Формирование позитивного отношения к семейной психотерапии

Участие в семейной психотерапии ставит перед членами семьи нелегкие задачи. Во-первых, организационные: необходимо найти время и возможности для ее проведения. Психотерапия, как правило, проводится после работы, т.е. в вечернее время, когда могут присутствовать все члены семьи. Перед каждым занятием членам семьи приходится преодолевать накопившуюся за день усталость и желание провести время в соответствии со своими личными планами. Во-вторых, задачи эмоциональные. Участие в семейной терапии (особенно в самом начале) с неизбежностью порождает чувство неуверенности, неопределенности, сопротивления и нежелания раскрывать некоторые, далеко не самые приятные, стороны жизни своей семьи. Происходит актуализация семейной неудовлетворенности, конфликтных взаимоотношений. Семейная психотерапия с неизбежностью «ворошит» сложившиеся взаимоотношения, и это может стать еще одним источником неприятных переживаний. Наконец, перед членами семьи возникают задачи интеллектуальные. Вместо получения готовых советов членам семьи приходится участвовать в совместных обсуждениях, выполнять специальные упражнения и задания, рекомендованные специалистом, и т.д. В силу всех этих обстоятельств семейная психотерапия может быть успешной только в том случае, когда у всех членов семьи имеется сильная и устойчивая мотивация к участию в ней.

Организация таких мотивов в психотерапии взаимосвязана с проведением первого занятия. Первое занятие (встреча, сеанс) является определяющим с точки зрения трудности проблем, с которыми сталкивается профессиональный психолог. Именно в ходе первой встречи у члена семьи, который обратился с запросом о помощи в налаживании внутрисемейных отношений, возникает определенное представление о семейной психотерапии. Это представление в значительной мере определяет, будет ли он участвовать в ней в дальнейшем и появится ли у него желание организовать других членов семьи на совместную работу по коррекции межличностных отношений в семье.

Обычно на первую встречу к психологу приходит отдельный член семьи, который больше всего обеспокоен возникшими в ней проблемами и в первую очередь заинтересован в их продуктивном разрешении. Именно с него начинается работа по коррекции взаимоотношений в семье и по привлечению к семейной психотерапии остальных членов семейной группы.

Члену семьи, обратившемуся первым, предстоит за весьма короткий срок (примерно часовая беседа) проделать достаточно длинный путь. Обычно он приходит на эту встречу, как правило, с установкой на конкретную директивную помощь, рассчитывая получить квалифицированный совет или задание сделать что-то конкретное. Он не ожидает подробных расспросов о своей семейной жизни и нередко видит в предстоящей встрече шанс переложить свою проблему на плечи психолога. В действительности же в обмен на надежду в будущем избавиться от семейной проблемы (проблем) психолог ставит перед членом семьи большое количество новых проблем, которые помогут успешно разрешить ту, по поводу которой он обратился (где найти время для совместной работы, как привлечь других членов семьи и др.). В этой обстановке психолог должен помочь ему в короткий срок перейти к пониманию необходимости серьезной, глубокой и длительной работы, активности, личной ответственности каждого члена семьи за успех предстоящей психотерапии.

Проблема привлечения других членов семьи по-разному решается разными психотерапевтами. Присутствие всех членов семьи нередко рассматривается как необходимое предварительное условие для того, чтобы психолог вообще взялся за помощь членам семьи, потому что без их желания и активного участия решение возникших психологических проблем становится попросту невозможным.

Наши рекомендации