Цели и задачи освоения дисциплины. Б1.В.ДВ.6.2 Психология дошкольника и младшего школьника

Б1.В.ДВ.6.2 Психология дошкольника и младшего школьника

Цель: формирование готовности к использованию теоретических и практических психологических знаний и умений будущими педагогами начального образования о закономерностях и динамики психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, преемственности воспитания, обучения, социализации детей дошкольного и младшего школьного возрастов и методах исследования психики и оказания психологической помощи с учетом специфики возрастного этапа, которые позволяют решить комплексные задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся, педагогов и родителей в начальной школе.

Задачи:

1. Систематизация и обобщение знаний студентов о психологических особенностях, закономерностях психического развития дошкольника и младшего школьника, о влиянии социальной ситуации развития и взаимодействия с воспитывающими взрослыми на динамику психического развития;

2. Формирование представлений о процессах адаптации и социализации учащихся начальной школы и психологическом сопровождении психического развитии младшего школьника.

3. формирование у студентов умений психологического анализа и прогнозирования возрастных изменений личности младшего школьника в процессе обучения в начальной школе;

4. формирование у студентов компетенций, позволяющих простраивать эффективное, позитивное общение с детьми дошкольного и младшего школьного возраста и моделировать стратегию взаимодействия для решения конкретных педагогических задач;

5. формирование профессионального мышления будущих педагогов.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-2 - способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики

ПК-4 - способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета

ПК-6 - готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

Индивидуальные особенности детей, проявляющиеся в учебно-воспитательном процессе и способы их изучения;

трудности и проблемы, с которыми сталкивается ребенок на разных этапах обучения в начальной школе;

основные методы и методики педагогической диагностики младших школьников (ПК-2).

Понятие образовательная среда; развивающую функцию образовательной среды (ПК-4).

Сущность, содержание и основные технологии, способы и методы взаимодействия с различными субъектами учебно-воспитательного процесса при работе с дошкольниками и младшими школьниками (ПК-6).

Уметь:

Подбирать необходимый диагностический инструментарий и проводить комплексную психолого-педагогическую диагностику в соответствии с возрастно-психологическими особенностями младших школьников;

-реализовывать методики и приемы в зависимости от возникших образовательных задач (ПК-2).

Проектировать образовательную среду в соответствии особенностями образовательного учреждения и класса;

анализировать, оценивать и использовать опыт образовательных организаций по разработке развивающей образовательной среды;

проектировать и оценивать достижение личностных, метапредметных результатов обучающихся;

проектировать и оценивать влияние образовательной среды класса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся (ПК-4).

Включаться во взаимодействие с родителями, коллегами социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-6).

Владеть:

Способами организации и проведения системной комплексной работы по сбору данных о личностных достижениях и индивидуальных особенностях обучающихся;

способами гибкой перестройки используемых методик, приемов при изменении задач обучения (ПК-2).

Способами комплексной диагностики, измерения и оценки метапредметных и личностных результатов;

гибкой перестройки образовательной среды, технологий в зависимости от уровня личностных, метапредметных результатов;

способами оценивания достижений обучающихся (ПК-4).

Базовыми навыками общения с различными субъектами учебно-воспитательного процесса; способами педагогического взаимодействия (ПК-6).

Объем дисциплины и виды учебной работ:

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Очн/заочн Семестры
Аудиторные занятия (всего)
Лекции
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа (всего) Разработка тестовых заданий, решение проблемных задач, подготовка докладов, заполнение таблиц.
В том числе: - -
Составление синквейна, кластера, РАФТа, таблиц и др.
Составление банка методик и упражнений
Составление тестовых заданий
Подготовка докладов
Решение задач
Вид промежуточной аттестации (зачет) Зачет с оценкой Зачет с оценкой
Контактная работа (всего)
Общая трудоемкость часы зачетные единицы

Краткая характеристика содержания учебной дисциплины:

Раздел 1. Общие вопросы детской психологии. Виды деятельности в развитии дошкольников.

Тема 1. Основы психологии развития в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Тема 2. Социальная ситуация развития, игра как ведущий вид деятельности дошкольника

Тема 3. Различные виды деятельности в развитии дошкольника

Наши рекомендации