Оценка эффективности оздоровления
1. положительная и соответствующая возрасту динамика росто-ве-совых показателей;
2. уменьшение числа дней острого заболевания;
3. снижение частоты острых респираторных заболеваний;
4. наличие или отсутствие осложненного течения острых заболева-ний; отсутствие субфебрилитета после очередного заболевания;
5. снижение необходимости применения антибактериальных препа-ратов при лечении ОРЗ;
6. укорочение восстановительного периода;
7. стойкая нормализация показателей функционального состояния организма.
выздоровление – ребенок стал редко болеющим;
улучшение – перенес острых заболеваний меньше на 2 или еще реже болел;
без перемен – уровень заболеваемости не изменился или при мень-шем числе случаев были осложнения;
ухудшение – число ОРЗ увеличилось или при том же их числе от-мечалось более тяжелое течение.
Показатель эффективности оздоровления | = | число ЧДБ детей, снятых с учета по выздоровлении | х 100 = % |
общее число ЧДБ детей, получивших оздоровление |
Эффективным считается показатель не менее 25%.
II. РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
РЕАБИЛИТАЦИЯ
лечение ликвидация (коррекция) выявленных патологических отклонений | профилактика предупреждение заболеваний и укрепление здоровья детей |
ОБЩИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
РЕЖИМ ДНЯ
щадящий, исключение занятий и игр, приводящих к переутомле-нию и перевозбуждению, уменьшающих функциональные наруше-ния центральной и вегетативной нервной системы у ЧДБ детей:
- увеличение продолжительности сна на 1-1,5 часа;
- обязателен дневной сон или отдых;
- спокойные прогулки на свежем воздухе перед сном;
- создание теплового комфорта при проведении всех режимных мероприятий;
- прием седативных трав (валериана, пустырник, персен, саносан и др.);
- правильная учебная нагрузка, предупреждающая переутомление детей, включение игровых и двигательных элементов;
- благоприятный эмоционально-психологический климат (добро-желательное общение взрослых с детьми и детей между собой).
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
- оптимальное количество белков, жиров и углеводов;
- учитывается дефицит массы тела;
- достаточное содержание витаминов, минеральных солей (свежие овощи и фрукты);
- исключение облигатных и причинно-значимых аллергенов;
- введение в рацион питания кисло-молочных смесей (коррекция биоценоза кишечника).
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
с соблюдением индивидуального подхода при дозировании физи-ческих нагрузок.
- гимнастика и массаж на первом году жизни по индивидуальным комплексам (с учетом развития двигательных навыков, состоя-ния здоровья и функциональных возможностей ребенка);
- уменьшение числа повторения упражнений и игр, их длитель-ности;
- замена более трудных упражнений более легкими (бега – ходь-бой, терренкур);
- широкое использование дыхательных упражнений;
- правильное носовое дыхание;
- корригирующие упражнения для формирования правильной осанки, профилактика плоскостопия;
- проведение гимнастики и физкультурных занятий на свежем воздухе (при улучшении состояния – круглогодичные занятия на открытом воздухе);
- плавание – физиологический вид оздоровительных мероприя-тий;
- обеспечение соответствия двигательной деятельности детей их одежде для предупреждения перегревания и потливости;
- физкультурные занятия после острого заболевания не отменяют-ся, но проводятся щадящим методом, не допуская переутомле-ния детей;
- лечебная физкультура, групповая и индивидуальная (общеук-репляющий комплекс со специальными дыхательными упражне-ниями);
- «сухой бассейн» для детей в возрасте до 9 лет;
- занятия на тренажерах, беговой дорожке, терренкур.
МАССАЖ
- грудные дети – с элементами лечебной гимнастики;
- дети до 5 лет – общий массаж;
- от 5 до 7 лет – массаж грудной клетки (2-4 раза в год, курс 14 дней), стоп, подошв;
- старше 7 лет – массаж грудной клетки и шейно-воротниковой зоны;
- баночный массаж;
- точечный массаж биологически активных точек.
ЗАКАЛИВАНИЕ
тренирует реакцию сосудов, что предотвращает выраженное сни-жение температуры кожи и слизистых при охлаждении и наруше-ние функции защитных клеток, поступления антител, тем самым снижает риск развития инфекции.
Основные принципы:
1) не требуется очень низких температур, необходима контраст-ность температуры;
2) важна систематичность проведения процедур и постепенность;
3) длительность холодового воздействия на ребенка не должна превышать 10-20 минут;
4) создание стимулирующего температурного окружения (соответ-ствующая погоде одежда, нормальная температура в квартире – 18-20°, длительные прогулки – до 4 часов);
5) после перенесенного заболевания важно не прекращать начатые мероприятия, следует лишь повысить температуру закаливающе-го фактора (вода, воздух).
- воздушные ванны во время пеленания, гимнастики, перед купа-нием с первых недель жизни; 3-4 раза в день сквозное провет-ривание жилого помещения;
- поддержание оптимальной температуры воздуха в групповых по-мещениях (постоянное одностороннее проветривание в присут-ствии детей);
- контрастные воздушные ванны (понижение температуры в спальне перед пробуждением до 14-15°, перебежки из теплой в холодную комнату);
- купание: по окончании ванны облить ребенка водой с темпера-турой на 2-4° ниже, чем вода в ванне, затем растереть полотен-цем;
- плавание грудных детей в бассейне;
- ежедневное мытье ног прохладной водой с постепенным сниже-нием температуры с 27-28° до 15° (на 2-3° каждые 1-2 дня);
- контрастное обливание ног;
- контрастный душ и ножные ванны: смена теплой воды (40 се-кунд до 40°) холодной (14-15°), удлиняя воздействие от 15-20 секунд до 30 секунд;
- обливания, влажные обтирания;
- посещение бани (60-80°), сауны (90°), в промежутках душ или бассейн (25°);
- систематическое полоскание рта и горла водой комнатной темпе-ратуры (с 2-3 лет – рот, с 4-5 лет – горло);
- закаливание стоп – хождение по мокрому одеялу (йодно-соле-вой метод: вода-10 л, поваренная соль – 400 г, спиртовой раст-вор йода – 20 мл);
- босохождение.
МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ
Лечебные мероприятия назначают в течение всего года:
· противорецидивные курсы по 10-15 дней осенью (октябрь-ноябрь) и весной (март-апрель);
· комплекс мероприятий в предэпидемический и эпидемический период по ОРВИ и гриппу;
· оздоровление в период реконвалесценции после очередного ост-
рого заболевания;
· санация носоглотки и кариозных зубов 2 раза в год и по показа-ниям.
ВИТАМИНОТЕРАПИЯ
Большинство витаминов, входя в виде кофакторов в состав ферментных систем, участвующих в обмене веществ, влияют на функционирование иммунной системы: центрум, пикопит, ветором, витрум, мультисаностол, бевиплекс, супрадин, мультитабс, киндер-биовиталь, липоевая кислота, пантотеновая кислота и др. (см.таб-лицы 1 и 2).
МИКРОЭЛЕМЕНТЫ
являются активаторами различных биологических реакций в клет-ках, в том числе и иммунокомпетентных.
· кобальт – участвует в обмене нуклеиновых кислот, синтезе бел-ка и форменных элементов крови;
· марганец и цинк – увеличивают содержание витамина С в тка-нях, участвуют в синтезе белка, оказывают антитоксическое, противовоспалительное действие;
· медь и марганец – регулируют обмен витамина А;
· молибден – активирует ксантиноксидазу, которая участвует в обмене пуриновых и пиримидиновых оснований, являющихся компонентами при синтезе нуклеиновых кислот;
· цинк, селен – стимуляция иммунитета (см. таблицу 1).
Таблица 1
ИМПОРТНЫЕ ПОЛИВИТАМИННЫЕ