Проблема социально-психологической адаптации в трудах отечественных и зарубежных авторов
Понятие «адаптация» (от лат слова adapto - приспособляю) по мнению Р.С. Немова имеет несколько значений: во-первых, это понятие характеризует процесс постепенного изменения, приспособления физиологических процессов, происходящих в органах чувств человека, к особенностям физических стимулов, воздействующих на органы чувств в данный момент времени, например, глаза человека – к яркости света, уха – к интенсивности звука; во-вторых, под адаптацией он понимал процесс приспособления психологических особенностей (например, эмоционального настроя, состояния и др.), а также поведения человека к социальным условиям, социальной ситуации, в которой он в данный момент оказался. В когнитивной психологии, ориентированной на операциональную теорию интеллекта Ж. Пиаже, адаптация – один из главных процессов интеллектуального развития, направленный на то, чтобы человек мог эффективно решать задачи, которые перед ним ставит окружающая обстановка. В этом понимании адаптация включает в себя два взаимно дополняющих вида интеллектуальной активности: ассимиляцию и аккомодацию. []
По мнению А.В. Петровского, личность имеет стремление к внутренней цели, которое заставляет человека проявлять активность. Эта внутренняя цель раскрывается в понятии адаптивной направленности психологических процессов и поведенческих актов, которая включает в себя процессы приспособления индивида к природной и социальной среде, процессы самоприсобления (саморегуляции, подчинение высших интересов низшим) и другие. В зависимости от трактовки целей жизнедеятельности личности выделяют следующие варианты направленности адаптации:
· гомеостатический вариант - адаптивный исход состоит в достижении равновесия;
· гедонистический вариант - адаптивный исход состоит в наслаждении, в избегании страданий;
· прагматический вариант - адаптивный исход состоит в практической пользе, успехе. []
Cуществуют различия в трактовке термина «адаптация» в зависимости от предмета исследованияв в процессе изучения различных наук.
Научные взгляды приверженцев первого направления основаны на теории эволюционного развития и обосновании физиологической адаптации. И.П. Павловым было отмечено, что психологическое состояние человека, возникающие в ходе адаптации при изменении обычного образа, имеют своё физиологическое основание. []
Специалисты, работающие в социологическом направлении, утверждают, что биологическое, физиологическое, психологическое и социальное развитие человека взаимосвязаны и взаимообусловлены. Также они подчёркивают важность выбора действий самого индивида и его связь с социальной практикой. Нашедшие своё отражение в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, К.А.Абульхановой-Славской, Б.Ф.Ломова, А.В.Петровского и других, эти положения позволяют раскрыть сущность процесса адаптации как выражения единства взаимодействующих сторон – человека и социальной среды, где в основе единства лежит принцип активности.[??]
По мнению Н.А. Свиридова социальная адаптация «представляет, в отличие от биологической адаптации, единство приспособительной и преобразовательной деятельности. При чем, решающее значение имеет последняя. Для личности социальная адаптация носит парадоксальный характер: она разворачивается как гибко организованная в новых условиях поисковая активность, выход индивида за пределы готовой конечной формы. []
Говоря о проблеме адаптации человека необходимо учитывать, что это не только многосторонность адаптивных механизмов человеческого организма, но различные особенности адаптации можно изучить в методологических подходах и непосредственной трактовке понятия «адаптации». И.П. Павлов отмечал, что психологическое состояние человека и отрицательные эмоции, которое он испытывает возникают в ходе адаптационных процессов при изменении обычного образа жизни при прекращении обыденных занятий.
Субъективное благополучие выступает регулятором социально-психологической адаптации личности. Изучение адаптации с точки зрения психологии даёт возможность приступить к разработке технологий, позволяющих обеспечить стойкие изменения качеств личности, изучить её в контексте социальных связей и взаимоотношений, в необходимости определения социально-психологических личностных детерминант субъективного благополучия. []
Особенности структурного строения субъективного благополучия тесно связанны с определенными (преднамеренными) внутренними изменениями и внешним поведением человека. []
Широкий спектр факторов субъективного благополучия изучался Л.В. Куликовым и его учениками, которые отмечали, что распад социальных связей в ситуации преодоления жизненных трудностей уменьшает ресурсы бихевиоральной сферы. Ситуацию стойких нарушений рефракции и последующее операционное лечение во многом можно соотнести с трудной жизненной ситуацией, где происходит изменение в сфере социальных контактов: велика вероятность формирования чувства одиночества, связанного с низкой остротой зрения и ограничением общения с окружающими, которое выступает центральным в группе факторов, связанных с переживанием внутреннего дискомфорта. С другой стороны, в исследованиях Л.В. Куликова показано, что недостаточно активная личностная позиция относительно своего соматического здоровья становится существенным фактором субъективного неблагополучия.
Получивший признание отечественных авторов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульхановой - Славской, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского и других отечественных исследователей идейный смысл процесса социально-психологической адаптации составляет процесс передачи целостности (состоятельности) индивида и окружающей его социальной среды. Перемены в жизни личности, спровоцированные научные прогрессом общества, а также врачебным вмешательством в соматическое здоровье, накладывают чёткий след на субъективную оценку человеком своей жизни.
Для личности социально-психологическая адаптация носит неоднозначный характер. Она раскрывается как своеобразная активность человека, позволяющая приспособиться к меняющимся условиям среды. Как считает Ю.А. Милославский, чем меньше находит в человеке личностной состоятельности, автономности, тем больше социальная адаптация приобретает форму модернизации к условиям социальной среды. []
Таким образом, можно судить о том, что процесс социально-психологической адаптации лиц имеющих рефракционные аномалии проявляется в отказе личности от ранее сложившегося определённого стиля поведения и приспособление к качественно новому восприятию окружающей действительности, что в большей степени оказывается влияние на оценку субъективного благополучия и сложившейся качественно новой ситуации жизни.