Модели финансирования здравоохранения

По источнику финансирования По характеру взаимодействия
Модель финансирования Основные черты Модель финансирования Основные черты
Бюджетная Основывается на сборе налогов, из которых формируется доходная часть бюджета, а затем определяется расход на здравоохранение Интеграционная 1. Слияние функции финансирования, управления и организации медицинской помощи. 2. Управление здравоохранением - финансирую­щая сторона. 3. Производитель и поставщик услуг - государст­венное учреждение здравоохранения, имеющее районное прикрепление. 4. Возможности выбора врача у населения ограничены 5. Огосударствленная система управления.
Страховая Основывается преимущественно на целевом взносе на медицинское страхование. Часто выступает в форме сочетания страхового и бюджетного финансирования    
Частная Основывается преимущественно на взносах из личных средств граждан, благотворительных фондов и т.п. Контрактная 1. Договорные отношения. 2. Принцип "Деньги следуют за пациентом". 3. Экономические рычаги управления. 4. Большие расходы на договорные и административные взаимоотношения. 5. Хозяйственная самостоятельность производителей медицинских услуг (Германия, Франция). В России - относительная самостоятельность (как юридического лица).
    Модель возмещения 1 . Пациенты оплачивают услуги из своих средств, а затем возмещают основную часть потраченных сумм из фонда ОМС. 2. Цены свободные. 3. Количество ЛПУ не ограничено. Нет договоров. 4. Недостаток - порождение затратных тенденций в здравоохранении.
    Модель "управляемой медицинской помощи" 1 . Финансируется по общему душевому нормативу. 2. Основана на особой форме договоров между финансирующей стороной и производителями (поставщиками) медицинских услуг; страховщик участвует в планировании медицинской помощи (США). 3. Это медико-страховое объединение с общими управленческими структурами и внутренним ком­мерческим расчетом. Действует как корпорация. 4. Хозяйственная независимость ЛПУ. 5. Определены общие правила управления и адми­нистрирования.

Источниками финансирования в системе здравоохранения являются:

- денежные средства бюджетов всех уровней;

- средства обязательного медицинского страхования;

- средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья населения;

- доходы от предпринимательской деятельности организаций здра­воохранения, в частности от оказания платных медицинских услуг.

В целом, система финансирования здравоохранения России (по источ­никам финансирования) характеризуется как бюджетно-страховая модель.

Более детально источники финансирования здравоохранения РФ показаны на схеме 2.

Модели финансирования здравоохранения - student2.ru

Как уже отмечалось, можно наблюдать несколько финансовых потоков, направляемых в сферу здравоохранения.

- Бюджетные источники: федеральный бюджет; бюджет субъекта РФ; местный бюджет; ресурсы небюджетного перераспределения. К последним относятся средства обязательного медицинского страхования.

Лечебно-профилактические учреждения любой формы собственности, получившие лицензию и аккредитованные в установленном порядке, финансируются на основе договоров со страховыми медицинскими организациями, с территориальным фондом ОМС, его филиалами, выполняющими функции страховщика.

Основным источником финансирования здравоохранения является государственный бюджет, формируемый за счет поступления общих налогов от хозяйствующих субъектов и от населения. Поступления от предприятий осуществляются из налогов на прибыль налога с оборота, взносов на социальное страхование и др. Поступления от населения осуществляются путем уплаты подоходного налога, размещения внутреннего займа и доходов от денежно-вещевых лотерей.

Из полученных доходов государство в лице Минфина России выделяет определенные средства на содержание и развитие здравоохранения. Уровень финансирования определяется путем переговоров между Минфином и Минздравом и базируется на предыдущем опыте, современных требованиях развития и возможностях государства. Согласованный бюджет одобряет Правительство РФ и утверждает высший орган власти - Федеральное Собрание. С момента утверждения государственный бюджет становится законом и обязателен для исполнения.

Распорядителями кредитов (исполнителями бюджета) являются министры и руководители местных органов власти (первая степень), руководители подчиненных министерствам организаций и учреждений (вторая степень), руководители других организаций и учреждений (третья степень). Таким образом, администрация учреждений здравоохранения является распорядителем кредитов третьей степени.

Учреждения здравоохранения финансируются из бюджетов соответственно их подчиненности: республиканского подчинения - за счет республиканского бюджета; областного подчинения - за счет областного бюджета; городского - за счет города; местные - из местных бюджетов. При этом возможно дополнительное финансирование учреждений здравоохранения "сверху-вниз", т. е. за счет бюджетов вышестоящих органов управления.

Основным источником финансирования здравоохранения в России является по-прежнему бюджет всех уровней (федеральный, региональный, местный). В 1996 г. на бюджет приходилось 62,4% всех финансовых ресурсов здравоохранения. На эти цели шло 8,4% всех расходов консолидированного бюджета страны. В федеральном бюджете доля расходов на здравоохранение составила всего 1,3%, а в консолидированных бюджетах субъектов РФ -15,3%. При этом отмечались существенные различия между субъектами РФ: если в Белгородской, Оренбургской и ряде других областей эта доля составляла свыше 21%, то в Воронежской, Курской Кемеровской областях - 13-14%. Доля федерального бюджета в общих расходах на здравоохранение со­ставила всего 6,0% (в 2001 г. - 12%). В результате население регионов, кото­рые по объективным причинам не могут обеспечить приемлемый уровень финансирования здравоохранения, находится в очень сложном положении и не может получить бесплатную медицинскую помощь гарантированного объема и качества.

Одним из источников финансирования здравоохранения служат личные средства потребителя медицинских услуг. Платный сектор существовал практически на протяжении всей истории России. Каждый гражданин имел право обратиться к частнопрактикующему врачу или в специальные, так называемые "хозрасчетные", поликлиники, где за плату он мог получить необходимую консультативную или лечебную амбулаторную помощь. Существующее мнение о том, что система платной медицинской помощи возникла лишь в ходе реформы, не соответствует действительности. В ходе реформы получили развитие новые формы оказания платной медицинской помощи:

кооперативы, договоры с предприятиями об оказании дополнительных услуг их работникам. Причем последние получили распространение практически во всей стране, а не только в Ленинграде, Кемерове и Самаре - первых экспериментальных территориях.

Канал финансирования здравоохранения через рынок частных медицинских услуг становится все более существенным. К сожалению, оценить его объем трудно. Данные об объемах платных услуг, оказанных населению учреждениями здравоохранения (табл. 46), свидетельствуют, что средства, затраченные населением на приобретение платных услуг, оцениваются на уровне 1,5% расходов на здравоохранение из всех источников.

Таблица 46

Наши рекомендации