Теория музейной коммуникации и ее развитие в трудах зарубежных и отечественных исследователей.

Понятие «коммуникация» принадлежит к числу ключевых общенаучных понятий второй половины ХХ в. В музееведении оно является заимствованным. Это означает, что оно родилось вне рамок этой дисциплины и было перенесено в нее в конкретных исторических обстоятельствах. Чтобы определить значение данного понятия применительно к музейной действительности, необходимо описать ситуацию, в которой осуществляется такой перенос.

Первые серьезные научные исследования коммуникационных процессов начались в 20-30-е гг 20 века в рамках теории информации. Современный общенаучный коммуникационный подход имеет в основном два источника. Первый - это разработанная в 1949 г. К.Шенноном математическая теория связи, в которой были намечены основные элементы акта передачи информации: источник информации, передатчик, канал, приемник, адресат и шум. Вторым источником является концепция канадского философа М.Мак-Люэна, который в ряде работ, опубликованных в 1960-е гг., предложил рассматривать развитие человеческого общества как развитие средств коммуникации, включающих широкий круг разнообразных явлений - язык, дороги, деньги, печать, телевидение, компьютеры и т.д

Cоединение структурных представлений Шеннона и широкого гуманитарного взгляда Мак-Люэна привело к формированию коммуникационного подхода и его распространению в различных областях знания. В музееведении пионером разработки коммуникационных представлений стал Д.Камерон, предложивший рассматривать музей как особую коммуникационную систему. Модель выглядит так: Адресант (экспозиционер) – посредник (музейный предмет) – адресат ( посетитель). По его определению, музейная коммуникация представляет собой процесс общения посетителя с «реальными вещами», условиями которого является способность аудитории понимать «язык вещей» и способность создателей экспозиции выстраивать с помощью экспонатов невербальные пространственные «высказывания». Все это явилось основой концептуального подхода, рассматривающего процесс музейной коммуникации как процесс интерпретации.
После появления работ Камерона в музееведении начинается интенсивная разработка коммуникационной проблематики. Прежде всего, это выражается в смещении фокуса музееведческих исследований на изучение музейной аудитории. В 1970-е гг. в музеях получают распространение прикладные социологические и психологические исследования, нацеленные на обеспечение «обратной связи» в системах музейной коммуникации. Как показывают их результаты, восприятие посетителей часто не соответствует прогнозам и ожиданиям музейных работников (G.Hein, 1982). Это заставляет, расширяя границы коммуникационного подхода, по-новому интерпретировать проблемы профессиональной музейной деятельности. Характерной попыткой критики истории и современного состояния музейного дела «с позиций посетителя» является монография К.Хадсона.

В.Глузинский предлагает рассматривать музей как знаковую систему, наделяющую материальные вещи ценностными значениями (концепция «чистого музея»), и показывает, что в нем происходит перманентное конструирование «языка вещей», выражающего отношение человека к действительности.
Существует, например, точка зрения, что посетитель общается с работниками музея, а экспонаты служат предметом или средством этого общения (J.Knez, A.Wright, 1969). Другая концепция предполагает, что посетитель общается непосредственно с экспонатами (G.Osborne,1985; D.Weiler, 1983). Еще одна структурная модель исходит из представления, что посетитель общается в музее с представителями иных поколений или культур (J.Rohmeder, 1977; Х.Хелленкемпер, 1984; R.Hodge, U.D'Souza, 1979).

Впервые теория музейной коммуникации как блок теоретического музееведения была выделена в работах словацкого музееведа З. Странского, посвященных определению структуры музееведения. Странский отмечал, что через коммуникацию реализуются все итоги охранной и музейно-познавательной деятельности. В теории музейной коммуникации он различал демонстрационную, издательскую и общую коммуникацию. В отечественном музееведении признание получила именно концепция З. Странского. Предложенное им понимание структуры музееведения, развитое в последующих работах, позволило рассматривать торию музейной коммуникации как фундаментальную теорию музееведения.

В отечественной музееведческой литературе коммуникационная терминология появляется с середины 1970-х гг. Так, в 1974 г. Е.А.Розенблюм пишет о музее как о лаборатории, «в которой испытываются коммуникативные свойства вещей». Анализируя экспозиционную деятельность с точки зрения семиотики, Н.Николаева (1977) ставит вопрос о специфике экспозиционного языка, рассматривает музейные предметы и экспозиции как особые знаки и тексты, понимание которых составляет сущность посещения музея.

М. Б. Гнедовский в работах посвященных музейной коммуникации, выделил ряд подходов, с позиции которых оказывается возможным изучение музейной коммуникации. Музей рассматривается с точки зрения зрителя, а не музейного работника. Дукельский, Гнедовский определяют сущность данного подхода следующим образом: любое собрание предметов является осмысленным. Субъект, формирующий коллекцию, наделяет её смыслом. С другой стороны, существует также субъект воспринимающий. Если культурные установки данных субъектов близки, то между ними возможно взаимопонимание, что является элементарным актом музейной коммуникации. Для устранения возможных коммуникационных нарушений и достижения взаимопонимания необходим диалог, включающий в себя вербальное комментирование (экскурсии, аннотации) и пространственную визуальную организацию предметов.

С помощью музейной экспозиции осуществляется непосредственный контакт (как правило зрительный) между подлинными предметами и посетителями. Таким путем музей пытается пополнить их знания, воздействовать на мысли и чувства. В экспозиции музейные предметы выполняют функцию передачи инфо не только о самих себе, но и об исторических взаимосвязях, структурах, процессах. Важно направить теоретические усилия на исследование взаимосвязи между тем, что показывается в экспозиции, и тем как показывается, т.е. между содержанием и формой его подачи. Содержание и форма экспозиции воспринимается посетителем как единое целое. Поэтому они должны создаваться как единство.

По мысли Ю. Ромедера, музейная экспозиция, будучи основным средством музейной коммуникации, представляет собой систему смыслов, которые лежат за пределами смысла музейного предмета. Являющегося всего лишь знаком. Точный выбор приемов построения экспозиции (выбор объектов, контекст, корректность инфо) способствует наиболее эффективному контакту с посетителем поскольку теория коммуникации изначально обращалась к проблемам взаимодействия посетителя и музейного предмета, идеи Камерона нашли отражения в работах, посвященных отдельному каналу музейной коммуникации – экспозиции. Сам процесс передачи инфо в музее детерминирован не только сигналом и имеющимися в культуре кодами, представленными в экспозиционном пространстве, но и имеющимся у адресата информационным багажом, личным опытом, системой ценностей и т.д. экспозиция при подобном подходе становиться динамичной системой, постоянно продуцирующей и передающей новые смыслы. Посетитель, таким образом, выступает как активный создатель смыслов. Область взаимного наложения массивов смыслов является областью средних значений. Чем шире область совпадения смыслов. Заложенных музейными работниками и смыслов сконструированных посетителем, тем более успешной может быть признана коммуникация.

Значение теории коммуникации для интерпретации культурного и природного наследия в музее. Современные представления о формах музейной коммуникации. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблемы музейной коммуникации.

В первой модели передача сообщения осуществляется линейным путем: отправитель – средство коммуникации – получатель (Д. Камерон). При этом заложенное музейным сотрудником значение предмета является равнозначным при кодификации его посетителем. Вторая модель, линейно-круговая (Р. Майлз), в процесс перекодировки и расшифровки музейного сообщения добавляет интерпретацию как форму публичного участия. Повторное формулирование значения музейного сообщения происходит в процессе получения обратной связи, где действия посетителя отражают его интерпретацию. Интерактивная модель восходит к практике Э. Хуппер-Гринхилл. Учитывая культурные отличия (восприятие, память и логическое мышление) в выставочном пространстве должно происходить взаимодействие (диалог) значений приписываемых музеем и публикой, основанное на изучении повседневной жизни (различных культурных контекстов), где не может быть единственно верной точки зрения на проблему. по мнению А. Хупер-Гринхилл, в экспозиции музея как знаковой системе культурные значения не передаются адресантом адресату, а конструируются самим адресатом, использующим для этого конкретный контекст и свой опыт, знания, ценности

Посредничество как основа музейной коммуникации ищет свои основания в повседневной жизни людей. Иисус Мартин-Барберо (Jesus Martin-Barbero) предлагает изучать повседневную жизнь людей, их культурные контексты, которые определяют их восприятие музейного предмета. Лауро Завала (Lauro Zavala) призывает сделать посещение музея частью повседневного опыта человека через разнообразие коммуникативных и творческих стратегий, осуществляемых с помощью образования. Применяемые методы должны формировать у посетителя ощущение, что с помощью музея можно получить правдивую картину мира. Таким образом, современная теория музейной коммуникации подчеркивает диалогическую логику построения языка выставки, её ясность для критического прочтения со стороны общественности без категоричных положений и закрытости к новым мнениям.

Влияние теории коммуникации на развитие экспозиционной и образовательно-рекреационной деятельности музеев и учреждений музейного типа.

посетитель в музейной экспозиции является активным создателем смыслов. А любой современный музей стремится к усилению диалога (взаимодействия) экспозиции с посетителем, чтобы как можно полнее выявить многослойное содержание экспозиции перед ее реципиентом. С другой стороны, сам воспринимающий определенным образом воздействует на экспозицию. В конечном итоге перед каждым приходящим в музей предстает своя, отличная от других по своему содержанию, экспозиция. На восприятие накладывается также настроение человека, его окружение и многие другие привходящие обстоятельства.

Наши рекомендации