На исполнение желаний (любых)
Ударил Гром —
Ожил Родник,
Скорее, в Замок к Фее,
Где Гвоздь забит, и всякий миг
Звезда катится мне в Ладонь,
И кожа — шелковеет.
Запомните эти стихи и читайте их на ночь, на сон Грядущий. Глядишь и отпущено будет из Провиденческой Конторы Вещее Сновидение. И сбудется наше желание, дневная мечта о признании, славе, деньгах или счастье... Вы можете сами попробовать сочинить Прошение-Заклятье на облюбованный сон. Используя словарь Счастливых Снов, определите свое желание и сочиняйте Прошение из тех слов, которые стоят против желаемой Грезы. Можно соединить, скажем, свадьбу и деньги; или преданность и любовь.
Однако в точности, как поступал я с картинами, отбирая их из уже готовых, если изображенное на холсте удовлетворяло списку образов счастливых снов, — так и среди уже готовых стихов великих поэтов всегда можно обнаружить такой, что удовлетворит вещий список и тем послужит для нас посланием-заклинанием на Счастливую Вещую Грезу. Это на исполнение надежд в личном:
Свирель запела на мосту,
И яблони в цвету.
И ангел поднял в высоту
Звезду зеленую одну,
И стало дивно на мосту
Смотреть в такую глубину,
В такую высоту.
Александр Блок
А вот другое стихотворение, могущее донесть наше прошение на вещий сон про будущую славу, новый поворот судьбы...
Я — внезапный излом.
Я — играющий гром.
Я — прозрачный ручей.
Я — для всех и ничей.
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя, и в других.
Я — изысканный стих.
Константин Бальмонт
на Славу и Счастье:
Весенний день горяч и золот, —
Весь город солнцем ослеплен!
И снова — я; я снова молод!
Я снова весел и влюблен!
на Исполнение Желаний:
Полноструйный родник, полнозвучный,
Мой родной, мой природный родник
Вновь к тебе (ты не можешь наскучить)
Неотбрасываемо я приник...
Игорь Северянин
Я уверен, много чудесных заказов на вещее счастье найдется среди стихов уже написанных. А ведь можно и по-другому, посмотреть о чем, они, стихи? какой тоской подложены, какими смыслами, поглядев по соннику значения певучих слов, подобно тому как выбирая картины для выставки, я вдруг стал рассказывать художнице про ее настроения и заботы на то время, когда писала она ту или другую картину. Рассказывать просто, буквально, по соннику, толкуя изображение на холсте. И все эти толкования складывались удивительно верно, еще раз доказывая, что искусство — это состояние души, ее печаль и радость — отношение к судьбе и жизни. Образы яви искусство использует лишь как материал, чтобы передать каким чувством живу, чтобы обрисовать свою душу на холсте, в стихе и сновиденьи.
Если толковать эти образы стихов, картин, как знаки вещих сновидений — многое откроется и про стих и про поэта. Как с той художницей, приподымется завеса внешней сути изображенного, и выступит печаль иль радость самой души'в миг сотворения стиха или картины. Совсем новая появляется возможность художественного, снотолковательного осмысления произведений искусства — Снотолковательное Искусство-Ведение. Одной из граней этого будущего занятия, я думаю, станет осмысление творчества с точки зрения его заклинательной сути: доброй или злой. Подобно тому, как приведенные стихи замечательных поэтов могут служить Прошением-Заклинанием на счастливое вещее сновидение, так многие стихи могут Заклинать сны грозные, сны беды... Заклинать и призывать эту беду, предчувствуя грядущую грозу времен или личную погибель поэта... Внутреннее понимание власть придержащими этой роли искусства, пусть и бессознательное, приводило сквозь всю историю к запретам искусства: жгли еретические книги церковники, чтобы не смущали они умы людей; жгли фашисты книги упадочнические и вредные; уничтожали и запрещали советские вожди всякое искусство, "идущее вразрез с идеалами коммунизма", то есть вразрез с соцреализмом, который был заказом на счастливый коллективный сон... В искусстве всегда гнетущая власть пробовала оставить лишь для себя "полезные творения", в моем толковании — такие, которые несли бы в себе заклинание будущей удачи и успеха именно этой власти, этой идеологии...
Идея "Творчества счастливых снов" напоминает магические заклинания, при помощи которых вызывают, скажем, духов, или пробуют воздействовать на стихии. Внешне — это так. Внешне ПРОШЕНИЕ о Сне напоминает и обычную молитву, которая ведь тоже Прошение с заклинательным смыслом (вспомните псалмы Давида, Псалтырь). В какой-то мере существует и внутреннее сходство между магическими заклинаниями, молитвами и нашим Заклятьем Счастья. Ведь мы не знаем, откуда взялись многие формулы заклятий, не знаем мы и происхождения многих мантр (кроме их небесного или сонного происхождения). Псалтырь, сие нам известно, был сочинен царем Давидом (именно сочинен) и, я думаю, проще всего именно с Псалтырем и сравнивать наши Заклятья-Прошения о счастливом видении, исполняющем нашу дневную мечту, наше желание.
В чем сила Псалмов? Я думаю, прежде всего в их поэтичности (кроме искренности, веры и страсти в них вложенных) — именно в их поэтичности, то есть силе и мощи творческого исполнения. Сила творческого поэтического воздействия на нас, людей,— самоочевидна. Однако стоит припомнить ритуальную гимновую поэзию древних народов, из которой, в сущности, и родилась эпическая, а после светская и лирическая поэтика, — мы легко сообразим, что сила этого поэтического воздействия — универсальна. Так же как любого, настоящего творчества, будь то живопись (вспомните росписи церковные), скульптуры (с древнейших времен плясали некие племена вокруг золотого тельца или поклонялись сфинксу, быку, Зевсу, Афине...), не говорю о музыке, этом удивительном и безусловно божественном по происхождению нашем творчестве. Все дело лишь в том, Куда нацелено и Кому обращено Священное Одержание Музами. Если человеку, то мы — люди — откликаемся. Если Богу, Стихиям, Вышним силам — Они откликаются.
Искусство не отражает Жизнь, как я уже писал, оно отражает Судьбу и Нас, способ, каким мы эту жизнь творим. Когда мы составляем Заклинание на Вещий Сон, исполняющий наши желания,— мы обращаемся, в сущности, к Самим Себе, но Настоящим, к той нашей космической Божественной сути, о которой столько толкуют ныне по телевизору, и во все века толковали, что мыслители, что шарлатаны, отцы церкви и колдуны...
И точно так же, как настоящий Вещий Сон силен лаконичностью, замкнутостью своей сюжетной, мощью метафоры, ее красотой... так и сила Заклинания на Вещий Сон определится мощью стиха, его красотой и силой замысла, гибкой непринужденностью броского выверта, который как в знаменитых японских трехстишиях Дзен — Буддизма, Хайку, заставляет, заставит задуматься; остановит наше внимание; вдруг толчком пробудит в нас что-то — так и наше Заклятье заставит задуматься, обратит на себя внимание Ангельского Канцеляриста в Царстве Гипноса. И прошению о Вещем Сне будет даден ход. И сон приснится, какой был испрошен. А приснится — сбудется Желание, поменяется Судьба.
Почему я предлагаю выбрать поэтическую форму для таких Заклинаний-Прошений? По традиции форма мантр, молитв, магические формулы — зачастую стихотворны. Но есть и другое. Рифмованная сила замысла (композиции) из слов, определяющих наш Сон, намного выше, чем просто повествование, составленное из тех же слов. Образней и зримей — это главное во сне. И наяву, подобный стих, умно, гибко и жестко сочиненный, как правило, уже является как бы режиссерским готовым сценарием для... КИНО. Эта идея поэтики, как режиссерского языка была высказана несколько лет назад*. Таким образом составленные формулы Заклинаний в виде Стихов — они суть готовые режиссерские клише для будущей сценарной технологии фабрики сновидений, а сам подобный словарь превращается в Метафорический Словарь для Кино и Телевидения.
Автору не так давно волей чудесного случая достались останки знаменитой Черной Книги, которая оказалась вовсе не черной. Ибо книга та, похоже, была книгой белого волхованья и прошения о счастье и лучшей доле. Некоторые заклятья оттуда удивительно напоминают по набору слов наборы слов в нашем словаре Счастливых Снов. Эти заклятья трудно разобрать, много придется поработать, прежде чем удастся напечатать для всех древние заклинания с обветшалых страниц. Но это непременно случится.
А покамест, пусть читатель сам попробует сочинять свои, Личные, заклинания Счастливых Снов, исполняющих его желания. Пусть посетит вас вдохновение, и это Заклинание само родится в вашей душе. Пусть вызовет оно Счастливое Вещее Видение и сбудется Ваша Мечта! Еще раз, желаю Удачи!
* Замечательной умной женщиной Паолой Волковой, теперешним президентом фонда Тарковского и многолетнего преподавателя эстетики в Кинематографическом московском институте. (Прим. автора.)
КАК ОТВЕСТИ ДУРНЫЕ СНЫ
Как древние по-разному заказывали себе сны: засыпали у статуи Божества античные греки в надежде, что Божество их просветит во Сне; возжигали свечи в кумирне древние китайцы (да и современные) и просили указующего сна, подтверждая вновь и вновь, что управление нашей явью идет Оттуда, из сновиденья, через него; так у разных народов существовали и разные способы отвести дурной сон. Чтобы не приснилось худое, а приснилось хорошее... У нас, в Православии, таким отводом дурного сна, как и дурного глаза, порчи служат молитвы. И если искренне помолиться на ночь, даже не по канону, не в точных словах Молитвослова, а простодушно, по-детски,— не будет дурного сновиденья, и сглаз не возьмет, и порча отступит... Потому сказано, что самая сильная по действию молитва — из сердца, без слов.
Положите под подушку что-нибудь, крестик освященный, иконку Богоматери (если веруете), и отведет худой сон Высшая сила. Заклиная Повелителя Снов (нашим способом) и умоляя его тем самым послать вам хорошее, счастливое сновидение, мы и дурное сновиденье отгоняем, мешаем ему встрять к нам в душу...
Однако, что делать человеку, если приснился дурной сон? Ведь как ни проси, а сну не прикажешь, а просьба может быть не удостоена внимания Темной Канцелярии Гипноса, этого таинственного Бога и брата Смерти, по греческой мифологии.
У китайцев, например, такой способ существует для отведения дурного сна. Чтобы не сбылся он, надо принять вот какие меры. ".,.Для того, чтобы он (сон) не сбылся, нужно взять лист желтой бумаги, и на нем писчею кистью и киноварью написать особый каббалистический иероглиф, знак, называемый "ФУ" (см. знак на рисунке). Сперва
набрать глоток воды. В левую руку взять нож и ударить им 6 —7 раз. Лицо при этом должно быть обращено на восток. Прыснуть водой прямо перед собой. После этого сказать заклинание: "Ярко светит, ярко светит: солнце восходит с востока. Этот знак "ФУ" пусть уничтожит злой сон и истребит несчастье. Пусть скорее исполнится этот приказ".
Лист с "ФУ", как учит "Юй-ся-цзи" (книга наставлений под названием "Записки из Яшмовой Коробки"— это китайский древний сонник) обыкновенно наклеивается в доме на указанном месте или носится при себе данным лицом..."*.
Читатель может поступить сходным образом, однако я хочу предложить и другие способы. Вот один из них:
По старорусскому правилу никому худого сна не рассказывай, а прошепчи этот сон водице текучей и попроси этот сон унести. Или прошепчи на ветерок и скажи: "Ветерок, ветерок, унеси дурной сон!"
Увидел плохой сон — встань и несколько минут смотри в окно — не сбудется.
Однако и счастливые сны не советуют рассказывать, но по другой причине: чтобы не сглазили злые люди, чтобы не сглазили невольно люди хорошие (так тоже бывает).
Так что получается, в отличие от счастливого, хорошего сна, дурной сон, как раз надо рассказать, но не людям, а какой-то стихии, которая ни худого, ни хорошего нам не желает. На самом деле, если мы уверены в человеке и его любви, дружелюбии к нам, то и ему можно рассказать плохой сон. Тут дело в том, что худой человек, выслушав плохой сон, может его как бы усилить, оживить, порадовавшись вашему несчастью: вот почему и говорят (на всякий случай) никому, мол, не рассказывай из людей. Потому что именно рассказать-то и надо (в отличие от счастливого сна, над которым лучше самому подумать да поразмышлять) дурное видение. Более того, вообще желательно этот сон записать, а после бумагу сжечь, приговаривая: "Дым, дым, как ешь глаза, выешь злое из сна, оставь доброе!" Нельзя ни в коем случае этот сон забывать. Отпускать от себя, при этом.
Как носят китайцы свой каббалистический иероглиф "ФУ", который все время как бы напоминает о дурном сновидении. Так и мы в своей памяти должны носить дурной сон, пока он не Полюбится нам. Как только мы его полюбим, так дурное само пропадет.
Тоже самое и с предсказанием, например, на картах, пока ты помнишь плохое знамение — оно не сбудется, все как-то будет откладываться.
Любопытно, что заклинание китайское против дурного сна составлено по принципу наших заклинаний Счастливых снов. Так что и мы можем, чтобы перебить плохой сон, не дать ему исполниться, читать составленные нами самими или Ткем-то заклинания на сны счастливые. Это все равно как апелляцию подавать на пересуд. Плохой приснившийся сон тебе одно предвещает, а ты просишь пересмотреть и послать другое, счастливое, радостное.
Еще предложу способ, возьмите все слова — образы плохого приснившегося сна и переиначьте их так, чтобы сон стал Счастливым. Скажем, приснилась мутная вода, мертвая рыба, которую вы щупаете, сумерки, вы — воду просветлите, рыбу оживите, в сумерках зажгите звезды... Все это проделайте мысленно раз-другой со своим сновидением, и оно (сновидение дурное) отступит, никогда не сбудется. Вы его "Полюбили" таким способом, украсив, увидев его иным, как видят некрасивую, но любимую женщину — красивой. А когда ее видят красивой, она такой и становится. Так и дурной сон, если вы его полюбили, превратится в Счастливый. Ведь зло и добро — нераздельны, это мы их все время разъединяем: зло в левую сторону, добро —
в правую. На самом деле, как бы нет по отдельности Добра и Зла, хотя I это и не одно и то же. Так и сны, стоит их перевернуть (мысленно), I как те же силы, приготовившиеся нам причинить урон, нас вознесут, I оздоровят, подскажут.
Самое главное — не бойтесь плохих снов. Конечно, если вы I способны во сне себя припомнить (что спите) и не проснуться, тогда плохой сон можно "починить" прямо на месте. Стоит лишь осознать ! и вспомнить, что Никто и Ничто вам во сне не может причинить беду -и вы победите плохой сон. Обнимите Чудовище, и оно пропадет. Грязь покроется зеленой шелковой травой, а ваш трудный шаг превратится • в легкое воздушное парение над землей. Мертвая рыба станет тут же живой, а вода прозрачной, чистой. Если была она теплой, то засту- | денеет. И в сумерках звездами засияет небосвод.
Самое главное — не бойтесь. Нам и наяву Никто и Ничто, I на самом деле, не могут причинить вреда. Мы сами своими страхами творим жизнь свою такой, какая она есть. Начни человек творить иное — все перевернется: люди пойдут другие, дела переменятся... все вывернется наоборот, как в сне иль сказке, где мерзкая старуха-ведьма вдруг превратится в нежную красавицу-фею, а ветхий развалившийся шалаш — в высокий терем... Ищите и обрящете! Как в дурном сне, поменяйте свои сильные, но не лучшие качества на противоположные (коль скуп — стань щедр, гневлив — стань снисходителен...) всего на два-три дня и... обещаю — воздастся вам. Только эти два-три дня надо следовать противоположному с утра и до вечера, ни часу исключенья. Так и с дурным виденьем — замените в нем плохие знаки на хорошие, полюбите худой свой сон, и вмиг уродливое видение -озарится, и вместо зла вас наградит добром.
В заключении хочу привести пример одного старинного заговора, который очень напоминает как раз то, что предлагаю я делать с дурным сном, переворачивая его в хороший. Это заговор от запоя... "Звезды вы ясные, сойдите в чашу брачную; а в моей чаше вода из заговорного студенца. Месяц ты красный, сойди в мою клеть; а в моей клети ни дна, ни покрышки. Солнышко ты привольное, взойди на мой двор; а на моем дворе ни людей, ни зверей. Звезды, уймите раба такого-то от вина; месяц, отврати раба такого-то от вина; солнышко, усмири раба такого-то от вина. Слово мое крепко!"*
* Русское Чернокнижье, перепечатка Сахарова И.П. "Сказания русского народа". Изд. 1885, Москва, 1991.
Образчик "ФУ", каббалистического знака, отгоняющего дурной сон
*И.Г.Баранов. "Китайские Сонники", Харбин, 1925.
КНИГА МЕРТВЫХ
Колесо Учения — один из важнейших буддистских символов. Поворотом Колеса Учения называют само начало проповеди буддизма. Скульптурное изображение Колеса Учения и ланей, внимающих проповеди, укрепляется обычно над входом в храм.
Нет, весь я не умру.
Душа в заветной лире
Мой прах переживет...
А. Пушкин "Памятник"
Говорю вам тайну: не все мы умрем,
но все изменимся.
1 Кор. 15:51
ПРЕДДВЕРИЕ
Книгу Мертвых, Бардо Тодол, Тибетскую священную книгу читают, как у нас псалтырь, над гробом умершего в течение 40 дней со дня смерти, исключая первые три дня. Конечно, когда померший беден, чтение укорачивают, а иногда и вообще лишь помянут, как у нас на третий день, девятый, двадцатый и сороковой. А то и просто положат под голову усопшему.
Эта книга — наставление в том, как вести себя Покойному на Том Свете. С другой стороны, это наставление нам, живущим, в том, как и к чему готовиться, пока еще при жизни, в отношении, увы, неизбежного ухода Отсюда.
Эта книга про то, что .будет с нами, когда мы умрем, и как следует приготовиться к тому, что ожидает нас на Границе и далее, пока (как утверждает книга) мы вновь не вывалимся Сюда, назад, в очередное беспамятное Существование.
Потому что испытать жизнь тут и там, Смерть, Сон — одно дело; помнить испытанное — совсем другое дело. Воды ласковой Леты смывают с души испытанное, как следы на песчаном плесе. И если быть честным, то на вопрос: что будет с нами, когда мы умрем? — следует ответить: мы не знаем! Коллективная истина нашей яви тут беспомощна, ибо жизнь ограничена своей всеобщностью.
Книга Мертвых учит нас воспоминанию и распознанию испытываемого именно в тех случаях, когда нет уступок общедоступности правды, нет произвольного свидетельства, когда мы сами по себе.
Подобно тому, как это бывает во сне с сознанием и памятью*. Мы присоединены в Бардо к тайне собственного устройства, к самим себе, которых иные так тщетно искали всю жизнь.
Если в юдоли земной нас можно уподобить телепередаче, которая сама себя смотрит на экране ящика жизни, то в Бардо мы — передача, рассматривающая себя без ящика, без толстого экрана плоти. Мы передача, вернувшаяся в студию, откуда излучались, не ведая про то. Мы — программа в Машине Мира, которая распознает свое начальное значение и вид до того, как, уловленные плотью, мы превращаемся в привычную Картину Себя. Программа, написанная на Языке Вечных Сюжетов нашего искусства. Язык вечных сюжетов, вечных сказок нашей жизни и есть главный Язык в Мировой Машине. Какие-то сюжеты — главные, самые частые, без которых и года не проживешь, вроде сюжета птицы Феникс: сколько раз мы вспархиваем воскрешенные из пепла благодаря этому сюжету к Новой, Неведомой новой роли, новому замыслу. Кончается замысел (роль), и мы вновь умираем, потому что больше нас нет в судьбе, и судьбы нет, все, мы говорим, обессмысливается, пока — из праха не воскресаем мы, обновленные, но увы! себя не помнящие. Эти накатанные сюжеты нашего бытия и составляют привычную картину нас самих, Недаром говорится: будь тем, чем ты кажешься... Ведь так оно и есть: вначале, лицедействуя, мы кажемся, а чуть погодя — становимся тем, что изображаем. В этом и заключена сила ритуала, он кажется таким формальным, внешним, неважным (ну подними руку и проголосуй со всеми на собрании, воскликни со всеми вместе Хайль Гитлер... а после, мол, сплюнь, перекрестись, что тебе станет...). ан нет, раз поднял руку, перекрестился, воскликнул, два... и не заметил, как Преобразился, стал ролью, и лицедейство захватило, искренность появилась. Хотя еще по-прежнему, Иногда, с Бывшими друзьями еще корит язык наш и память, и сами над собой горюем, мол, кем и чем я стал, во что превратился... Кончено дело — и не выпрыгнуть из такого нарочного поначалу замысла.
Когда исчерпана роль, тогда и смерть (при жизни) и воскресение посредством вечного замысла Птицы Феникс — естественны, хотя и с грустью, болью, быть может, но восстает из пепла человек и спешит к новому Себе. Другое дело, когда такие роли оборваны на иных размерах истории, эпохи, или смерть прекратила Привычное. Тогда разыгрывается вечный сюжет чрезвычайной трагедийности: сюжет несогласия с судьбой, с богами, с Независящим от Нас. Человек, I лишенный Роли, продолжает ее играть, он даже сильней к ней прилепляется; теперь он по-настоящему искренен... а сюжет больше I не нужен, не востребован Эпохой, всеобщей жизнью... А как нам хочется этой востребованности, чтоб "состоялся" в жизни!
Так случается со всеми Шаблонами общих судеб поколения, географии, эпохи (я писал про то перед Сонником), это удел всех, не пожелавших развиться до Человека Сознающего, и востребовать себе судьбу, замысел Личностной Судьбы, а разделивших удел всеоб- ! щий, судьбинский временный шаблон. Именно это и происходит с нами в Загробье, где мы, лишенные нужды играть привычное, как те лишенцы Эпохи, превращаемся в Оболочки Сюжета, уже ненаполненного Плотью и Сутью жизни. Конечно, привычные картинки нас самих, как мы отражались во время жизни в зеркале Собственного Воображения, могут сильно отличаться от нашего истинного, излучаемого неведомой телебашней облика. Зеркало Бардо отражает нас такими, какие мы есть на самом деле! А что мы про себя знаем, помимо выгораживающего нас благоприятного воображения? Под взглядом Чудища из пустоты дрожит загробное наше сознание и рвется прочь, совершая страшную (как станет ясно из дальнейшего) ошибку. Ибо поступать следует как раз противоположно. Не бежать прочь от ужаса, а потянуться к нему, проникнуться им и, распознав в Калибане Себя, допустить и взять на себя Свое. Как бы это ни выглядело!
Как обуянный бесом иль духом становится им на миг, так и в Бардо, узнав Себя и приняв, проникшись обликом, мы становимся тем, чем мы являлись на Самом Деле, навсегда.
Когда нами завладевает божество, мы превращаемся в это божество. Дух, нисходящий, завладевает Святым Сподвижником и в тот же миг Святой превращается в этот Дух! Таков механизм, главное правило Действия в Загробном мире: отдавшись — преображаешься; кого распознал, кого принял в Себя, в того превращаешься. Ибо знать, узнать и наяву значит стать этим, что узнал!
Бардо — это состояние нашего сознания, лучше сказать, нас самих, когда мы видим, слышим, испытываем и помним, в одиночку, вдали от взаимно проверяемой коллективной правды обыкновенной жизни.
Бардо — это ни реальность, ни нереальность, однако как сон с сознанием *• истинно в нашем чувстве, потому что есть в нашем переживании!
* В этих снах, их по-английски называют "Lusid dreams" (ясные сны), сохраняется дневное наше сознание: мы знаем, что мы спим; знаем, где лежит наше тело; кто мы такие в дневное время и тому подобное. Сны эти редкие и удивительно преображают людей, коль скоро приснятся им. Снами этими занимаются психологи в последнее время очень настойчиво во всем мире. Однако, как известно, сну не прикажешь. Этими снами, видать, многое осознали известные русские философы Николай Успенский и Гурджиев. В их книгах приводятся эти странные состояния, которые не явь, но и не сон нашего сознания, разглядывающего себя еще при жизни и ту запредельную единую суть, где сны и явь сходятся; параллельные в малом, на бесконечности, как линии в геометрии Лобачевского, сон и явь пересекаются!
Всего существует шесть таких состояний, шесть Бардо. Три при жизни, или три Бардо жизни. Это Бардо Утробы, когда мы в утробе ожидаем рождение. Бардо Сна, когда во сне мы вспоминаем Себя. Бардо Мистического Озарения, когда наяву мы Себя забываем, но не утрачиваем сознания.
Три после смерти, или три Бардо Смерти. Чикай Бардо, или Бардо Смертного часа; Хониид Бардо, или Бардо Кармических Наваждений; Сидпа Бардо, или Бардо Воплощения (очередного рождения).
Все эти состояния — суть Личные испытания с сохранением привычки чувств, но Один на Один с Собой и Неведомым, Небытием. Коллективная Явь с правдой произвольного свидетельства и общедоступностью доказательств, как мы видим, в число Бардо не попадает.
Поскольку Бардо Тодол — это Тибетская Книга Мертвых, она насыщена живыми Знаками, Иероглифами и Картинами Буддийского и Ламаистского пантеона Божеств. Для современного читателя, далекого от буддизма, многие картины и видения Бардо Тодола окажутся необъяснимыми и нелепыми, если не задаться с самого начала некоторой общей объясняющей мыслью, которая бы эти образы книги осовременила.
В наш вычислительный век модны сравнения человека и электронной машины, робота. Однако сравнения эти в основе своей — ложные. Ибо мы — не роботы, не Машины! Мы очень сложные, многослойные, многоступенчатые и многоэтапные программы, вложенные в Машину Жизни. Начиная с оплодотворения, мы программа, точно и настойчиво исполняющая биохимический, генетический замысел. После рождения мы — суть психофизиологическая программа, которая осуществляет точную постепенность моторики ручек, ножек, головки, ходьбы и, наконец, речи... И так до того, пока не заканчивается наше телесное и нервное развитие. Далее, на высотных этажах Нас, как Программы в Компьютере Жизни, этими Замыслами становятся вечные, классические сюжеты Бытия. Неважно, что качество исполнения невысокое. Тут самый древний вечный сюжет выручает. Превратившись в пепел, прах, мы из него Новым Фениксом вскоре вспархиваем, до очередного раза. Потому и существуют эти вечные сюжеты, потому они классические, что Цель нашей жизни не научиться, а исполнить! Потому никто на ошибках не учится, повторяя снова и снова то же самое в тщетном усилии исполнить наконец-то, высоким качеством, все тот же замысел и всякий раз спотыкаясь на том же месте, — ибо таков замысел! Наша судьба — сценарий: биохимический, физиологический, психический и, наконец, духовный. И счастье, если этот сценарий — востребован в божественной театральной машине жизни!
Наша жизнь как исполнительство* — вот причина того, почему захватывает жизненное лицедейство человека, почему, войдя в роль (или в раж), мы часто не можем из нее выбраться. Вот почему вечные Замыслы и Личины так понятны нам всем. Без этого и Книги Святые немыслимы, если бы Суть дела была в том, чтобы научиться.
Суть жизненного дела, верней, нас (без нас нет дела) как сюжетной, художественной программы, вложенной в Машину Жизни, — не научиться, а исполнить. Мы в Яви — программа актерско-исполнительская.
Бес — это не микроб внутри сознания, не бактерия. Внутри ничего и никого нет. Бес — это Роль Беса. Мы — в своем жизненном судь-бинском звучании — исполняем, под давлением невидимых пальцев, чертову пляску иль ангельскую песнь, становясь тем, кого исполняем.
Не Личина, но Лицедейство — основа жизни. Ибо Личина неподвижна и мертва. Только развернутый в замысле образ составляет | мелодию жизни. Мы мелодии, поющие Себя лично, снова и снова на тот же мотив. Мелодии, которые не слышат, как они звучат. Ибо Певец и Песня, Роль и Актер — неотрывны в жизни, тем отличаясь от Театрального Представленья. Лицедейство и Лицедей в жизненном соединенье — суть Одно. Скажи мне, какому ты следуешь Замыслу, какому Сюжету, и я скажу, кто ты!
Только тогда, когда исполнение становится осознанным и Человек начинает спохватываться, ведать Сейчас в Сейчас — Лицедей отслаивается от Лицедейства и снимает Личину. Замысел теряет над Исполнителем власть, и тот, кто раньше был лишь ролью, мелодией беспамятного хора жизни — становится Человеком Отдельным и Присутствующим.
Тех, кто Есть, Присутствуют в жизни, отслоенные от привычного лицедейства среднего человека, — таких людей немного. Для них жизненное исполнение Средней Судьбы эпохи превращается в Личную Судьбу, в отдельный Судьбинский Замысел. Судьба в тот миг и начинается, когда отслаивается от роли и спохватывается Сознание. Воистину широки врата, ведущие к погибели, и многие идут в них; и лишь узкие тропы обещают спасение.
В случае шести Бардо мы всегда Есть, Присутствуем, потому что становимся из Исполнительской Программы — Программой, Распознающей Себя! Обучающейся и Зрительской!
Звено за звеном мы в разных Бардо Смерти распознаем окоем своего истинного Устройства и Смысла. Как всякая распознающая себя Программа в Компьютере, мы обязаны сравнивать Себя с Распознаваемым Знаком, чтобы по условию совпадения выскочить из Режима Распознавания на то или иное действие. Так, по условию распознавания программа в машине, компьютере, дает Сигнал — и открываются двери, летят ракеты, начинает работать передатчик или фигура меняет свое положение (в случае шахматной программы).
Кто или Что испытывает нашу Способность Самоузнавания — не знаю! Тут великая тайна. Почему машина Жизни откликается, если верно пропето Заклинание, и распахиваются Врата, закрытые для Невежд, творя волю узнанной и произнесенной нами команды — знака — сие нам неведомо и книга говорит про то очень туманно.
Став из исполнительской — Программой, Распознающей Себя, мы оказываемся в одиночестве. Во взаимоотношениях с самим Собой, Свидетелей, как правило, не бывает, во всяком случае, одного с Нами Замысла и развития. Вот отчего никто нам не может помочь (подчеркивается в книге), кроме нас самих и неведомых Вышних Сил, переключающих нас в Распознающий режим, которым и остается молиться и просить смиренно. Эти управители машины мира, коли они есть, не свидетельствуют и молчаливы. Звездное Око — оно невидимо, хотя пристально за нами призирает.
Тем Сон с Полным Дневным Сознанием и отличается от Яви, что в нем нет произвольных свидетелей. Нет их и в остальных пяти Бардо. Хотя, конечно, из дальнейшего станет ясно, что Книга Мертвых — это лишь малая толика, вершина айсберга тайны, плавающего в неведомом*.
Спрашивается, в чем суть испытания Распознаньем Себя? После смерти? По моей мысли, это последовательное распознание нами своего истинного Устройства, пока мы находимся в Бардо Смерти, является проверкой верности приобретенного нами при жизни Самосознания. Самосознания, степень которого в сущности есть единственное мерило нашего духовного развития. Вот и обозначается цель духовного развития при Жизни!
Какое новое качество приобретает Программа, которая сама себя узнала, что происходит с нами, когда мы становимся тем, что мы есть На Самом Деле, — на этот вопрос ответа нет. Это все равно, что спросить, чем становится шахматная программа в компьютере, которая распознает себя и свое предназначение играть в шахматы? Иль что случится с отражением в Зеркале, которое само себя успевает разглядеть, стремительно поворотившись в стекле? Чем станет телепередача, сама себя разглядевшая и узнавшая на телеэкране? Это невероятное качество Самосознания, которое мы способны родить во взаимных исполнениях Яви, есть чудо, словами необъяснимое, припасть небытия, если за бытие считать телесное. Очень похожее на то, что суть и цель Яви именно родить Самосознание, которое в загробном мире будет проходить строгий экзамен**.
Кто эти экзаменаторы?! Этого нам не узнать, не став Ими!
Что до награды — Бардо Тодол, Книга Мертвых ограничивается всякий раз одной и той же краткостью на этот счет: освобождение, бессмертие, спасение от колеса новых беспамятных рождений и сопутствующего жизненного страдания. Смысл Испытания — Распознания заключается в том, что нам предъявляется некий трудный живой знак, в котором мы должны узнать себя, допустить и проникнуться.
* По Платону (пифагорейцам), мы — марионетки, живые куклы в театре Бога, где вновь и вновь разыгрываются вечные трагедии и комедии жизни.
* Те, кто исчерпал свою Исполнительскую Программу Жизни (судьбы), однако еще не помер, из исполнительского режима переключаются в управляющий иль надзирающий. Эти человеки — программы Управления и Надзора. Похоже, за нами смотрят лучше, чем мы думаем.
** Если телесное есть часть души, различаемое пятью чувствами, главными приборами Души в этом существовании (Уильям Блейк: Союз Ада и Неба), то у многих привычный их вид сильно может измениться, когда существование станет Иным, а пять чувств воспринимать будут Другую Часть Души, бестелесную. Как далек может оказаться привычный мотивчик жизни от истинного нашего звучания.
В сущности, механизм здесь тот же, как в случае Одержания, скажем, в культах Макумба (смесь Христианства с Западно-Африканскими культами). Танцующие верующие в церкви дотанцовывают- I ся до состояния транса, когда в них вселяется то или иное Божество. В это время, когда человеком завладевает божество, человек становится этим божеством. Я — это Ты. Вот формула распознавания.
Что случится, если мы распознаем себя в трехглавом, шести-руком и четырехногом Будде, у которого в каждой голове три жутких, вперенных глаза,— трудно сказать?! Над этим пусть читатель пораз- | мыслит сам, после прочтения книги.
Другое дело, что воспринимать эти Знаки и миражи, причудливые фигуры станет намного легче, если рассматривать их как тайнопись, которая заключает в себе наше истинное Устройство. Однако в мире Бардо, как во сне, иные законы, нежели наяву. Слово или Знак, названный, произнесенный, имеет такую же силу, такую же плотность, как и мы сами или другие фигуры. Знак и плоть во Сне и Бардо — соизмеримы и взаимозаменяемы. Ибо в Бардо, как и во сне, нет вещественной реальности Яви, где несущий Сигнал и Смысл Сообщения отнюдь не одно и то же*.
В Бардо сигнал и смысл сообщения не различимы, знак и его живая плоть — одно и едино! Вот почему Заклинание в Магии рождает Образы, а злые духи запечатываются Знаком!**
Иное дело, что мы не буддисты и Знаки — Образы Книги нам о многом не расскажут. Сами мы, когда встретимся с собой, увидим, небось, очень даже отличное от трехглавых, шестируких и девятигла-зых Будд. Может, увидим трех Богоматерей — троеручиц, со звездой во лбу вместо третьего глаза и на четырехгранном топазе — вместо четырех ног. А, может, Пришелец нам явится в геометрическом, светящемся формами сложном Образе. Кто его знает, поживем, как говорится, увидим!
Тут важно другое: фигуры в Книге Мертвых — это Архетипи-ческие фигуры Буддийского Пантеона, Архетипы, если пользоваться обозначениями Юнга, сиречь фигуры национального и культурного
сознания народа, к которому мы принадлежим. Это главные сюжеты человеческого бессознательного существования, которые наполняются культурным национальным содержанием за время жизни.
* Так Господь, по мнению древнего знанья, творил Мир Буквально Знаками египетского или еврейского алфавита (Каббала). Во всех шести Бардо мы, сотворенные по Образу и Подобию Господа, уподобляемся Ему в действии. Это проверка Божественного в нас начала, установление, быть может, сходства меж нами и Творцом.
** На равенстве Знака и Явления, Приказа и Действия основана вся магия мира. Радиокоманда сдвигает сотни тонн — это объяснимая магия, раз имеется формула устройства. Если бы мы познали Себя, формулу устройства Сознания, мы поняли бы, что такое Духи и почему заклинание, порой, перемещает жизнь.
* По Соннику фигуры — это указатели пути, ключ от дальнейшего: разгадав смысл встреченной фигуры, мы узнаем, куда идти, что наяву, что в Загробье.
Атеист,