Основы финансирования здравоохранения.

ЗАНЯТИЕ № 1

Основы финансирования здравоохранения.

Формирование рыночных отношений в здравоохранении.

Основы финансирования здравоохранения.

Общие положения

Стало признанным, что здоровье – категория не только социальная, но и экономическая, несмотря на то, что не относится к товарно-денежным категориям и не представляет собой товар, продаваемый и приобретаемый на рынке. Здоровье соответственно не имеет рыночной цены, хотя и обладает высшей ценностью для общества и индивидуума. Вместе с тем на сохранение, укрепление, восстановление здоровья государству приходится затрачивать огромные ресурсы. Здоровье, таким образом, обладает стоимостью, что позволяет рассматривать его в опосредованной форме как категорию экономическую.

Нельзя согласиться и с тем, что здравоохранение традиционно относят к непроизводственным отраслям, к сфере услуг нематериального характера. В нем сочетаются товарно-материальная и духовно-информационная деятельность. В этом смысле здравоохранение можно называть «отраслью сохранения и производства здоровья», в которой используется большой арсенал медицинских, экономических методов и средств.

Экономика здравоохранения – отраслевая экономическая наука, которая исследует действие объективных экономических законов, влияющих на удовлетворение потребностей населения в сохранении и укреплении здоровья.

Организации здравоохранения в рамках законодательства осуществляютэкономическую деятельность– производство и реализацию медицинских товаров и услуг, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, используя при этом различные финансовые, материальные, трудовые, информационные и другие ресурсы.

Общие положения финансирования

Обеспечение системы здравоохранения необходимыми финансовыми ресурсами для оказания населению качественной и доступной медицинской помощи остается ключевой проблемой политики государства в области охраны здоровья граждан.

Финансовая система– совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства.Финансовая система включает в себя: финансы предприятий, организаций, отраслей; бюджетную, кредитно-банковскую, страховую системы, а также фондовый рынок.

Финансирование– обеспечение физического или юридического лица финансовыми средствами для безвозвратного расходования на определенные цели: медицинские, хозяйственные, бытовые, управленческие и др.

Определение средней длительности лечения (Ср.дл.л.) при данном КЭС.

2. Определение одного дня лечения в баллах (Д.Б.) = Общее количество баллов / Ср.дл.л..

3. Расчет тарифа (в руб.) на 1 больного в зависимости от длительности его лечения (Д.Б. × Дл.л.× Ст.б.).

Определение суммы тарифов для всех больных.

Пример расчета:

1) Ср.дл.л. = (25+35)/2=30 дней

2) Д.Б. = 490,79/30=16,36

3) Расчет тарифа на 1 больного:

16,4х25х36,0=14760

16,4х32х36,0=18892,8

16,4х40х36,0=23616

4) Сумма тарифов для всех больных:

(14760 х 5) + (18892,8 х 15) + (23616 х 10)=593352

ВЫВОД: Сумма тарифов, затраченная на восстановительное лечение 30 больных с КЭС - стенокардия и др. формы хронической ИБС составила 593352 рубля.

Задачи для самостоятельного решения.

Задача № 1.

Определить сумму тарифов (в руб.) затраченных на восстановительное лечение 30 больных с КЭС - стенокардия и др. формы хронической ИБС. Обоснованная продолжительность лечения 5 больных составила по 25 дней, 15 больных – 32 дня и 10 больных – 40 дней. Общее количество баллов при лечении одного больного с таким КЭС составляет 490,79; длительность лечения (Д.л.) установленная экспертным путем равна 25-35 дням; стоимость 1 балла (Ст.б.) – 36,0 руб.

Задача № 2.

Определить сумму тарифов (в руб.) затраченных на восстановительное лечение 36 больных с КЭС – гипертоническая болезнь. Обоснованная продолжительность лечения 8 больных составила по 20 дней, 23 больных – 25 дней и 5 больных – 30 дней. Общее количество баллов при лечении одного больного с таким КЭС составляет 629,70; длительность лечения (Д.л.) установленная экспертным путем равна 22-28 дням; стоимость 1 балла (Ст.б.) – 36,0 руб.

Задача № 3.

Определить сумму тарифов (в руб.) затраченных на восстановительное лечение 40 больных с КЭС – хронические болезни толстого кишечника. Обоснованная продолжительность лечения 10 больных составила по 26 дней, 25 больных – 28 дней и 5 больных – 34 дня. Общее количество баллов при лечении одного больного с таким КЭС составляет 513,65; длительность лечения (Д.л.) установленная экспертным путем равна 28-32 дням; стоимость 1 балла (Ст.б.) – 36,0 руб.

Задача № 4.

Определить сумму тарифов (в руб.) затраченных на восстановительное лечение 25 больных с КЭС – распространенные остеохондрозы позвоночника, в т.ч. с радикулопатиями. Обоснованная продолжительность лечения 8 больных составила по 30 дней, 10 больных – 38 дней и 7 больных – 42 дня. Общее количество баллов при лечении одного больного с таким КЭС составляет 1117,8; длительность лечения (Д.л.) установленная экспертным путем равна 39-41 дню; стоимость 1 балла (Ст.б.) – 36,0 руб.

Задача № 5.

Определить сумму тарифов (в руб.) затраченных на восстановительное лечение 28 больных с КЭС – острые нарушения мозгового кровообращения (ранний восстановительный период). Обоснованная продолжительность лечения 6 больных составила по 32 дня, 12 больных – 35 дней и 10 больных – 37 дней. Общее количество баллов при лечении одного больного с таким КЭС составляет 476,74; длительность лечения (Д.л.) установленная экспертным путем равна 33-37 дням; стоимость 1 балла (Ст.б.) – 36,0 руб.

Задача № 6.

Определить сумму тарифов (в руб.) затраченных на восстановительное лечение 38 больных с КЭС – отдаленные последствия травм и заболеваний нервной системы. Обоснованная продолжительность лечения 8 больных составила по 36 дней, 16 больных – 38 дней и 14 больных – 42 дня. Общее количество баллов при лечении одного больного с таким КЭС составляет 704,07; длительность лечения (Д.л.) установленная экспертным путем равна 37-43 дням; стоимость 1 балла (Ст.б.) – 36,0 руб.

Задача № 7.

Определить сумму тарифов (в руб.) затраченных на восстановительное лечение 30 больных с КЭС – пневмония, затяжн. течение, в ст. разрешения (после18-го дня от начала лечения). Обоснованная продолжительность лечения 5 больных составила по 20 дней, 15 больных – 23 дня и 10 больных – 24 дня. Общее количество баллов при лечении одного больного с таким КЭС составляет 477,68; длительность лечения (Д.л.) установленная экспертным путем равна 22-26 дням; стоимость 1 балла (Ст.б.) – 36,0 руб.

Задача № 8.

Определить сумму тарифов (в руб.) затраченных на восстановительное лечение 20 больных с КЭС – бронхиальная астма ДН I-II ст. (после 19-го дня от начала остр. периода). Обоснованная продолжительность лечения 5 больных составила по 24 дня, 12 больных – 26 дней и 3 больных – 28 дней. Общее количество баллов при лечении одного больного с таким КЭС составляет 573,64; длительность лечения (Д.л.) установленная экспертным путем равна 24-28 дням; стоимость 1 балла (Ст.б.) – 36,0 руб.

Задача № 9.

Определить сумму тарифов (в руб.) затраченных на восстановительное лечение 35 больных с КЭС – грыжи межпозвонковых дисков. Обоснованная продолжительность лечения 10 больных составила по 26 дней, 12 больных – 30 дней и 13 больных – 35 дней. Общее количество баллов при лечении одного больного с таким КЭС составляет 573,74; длительность лечения (Д.л.) установленная экспертным путем равна 33-37 дням; стоимость 1 балла (Ст.б.) – 36,0 руб.

Задача № 10.

Определить сумму тарифов (в руб.) затраченных на восстановительное лечение 24 больных детей с КЭС – заболевания и последствия травм верхних и нижних конечностей. Обоснованная продолжительность лечения 8 больных составила по 26 дней, 10 больных – 29 дней и 6 больных – 30 дней. Общее количество баллов при лечении одного больного с таким КЭС составляет 449,7; длительность лечения (Д.л.) установленная экспертным путем равна 26-30 дням; стоимость 1 балла (Ст.б.) – 36,0 руб.

Задача № 11.

Определить сумму тарифов (в руб.) затраченных на восстановительное лечение 20 больных детей с КЭС – врожденные и приобретенные деформации позвоночника и грудной клетки. Обоснованная продолжительность лечения 6 больных составила по 25 дней, 12 больных – 28 дней и 2 больных – 31 день. Общее количество баллов при лечении одного больного с таким КЭС составляет 400,83; длительность лечения (Д.л.) установленная экспертным путем равна 27-29 дням; стоимость 1 балла (Ст.б.) – 36,0 руб.

Задача № 12.

Определить сумму тарифов (в руб.) затраченных на восстановительное лечение 15 больных детей с КЭС – дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника. Обоснованная продолжительность лечения 5 больных составила по 27 дней, 7 больных – 30 дней и 3 больных – 32 дня. Общее количество баллов при лечении одного больного с таким КЭС составляет 409,32; длительность лечения (Д.л.) установленная экспертным путем равна 25-31 дню; стоимость 1 балла (Ст.б.) – 36,0 руб.

Задача для разбора.

В районной больнице на 250 коек:

- фактические расходы денежных средств составили 520000 руб. в год, при средней занятости койки в 320 дней;

- плановые расходы по стационару составляют 540000 руб.;

- плановая занятость койки – 340 дней;

- оборот койки по плану – 20, фактически – 20.

Рассчитать:

1. Плановые и фактические стоимостные показатели.

2. Экономические потери в результате простоя коек.

Алгоритм расчета:

1. Рассчитать стоимость содержания больничной койки фактическую и по плану.

Стоимость содержания больничной койки в год (Ск)

Ск = Сумма расходов Число коек

Ск (по плану) = 540000/250 = 2160 руб.

Ск (фактическая) = 520000/250 = 2080 руб.

2. Рассчитать стоимость одного койко-дня фактическую и по плану.

Стоимость одного койко-дня (Ск/д)

Ск/д = Сумма расходов____________________________ Число коек х длительность работы койки в год

или

Ск/д = Ск_______________________ Длительность работы койки

Ск/д (по плану) = 540000/250х340 = 6,35 руб.

или = 2160/340 = 6,35 руб.

Ск/д (фактическая) = 520000/250х320 = 6,5 руб.

или = 2080/320 = 6,5 руб.

3. Рассчитать стоимость лечения одного больного фактическую и по плану (для данного

Задача № 1.

В районной больнице на 100 коек:

- фактические расходы денежных средств составили 280600 руб. в год, при средней занятости койки в 250 дней;

- плановые расходы по стационару составляют 290200 руб.;

- плановая занятость койки – 290 дней;

- оборот койки по плану – 19, фактически – 17.

Рассчитать:

1. Плановые и фактические стоимостные показатели.

2. Экономические потери в результате простоя коек.

Задача № 2.

В районной больнице на 300 коек:

- фактические расходы денежных средств составили 810000 руб. в год, при средней занятости койки в 330 дней;

- плановые расходы по стационару составляют 828000 руб.;

- плановая занятость койки – 340 дней;

- оборот койки по плану – 22, фактически – 22.

Рассчитать:

1. Плановые и фактические стоимостные показатели.

2. Экономические потери в результате простоя коек.

Задача № 3.

В районной больнице на 600 коек:

- фактические расходы денежных средств составили 1680000 руб. в год, при средней занятости койки в 340 дней;

- плановые расходы по стационару составляют 1700000 руб.;

- плановая занятость койки – 350 дней;

- оборот койки по плану – 21, фактически – 18,5.

Рассчитать:

1. Плановые и фактические стоимостные показатели.

2. Экономические потери в результате простоя коек.

Задача № 4.

В районной больнице на 500 коек:

- фактические расходы денежных средств составили 900000 руб. в год, при средней занятости койки в 290 дней;

- плановые расходы по стационару составляют 922000 руб.;

- плановая занятость койки – 310 дней;

- оборот койки по плану – 20, фактически – 22.

Рассчитать:

1. Плановые и фактические стоимостные показатели.

2. Экономические потери в результате простоя коек.

Задача № 5.

В районной больнице на 300 коек:

- фактические расходы денежных средств составили 840000 руб. в год, при средней занятости койки в 300 дней;

- плановые расходы по стационару составляют 880000 руб.;

- плановая занятость койки – 320 дней;

- оборот койки по плану – 20, фактически – 24.

Рассчитать:

1. Плановые и фактические стоимостные показатели.

2. Экономические потери в результате простоя коек.

Задача № 6.

В районной больнице на 100 коек:

- фактические расходы денежных средств составили 280400 руб. в год, при средней занятости койки в 250 дней;

- плановые расходы по стационару составляют 290000 руб.;

- плановая занятость койки – 290 дней;

- оборот койки по плану – 17, фактически – 19.

Рассчитать:

1. Плановые и фактические стоимостные показатели.

2. Экономические потери в результате простоя коек.

Задача № 7.

В районной больнице на 250 коек:

- фактические расходы денежных средств составили 522000 руб. в год, при средней занятости койки в 310 дней;

- плановые расходы по стационару составляют 540000 руб.;

- плановая занятость койки – 340 дней;

- оборот койки по плану – 20, фактически – 24.

Рассчитать:

1. Плановые и фактические стоимостные показатели.

2. Экономические потери в результате простоя коек.

Задача № 8.

В районной больнице на 300 коек:

- фактические расходы денежных средств составили 840000 руб. в год, при средней занятости койки в 320 дней;

- плановые расходы по стационару составляют 813600 руб.;

- плановая занятость койки – 360 дней;

- оборот койки по плану – 18, фактически – 20.

Рассчитать:

1. Плановые и фактические стоимостные показатели.

2. Экономические потери в результате простоя коек.

Задача № 9.

В районной больнице на 200 коек:

- фактические расходы денежных средств составили 590000 руб. в год, при средней занятости койки в 330 дней;

- плановые расходы по стационару составляют 606800 руб.;

- плановая занятость койки – 340 дней;

- оборот койки по плану – 21, фактически – 18,5.

Рассчитать:

1. Плановые и фактические стоимостные показатели.

2. Экономические потери в результате простоя коек.

Задача № 10.

В районной больнице на 350 коек:

- фактические расходы денежных средств составили 1092000 руб. в год, при средней занятости койки в 380 дней;

- плановые расходы по стационару составляют 1000000 руб.;

- плановая занятость койки – 390 дней;

- оборот койки по плану – 25, фактически – 27.

Рассчитать:

1. Плановые и фактические стоимостные показатели.

2. Экономические потери в результате простоя коек.

Задача № 11.

В районной больнице на 550 коек:

- фактические расходы денежных средств составили 1830000 руб. в год, при средней занятости койки в 450 дней;

- плановые расходы по стационару составляют 1590200 руб.;

- плановая занятость койки – 400 дней;

- оборот койки по плану – 21, фактически – 20.

Рассчитать:

1. Плановые и фактические стоимостные показатели.

2. Экономические потери в результате простоя коек.

Задача № 12.

В районной больнице на 600 коек:

- фактические расходы денежных средств составили 1780000 руб. в год, при средней занятости койки в 340 дней;

- плановые расходы по стационару составляют 1860000 руб.;

- плановая занятость койки – 360 дней;

- оборот койки по плану – 21, фактически – 19.

Рассчитать:

1. Плановые и фактические стоимостные показатели.

2. Экономические потери в результате простоя коек.

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение понятия «экономика здравоохранения». Какие основные вопросы она решает?

2. Дайте определение рынка медицинских товаров и услуг, раскройте основные понятия рынка.

3. Раскройте содержание понятия «спрос» и «предложение». Какие бывают виды «спроса» и виды «предложения», как они взаимосвязаны?

4. Что такое медицинская услуга? Перечислите и раскройте виды и специфические особенности медицинских услуг?

5. Раскройте содержание понятия «цена». Что такое цена спроса, цена предложения, цена равновесия?

6. Дайте определение понятия «конкуренция». Перечислите основные конкурентные преимущества медицинских организаций на рынке медицинских товаров и услуг?

7. Дайте определение «менеджмент» и «управление».

8. Раскройте понятия «финансовая система» и «финансирование»? Перечислите основные источники финансирования здравоохранения.

9. Какова роль Фонда социального страхования в финансировании системы здравоохранения?

10. Какие, согласно законодательству, выделяют виды внебюджетных средств?

11. Каков порядок оказания гражданам платных медицинских услуг?

12. Что такое финансовый контроль в здравоохранении, в каких видах он осуществляется? Какие органы и организации проводят финансовый контроль в здравоохранении?

ЗАНЯТИЕ № 2

Научные основы планирования и прогнозирования в общественном здоровье и здравоохранении.

Общие положения

Отличительной чертой современной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие на­циональной экономики. Важнейшими рычагами государст­венного регулирования являются прогнозирование и планирование социально-экономического развития в целом и, прежде всего, здравоохранения.

Объективная необходимость прогнозирования и планирова­ния в условиях рыночной экономики обусловлена следующими обстоятельствами: общественным характером производственных отношений и неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно в кризисных ситуациях.

При этом не надо забывать о двух край­ностях в воздействии государства на экономику: первое – государственное регулирование тех экономических процессов, которые более эффективно могут управляться рыночными механизма­ми, второе – полагаться исключительно на рыночные механизмы в тех случаях, когда вмешательство государства необходимо.

Прогнозирование тесно связано с планированием и является необходимой методологической и информационной основой для разработки планов и программ.

Использование прогнозирования и планирования как стратегического направления в управлении и экономике здравоохранения позволяет увязывать замысел реформ здравоохранения с реальным воплощением их в жизнь.

Планирование в здравоохранении

Планирование в здравоохранении– это процесс определения необходимых ресурсов и механизма эффективного их использования для решения задач повышения качества и доступности медицинской помощи, достижения конкретных показателей здоровья населения. Планирование в системе здравоохранения Российской Федерации должно строиться на единых принципах и методических подходах, имея главной целью реализацию конституционных прав граждан на охрану здоровья.

Принципы планирования в здравоохранении

На современном этапе основными принципами планирования в здравоохранении являются:

  • системный подход;
  • сочетание отраслевого и территориального планирования;
  • выделение приоритетных направлений;
  • директивность планов;
  • единство методических подходов к планированию на всех уровнях управления системой здравоохранения;
  • обеспечение сбалансированности в развитии всех секторов здравоохранения: государственного, муниципального, частного.

Системный подход. Сущность его состоит в том, что каждый объект, согласно теории управления, должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы. Системный подход в управлении здравоохранением – это подход, при котором система здравоохранения рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (входящих в нее организаций здравоохранения), имеющая вход (ресурсы), выход (цель), взаимосвязь с внешней средой (коммуникации).

Говоря о системном подходе в планировании здравоохранения, можно говорить о некотором способе организации действий на этапе разработки планов с целью выявления закономерностей и взаимосвязей в системе здравоохранения, а также методов более эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей.

Сочетание отраслевого и территориального планирования. Суть этого принципа состоит в том, что план развития здравоохранения (как отрасли) является частью общего плана социально-экономического развития субъекта РФ, муниципальных образований. Он должен быть связан с общим планом единством целей и задач, поэтому составляется с учетом перспектив, прежде всего, таких отраслей как культура, образование, наука, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, физическая культура, социальное обеспечение, сельское хозяйство, строительство и др. Взаимосвязь этих планов достигается на основе статистических показателей, утвержденных соответствующим Указом Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Выделение приоритетных направлений. Принцип является особенно значимым для разработки планов в условиях ограниченных ресурсов, так как предполагает необходимость концентрации имеющихся ресурсов в приоритетных направлениях для достижения конкретных результатов. Реализация этого принципа позволяет достигать максимальных результатов с наименьшими затратами. Принцип выделения приоритетных направлений преимущественно используется для разработки целевых медико-социальных программ, касающихся, например, охраны здоровья матери и ребенка, профилактики, диагностики, лечения социально значимых заболеваний, снижения смертности населения трудоспособного возраста и др.

Профилактическое направление является главным приоритетом в деятельности системы здравоохранения Российской Федерации.

Директивность планов. Принцип предполагает, что план, утвержденный на вышестоящем уровне, по своим основным показателям является обязательным для исполнения на нижестоящих уровнях управления. В то же время этот план является базовым (рамочным), поэтому не исключает возможность внесения в него необходимых корректив и дополнений с учетом региональных особенностей здоровья населения и системы здравоохранения. Например, на федеральном уровне утверждается Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее Программа), на ее основе в субъектах РФ утверждаются территориальные Программы, в рамках которых в муниципальных образованиях разрабатываются муниципальные задания.

Единство методических подходов к планированию на всех уровнях управления системой здравоохранения. Принцип реализуется, прежде всего, в разработке единых методических подходов для установления нормативов материальных, финансовых, трудовых ресурсов для возмещения затрат на оказание тех или иных видов медицинской помощи с учетом региональных особенностей здоровья населения и функционирующей системы здравоохранения. Этому принципу необходимо также следовать при разработке статистических показателей для оценки эффективности использования ресурсов.

В итоге, все это должно обеспечить одинаковые условия, качество и доступность медицинской помощи населению, проживающего в различных регионах Российской Федерации, в соответствии со стандартами, установленными на федеральном уровне. Например, затраты на проведение операции по поводу острого аппендицита в Республике Саха (Якутия) и Новгородской области будут разные. Это связано с влиянием таких факторов, как районные коэффициенты, транспортные расходы, действующая система оплаты труда и др. В то же время, условия и качество оказания медицинской помощи должны быть одинаковы.

Обеспечение сбалансированности в развитии всех секторов здравоохранения: государственного, муниципального, частного. Принцип действует в условиях формирования рыночных отношений в здравоохранении. С одной стороны, органы управления здравоохранением при разработке планов должны, в первую очередь, предусматривать развитие государственного и муниципального секторов здравоохранения для обеспечения населения бесплатной медицинской помощью. С другой стороны, – в рамках законодательства, регламентирующего лицензирование медицинской деятельности, создавать условия для формирования частного сектора здравоохранения. При этом работа по развитию этих секторов должна идти параллельно, сбалансированно, с обеспечением конституционных прав граждан на получение гарантированной (бесплатной) медицинской помощи.

Виды планирования в здравоохранении

С учетом политической и социально-экономической ситуации в стране, приоритетов и поставленных задач в области охраны здоровья населения выделяют следующие виды планирования в здравоохранении:

  • стратегическое;
  • перспективное;
  • текущее.

Стратегическое планированиеопределяет цели, задачи, приоритеты, ресурсы, прогнозируемые результаты деятельности системы здравоохранения в целом и отдельных медицинских организаций на перспективу 10 и более лет.

Стратегическое планирование осуществляется на двух уровнях управления: федеральном и субъекта Российской Федерации.

Стратегическое планирование на федеральном уровне. Министерство здравоохранения и социального развития РФ разрабатывает и утверждает:

  • стратегические цели, задачи и приоритеты развития здравоохранения Российской Федерации;
  • прогнозируемые показатели состояния здоровья населения и деятельности системы здравоохранения;
  • федеральные нормативы, стандарты и методику их разработки с учетом региональных особенностей субъектов Российской Федерации;
  • федеральные целевые медико-социальные программы.

Стратегическое планирование на уровне субъектов Российской Федерации.Задачей органов управления здравоохранением субъектов РФ является разработка стратегических планов формирования эффективной системы оказания населению территории доступной медицинской помощи на перспективу 10 и более лет. Эта работа осуществляется на основе индикаторов (показателей), устанавливаемых на федеральном уровне с учетом региональных особенностей состояния здоровья и действующей системы здравоохранения.

Разработка стратегических планов на уровне субъекта РФ предусматривает следующие этапы:

  • анализ и прогноз состояния здоровья населения субъекта РФ на расчетный период;
  • определение цели, задач и приоритетов развития здравоохранения на расчетный период;
  • расчет прогнозируемых показателей деятельности системы здравоохранения субъекта РФ;
  • разработка и утверждение региональных нормативов для планирования развития системы здравоохранения субъекта РФ;
  • определение необходимых для достижения поставленных целей и задач ресурсов, источников их получения;
  • разработка и утверждение планов и целевых медико-социальных программ развития системы здравоохранения субъекта РФ.

Перспективное планированиепредусматриваетразработку планов и программ развития здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований в рамках утвержденных стратегических планов, как правило, на 3-5 лет. Методология составления этих планов и программ в здравоохранении муниципальных образований должна в целом соответствовать подходам перспективного планирова­ния на уровне субъекта Российской Федерации, но при этом учитывать имею­щиеся особенности социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов.

Текущее планирование предусматривает разработку ежегодных планов и программ деятельности системы здравоохранения субъектов РФ, муниципальных образований и конкретных организаций здравоохранения в соответствии с перспективными планами и программами, утвержденными на уровне субъекта РФ и муниципального образования.

Методы планирования в здравоохранении

В теории управления здравоохранением используются многие методы планирования: аналитический, нормативный, балансовый, экономико-математический, организационного эксперимента и др. В практическом здравоохранении в основном применяют следующие три метода: аналитический; нормативный; балансовый.

Аналитический метод – планирование на основании изучения показателей здоровья населения и результатов деятельности медицинских учреждений (показатели медико-демографических процессов, заболеваемости, инвалидности, физического здоровья, показатели обеспеченности кадрами, объемов амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, нагрузки медицинского персонала, качества медицинской помощи и др.).

Аналитический метод используется для оценки исходного и достигнутого уровней при составлении плана и анализе его выполнения. С помощью аналитического метода рассчитываются необходимые объемы амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, обеспеченность населения медицинскими кадрами, нагрузка медицинского персонала и др.

За основу норматива при определении потребности населения во всех видах амбулаторно-поликлинической помощи берут плановое число посещений поликлиники на одного жителя в год.

Чтобы рассчитать необходимое число врачей для амбулаторно-поликлинической помощи используют формулу:

Л×Н

В= ---------

Ф

где: В – необходимое число врачей; Л – норматив посещений на 1 человека в год; Н – общая численность населения.

Ф=А × В × Г,

где Ф – функция врачебной должности врача, ведущего только амбулаторный прием в поликлинике; А – нагрузка врача на 1 час работы; В – число часов работы врача в день; Г – число рабочих дней в году.

Для врачей, ведущих амбулаторный прием в поликлинике и обслуживающих вызовы на дом, функция врачебной должности рассчитывается по следующей формуле:

Ф = [(А × В)+(С × Д)] × Г,

где А – нагрузка на 1 час приема врача в поликлинике; В – число часов работы врача на приеме в поликлинике; С – нагрузка врача на 1 час обслуживания пациентов на дому; Д – число часов работы врача по обслуживанию пациентов на дому; Г – число рабочих дней в году.

Аналитический метод расчета необходимого числа врачей для амбулаторно-поликлинической помощи населению применяется для перспективного планирования амбулаторно-поликлинических учреждений для территории, на которой известно общее количество населения (детей и взрослого населения вместе), которое будет там проживать. После заселения данной территории поликлиники проводят точную перепись приписанного населения и, исходя из штатных нормативов медицинского персонала нормативным методом, определяется необходимое число ставок врачей.

При планировании стационарной помощи сначала формируется сеть больничных учреждений, а затем рассчитываются кадры. За основу норматива при определении потребности населения в стационарной помощи аналитическим методом принято брать уровень госпитализации на 1000 жителей.

Потребность населения в стационарной помощи в целом и по отдельным специальностям определяется по формуле И.И. Розенфельда:

Н×Р×П

К= ------------

Д×1000

где: К – необходимое число коек; Н – численность населения; Р – уровень госпитализации; П – среднее число дней пребывания больного на койке; Д – среднее число дней работы койки в году.

В зависимости от числа специализированных коек в районе формируется сеть стационарных учреждений. На основании действующих штатных нормативов рассчитывается необходимое число должностей различных групп персонала для стационаров.

Нормативный методиспользуется в стратегическом, перспективном и текущем планировании на основе утвержденных нормативов.

Норматив –расчетная величина затрат материальных, финансовых, временных и других ресурсов, применяемая при нормировании труда, планировании производственной и хозяйственной деятельности.

Нормативы разрабатываются и утверждаются МЗиСР РФ или другими уполномоченными органами исполнительной власти.

По своей сути норматив – это количественная мера затрат финансовых, материальных, временных и других видов ресурсов, необходимых для оказания определенного объема медицинских услуг соответствующего качества.

Классификация нормативов по видам ресурсов:

  • материальные, устанавливающие уровень затрат в натуральном выражении (расход энергоносителя на 1 м3 отапливаемых помещений, количество комплектов белья на 1 больного или 1 койку, расход продуктов питания на 1 койко-день и др.);
  • финансовые, устанавливающие уровень затрат в денежном выражении (расход финансовых средств на лекарственные препараты на 1 койко-день, подушевое финансирование, расход финансовых средств на 1 койко-день в отделениях различного профиля и др.);
  • временные, устанавливающие уровень затрат во времени (норматив времени выезда бригады скорой медицинской помощи, норматив среднечасовой нагрузки врачей отдельных специальностей на амбулаторно-поликлиническом приеме и др.).

Использование нормативов в планировании здравоохранения является неотъемлемой частью механизма государственного регулирования в условиях рыночной экономики.

Балансовый методявляется одним из основных методов плани­рования в здравоохранении и позволяет увязывать потребности населения в тех или иных видах медицинской помощи с их ресурсным обеспечением. С помощью балансового метода вскрыва­ются диспропорции в развитии отдельных видов медицинской помощи, например, амбулаторно-поликлинической и стационарной, определяются оптимальные соотношения между соответствующими разделами комплексного плана развития здравоохранения, выявляются резервы, устанавливается мак­роэкономическое равновесие здравоохранения с другими отраслями.

В практике планирования здравоохранения используют следующие системы балансов:

  • натуральные (материальные);
  • стоимостные (денежные);
  • трудовые (кадровые);
  • межотраслевые (например, баланс потребности в работниках здравоохранения и возможностью их подготовки в системе медицинского образования).

В сложившейся практике планирования здравоохранения аналитический, нормативный и балансовый методы, как правило, используют вместе, дополняя один другим.

Планирование и расходование финансовых средств организациями здравоохранения

Планирование потребности в финансовых средствах организаций здравоохранения осуществляется на основании составляемых смет. Первоначально сметы составляются на уровне конкретной организации здравоохранения, затем разрабатываются сводные проектные сметы расходов на здравоохране­ние как составная часть проекта соответствующего бюд

Наши рекомендации