Причины отрицательного отношения к себе и к семейной жизни
Дэвид Берне приводит причины отрицательного отношения к себе и жизни, которые являются «разрушителями» эмоциональных отношений. Наиболее распространенные среди них:
1. мышление категориями черно-белых крайностей;
2. склонность к высокому уровню обобщений («так происходит всегда», «вечно ты пристаешь», «никогда я этого не смогу»);
3. применение отрицательного фильтра, концентрация на неудачах, ошибках и промахах, постоянная критика;
4. преуменьшение положительных факторов, отбрасывание любого позитива;
5. привычка делать поспешные выводы, отрицательно толковать события и явления на основании «чтения мыслей» («он определенно хотел этим сказать, что я ни к чему не пригодна...») и «отрицательного ясновидения» («наверное, из этого ничего не получится и будет еще хуже»);
6. применение метода «перевернутого телескопа»: близкое и доступное преуменьшается, а недостижимое и отдаленное преувеличивается;
7. восприятие мира исключительно через эмоции;
8. излишнее увлечение словами «я должен» и «я должна», которые полностью вытесняют «я хочу», «мне нужно», «мне нравится»;
9. развешивание «ярлыков» в качестве обобщенных оценок собственного или чьего-либо поведения, личных качеств, способностей и т. п.;
10. привычка брать на себя вину за события и ситуации (особенно касающиеся близких людей), которые являются неподвластными.
ПСИХОМЕТРИКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОМЕТРИКИ
Психометрика - Методологическая основа психодиагностики, обосновывает те требования, которым должны удовлетворять психодиагностические методы, обосновывать процедуру их разработку и применения. Позволять понимать вероятностный характер использования методов.
Надежность (R)– точные и устойчивые процедуры диагностики, степень ее независимости от случайных, варьирующих факторов (клевая надежность 0,7-0,95)
Факторы которые влияют на надежность:
1.Внешние факторы – условия в которых проводится тестирование
2.внутренние факторы – особенности и состояние самого испытуемого
3.информационно-социальные факторы – на сколько испытуемый знаком с процедурой диагностики и с конкретной методикой
6 видов надежности:
1) надежность целого теста (устойчивости к влиянию времени, ретестовая надежность) – для проверки проводят 2 тестирования на 1й выборке, мин 30 чел, интервал 2 нед-6 мес. Далее подсчитывается коэффициент корреляции, чем ближе к 1 тем больше надежность. Нижняя граница допустимой надежности 0,7
2) надежность целого теста, надежность согласованность – формы теста сопоставляются др с др на основе:
1. Уравненных форм (все задан попарно уравнены по структуре и содерж).
2. Эквивалентных форм
3. параллельные формы (серии заданий снабженные таблицами эквивалентности.)
Проводят 2 теста на 1й выборке
3) надежность по методу расщепления – однократное применение единой формы теста на выборке не менее 30 чел.
Каждый испытуемый получает 2 результата т.к тест расщеплен на 2 равные части.
Надежность будет связана с коэффициентом внутренней согласованности. Затем подсчитывается коэффициент корреляции по формуле Спирмена Брауна
по формуле Рюлона
4) надежность - по формуле Кьюдера-Ричардсона – однократное применение 1й формы теста на выборке мин 30 чел.
5) надежность отдельных пунктов теста.Тест надежен если надежен каждый пункт (если испытуемый дает стабильно одинаковый ответ). Определяется это с помощью матрицы сопряженности
6) надежность субъективных оценок – для тестов, результаты которых завис от субъективного мнения эксперта. Рез-т обрабатывают 2 и более эксперта, подсчитывается корреляция между оценками разных экспертов
Валидность (доступность) – соответствие методов измеряемому свойству. Насколько результаты теста защищают от сознательного и бессознательного искажения со стороны испытуемых
Осн неравенство психометрики валидность< или = надежности
4 фактора влияющие на валидность:
1) внешние (время суток, освещенность, температура, посторонние звуки и т.п.)
2) внутренние (время «врабатываемости», скорость утомления и т.д.)
3) информационно-социальные обстоятельства (различная динамика в установлении контакта с психологом, наличие других людей в помещении)
4) целостное строение психики человека.
3 вида валидности:
1. По содержанию - соответствует ли задание изучаемой области поведения. Наиболее сильно валидность по содержанию влияет на результаты тестов достижений и тестов, применяемых при проф.отборе. Закладывается в тест еще при планировании создания. Для проверки составить спецификацию теста. Изучает какие познавательные процессы задействованы в выполнении тех или иных задач; кто оценивал (количество экспертов, их квалифицированность), программа.
2. По критерию. Для любого теста. - насколько по результатам теста можно судить об интересующем аспекте поведения в настоящем (текущая) или будущем (прогностическая).
Необходимо результаты теста сравнивать с оценкой через внешний независимый критерий - других тестов измеряющих тоже самое.
Оценка валидности с помощью:
Метод контрастных групп.из выборки выбрать тех испытуемых, которые будут показывать высок и низк значения. Заполнить матрицу сопряженности.
мин.значение коэффициента = 0,36
3. Конструктивная валидность. Насколько результаты теста могут рассматриваться в качестве меры теоретического конструкта или свойства
Методы изучения конструктной валидности:
1) Оценка возрастных изменений
2) Корреляция с другими тестами. – д б значимой но не слишком высокой иначе будет тот же самый тест, который был до создания нашего
3) факторный анализ – используется для выделения и группировки диагностических категорий. Основная задача –сократить количество факторов до минимума. Чем выше удельный вес фактора, тем валидность выше.
4) внутренняя согласованность. В качестве критерия здесь суммарный показатель данного теста. При этом применяется метод сравнения контрастных групп.
5) влияние экспериментальных переменных на результаты теста. Сравниваются результаты тестирования до и после экспериментального воздействия
Достоверность– на сколько рез самоотчета защ от сознат и бессозн искажений со стороны испыт.