Особенности финансирования здравоохранения в
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Источниками финансирования здравоохранения в РФ являются средства:
• бюджетов всех уровней;
• обязательного медицинского страхования;
• добровольного медицинского страхования;
• граждан (оплата лечения, добровольные пожертвования);
• работодателей (прямая оплата лечения, спонсорская помощь учреждениям);
• других государств и международных организаций.
Одним из основных источников финансирования здравоохранения является консолидированный бюджет (федеральный, бюджеты субъектов РФ), формируемый за счет поступления общих налогов от хозяйствующих субъектов и от населения. Поступления от предприятий осуществляются из налога на добавленную стоимость, взносов на социальное страхование и др. Поступления от населения осуществляются путем уплаты подоходного налога, размещения внутреннего займа и доходов от денежно-вещевых лотерей.
Из полученных доходов государство в лице Министерства финансов и аналогичных органов в регионах и на местах выделяет определенные средства на содержание и развитие здравоохранения. Уровень финансирования определяется путем переговоров между финансовыми органами и органами управления здравоохранением соответствующего уровня и базируется на предыдущем опыте, современных требованиях развития и возможностях государства. Согласованный бюджет одобряет Правительство РФ и утверждает орган законодательной власти — Федеральное собрание РФ. С момента подписания Президентом РФ он признается утвержденным и становится законом, обязательным для исполнения. Аналогичные решения принимаются в субъектах РФ и муниципальными органами власти.
Средства бюджетов соответствующего уровня используются на основании решений распорядителей и получателей бюджетных средств, которые определены Бюджетным кодексом РФ.
Главный распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющее право распределять бюджетные ассигнования между подведомственными распорядителями и/или получателями бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющее право распределять бюджетные ассигнования между подведомственными распорядителями и/или получателями бюджетных средств.
Получатель бюджетных средств — орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и/или исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет соответствующего бюджета.
их подчиненности: Учреждения здравоохранения финансируются из бюджетов соответственно
• федерального подчинения — за счет федерального бюджета;
• регионального подчинения — за счет бюджета субъекта РФ;
• городского — за счет бюджета городского округа (в случае делегирования полномочий);
• районного — из бюджетов муниципального района (в случае делегирования полномочий).
При этом возможно дополнительное финансирование учреждений здравоохранения «сверху-вниз», т.е. за счет бюджетов вышестоящих органов управления путем предоставления субсидий, субвенций и прочих трансфертов нижестоящим бюджетам.
Бюджетные и автономные учреждения получают субсидии из соответствующего бюджета на возмещение затрат, связанных с оказанием ими услуг, и проведения работ в соответствии с государственным (муниципальным) заданием. Возмещение затрат производится на нормативной основе. Также субсидии могут предоставляться автономным учреждениям на иные цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания.
Государственное (муниципальное) задание должно содержать:
• показатели, характеризующие качество и объем оказываемых услуг;
• порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия его досрочного прекращения;
• требования к отчетности по исполнению задания;
• определение категорий юридических и физических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
• порядок оказания услуг в рамках выполнения задания;
• предельные цены (тарифы) на оплату услуг физическими и юридическими лицами в случаях, предусматривающих их оказание за плату в соответствии с законодательством РФ.
Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований для предоставления субсидий на выполнение этих заданий, а также для формирования сметы расходов казенных учреждений.
Бюджетная смета — это документ, устанавливающий лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения в соответствии с классификацией бюджетных расходов.
Порядок определения и условия предоставления субсидий из соответствующего бюджета устанавливается Правительством РФ, либо высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, либо местной администрацией.