Характеристика современного этапа в развитии отечественной специальной психологии.
Специальная психология – область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. На основе такого изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строится система обучения и воспитания людей, имеющих аномалии психического развития (Назарова).
Следует сказать, что в первой половине 20 в. акцент был поставлен на исследование познавательных процессов и обучения детей с отклонениями в развитии, а во второй половине он был перенесен на исследование области личности и социального интеллекта (важность социализации!). Происходит изменение системы специального образования (инклюзия, интеграция) – изучение социальной возможности и успешности таких детей. Происходит расширение дифференциации категорий + с нарушением ЭВС и поведения и со слабо выраженными нарушениями (неврозы, ПТСР в дет.возрасте) из-за возрастающей тенденции. Также происходит изучение в целом возможностей всех категорий обучаться по разным системам (УО в инклюзии или с нар. зрения). Поэтому следом происходит исследование идентичности и идентификации Р с ОВЗ в инклюзивной школе. В свою очередь получает большое развитие прикладная часть (слияние с нейропсихологией – программы диагностики и коррекции (Семаго, Серотюк).
Основными проблемами современной специальной психологии являются:
1) проблема ранней диагностики отклонений в развитии ребенка.
Специалисты считают, что основные закономерности развития у ребенка с нарушением в развитии те же, что и у нормального ребенка. При раннем выявлении отклонений у ребенка надо быть крайне осторожными и внимательными при постановке диагноза, так как наличия какого-либо единичного симптома для этого недостаточно. Поэтому диагностика отклонений в развитии должна носить комплексный, системный характер, должен вестись учет данных психолого-педагогического, неврологического и нейропсихологического обследования;
2) вопросы дифференцированной диагностики умственной отсталостии ряда других нарушений в психическом развитии.
Наряду с умственной отсталостью выделяют несколько внешне сходных состояний. Это задержка психического развития, педагогическая запущенность, общее недоразвитие речи, задержка развития в результате нарушения зрения или слуха у детей, ранний детский аутизм. Все эти отклонения имеют сходные с умственной отсталостью проявления, поэтому важно разработать методики, способные разграничить эти состояния. Данная проблема получила свое развитие в работах отечественного дефектолога В. И. Лубовского (анализирует историю и современное состояние, а также перспективы дифференцированной диагностики различных форм нарушений психологического развития ребенка). В данный момент Е. А. Стребелева работает над созданием системы раннего выявления умственной отсталости в дошкольном возрасте и ее дифференциальной диагностики от других сходных состояний. Е. А. Стребелевой предложены экспериментально-диагностические материалы для выявления умственной отсталости у детей дошкольного возраста на каждом году жизни.
Последнее десятилетие - период бурного развития специальной психологии: расширился диапазон изучаемых периодов психического развития и проблем, появились работы, обощающие некоторые направления исследований, отдельные ветви специальной психологии. Специальная психология вошла в раздел обязательных учебных дисциплин в учебных планах педагогических и психологических специальностей и специализаций. Изданы учебник и учебные пособия по специальной психологии. Появился журнал "Специальная психология". Началось развитие специальной психологической службы, которая до недавнего времени ограничивалась работой ПМПК. Все это свидетельствует о том, что специальная психология вышла за рамки дефектологии и сформировалась как целостная самостоятельная область.
На новом этапе научного и практического развития специальной психологии возникают новые проблемы:
· Изучение детей с ограниченными возможностями, не охваченных специальной психолого-педагогической помощью. По-прежнему остаются неохваченными такой помощью и большинство детей с тяжелыми и множественными дефектами.
· Развитие ранней специальной психологической службы, включающее раннее выявление, диагностику, психологическое сопровождение ребенка и его семьи.
· Фундаментальное изучение возможностей и условий интеграции детей с недостатками развития в образовательных учреждениях общего назначения.
· Разработка единого подхода к использованию терминологии. Непродуманная "борьба со стигматизацией" и непонимание различий между использованием терминологии в средствах массовой информации и в научной литературе привели к размыванию понятий и неадекватному использованию терминов. Вместе с тем, специфические для специальной психологии (и дефектологии в целом) термины (например, "недостаток") выпадают из употребления. Л. С. Выготский никогда не использовал сочетаний "нарушение мышления", "нарушение речи" и т.д.). Он употреблял только сочетание "нарушение развития".
· При переходе на единую международную систему высшего образования возникает необходимость обосновать специальную психологию и как новую область научных знаний, и как новую учебную дисциплину и специализацию, которой нет прямых аналогов за рубежом
По-прежнему актуальны и некоторые давно поставленные проблемы:
1. Разработка методик дифференциальной психологической диагностики нарушений развития. До настоящего времени господствует интуитивно-эмпирический подход и "кустарная" организация диагностической работы. Это проявляется в произвольном выборе методик для проведения обследования, интуитивно-эмпирической оценке результатов выполнения диагностических заданий обследуемым и вытекающей из этого невозможностью сопоставления результатов обследования, проводимых разными диагностическими коллективами.
2. Разработка нового содержания и методов обучения детей с недостатками развития. При больших успехах в коррекции "специфических" (первичных) недостатков содержание и методы обучения общеобразовательным предметам в большинстве случаев остаются традиционными, перенесенными из обычной системы образования.
Лубовский В.И., Басилова Т.А.