Художественная обработка металла
Выпускаемые изделия отличаются изяществом, высококачественной отделкой и практичностью. Широкий ассортимент (около 150 наименований) и высокое качество изделий с маркой ОАО «Павловский завод художественных металлоизделий С.В.Кирова» получили заслуженное признание потребителей. Именно на Павловском заводе выпускается 35% столовых приборов, производимых в России.
Семёновская роспись
Широкую известность имеет семеновская роспись, которой украшают традиционных местных матрешек (в представлении русского человека - матрешек "настоящих", классических) в ярких платках с цветами. Их вытачивают и расписывают художники города Семенова на фабрике «Семеновская роспись».
Резьба по дереву
Выразительной рельефной резьбой по дереву занимаются мастера Семенова и Городца: шкатулки, вазы, панно, сундуки и резные доски с фигурами животных, стилизованными лицами людей, традиционные пряничные доски (с их помощью штампуются узоры на пряниках перед выпечкой) во многом следуют образцам, которые оставили мастера прошлого.
Традиции резьбы по дереву продолжают фабрика Городецкой росписи и Семеновской росписи.
В Семенове можено встретиться с мастерами, занимающимися инкрустацией по дереву. Они делают мебель и предметы утвари, украшая их узорами из наклеенной и покрытой лаком соломы различных оттенков. Но в то, что это именно солома, невозможно поверить, даже взяв в руки такую шкатулку или подсвечник.
Наиболее колоритным образцом русской избы являются дома, украшенные глухой резьбой, а в Нижегородском крае таковых сохранилось немало. Этот вид декоративного искусства получил название "корабельной рези" (ибо изначально резьбой украшали носовые части кораблей и лодок), а позднее "домовой" или "глухой" резьбы. При всей традиционности образов и технологии изготовления резьба на крестьянских избах Нижегородской области различна в зависимости от времени и места изготовления. Особенно богата она в Городецком, Чкаловском, Балахнинском районах. Резьба трудоемка и требует большой физической силы, мастерства и фантазии.На досках обозначались контуры будущих узоров, затем с помощью долота, топора, стамесок мастер вынимал "землю" или фон. Последняя стадия заключалась в проработке деталей. Особенно богато украшались лобовые доски, фронтоны, наличники, где резные образы сплетались в сложные композиции. Тематика такой резьбы унаследовала еще фольклорные языческие мотивы. В четкой последовательности и симметрии располагались богатый растительный орнамент - волнистые ветви с цветами и фантастическими плодами, вазоны с пышными букетами, виноградные лозы, а также птицы, львы и мифологические образы - русалки и берегини, сирины и алконосты. Глухая резьба просуществовала до начала XX в., так как уже в конце XIX в. появляется "пропильная" техника, более
легкая в исполнении. Но еще можно встретить в Нижегородской области старые дома с глухой резьбой, а отдельные ее образцы собраны и хранятся в музеях.
Резьба по камню и кости
В долине реки Пьяны, в селе Борнуково Бутурлинского района работает фабрика "Борнуковская пещера", изготавливающая традиционные фигурки животных, вырезанные из декоративного камня ангидрита - белого с розовым, желтоватым или зеленоватым оттенком. Любимые персонажи мастеров - лакомящийся медом медведь, взлетающий орел, лев.
В Варнавине работает косторезная фабрика – ООО «Варко». Ее продукция – шахматы, скульптурные композиции и отдельные фигурки, гребни, заколки, броши, бусы с резьбой и росписью на темы природы Нижегородского края.
Лозоплетение
Жители Павлова, Арзамаса, Лыскова и Городца владеют искусством плетения из лозы - здесь делают не только изящные и легкие корзины, но и мебель. В селе Вареж, что в 16 км от г. Павлова, имеется школа лозоплетения, куда приезжают учиться даже англичане и китайцы.
Ювелирные промыслы. Казаковская филигрань
Ювелирная фабрика, которая сложилась на основе местных промыслов, в области одна - в селе Казаково Вачского района. Казаковцы освоили технику зерни - украшения поверхности наплавленными шариками металлов и филиграни - спаивания узоров из тонких проволочек, иногда в сочетании с эмалями, при которой рельефные металлические орнаменты оживляются вкраплениями ярких красок.
Изящные вазы, подстаканники, панно, столовые приборы, кубки, броши, украшения, предметы церковного быта - работы казаковских мастеров ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий» очень популярны.
Гончарное ремесло
В некоторых районах области – Бого родском, Городецком, Больше-Болдинском, ряде других - сохранились традиции гончарных промыслов. В Богородске при Доме ремесел создан уникальный музей современной керамики, где проводятся мастер-классы на гончарном круге, мастер-классы по обжигу и обварке керамических изделий и увлекательные экскурсии. В Городецком районе село Смиркино знаменито своим гончарным промыслом: здесь старинным способом делают кухонную посуду.
В селе Жбанникове с давних времён делают игрушки-свистульки. Особая окраска, символизировавшая кровь, душу, жизненную силу, а также сам процесс игры на этих примитивных музыкальных инструментах тесно связаны с древними магическими ритуалами.
Текстильные промыслы. Кружевоплетение. Вышивка
Издавна славится по всей России городецкое золотное шитье. Мастерицы Городца использовали самую разнообразную технику, работы мастериц отличались богатым орнаментом и безупречным качеством. Вышивкой украшали и одежду, особенно платки и душегреи. Традиции золотной вышивки сегодня продолжает ООО «Городецкая золотная вышивка» (правопреемник фабрики «Татьяна»).
Не менее знаменита и вышивка, исполненная в технике «чкаловский» (горьковский или нижегородский) гипюр. Традиции этой уникальной по технике исполнения вышивки («по выдергу») продолжает фабрика ОАО «Гипюр». Фабрики ЗАО «Юнона», ЗАО «Борская строчевышивальная фабрика», ЗАО «Лысковские узоры», ОАО «Тканые узоры» развивают традиции многих строчевышивальных промыслов области. В городе Балахна возрождается знаменитое искусство кружевоплетения. Лучшие изделия балахнинских мастериц находятся в экспозиции краеведческого музея, здесь же проводятся мастер-классы по плетению на коклюшках. Женщины нижегородских сел также занимаются кустарным ткачеством. Известны тканные изделия Шахунской ткацкой фабрики.
Валяльные и кожевенные промыслы
В селах Борского района и в Арзамасе делали валенки и кошму, изготовляли войлочные шляпы. На базе этих кустарных промыслов сложились фабрики, работающие в Арзамасе и Неклюдове. Традиционно обработкой кож и шитьем обуви занимались кустари Богородска, в Княгинине и Большом Мурашкине шили тулупы. Сегодня традиции обработки кожи продолжают Богородская кожевенная фабрика (г. Богородск) и Художественное объединение «Ренессанс» в п. Решетиха.
Обработка металла
Прекрасные металлические художественные изделия выпускают ООО Завод складных ножей «Саро» в Ворсме. В Павлове и окрестностях исстари делали многообразные столовые приборы, известные на всю Россию. Сегодня эти традиции успешно продолжает ОАО «Павловский ордена почета завод художественных металлоизделий им. Кирова». Город Павлово знаменит и тем, что здесь ученики Павловского училища изготовили царь-замок весом почти 400 кг., который включен в книгу рекордов Гиннеса, в музее находится уникальная микроскопическая механическая золотая блоха, а центральную площадь города украшает памятник кузнечного искусства – кованое дерево – лимон. Традиции металлообработки сложились на базе кустарных промыслов, имеющих многовековую историю. В селе Чулково Вачского районе мастерили обитые железом сундуки для продажи на Нижегородской ярмарке, в Пурехе Чкаловского района и Лыскове отливали медные колокольчики. Нижегородцы всегда были народом умелым, старательным, а утварь, сделанная ими, разъезжалась по разным российским губерниям и за границу и служила людям долго, радуя их глаз настоящей красотой.
Глава VI.