечных в нужное русло.

Дети данной категории бывают не послушны, однако их шалости, хулиганство едва ли когда имеют под собой какую-нибудь идейную основу. Зачастую всё так происходит только потому, что ребёнок во время не подумал о последствиях своего поведения или просто заигрался, перевозбудился. В целом с такими детьми довольно легко ладить. Для вожатого важно, чтобы они все не оставались без внимания, тем более что не так уж важно они требуют. Так, например, для сравнения, что одному активисту необходимо внимания примерно столько же, сколько внимания потребуется троим пионерам.

Домашний ребёнок.

Эти дети потребуют особого внимания, поскольку плохо приспосабливаются к новым условиям, нередко капризны и эгоцентричны. Иногда они настолько привыкают в семье ко всеобщему обожанию и любви, что начинают и в лагере требовать от окружающих такого же отношения к себе. С другой стороны, эти дети нередко болезненно застенчивы. Любое неосторожное слово вожатых или товарищей по отряду способно вызвать у них настоящую истерику. Как правило, эти дети хорошо развиты, ведь они зачастую любимое и единственное чадо в семье, с которым неустанно занимаются. Поэтому активная деятельность необходима домашнему ребёнку. Постарайтесь, чтобы у такого ребёнка обязательно появились друзья. Иногда в лагере домашние дети очень сильно страдают от одиночества, поскольку неспособны самостоятельно найти общий язык с окружающими. Ваша задача – помочь им. Всё дело в том, что такие дети, как правило, привыкли дома общаться с большей частью со взрослыми. Нередко домашние дети тянутся к ребятам из более старших отрядов. В этом вам необходимо либо самим стать им другом, либо найти им шефов из старших отрядов.

Тормозок.

Как правило, подобных детей в отряде бывает не так уж много. Они совершенно нормальны, просто медлительны. Им требуется вдвое больше времени, нежели другим, чтобы разобраться в той или иной ситуации, понять чего от них хотят. На первых порах придётся постоянно следить за тем, чтобы этот ребёнок нигде не отставал и не потерялся. Старайтесь легко, не затрагивая самолюбия подопечного и ни в коем случае не подсмеиваясь над ним, незаметно подгонять его. Учить его поживее справляться со своими делами, однако никогда не заставляйте его выполнять какие-либо срочные поручения, так как может просто растеряться и в результате может испытать сильнейший стресс.

Одинокий волк.

К таким тихим детям следует уделять столько же внимания, сколько и «активистам», а иногда даже больше. Всё дело в том, что шумный ребёнок всегда будет у вас на глазах, он сам способен при желании привлечь ваш взгляд, поэтому если что-то случается вы тут же все узнаете только по одному его поведению и сможете прийти при необходимости ему на помощь.

С детьми, принадлежавший к этой категории, всё намного сложнее. Этот ребёнок настолько тих и незаметен, что даже его отсутствие в отряде вы можете не сразу заметить. Эти подопечные замкнуты, молчаливы, постоянно думают о чём-то своём. Нередко они имеют друзей, поскольку и не стремятся к сближению с другими детьми. Ребёнок не желает участвовать в общих развлечениях, несмотря на уговоры, в лучшем случае он забивается куда-нибудь в уголок и следит за тем, как развлекаются другие. Кроме того, такого индивида сложно втянуть в беседу, он не поддерживает разговор и на все вопросы отвечает односложно. Случается, что такие дети надолго исчезают из отряда, причём никто не знает, куда они направляются. Несомненно, подобное положение дел едва ли вас может устроить. Помните – вы полностью отвечаете за жизнь и сохранность здоровья всех, кого вам доверили, а контролировать ситуацию порой очень сложно, если ты даже знаешь, где сейчас находится один из подопечных. Вам в первую очередь очень важно во что бы то ни стало найти общий язык с ребятишками, всеми без исключения, какими бы свойствами характера они ни обладали.

Как правило, «одинокие волки» очень скрытны, однако, узнав его поближе, вы убедитесь, что за угрюмой внешностью скрывается довольно интересный человек. Дайте ему возможность как-то проявиться. Можно даже против его воли поставить его капитаном спортивной команды или наделить его полномочиями своего помощника. Возможно, именно это отвлечёт ребёнка от его дум.

Изгой.

Случается, что в отряде, казалось бы, без видимых причин, просто не принимается другими детьми тот или иной ребёнок. Как правило, это происходит в том случае, когда подопечный чем-то резко отличается от других детей. Изгоями могут стать и обычные дети, например, из неблагополучных семей, которые никак не могут найти общий язык с ребятами. Обычно все их добрые намерения заканчиваются кривляниями, задираниями, и соответственно драками. Таким детям надо надо помочь найти друга, который мог бы на него влиять положительно. Эти друзья могут быть из других отрядов, старших или более младших. Тогда ребята-изгои могут оставить свои попытки доказать другим ребятам свою значимость.

Конечно же, изгои – это сереьёзная проблема вожатого. Появление такого ребёнка в отряде нередко создаёт множество неприятных моментов для взрослого.

Лекция 7.

Поощрения и наказания.

Поощрения.

Весь отряд:

1. Мероприятие (костёр, дискотека в корпусе, позитивное и колбасное КТД и т.п.)

2. Договориться с СтВ или с директором насчёт грамоты

3. Торжественное чаепитие.

4. Не строгий, но тихий сон.час (не переусердствовать)
Индивидуально:

1. Старший возраст

- грамота от вожатых или от директора лагеря

- выразить благодарность на огоньке при всём отряде

- хвалить только за серьезные и значительные поступки, а не по пустякам

- назначить помощником вожатого

2. Средний возраст

- грамота

- благодарность на огоньке при всём отряде

- бэйдж (Самый-самый…)

- доска почёта

- назначить помощником вожатого

3. Младший возраст

- грамота, игрушка, «шняжка»

- похвала при всём отряде (торжественно)

- обязательно чётко объяснить детям, за что вы хвалите ребёнка.
Учитывать:

1. Возраст (младших детей хвалить чаще, старших хвалить только за значимые поступки)

2. Как относится к ребенку отряд

3. Замечать хорошие поступки непослушных детей

4. Личность ребенка (похвалить его при всех или наедине)
Не хвалить:

1. В присутствии других не стоит восторгаться, ставить в пример

2. За то, что достигнуто не своим трудом (природные особенности ребенка)

3. Больше двух раз за одно и тоже

4. Из жалости или из желания понравиться

5. За счет унижения другого

Хорошие способы похвалы:

1. «Рикошет» (средний, старший) – разговор между взрослыми, когда ребёнок может услышать.

2. Попросить совета у ребёнка, как у равного себе (доверие).

3. Лидер дня (рейтинг)

Система «смайликов», «звездочек» и т.п. для поощрения комнат. Устраивается соревнование между комнатами. Комнате, кто быстрее всех уснет в сончас, в отбой, кто чище всех уберется в санитарный час, на дверь вещается смайлик (звездочка и пр.). Какая комната к концу сезона наберет больше звездочек, та получит приз от вожатых. Призы должны быть действительно приятными и ради ним стоит бороться весь сезон.

Наказания

Лекция 8.

Конфликтология

Что такое конфликт?

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, спором и угрозами. В результате бытует мнение, что конфликт – это явление нежелательное. А ведь у конфликта есть две стороны – негативная и позитивная. Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить проблемы.

Конфликты – это довольно распространенная ситуация в общении и причины их возникновения могут быть самыми разными.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Конфликт (лат. Confliktus) означает столкновение противоположно направленных сторон, мнений, сил, поэтому конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами: лицами или группами.

Движущей силой любого конфликта является столкновение целей, интересов и мотивов его участников.

Основные структурные элементы конфликта следующие:

· Стороны конфликта – это те субъекты социального взаимодействия, которые находятся в соответствии конфликта.

· Предмет конфликта – то, из-за чего возник конфликт

· Мотивы – внутренние и побудительные силы, подталкивающие участников к конфликту.

· Позиции конфликтующих сторон – то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены – слова, действия (или бездействие),которое могут привести к конфликту.

Конфликты по своей сути весьма многообразны, их можно классифицировать по разным признакам.

Классификация конфликтов
Основание классификации Виды конфликтов Общая характеристика
1.     Сферы проявления конфликта Экономические В основе лежат экономические противоречия
Социально – бытовые В основе лежат противоречия социальной сферы
Идеологические В основе лежат противоречия во взглядах
Семейно - бытовые В основе лежат противоречия семейных отношений
2. Степень длительности и напряженности конфликта Бурные быстротекущие конфликты Возникаю на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью.
Острые длительные конфликты Возникают при наличии глубоких противоречий
Слабовыраженные и вялотекущие конфликты Связаны с поверхностными причинами либо пассивностью одной из сторон.
Слабовыраженные и быстротекущие конфликты Связаны с не очень острыми противоречиями и носят эпизодический характер
3. Субъекты конфликтного взаимодействия Внутриличностные конфликты Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов внутри личности (конфликт в психике человека)
Межличностные конфликты Конфликт во взаимоотношениях людей
Конфликт «личность – группа» В конфликт вступают личность и группа (микрогруппа)
Межгрупповые конфликты Субъектами конфликта выступают малые социальные группы
4. Социальные последствия Конструктивные конфликты В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия
Деструктивные конфликты Субъектами конфликта лежат объективные причины. Они создают социальную напряженность
5. Предмет конфликта Реалистичные (предметные) конфликты Имеют четкий предмет
Нереалистичные (беспредметные) конфликты Не имеют предмета или имеющийся предмет не является важным для одного или обоих субъектов конфликта

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными. Конструктивные конфликты отличаются тем, что у собеседников сохраняется направленность на предмет спора, и они осознают цели и средства совместной деятельности, адекватно оценивают свое состояние и состояние партнера, взаимные возможности. Их разногласия при этом не принимают необходимого характера, проявляется лишь взаимная неудовлетворенность ходом общения и друг другом.

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют деструктивными. Они возникают тогда, когда взаимная неудовлетворенность достигает «критического порога» и становится неуправляемой и необратимой. Он проявляется в стремлении партнеров завысить свои возможности, самоутвердиться за счет ущемления интересов оппонента, внеобоснованной критике, пренебрежительных репликах, жестах, взглядах в его адрес. Собеседником они могут восприниматься как личные оскорбления и вызывать противодействие с полным уходом от предмета обсуждения и переходом на личности и взаимные оскорбления.

80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и из-за того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает значения.

Виды конфликтов в лагере

1. Вожатый – вожатый

Причины: разделение сфер влияния, любви детей, психологический дискомфорт, невыполнение должностных обязанностей.

Конфликты между вожатыми в лагере касаются и межличностных отношений, и решений по деловым вопросам при организации мероприятия. Поэтому лучше заранее выяснить, с кем придется работать на одном отряде, пообщаться и побольше узнать друг о друге. А все деловые вопросы старайтесь решать заранее до выступления или проведения мероприятия. Возникающие между вами и вашим напарником конфликты, легче и проще выяснить сразу, спокойно, не доводя до взаимных обид, и естественно, не при детях!!!

Если же, все-таки, у вас случилось так, что вы не можете даже видеть своего напарника, а бывает и такое, то вам все равно лучше проработать до конца смены, сжав зубы и изображая на лице миролюбивое выражение.

Замотивируйте напарника на взаимодействие. Определите вашу общую с ним цель работы, согласовывайте работу с напарником (составляйте ваш общий план работы на день), укажите важность и положительный эффект вашего с напарником взаимодействия.

Никогда нельзя ставить перед собой цель – понравиться детям больше, чем ваш напарник. Дети должны одинаково любить и уважать обоих вожатых.

Если вам неудается договориться вдвоем, прибегните к помощи старшего вожатого.

Есть закон в вожатской работе: если все хорошо в вожатской паре, то все хорошо и в самом отряде! Запомните это!

2. Вожатый – администрация, персонал

Причины: разделение власти, неопределенность должностных обязанностей.

В этом отношении, как нельзя, кстати, применимы слова «повезло» или «не повезло». Поэтому, на всякий случай, лучше не иметь проблем с начальством, тщательно заполнять все «бумажки» и заявление, ходить на планерки и т.д. Все-таки вы на работе и у вас есть обязанности.

ЧЕГО ХОЧЕТ ОТ ВОЖАТОГО АДМИНИСТРАЦИЯ?

· Дисциплины

· Благодарности от родителей

· Быть в хорошем свете перед вышестоящими органами

· Отдохнуть

· Чтобы их не допекли проблемами

· Сэкономить материальные ресурсы

· Сохранности материальной базы

· Хороших отношений

· Преклонения.

ЧЕГО ХОЧЕТ ОТ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЖАТЫЙ?

· Организации быта и материальной базы;

· Уважение как к коллеге

· Чтобы не мешали, не вмешивались во время рабочего процесса

· Психолог

Наши рекомендации