Типы и классификация зеленых насаждений
Зеленые насаждения делятся на древесные, кустарниковые и травянистые. В практике зеленого строительства нужно умело сочетать все эти виды зелени. К внеселитебным зеленым насаждениям относятся: пригородные леса или парки, фруктовые сады пригородной сельскохозяйственной зоны, питомники, зеленый пояс вокруг города, защитные зоны при промышленных предприятиях.
Окружающие город леса имеют огромное оздоровительное значение. Воздух в них чист, а микроклимат мягок; они защищают населенный пункт от сильных ветров, песчаных заносов, а также служат местом прогулок и туризма. В них целесообразно размещать санатории, пионерские лагеря, дома отдыха; среди них и поблизости от них обычно располагаются^ пригородные дачи.
селитебные зеленые насаждения. К ним относятся парки — городские, районные и детские, сады, скверы, бульвары, уличные насаждения и зеленые посадки внутри микрорайона и квартала.
Парки, сады, скверы. Парком называется крупный зеленый массив, рассчитанный на большую посещаемость и предг назначенный для отдыха населения.
Целесообразно площадь парка разбить на такие части: 1) зону отдыха (тихая часть); 2) зону развлечений (шумная часть); 3) детский сектор.
Нормальный размер центрального парка в среднем и крупном городе должен быть не меньше 15 га
Скверы устраивают в гуще городской застройки, в микрорайонах, между жилыми кварталами, при общественных зданиях. Они легко доступны населению и, что особенно важно, маленьким детям, старикам, больным.
Несмотря на небольшие размеры скверов (от 0,5 до 2 га), в них при правильном устройстве и содержании, при умелом использовании тенистых деревьев, густых кустарников, газонов, цветочных клумб, фонтанов создается свой особый режим, они уютны и красивы (рис. 26). Скверы не должны иметь сквозных проездов и проходов, их следует изолировать от уличной пыли и шума. Никаких зданий в них не должно быть.
В любом городе среди жилой застройки всегда имеются или могут быть созданы свободные участки для скверов.
Бульвары и уличные насаждения. Бульвары заслуживают большого внимания и должны широко внедряться в практику озеленения городов. Их устройство целесообразно на широких улицах и магистралях, на набережных. Помимо декоративной роли, они имеют и существенное гигиеническое значениез делают более здоровым, приятным и безопасным пешее сообщение в городе, особенно летом, когда асфальт тротуара и каменные стены домов сильно нагреты солнцем, Бульвар с густыми сомкнутыми кронами деревьев, обсаженный по бокам живой изгородью* кустарников и покрытый травой, защищает от прямой солнечной радиации и шума, дает прохладу и тень
Роль уличных зеленых насаждений аналогична роли бульваров. Хорош.о, когда наряду с древесными посадками улицы имеют газоны, а иногда и живую изгородь из кустарников.
Подсчеты и опыт показывают, что в селитебной зоне городов: в среднем занято: а) под застройкой зданиями около 25% их территории; б) под улицами, площадями, площадками около 25%,. т. е. всего 60% . Таким образом, остается 40—50% свободной территории, которая может и должна быть озеленена
В каждом селе должен быть сельский парк размером не мен:ее 3 га, улицы озеленены, а скверы разбиты при общественных зданиях. Значение имеют и защитные зеленые полосы со стороны господствующих неблагоприятных ветров.
118Улицы и площади. Роль и значение уличной сети в планировке города. Классификация улиц. Подземные сооружения.
Задачи: 1) обеспечение наиболее коротких и удобных путей для движения транспорта и пешеходов м\у отдельными частями города
2)организация удаления поверхносных вод с территорий жилой застройки
3)Размещение инженерных сетей
4)обеспечение нормалльное проветривание или защиты от ветров ( в зависимости от климатических условий)
5)создание композиционных осей и центров пространственного построения города
Не благ факторы: Возможность травматизма, пыль, шум, вибрация , и выхлопы автотранспорта
Классификация улиц на основание спец признаков:
1)назначение улицы в плане города
2)Характер движения транспорта и пешеходов
3)Состав трнспортного потока
4)расчетная скорость движения
Категорий улиц
1)Скоростные дороги
2)Магистральные улицы, которые делятся на общегородского и районного назначения
3)Улицы и дороги местного движения (жилых, промыш, складских районов, проездов, пешеходные дороги
Система уличной сети:
Прямоугольная (шахматная)
Радиально кольцевая
Смешанная
Свободная
Площади
- Главные площади города и его районов
- Площади жилых районов
- Площади перед крупными общественными зданиями
- Торговые площади у торговых зданий и рынков
- При вокзальные площади
- Площади промышленных районов
Подземные сооружения
В крупных городах под улицами располагается порой весьма значительное подземное хозяйство, состоящее из различного рода трубопроводов и кабелей, которые идут вдоль улиц и по пути дают ответвления к прилегающим зданиям. К элементам подземного хозяйства относятся такие трубопроводы и кабели: водопровод, канализация, фекально-хозяйственная и ливневая (водостоки), трубопроводы теплофикации и газоснабжения, электрические и телефонные кабели всех видов
В интересах эксплуатации и ремонта всю эту сеть следует размещать: а) в общем коллекторе, б) под уличными газонами, в) под тротуарами, г) в редких случаях под мостовой. Правильное размещение подземных сооружений имеет важное санитарное значение, так как в случае аварии может создаться угроза: а) проникновения канализационной жидкости в водопроводные трубы; б) проникновения газа в жилище; в) гибели зеленых насаждений от просочившегося газа, теплопроводов, электрических токов.
В настоящее время и в еще большей мере в перспективе создание подземных сооружений не будет ограничиваться прокладкой трубопроводов и кабелей. Возникла проблема так называемой подземной урбанистики, ей уже посвящены международные конгрессы и специальные журналы.
Потребность в более широком использовании подземного пространства возникла прежде всего в больших, крупных и крупнейших городах и связана с острым недостатком свободной плопфди для нового жилищного строительства и озеленения, транспортными затруднениями и как следствие — с общим ухудшением городской среды в гигиеническом отношении. Все это заставило искать выход в размещении под землей самых разнообразных объектов. К ним относятся прежде всего ставшие в известной мере привычными инженерно-транспортные сооружения— метрополитен, скоростной трамвай, железнодорожные тоннели и залы, автостоянки и гаражи, пешеходные тоннели
1) зрелищные и административные здания и сооружения — кинотеатры, концертные и выставочные залы, музеи, книгохранилища, архивы;
2) общественное питание и торговля — рестораны, столовые, кафе, буфеты, небольшие магазины, секции универмагов;
3) предприятия коммунально-бытовые и связи —■ ателье проката, приемные пункты и мастерские, парикмахерские, бани, прачечные, общественные уборные, отделения связи, сберегательные кассы, автоматические телефонные станции;
4) всевозможные склады и хранилища.
Все эти сооружения могут размещаться в одном или нескольких ярусах, полностью или частично.