Оценка эффективности оздоровления

1. положительная и соответствующая возрасту динамика росто-ве-совых показателей;

2. уменьшение числа дней острого заболевания;

3. снижение частоты острых респираторных заболеваний;

4. наличие или отсутствие осложненного течения острых заболева-ний; отсутствие субфебрилитета после очередного заболевания;

5. снижение необходимости применения антибактериальных препа-ратов при лечении ОРЗ;

6. укорочение восстановительного периода;

7. стойкая нормализация показателей функционального состояния организма.

выздоровление – ребенок стал редко болеющим;

улучшение – перенес острых заболеваний меньше на 2 или еще реже болел;

без перемен – уровень заболеваемости не изменился или при мень-шем числе случаев были осложнения;

ухудшение – число ОРЗ увеличилось или при том же их числе от-мечалось более тяжелое течение.

Показатель эффективности оздоровления = число ЧДБ детей, снятых с учета по выздоровлении х 100 = %
общее число ЧДБ детей, получивших оздоровление

Эффективным считается показатель не менее 25%.

II. РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

РЕАБИЛИТАЦИЯ

 
  оценка эффективности оздоровления - student2.ru


лечение ликвидация (коррекция) выявленных патологических отклонений профилактика предупреждение заболеваний и укрепление здоровья детей  

ОБЩИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

РЕЖИМ ДНЯ

щадящий, исключение занятий и игр, приводящих к переутомле-нию и перевозбуждению, уменьшающих функциональные наруше-ния центральной и вегетативной нервной системы у ЧДБ детей:

- увеличение продолжительности сна на 1-1,5 часа;

- обязателен дневной сон или отдых;

- спокойные прогулки на свежем воздухе перед сном;

- создание теплового комфорта при проведении всех режимных мероприятий;

- прием седативных трав (валериана, пустырник, персен, саносан и др.);

- правильная учебная нагрузка, предупреждающая переутомление детей, включение игровых и двигательных элементов;

- благоприятный эмоционально-психологический климат (добро-желательное общение взрослых с детьми и детей между собой).

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

- оптимальное количество белков, жиров и углеводов;

- учитывается дефицит массы тела;

- достаточное содержание витаминов, минеральных солей (свежие овощи и фрукты);

- исключение облигатных и причинно-значимых аллергенов;

- введение в рацион питания кисло-молочных смесей (коррекция биоценоза кишечника).

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

с соблюдением индивидуального подхода при дозировании физи-ческих нагрузок.

- гимнастика и массаж на первом году жизни по индивидуальным комплексам (с учетом развития двигательных навыков, состоя-ния здоровья и функциональных возможностей ребенка);

- уменьшение числа повторения упражнений и игр, их длитель-ности;

- замена более трудных упражнений более легкими (бега – ходь-бой, терренкур);

- широкое использование дыхательных упражнений;

- правильное носовое дыхание;

- корригирующие упражнения для формирования правильной осанки, профилактика плоскостопия;

- проведение гимнастики и физкультурных занятий на свежем воздухе (при улучшении состояния – круглогодичные занятия на открытом воздухе);

- плавание – физиологический вид оздоровительных мероприя-тий;

- обеспечение соответствия двигательной деятельности детей их одежде для предупреждения перегревания и потливости;

- физкультурные занятия после острого заболевания не отменяют-ся, но проводятся щадящим методом, не допуская переутомле-ния детей;

- лечебная физкультура, групповая и индивидуальная (общеук-репляющий комплекс со специальными дыхательными упражне-ниями);

- «сухой бассейн» для детей в возрасте до 9 лет;

- занятия на тренажерах, беговой дорожке, терренкур.

МАССАЖ

- грудные дети – с элементами лечебной гимнастики;

- дети до 5 лет – общий массаж;

- от 5 до 7 лет – массаж грудной клетки (2-4 раза в год, курс 14 дней), стоп, подошв;

- старше 7 лет – массаж грудной клетки и шейно-воротниковой зоны;

- баночный массаж;

- точечный массаж биологически активных точек.

ЗАКАЛИВАНИЕ

тренирует реакцию сосудов, что предотвращает выраженное сни-жение температуры кожи и слизистых при охлаждении и наруше-ние функции защитных клеток, поступления антител, тем самым снижает риск развития инфекции.

Основные принципы:

1) не требуется очень низких температур, необходима контраст-ность температуры;

2) важна систематичность проведения процедур и постепенность;

3) длительность холодового воздействия на ребенка не должна превышать 10-20 минут;

4) создание стимулирующего температурного окружения (соответ-ствующая погоде одежда, нормальная температура в квартире – 18-20°, длительные прогулки – до 4 часов);

5) после перенесенного заболевания важно не прекращать начатые мероприятия, следует лишь повысить температуру закаливающе-го фактора (вода, воздух).

- воздушные ванны во время пеленания, гимнастики, перед купа-нием с первых недель жизни; 3-4 раза в день сквозное провет-ривание жилого помещения;

- поддержание оптимальной температуры воздуха в групповых по-мещениях (постоянное одностороннее проветривание в присут-ствии детей);

- контрастные воздушные ванны (понижение температуры в спальне перед пробуждением до 14-15°, перебежки из теплой в холодную комнату);

- купание: по окончании ванны облить ребенка водой с темпера-турой на 2-4° ниже, чем вода в ванне, затем растереть полотен-цем;

- плавание грудных детей в бассейне;

- ежедневное мытье ног прохладной водой с постепенным сниже-нием температуры с 27-28° до 15° (на 2-3° каждые 1-2 дня);

- контрастное обливание ног;

- контрастный душ и ножные ванны: смена теплой воды (40 се-кунд до 40°) холодной (14-15°), удлиняя воздействие от 15-20 секунд до 30 секунд;

- обливания, влажные обтирания;

- посещение бани (60-80°), сауны (90°), в промежутках душ или бассейн (25°);

- систематическое полоскание рта и горла водой комнатной темпе-ратуры (с 2-3 лет – рот, с 4-5 лет – горло);

- закаливание стоп – хождение по мокрому одеялу (йодно-соле-вой метод: вода-10 л, поваренная соль – 400 г, спиртовой раст-вор йода – 20 мл);

- босохождение.

МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ

Лечебные мероприятия назначают в течение всего года:

· противорецидивные курсы по 10-15 дней осенью (октябрь-ноябрь) и весной (март-апрель);

· комплекс мероприятий в предэпидемический и эпидемический период по ОРВИ и гриппу;

· оздоровление в период реконвалесценции после очередного ост-

рого заболевания;

· санация носоглотки и кариозных зубов 2 раза в год и по показа-ниям.

ВИТАМИНОТЕРАПИЯ

Большинство витаминов, входя в виде кофакторов в состав ферментных систем, участвующих в обмене веществ, влияют на функционирование иммунной системы: центрум, пикопит, ветором, витрум, мультисаностол, бевиплекс, супрадин, мультитабс, киндер-биовиталь, липоевая кислота, пантотеновая кислота и др. (см.таб-лицы 1 и 2).

МИКРОЭЛЕМЕНТЫ

являются активаторами различных биологических реакций в клет-ках, в том числе и иммунокомпетентных.

· кобальт – участвует в обмене нуклеиновых кислот, синтезе бел-ка и форменных элементов крови;

· марганец и цинк – увеличивают содержание витамина С в тка-нях, участвуют в синтезе белка, оказывают антитоксическое, противовоспалительное действие;

· медь и марганец – регулируют обмен витамина А;

· молибден – активирует ксантиноксидазу, которая участвует в обмене пуриновых и пиримидиновых оснований, являющихся компонентами при синтезе нуклеиновых кислот;

· цинк, селен – стимуляция иммунитета (см. таблицу 1).

Таблица 1

ИМПОРТНЫЕ ПОЛИВИТАМИННЫЕ

Наши рекомендации