Предметно-практической деятельности
Нарушение движений оказывает негативное влияние на развитие познавательных процессов у детей. Например, было показано, что недоразвитие пространственных восприятий наблюдается у детей со всеми формами двигательной 56
§ 5. Нарушения предметно-практической деятельности
Недостаточности (врожденные и рано приобретенные ортопедические заболевания, миопатии и миодистрофии, вялые Ипраличи). Эти нарушения имеют временный характер, И с началом самостоятельной ходьбы у ребенка легко компенсируются.
Для многих детей с ДЦП уже с первого года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира. Ребенок с ДЦП не может произвольно повернуть голову, перевести взор на тот или иной предмет, захватить его.
Предметные действия являются важной формой активного познания ребенком окружающего мира и основой формирования сенсорно-перцептивных и мыслительных процессов.
Предметно-практические действия активно развиваются у ребенка первого года жизни. Р.Я. Абрамович-Лехтман (1962)выделила четыре основных этапа в формировании предметно-практических действий у детей первого года жизни. Первый — этап преддействия начинается у младенца уже в 2,5 месяца. Ребенок выполняет направленные движения с предметами: водит руками по одеялу, захватывает одной рукой кисть другой руки и т. п. Этап результативных действий начинается у ребенка с 4 месяцев. Ребенок осваивает хватательные движения, после чего ему становятся доступными многообразные предметные действия: притягивание, постукивание, толкание, выпускание из рук, разрывание бумаги и многие другие. После 7 месяцев ребенок может действовать с двумя предметами одновременно: всовывание, вкладывание, вынимание, нанизывание колец и пр. Это этап соотносящих действий. К концу первого года жизни ребенок выполняет функциональные действия, подражая аналогичным действиям взрослых: мешает ложкой в чашке, пишет палочкой, причесывает куклу и пр.
Нами было проведено лонгитюдное обследование детей в возрасте до трех лет, у которых по заключению невропатологов была угроза возникновения ДЦП. У этих детей специалистами было диагностировано нарушение мозгового кровообращения разной степени тяжести. В анамнезе у них
наблюдались асфиксия, родовая травма или асфиксия с родовой травмой одновременно. Оценки по шкале Апгар у детей варьировали от 4 до 8 баллов.
Психологическое обследование проводили в возрасте до 3 мес., от 3 мес. до б мес. и с 6 до 9 мес. по специально разработанной схеме: исследование ощущений; предметных действий; произвольной деятельности.
Обследуемые младенцы были разделены на три группы по успешности выполнения заданий.
В первую группу (26,6%) вошли младенцы, у которых не наблюдалось выраженных нарушений в развитии ощущений, несмотря на недоразвитие двигательных функций, отмечались повышенный мышечный тонус и другие невроло- | гические симптомы, указывающие на церебрально-органическую недостаточность по типу ДЦП. Корреляций между успешностью выполнения заданий и степенью тяжести клинических проявлений не было получено.
Вторую группу (48,8%) составили младенцы с задержкой в формировании сенсорных функций. У них наблюдался комплекс оживления при предъявлении предмета, но в отличии от предыдущей группы он проявляется не в реакции сосредоточения, а в беспорядочных, хаотичных движениях конечностей.
В третьей группе (24,6%) наблюдалась выраженная задержка в формировании зрительных и слуховых сосредоточений. Движения глаз у этих детей были не согласованы с поворотом головы, а движения рук хаотичны.
В процессе повторного обследования младенцев в возрасте от 3 до 6 месяцев был проведен анализ взаимодействия зрения и движений. К концу третьего месяца у здорового младенца образуются связи между зрением и движением рук. Например, простое разглядывание младенцем руки приводит к увеличению ее активности. Случайно попавшая в поле зрение рука младенца задерживается перед его глазами, и он пытается схватить предмет, когда рука и предмет одновременно оказываются в поле его зрения. В возрасте от 4 до 8 месяцев жизни у детей повышается активность взаимодействия руки и глаза. Координация зрения и хватания является решающим шагом в объективизации предметного мира
I § 5. Нарушения предметно-практической деятельности________
• Младенца и пусковым механизмом в развитии предметно-I Врнктических манипуляций.
У здорового ребенка в этом периоде активно развиваются Хватательные движения, что является важной предпосылкой ' Для развития предметно-практических действий. Формиру-! Ются такие действия, как захватывание, притягивание, от-Тилкивание, качание, бросание и пр. В основе развития этих ; Действий лежит формирование интерсенсорной связи «ру-| кп—глаз», которая появляется у здорового ребенка в 4 месяца и является важным пусковым механизмом в формировании предметно-практических действий.
Исследования показали, что только у отдельных детей
цервой группы наблюдалось своевременное развитие этого
Кипа связей (в 4 мес.), у остальных детей выявлено отстава-
» Мне в развитии интерсенсорных связей «рука—глаз» на пол-
I тора-два месяца.
У всех детей второй группы интерсенсорная связь «рука— Глаз» также сформировалась позже, чем у здоровых детей, г хотя многие дети могли одновременно удерживать предмет И смотреть на него. У них наблюдалось кратковременное сосредоточение на предмете, но они быстро выпускали его из рук. Это, вероятно, связано, с одной стороны, с несформиро-•анностью двигательных функций рук, а с другой — нарушением внимания.
В третьей группе детей интерсенсорная связь «рука— глаз» сформировалась значительно позже, в отличие от Младенцев предыдущих групп (в периоде от 7 до 24 мес.). Наблюдалось резкое снижение познавательной активности у некоторых детей этой группы, несмотря на достаточно сохранный объем движений рук.
Обследование этих же детей в возрасте от 6 до 9 месяцев показало, что соотносящие действия вызывали некоторые трудности у детей первой группы, так как их выполнение требует тонких и дифференцированных движений кисти. Однако у всех детей наблюдалась познавательная активность, они сосредоточивались на предметах более длительно, активно брали их в руки, рассматривали, пытались перекладывать предмет в другую руку и пр. У детей второй группы соотносящие действия появились только к концу 1-го года жизни, но,
так же как в первой группе, у них наблюдался интерес к предмету, желание взять его в руку. Однако такие действия, как постукивание, засовывание, вынимание и пр., были им практически недоступны. У детей третьей группы соотносящие действия начали формироваться только на втором году жизни ребенка.
В процессе предметно-практических манипуляций ребенка учитывались не только специфика и уровень их развития, но и длительность сосредоточения на предметах и эмоциональное отношение к ним.
Важным показателем произвольной активности у младенца являются особенности его внимания. Первые проявления сосредоточенности младенца проявляются на 10—12-й день после рождения. К концу первого месяца младенец уже может следить за яркими, блестящими предметами на расстоянии 1 м от него. В 3 месяца он более продолжительно слушает звуки колокольчика, находящегося в поле его зре- 1 ния. На 3 месяце жизни младенец на появление человека отвечает реакцией оживления, с 5 месяца объектом внимания ребенка все чаще становится определенный предмет: яркая игрушка, блестящий шарик, которыми он манипулирует.
Роль действия с предметами для удержания их в поле зрения особенно возрастает у здорового ребенка после 7 месяцев. К концу 1-го года жизни, с началом ходьбы ребенок, производя функциональные действия с предметами, может сосредоточенно заниматься ими в течение 8—10 минут.
Обследование младенцев с риском возникновения ДЦП в возрасте б—9 месяцев было направлено на анализ их произвольной активности и внимания. У детей с ДЦП, в отличие от здоровых сверстников, наблюдалось кратковременное сосредоточение на предметах, особенно у детей третьей группы (не более 3—4 минут). Особое значение в формировании устойчивости внимания играет поисковая активность ребенка и уровень развития его предметно-практических действий. У обследуемых детей, особенно во второй группе, мы наблюдали случаи, когда уровень развития предметно-практических манипуляций был незначительно снижен, наблюдалась поисковая активность, однако внимание у них было 60
[' § 5. Нарушения предметно-практической деятельности________
••устойчивым и слабоконцентрированным. Наибольшие •рудности концентрации внимания наблюдались в третьей •руппе младенцев. В отличие от младенцев первой и второй •рупп недоразвитие внимания у них тесно коррелировало • недоразвитием предметно-практических манипуляций. Эти •цнные подчеркивают тотальность недоразвития всех пси-функций у младенцев третьей группы.
Сравнительный анализ развита я психических функций у здоровых младенцев и младенцев с церебрально-органической недостаточностью по типу ДЦП показало следующее:
— у здоровых детей на первом голу жизни развитие пси
хических функций отличается максимально выраженной
интенсивностью не только по темпу их развития, но
и качественным преобразованиям, особенно во втором по
лугодии жизни. Важную роль в формировании психиче
ских функций играет развитие предметно-практических
манипуляций, уровень развития которых тесно связан
с особенностями произвольной активности;
— у детей с церебрально-органической недостаточностью по
типу ДЦП наблюдается, с одной стороны, выраженная
гетерохронность в развитии психических функ
ций, с другой — их автономность. Причем чем
больше выражена автономность психических функций,
тем ниже динамика психического развития ребенка.
Таким образом, ведущий дефект при ДЦП — двигательные нарушения — в значительной степени определяет специфику когнитивных функций детей с этим заболеванием. Несформированность двигательных навыков и умений проявляется не только за счет собственно нарушенной моторики, но и в недостаточности более сложных функций, необходимых для познавательной деятельности, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, пространственный анализ и синтез и др.).
Глава III. Психологические особенности детей с ДЦП
Контрольные вопросы и задания_____________________
1. Дайте характеристику наиболее частых патологиче
ских поз тела и конечностей при ДЦП.
.
2. Составьте перечень основных трудностей овладения
детьми с церебральным параличом навыками письма.
3. Что такое стереогноз? Перечислите основные причины
его при ДЦП.
4. В чем причины нарушения слуха при ДЦП?
5. Перечислите основные виды нарушения зрительного
восприятия при ДЦП.
6. Причины нарушения обучению чтению при ДЦП.
7. Пространственные нарушения при ДЦП и их значение
при обучении школьным навыкам.
8. Перечислите основные особенности нарушения пред
метно-практической деятельности при ДЦП.
V
НАРУШЕНИЕ
ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ