Всеми силами – УЧИТЕ детей – СЕРЬЕЗНОМУ отношению к жизни, ибо жизнь – НЕ ТЕРПИТ легкомысленного к себе отношения и сурово -- НАКАЗЫВАЕТ за это.

НЕДОСТОЙНО ПРИЧАСТИТЬСЯ -- ЭТО ГРЕХ.

Священник Валерий Духанин.


Бедствие для души -- ДОЛГО не причащаться Святых Таин: душа НАЧИНАЕТ -- смердеть страстями и грехами, сила которых возрастает по мере того, как долго мы НЕ ПРИСТУПАЕМ -- к Таинству Причастия. Святой праведный Иоанн Кронштадтский


Однажды преподобный Макарий Александрийский сподобился видения во время приобщения братии Святых Таин. Когда некоторые простирали руки для принятия Святых Даров, бесы, опередив священника, КЛАЛИ им в руки -- уголья, между тем, как Тело Христово возносилось -- обратно к алтарю.


Когда же достойные из причастников приступали -- к принятию Причастия, злые духи – ОТСТУПАЛИ от них и далеко убегали с великим ужасом. Преподобный Макарий, также увидел, что Ангел Господень предстоял алтарю и вместе с рукой священника простирал свою руку и участвовал в преподании Святых Таин.


Подобные видения давались святым угодникам неоднократно. Таковым даром обладал преподобный Евфимий Великий. Он прозревал внутренние движения души другого человека – добрые и злые.

Когда, братия его обители причащались -- Святых Таин Христовых, он видел, кто с какой душой причащается. Одних, которые приступали ДОСТОЙНО, он видел -- просвещающимися, с сияющими лицами, а других – так, как они дерзали приступать НЕДОСТОЙНО – помрачившимися, с темными лицами -- как бы умерших.


Что же значит достойно или недостойно причаститься Святых Таин? Как вообще относиться к этому? И способны ли мы хоть что-то делать в этом отношении?


Достоинство или недостоинство причастника -- определяется вовсе не мерой его “святости”, а мерой и глубиной -- РАСКАЯНИЯ в своих грехах и мерой видения себя -- как недостойного грешника.


«Я пришел призвать -- не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9: 13), – говорил Христос.

Поэтому, к Чаше пусть идет тот, кто СОЗНАЕТ -- себя грешником. А кто считает сам -- себя ПРАВЕДНЫМ, хорошим, безгрешным -- тому причащаться – НЕЛЬЗЯ.


В то же время большой ошибкой будет считать: раз я грешник, то и пойду к Святой Чаше без какого-либо исправления себя. Покаяние – не просто сожаление: «Зря я так поступил». Подлинное покаяние – это преображение души и, значит, ИСПРАВЛЕНИЕ -- допущенных ошибок и своей жизни.


В случае нерадивого отношения -- к Таинству, приготовления к нему -- как попало, участие в Причащении не принесет душе -- просвещения, мира и радости. Напротив, в такой душе ПОСЕЛЯТСЯ -- тьма и холод, и мы добавим к своим грехам еще один тяжкий грех – неблагоговейное и дерзкое отношение к Святыне.

У праведного Иоанна Кронштадтского есть такие слова: «После НЕДОСТОЙНОГО -- причащения Святых Таин, случается, ВХОДИТ -- в людей сатана». Как же это так? Человек приобщается в Таинстве Евхаристии Христу – и вдруг становится общником -- темной силы? А всё дело в том, что принятие Христа в причастии -- связано с соответствующим отношением -- ко Христу и к Его Таинству.

Если в душе НЕТ -- благоговения, веры и настоящего -- Покаяния, то такое причащение будет -- во осуждение и ПОГИБЕЛЬ души. Поэтому, такое причащение сравнивается с предательским -- поцелуем Иуды.


В молитве, которую произносит священник по вынесении Чаши для причащения людей, есть такие слова: «Ни лобзания Ти дам яко Иуда». Конечно, все мы отмежевываем себя от предателя Господа. Куда приятнее сравнивать себя с благоразумным разбойником: он жил грешно, но спасся, а Иуда был учеником Господа и погиб.

Но ведь, всякий СКРЫТЫЙ и нераскаянный грех, лицемерное демонстрирование себя учеником Христовым перед другими с нераскаянной душой, с затаившимися -- злобой, завистью, ложью, гордым пренебрежением ближними -- уподобляет нас Иуде.


Вот, что писал преподобный Симеон Новый Богослов: «Как некогда Иуда-предатель, приняв Хлеб от Христа недостойно, съел его как часть -- обыкновенного хлеба, и потому, сатана ВОШЕЛ -- в него тотчас и предателем Христа соделал, воспользовавшись им, как слугой и рабом и исполнителем -- своей злой воли, так случается в неведении и с теми, которые НЕДОСТОЙНО, дерзко и самонадеянно прикасаются -- к Божественным Тайнам».


Недостойно причащаются -- при НЕВЕРИИ в Таинство, при НЕРАСКАЯННОСТИ -- грехов и при гордыне, когда испытывают чувство брезгливости – причащаться из одной ложки со всеми.


Недостойное причащение Святых Христовых Таин точно бывает в трех случаях:


1. Неверие -- в Таинство, когда, например, думают, что мы причащаемся не истинным Телу и Крови Христовым, а просто -- освященному хлебу в воспоминание Тайной вечери;


2. Нераскаянность -- грехов, когда дерзают приступать к Чаше, не очистив душу -- покаянием и исповедью;


3. Гордыня, при которой мнят себя -- безгрешными или ТЕРЯЮТ -- благоговение перед Святыми Дарами. Причащаются с равнодушной душой, как бы исполняя – некий обряд, причастия – ради причастия.


Впрочем, преподобный Симеон Новый Богослов приводил более подробную классификацию: «Подобает нам знать, что есть пять классов людей, которым святые отцы ЗАПРЕЩАЮТ -- приступать к Святому Причастию.

Наши рекомендации