Любовь как основа построения супружеских отношений

Попытки интерпретации любви предпринимались в классическом психоанализе (Фрейд), неопсихоанализе (Юнг, Хорни, Фромм), эго-психологии ( Эриксон), гуманистической психологии ( Маслоу, Роджерс), экзистенциальной психологии (Мэй), в рамках социально-психологических исследований в связи с проблемой аттракции.

три стадии любви:

стадию привязанности как симбиотической связи субъекта и объекта, отсутствуют собственно межличностные отношения, два существа слиты в неразрывном единстве, границы личности не определены

стадию дифференциации партнеров задача установления межличностных отношений, эмоциональные связи строятся на основе глобального отождествления, не предполагая целостности и автономии личности.

стадию эмоц автономизации и индивидуализации.формируется эго-идентичность. Межличностные отношения строятся осознанно и произвольно. Открывается возможность установления подлинной близости и интимности, формируются зрелые формы любви (Э. Эриксон). Эта стадия достигается не всегда, следствием чего становится возникновение проблем в межличностных отношениях в семье.

Фромма - любовь ядром человеческого существования.

Фромм выделяет различные виды любви:

•эротическую –любовь между мужчиной и женщиной;

•братскую, идеал отношений между людьми, уважении, равноправии и сотрудничестве;

•материнскую- заботой и ответственностью; безусловная, иррациональная, стремление отдать;

•любовь к себе как действенное утверждение бытия и продуктивности своего существования; ее отсутствие не позволяет человеку строить отношения любви с другими людьми, поскольку не способный любить себя не может дать любви и другому;

•любовь к Богу, воплощающую в себе утверждение жизни во всех формах ее проявления.

Фромм считает, что способность человека любить не дана от природы, а формируется:

Любовь как обладание и любовь как бытие.

любовь как обладание –характерен для общества потребления, где действует принцип все на продажу Любовь выступает своеобразным денежным эквивалентом обмена услугами и товарами (я тебя люблю, а ты мне за это...), становится предметом купли и продажи.

любовь как бытие–творческая, активная любовь, обеспечивающая условия для личностного роста обоих партнеров. Это зрелая, гармоничная форма любви. Важнейшими характеристиками существования бытийной любви, согласно Фромму, являются сохранение целостной индивидуальности партнеров и продуктивная личностная направленность.

Любовь–это процесс активного творчества, поэтому, считает Мэй, любовь и воля –неразделимы. Любовь —это личностный свободный выбор, осуществление любви требует участия воли.

К. Роджерс - любви как процессе общения и установления отношений, вводя требование внутренней честности личности в отношении своего внутреннего мира, исключающей самообвинение и самозащиту, честная, искренняя, безоценочная, лишенная попыток манипулирования партнером является основой семейного общения.

Родительская любовь

Эмоциональная сторона ДРО предопределяет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала.природа детской и родительской любви оказывается различной.

Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви (Э. Фромм),

Разделяют материнская или отцовская любовь.

Принятие- аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности.

Эмоциональная близость - определяет аффективный знак отношения (симпатия –антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком.

теория привязанности Дж. Боулби является общепризнанной и наиболее авторитетной в исследовании феномена любви ребенка к родителю.

закономерности развития познавательной деятельности и умственного развития ребенка в зависимости от особенностей детско-родительского взаимодействия.

Любовь к ребенку–эмоциональная близость и взаимопонимание –не является врожденной способностью матери и отца. Способность его любить формируется в практике родительства, в процессе совместной деятельности и общения с ребенком.

эмоционального отношения родителя к ребенку несколько вариантов отношений

•Безусловное эмоциональное принятие ребенка

• Условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка

•Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств).

•Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия).

• Скрытое эмоциональное отвержение

• Открытое эмоциональное отвержение ребенка.

Спиваковская, основываясь на трехмерной модели любви, предлагает оригинальную типологию любви родительской.тремя измерениями чувства любви в рамках данной модели выступают: симпатия/антипатия; уважение/презрение и близость – дальность.

Наши рекомендации