Экспериментальный этап в развитии отечественной социальной психологии

1. До революции:
- Михайловский: анализировал массовую психологию при революционном движении. Концепция «героев и толпы»: толпа – самостоятельное общественно-психологическое явление, легко внушаемая и податливая силе личнотси героя. Герой – порождение толпы, которого она выдвигает в определённые моменты истории. Один из главных психологических механизмов толпы – неосознанное подражание герою и взаимоподражание людей в массе. - Плеханов дал определение понятия «общественная психология» как конкретно-историческое и классовое явление. 2. После революции: марксизм – единственная методологическая и идеологическая основа - 20-е гг – попытки построения системы социально-психологических взглядов. - Бехтерев: роль внушения в общественной жизни; групповая психика; характеристика различных социальных групп, классификация коллективов. Механистическая трактовка, сведение всего к условным рефлексам, но: первым обратился к эксперименту. Эксперименты совместно с Ланге: сравнивали характеристики психических процессов (восприятия, памяти, мышления) в условиях групповой и изолированной работы. Результат: группа может стимулировать психическую деятельность одних членов и в то одновременно тормозить других. - Аркин, Беляев – проблемы детских, ученических коллективов. - Витке, Гастев, Керженцев – психология труда и управления организациями. - Конец 20-х — начало 30-х гг. – свертывание и прекращение социально-психологических работ. «Психология является наукой социальной. Поэтому нет необходимости в выделении какой-то особой социальной психологии». До конца 1950-х гг. считалась ветвью буржуазной психологии. Только труды Макаренко по теории и методики коммунистического воспитания в коллективе. Приоритет коллектива над личностью, воспитание коллективизма. С начала 50-х до середины 80-х гг. эти идеи не критиковались. Лишь в наше время систему взглядов Макаренко стали называть концепцией «тотального коллективизма». - Коней 50-х, «оттепель» - некоторая либерализация науки. Возрождение социальной психологии. Ананьев, Ковалев, Парыгин,Баранов, Шорохова, Мансуров, Платонов. - Кузьмин – первые эмпирические исследования групп и коллективов. - Бодалев – «Восприятие человека человеком». - Андреева – первый учебник по социальной психологии.   13 Общая характеристика основных направлений исследований в социальной психологии. Основные нарпавления (школы) социальной психологии: Функционализм изучает людей и социальные группы с точки зрения социальной адаптации (приспособления к сложным условиям жизни). Бихевиоризм изучает закономерности поведения человека и животного в группе. Гуманистическая психология исследует человека как полноценную личность, стремящуюся к самореализации, реализации своих потенциальных возможностей. Когнитивизм трактует социальное поведение человека как совокупность познавательных процессов и делает акцент на процессе познания мира. Интеракционизм исследует взаимодействие между людьми в процессе деятельности и общения, коммуникацию как обмен символами и выработке единых значений и смыслов.   14 Развитие социальной психологии на современном этапе. Современной можно считать лишь социальную психологию после второй мировой войны (Штейнер, Фишбайн). 50-е – 60-е гг.: неудовлетворенность огромными объемами собранного, но малосодержательного эмпирического материала, неприложимость к практике большинства выводов, полученных в лабораторных экспериментах. призывы к разработке теории, а не только эксперимента. (идея необходимости пропорционального развития двух сфер научного знания – теоретической и экспериментальной). Из социологии заимствовалась идея теорий среднего ранга, их Стремительное развитие социально-психологических исследований, прежде всего в США, создавало впечатление весьма успешного и результативного развития молодой науки. Этапы послевоенной социальной психологии : а) конец 60-х начало 70-х годов: ясное представление путей и задач сменилось разочарованием в результатах, сомнением в целях и неуверенностью в социальной адекватности социально-психологического знания; методы не соответствуют содержанию дисциплины; американская социальная психология сохраняет ведущие позиции, но критикуется европейской наукой, создающей альтернативные модели социально- психологического знания; б) 70-е годы: попытка смены направленности, поиск «незанаученных» взглядов и концепций объяснения социально-психологических феноменов. Серьёзная конкуренция Европы. Но: теоретические идеи были новы, а методы исследования оставались традиционными; в) 80-е начало 90-х годов: развитие, новые концепции и теории. Глобально социальная психология поделилась на 2 дисциплины, существующие бок о бок при минимальном взаимодействии, 2 глобальные ориентации – традиционную сциентическую (неопозитивизм) и конструкционистскую (герменевтика). + С 50-х гг. усиленно развивается отечественная психология, не похожая ни на американскую, ни на европейскую.   15 Развитие социальной психологии в России и Беларуси. 1. До революции:
- Михайловский: анализировал массовую психологию при революционном движении. Концепция «героев и толпы»: толпа – самостоятельное общественно-психологическое явление, легко внушаемая и податливая силе личнотси героя. Герой – порождение толпы, которого она выдвигает в определённые моменты истории. - Плеханов дал определение понятия «общественная психология» как конкретно-историческое и классовое явление. 2. После революции: марксизм – единственная методологическая и идеологическая основа 20-е гг – попытки построения системы социально-психологических взглядов: - Бехтерев: роль внушения в общественной жизни; групповая психика; характеристика различных социальных групп, классификация коллективов. Механистическая трактовка, сведение всего к условным рефлексам, но: первым обратился к эксперименту. Эксперименты совместно с Ланге: сравнивали характеристики психических процессов (восприятия, памяти, мышления) в условиях групповой и изолированной работы. - Аркин, Беляев – проблемы детских, ученических коллективов. - Витке, Гастев, Керженцев – психология труда и управления организациями. 3. Конец 20-х — начало 30-х гг. – свертывание и прекращение социально-психологических работ. «Психология является наукой социальной. Поэтому нет необходимости в выделении какой-то особой социальной психологии». До конца 1950-х гг. считалась ветвью буржуазной психологии. 4. Конец 50-х, «оттепель» - некоторая либерализация науки. Возрождение социальной психологии. Ананьев, Ковалев, Парыгин,Баранов, Шорохова, Мансуров, Платонов. - Кузьмин – первые эмпирические исследования групп и коллективов. - Бодалев – «Восприятие человека человеком». - Андреева – первый учебник по социальной психологии. Российская психология: 70-е годы – вопрос сочетания психологического и социологического подходов в исследовании общественного сознания. В настоящее время – вопрос о широком использовании комплексного подхода в исследовании общественно-психологических явлений, становлении единого подхода – социолого-психологического. Суть этого подхода будет сводиться к анализу общественной психологии как духовно-практической сферы жизнедеятельности общества в целом и различных социальных групп.

Белорусская психология:

- 1970—1980-е гг. – один из наиболее плодотворных периодов развития. К концу периода около половины всех практикующих в республике психологов являлись дипломированными специалистами. Приоритетная рольпсихолого-педагогических исследований (трудовое воспитание, проблемы продуктивности мышления, вопросы организации психологической службы).

Рассматривались также вопросы влияния механизации и автоматизации на психику; включённости в идеологический процесс и общественную деятельность; разработка проблем психолингвистики, психологии обучения, профориентации, профподготовки и профадаптации; нравственного развития дошкольников;

- Современная ситуация развития (с 1991 г.): Расширение социально-психологических исследований. Переход от разделения наук к междисциплинарной интеграции: появление таких разделов социальной психологии, как социальная педагогическая психология и педагогическая социальная психология. Один из наиболее существенных результатов – установление факта, что приобрётенный детьми опыт межличностных взаимодействий автоматически не переносится в другие виды деятельности.

Абрамова, Водейко, Гуринович, Кулак, Кухарчик, Цуранова, Ростунов, Лысюк и др.

Наши рекомендации